Тема: «Поздняя Осень»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Ваганова Ольга Павловна

Рассматривание детских работ, нарисованных за осенний период, на темы: «Золотая осень», «Осенний лес», «Дары осени», «Осенний ковер», «Поздняя осень».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozdnyaya_osen.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

#Департамент Образования города Москвы

Западное Окружное Управление Образования

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение дополнительно образования

Города Москвы ЦПМСС «Живые Потоки»

План-конспект открытого занятия в старшей группе

Тема:  «Поздняя  Осень»

                                                                      Воспитатель Ваганова О.П.

Москва 2015

Цель. Развить у детей творчество, фантазию и эстетический вкус.

Программные задачи:

·        Учить рисовать в технике «печатанья листьями на бумаге», передавая мягкие и плавные очертания листьев;

·        Формировать умение самостоятельно выбирать содержание своего рисунка, отображать впечатления и представления об осени.

·        Формировать потребность из индивидуальных работ составлять общий рисунок, умение оценивать свои работы;

·        Воспитывать любовь к различным видам искусства.

Методы и приемы:

·        Словесный метод ( художественное слово, стихи. песни)

·        Наглядный метод (иллюстрации и картинки об осени)

·        Наглядно –практический (напоминание, показ, вопросы, указания, советы)

·        Игровой прием (дидактичекая игра, физминутка)

·        Игровой прием (дидактичекая игра, физминутка)

·        Прием эмоциональной заинтересованности (показ шкатулка)

·        Анализ индивидуальной и коллективной работы детей (анализ работы товарища, самоанализ, педагогическая оценка).

Оборудование:

·        Альбомные листы различной формы, краски - гуашь, акварель, кисть, листья разных деревьев, цветов; салфетки.

·        Аудиозапись «голос Осени», «Звуки природы». Музыкальное произведение Вивальди, П.И.Чайковского «Времена года – осень».

·        Ширма или панно для вывешивания работ.

Предварительная работа:

·        Чтение стихов: А.Толстого «Осень», И.Бунин «Осень», А.С.Пушкин «Унылая пора!»; разучивание песен: «Листопад», «Осенняя песнь».

·        Рассматривание картин и иллюстраций об осени.

·        Рассматривание детских работ, нарисованных за осенний период, на темы: «Золотая осень», «Осенний лес», «Дары осени», «Осенний ковер», «Поздняя осень».

·        Наблюдения на прогулке, сбор гербария.

·        Экологические занятия и игры по теме: «Осень».

·        Игровой прием (дидактичекая игра, физминутка)

·        Прием эмоциональной заинтересованности (показ шкатулка)

·        Анализ индивидуальной и коллективной работы детей (анализ работы товарища, самоанализ, педагогическая оценка).

Словарная работа:

·        Закрепление в речи детей стихотворений, песен.

Ход занятия:

Группа украшена осенними листьями, в вазах букеты с засушенными листьями, экибана  и т.д. Дети сидят полукругом.

Воспитатель входит в группу со шкатулкой и интересуется у детей:

-Ребята, чья это шкатулка?

Дети подходят, рассматривают шкатулку, воспитатель предлагает открыть её и посмотреть, что в ней. В шкатулке находятся иллюстрации осени.

-Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте её:

Долго трудились разноцветные краски, 
Природа вышла красивой как в сказке! 
Вся разноцветная – вот красота! 
Вы посмотрите, какие цвета! 
Отгадать загадку просим, 
Кто художник этот? 

Дети: Осень!

Дети вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации осени.

Воспитатель: Ребята, а какую осень мы знаем?

Дети: Раннюю и позднюю.

Воспитатель: А как мы называем раннюю осень?

Дети: Золотой.

Воспитатель: А как называется поздняя осень?

Дети: Серебряная.

Воспитатель: Правильно ребята. Сегодня последний день осени, а на улице уже давно лежит снег, листья облетели с деревьев, звери спрятались по своим «домам».

Воспитатель беседует с детьми, задаёт наводящие вопросы, обобщает ответы детей.

(Воспитатель читает отрывок А.С.Пушкина).

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

(Запись включается) Входит осень

Воспитатель: А вот и красавица-осень в гости к нам пришла! 
Осень. Вы обо мне, а вот и я, 
Привет осенний вам друзья! 
Не виделись мы целый год! 

За летом следом мой черёд!

А вот подарки из моей корзины. Я много их для вас припасла.

Осень: Листопад, листопад, 
Листья по ветру летят, 
Кленовые, берёзовые, дубовые…

II. Игра :  «С какого дерева листок»

На столе с краю листочки, а с другой стороны рисунки деревьев. По 3-4 ребенка входят и находят, с какого дерева листок. Показывает и листок, и дерево и говорит название дерева (это березовый листок, это дерево – береза).

Физ. минутка: игра «Мы осенние листочки».

Ребята хором вместе с воспитателем говорят слова и движения:

Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки.

Мы на веточках сидели.

Ветер дунул – полетели.


Мы летели, мы летели,

А потом лететь устали!

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

Дети стоят кружком с листочками в руках.

Дети разбегаются.



Дети бегают, размахивают листочками.

Приседают на корточки,

поднимают листочки над головой.



Разбегаются, помахивая, листочками

Подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут.

Осень: Молодцы ребята! Дело в том, что я пришла с вами попрощаться. Сегодня мой последний день, а завтра уже в свои права вступает зима(грустно).

.Воспитатель: С каким настроением говорила с нами осень?

Дети: Грустным, печальным.

Воспитатель: А, давайте мы её порадуем. Ведь мы сможем сделать для неё подарок, тем более мы уже очень много с вами знаем об осени. Как мы можем её порадовать?

Дети: спеть песню, прочитать стихи и т.д.

Воспитатель: Теперь ребята вы прочитайте стихи об осени, которые мы вместе разучивали на занятиях.

Ребёнок: Осень красит золотом 
Рощи и леса, 
Слышатся прощальные 
Птичьи голоса. 
Ребёнок: Алые и жёлтые 
Ветер листья рвет, 
Кружит, кружит в воздухе 
Пёстрый хоровод. 
Ребёнок: Солнышко лишь выглянет, 
Спрячется опять. 
Долго лето красное -
Будем вспоминать. 
Ребёнок: Деревья все осенним днём 
Красивые такие! 
Сейчас мы песенку споём, 

Про листья золотые

Воспитатель: Ребята, давайте мы споем осени песню, пусть она послушает и у неё поднимется настроение.

(Воспитатель включает аудиозапись музыки к песне)

Исполняется песня «Осенняя песнь».

Воспитатель: Осень чудная пора. Она вдохновляет художников писать картины, поэты сочиняют стихи, а музыканты сочиняют музыку. Давайте одно из таких произведений мы послушаем.

- А давайте мы сейчас с вами превратимся в маленьких художников, нарисуем картины золотой осени, то есть мы будем рисовать сегодня листопад, но рисовать мы будем сегодня необычным способом: листьями и это будет нашим подарком для осени.

III .Дети садятся за столы, где все готово (краски, кисточки, альбомные листы и тарелки с сухими листочками).

Воспитатель: Ребята, нравятся вам цветные листочки? Любители вы их собирать? Что вы с ними делаете? Ответы детей. А сейчас мы с вами из листочков будем рисовать картинe осени.

Порядок работы:

- Соберем различные опавшие листья, намажем каждый гуашью со стороны прожилок. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим ещё один отпечаток, и т.д.

(Бумага заранее разложена на столе). Дети проходят со своими листочками на приготовленные места.

Включается записи «Времена года – осень» П.И.Чайковского.

Воспитатель напоминает и показывает, как правильн

но намазывать листья и прикладывать к бумаге, как нужно сидеть за столом. Так же побуждает детей вносить в рисунок дополнения.

По мере того, как дети будут заканчивать работы, они вместе с воспитателем размещают их на столе. ( Пока работы сохнут, воспитатель вместе с детьми проводит анализ работ).

- Посмотрите на свои работы, какие они у вас получились красивые. Какую осень мы с вами нарисовали раннюю или позднюю? ( Ответы детей).

- Как вы думаете понравиться ваши работы осени?

(Включается аудиозапись) .

Осень: Большое спасибо вам ребята за чудесный подарок. И теперь мне совсем не грустно уходить, До свидания ребята! До следующего года!