Проект работы отряда «Юные экологи»
проект на тему

Сабирзянова Ландыш Анваровна

Исследовательская работа в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_makulatura_-_kopiya.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

                           МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

                                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                        «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №86»

                          НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПОЛЬНОГО РАЙОНА

                                               РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                                   

                 

                      Проект работы отряда    

              «Юные экологи»

                           

                                                                                           Составили: воспитатель

                                                                              Сабирзянова Л.А.

                                                                             

                                      Республика Татарстан

                                        город  Нижнекамск

                                                2015 год

Проект характеризуется особой полнотой разнообразием экологически направленной деятельности, вовлеченностью всех участников в процессе , не традиционностью форм взаимодействия детей и взрослых.

Содержание работы отряда  «Юные экологи» условно объединяет направления: биоэкология, социальная экология, количество мероприятий и их продолжительность не регламентированы.

Цель: Стимулировать творческую активность родителей.

Актуальность проекта заключается в том, что, проанализировав содержимое ежедневно выбрасываемого сотрудниками детского сада мусора, мы пришли к выводу, что основная его часть – это бумажные отходы, полученные в результате детской и взрослой деятельности (обрезки бумаги, фантики, различные черновики и прочее). В настоящее время традиция сбора макулатуры практически утеряна, поэтому мы решили озвучить эту проблему на уровне детского сада - как среди детей старшего дошкольного возраста, семей наших воспитанников так и среди сотрудников ДОУ. К тому же наше дошкольное учреждение осуществляет приоритетное направление – экологическое образование дошкольников и нашей задачей является повышение уровня экологической культуры всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении (дети, родители, коллектив детского сада). Экологически воспитанная личность характеризуется экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, природоохранным отношением. Мы решили поднять и озвучить проблему расточительного отношения к природным ресурсам на уровне семьи, дошкольного учреждения. Проект отряда «Юные экологи» предназначен для дошкольников старшего возраста.

Задачи:

-Создавать экологически благоприятную среду  на территории ДОУ для реализации природного направления;                                                                     – Организовать практическую природно-охранную деятельность детей и родителей;                                                                                                                   - Воспитывать у детей внимательнее, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края;                                                                           - Формировать у детей понятие о том, что в природе всё взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь – не загрязнять природу;             - Содействовать творческой деятельности отряд «юный эколог» группового характера.

План работы.

1.Ярмарка родительских идей.

Предлагается домашнее задание: заполнить карточку, в которой фамилия, имя, отчество, что такое макулатура, чистота и экология города.

- Вы готовы собрать макулатуру?

- Ваша идея?

2. Экопроект «Дерево моего ребенка»

- Увеличить численность деревьев на территории ДОУ.

Родители собирают информацию о дереве своего ребенка-иллюстрации, стихи. Дети рисуют дерево. Итог «Экопроекта» посадка « Аллея группы»- выставка рисунков.

3. День открытых дверей. Конкурс «Сбор макулатуры- сохрани дерево»

4. Рейдовая проверка сбора макулатуры в специальные контейнеры.

Самым главным мероприятием стала трехдневная акция«Собери макулатуру - спаси дерево»по сбору макулатуры. Участниками акции стали родители,дети, члены коллектива. Нами собрано 450 кг макулатуры, а значит мы спасли почти 8 деревьев! А если эту акцию сделать регулярной? А если к участию к ней привлечь друзей, соседей…

                    Мы узнали, что экономия или переработка тонны бумаги позволяет спасти 17 деревьев, 2600 литров воды, 3 кубических метра земли, 240 литров горючего, 4000 кВт/ч электричества. В этот день мы постарались максимально уменьшить количество используемой бумаги, как в группах, так и в делопроизводстве ДОУ.

Цикл бесед с детьми старшего дошкольного возраста на темы: «История рождения бумаги», «Лес – наше богатство», «Кто живет на дереве?». Дети узнали, какую пользу приносят деревья для человека и животных, какова роль лесов в сохранении состава и чистоты воздуха. Открытием для детей стала информация о том, что деревья – самые долго живущие растения на планете.

Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных

Дерево - прекрасный объект для наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами. Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом.

Социологический опрос на тему «Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья?»

Цель опроса: выявление  осведомленности детей и родителей об  использовании вторичного бумажного сырья (макулатуры).

Семьям было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Как известно, бумагу получают из древесины, запасов которой с каждым годом становится всё меньше и меньше, а потребность бумаги возрастает. Какое решение данной проблемы вы можете предложить?

2. Известно ли вам, для производства чего используют макулатуру?

3. Считаете ли вы необходимым участие в сборе макулатуры?

В результате социологического опроса, проведённого среди родителей нашего дошкольного образовательного учреждения, выяснилось, что большинство семей осознают необходимость личного вклада в дело  сохранения лесных богатств  и готовы принимать активное участие в сборе и сдаче макулатуры.

Анализ социологического опроса.

В опросе приняло участие 46 человека (родители, бабушки и дедушки)

В результате проведенного опроса  выяснилась, что 71% знают, как сохранить запасы древесины. Для решения этой проблемы семьи предложили провести сбор макулатуры.  29 % не знают,  как решить проблему сохранности лесов.

О  вторичном использовании бумажного сырья:

- знают  - 62 %,

- не знают  – 38 %.

27 человек дали 3 варианта ответа, 10 человек – 2 варианта, 15 человек – 1 вариант. Итого 136 вариантов.

Считают, что макулатура используется для производства:

- газет - 28,6 %;

- туалетной бумаги и салфеток  - 31,6 %;

- обоев - 8 %;

- книг – 7,3 %;

- коробок – 24 %.

76% считают, что сбор макулатуры необходим; 17% не считают нужным участвовать в сборе и сдаче макулатуры; 7% затрудняются ответить.

В результате социологического опроса, проведённого среди родителей нашего дошкольного образовательного учреждения, выяснилось, что большинство семей осознают необходимость личного вклада в дело  сохранения лесных богатств  и готовы принимать активное участие в сборе и сдаче макулатуры.

Учитывая, что использованная бумага может перерабатываться, сохраняя при этом некоторые свойства,  мы предлагаем:

- шире  вести разъяснительную работу среди детей дошкольного и школьного возраста по сбору и сдаче макулатуры на темы: «Отходы в доходы», «Книжке – вторую жизнь»;

- улучшить работу пунктов приёма макулатуры.

Учитывая, что использованная бумага может перерабатываться, сохраняя при этом некоторые свойства,  мы предлагаем:

- шире  вести разъяснительную работу среди детей дошкольного и школьного возраста по сбору и сдаче макулатуры на темы: «Отходы в доходы», «Книжке – вторую жизнь»;

- улучшить работу пунктов приёма макулатуры.

Мы считаем, что использование вторичного бумажного сырья в масштабах целого государства и отдельных регионов позволяет сохранить лесные ресурсы.

Надо помнить, что  лес - это сокровище, которое подарила нам мать-природа и что лес нужно беречь, охранять и  всеми силами пытаться спасти.

Наша задача воспитать поколение, готовое внести вклад в развитие своего родного края. Родителям предложили экологический проект « Дерево  моего ребенка»оно подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов в самой разнообразной форме.

Учитывая, что использованная бумага может перерабатываться, сохраняя при этом некоторые свойства,  мы предлагаем:

- шире  вести разъяснительную работу среди детей дошкольного и школьного возраста по сбору и сдаче макулатуры на темы: «Отходы в доходы», «Книжке – вторую жизнь»;

- улучшить работу пунктов приёма макулатуры.

Мы считаем, что использование вторичного бумажного сырья в масштабах целого государства и отдельных регионов позволяет сохранить лесные ресурсы.

Надо помнить, что  лес - это сокровище, которое подарила нам мать-природа и что лес нужно беречь, охранять и  всеми силами пытаться спасти.

                            КЛЕН

В густой синеве,

Апельсиново-ал,

Кленовый листок

Надо мною летал.

Я следом бегу:

Он, как будто дразня,

Куда-то манил

За собою меня.

Листок,

Утомившись кружить в вышине,

Доверчиво сел

На ладошку ко мне. (Г. Осинова)

Клен встречает самым первым

Осени приход.

Кружит в воздухе веселый

Листьев хоровод,

Землю быстро укрывает

Золотым ковром —

Пусть родная засыпает

Долгим зимним сном.

Клен легко отличить от других деревьев по большим узорным листьям с пятью острыми концами. Особенно красив клен осенью. Листочки на клене окрашиваются в разные цвета: желтый, красный, оранжевый, багряный, золотистый. Дерево преображается, становится таким нарядным, что глаз не отвести. Сложно удержаться и не собрать букет из листьев.

Весной клен пробуждается одним из первых. Как только начинает таять снег, корни клена впитывают влагу из земли и гонят ее по стволу к веткам. Если в это время сделать на дереве надрез, из него потечет сок. Кленовый сок сладкий, содержит 2–3 процента сахара.

В конце апреля клен начинает цвести. Цветочки у него малозаметные: мелкие, желтовато-зеленые, но у них сильный привлекательный запах. К тому же в это время не так много цветущих растений, поэтому пчелы и другие насекомые устремляются к клену, собирают сладкий нектар и опыляют растение.

Плоды клена похожи на маленькие пропеллеры. Осенью они отрываются от веток, и ветер разносит их по окрестностям.

Клен – дерево быстрорастущее. Молодые побеги, которые получают достаточно влаги, тепла и света, за год подрастают примерно на метр.Древесина у клена белая, с красно-бурым или желтоватым оттенком. Она прекрасно строгается и сохраняет форму. Древесину клена можно легко гнуть, поэтому с давних времен ее использовали для изготовления музыкальных инструментов. Еще в IX веке славяне делали из клена гусли. В Средние века клен стал широко применяться в изготовлении струнных, смычковых и других музыкальных инструментов. Сейчас из клена изготавливают звонкие скрипки, гитары. А еще из клена изготавливают лыжи, быстрые и легкие.

                            ЛИПА

                   

Выросла я, липка,

Тоненькой и гибкой —

Не ломай меня!

Медоносным цветом

Зацвету я летом —

Береги меня.

В полдень подо мною

Спрячешься от зноя —

Вырасти меня.

Я тебя листвою от дождя укрою —

Поливай меня.

Вместе, друг мой милый,

Наберемся силы —

Ты люби меня.

А дождешься срока,

Выйдешь в мир широкий —

Не забудь меня! (П. Воронько)

Липа – стройное дерево с густой кроной. В жаркий летний день в ее тени всегда прохладно, поэтому липу сажали в парках старинных дворянских усадеб.

В отличие от многих деревьев липа цветет довольно поздно – в конце июня – начале июля. Цветочки у нее желтовато-белые, собраны в небольшие гроздья. Выглядят они малопривлекательно, зато выделяют большое количество нектара. Липа – лучший медонос. Пчелы целыми днями летают вокруг нее, собирая сладкий нектар.

За день цветок липы выделяет 2–3 миллиграмма нектара. В липовом меде много полезных веществ. Обладают целебными свойствами и цветки липы. Липовый чай пьют при простудах.

Зимой липа привлекает соек, дятлов, белок – липовые плоды остаются зимовать на дереве. Вот и спешат лесные обитатели полакомиться.

Липа – хорошая соседка для других деревьев. Под липой никогда не бывает старых опавших листьев, они быстро перегнивают и возвращают в почву питательные вещества, в том числе необходимый растениям кальций.

Древесина у липы – однотонная белая, без оттенков, и мягкая. Издавна из нее вырезали наличники для окон, делали резную кухонную посуду, игрушки, музыкальные инструменты.

Из коры молодых лип раньше драли лыко, из которого плели лапти.

ЗАГАДКА

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают:

Шкурку тонкую снимают. (Липа)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Сосна кормит, липа одевает.

                          СОСНА

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Сосны – деревья стройные, высокие, с красивыми золотистыми стволами. Нижние сучья на соснах быстро отмирают, так как питательные вещества в нижней части деревьев расходуются быстрее, чем накапливаются в процессе фотосинтеза. Поэтому сосновый лес напоминает светлый храм с величественными колоннами. Жители Северной Европы создали много сказок об этом дереве. На Востоке считают, что сосны отводят беду и приносят счастье. Находиться в сосновом бору не только приятно, но и полезно. Воздух там всегда чистый. Сосны выделяют эфирные масла, которые убивают микробов.

Круглый год: и зимой, и летом сосна остается зеленой. Иголки на ней сменяются не все сразу, а постепенно: одни иголочки опадают, на их месте вырастают новые. Сосновые иглы длиннее еловых, прикрепляются к ветке по две хвоинки вместе.

Сосны – растения светолюбивые, любят простор и солнце. Посмотришь на сосновый бор и кажется, что сосны так и тянутся вверх, поближе к солнышку.

Сосны можно встретить на песчаных почвах, на болотах, на скалах, среди расщелин. Они не капризны и могут приспосабливаться к разным условиям. Корни у сосны мощные, большие. На песчаных почвах корни устремляются вниз, добывая живительную влагу. На болотистых почвах они поджимаются, спасаясь от излишней влажности.

Сосны – самые древние деревья на нашей планете. Сосна обыкновенная, распространенная в средней полосе, растет 300–500 лет. В Северной Америке встречаются сосны-долгожители. В высокогорных районах Калифорнии растет сосна остистая. В 1955 году одну из таких сосен спилили. Оказалось, что ее возраст – 4900 лет. Она старше египетской пирамиды Хеопса. Сейчас все сосны-долгожители взяты под охрану государства. Среди них немало деревьев старше 4000 лет.

ЗАГАДКА

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке. (Сосна)

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Много шишек на соснах и елях – к доброму году: и рожь, и жито – все придет. На бурю сосна, если внимательно прислушаться, звенит, а дуб – стонет.

                       ИВА

                   

Сядем здесь у этой ивы.

Что за чудные извивы

На коре вокруг дупла!

А под ивой как красивы

Золотые переливы

Струй дрожащего стекла.

(А. Фет)

Возле речки у обрыва

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

(И. Токмакова)

Разные виды ивы получили в народе собственные, запоминающиеся названия: верба, ракита, ветла, чернотал, белотал.

Ива встречается повсюду: от пустынной полярной тундры до степной Средней Азии. На севере она достигает всего нескольких сантиметров, а на юге – это огромные 30-метровые деревья.

У ивы длинные корни, поэтому ее высаживают для закрепления сыпучих песков, укрепления берегов каналов, откосов, плотин, для создания лесополос. Очень красиво выглядят плакучие ивы, которые высаживают в парках и по берегам водоемов.

Если вы увидите дерево ивы, то знайте – где-то совсем рядом есть вода – пруд или речка. В старину люди искали воду с помощью ивового прутика. В каком месте дрогнет прутик, наклонится вниз – значит, глубоко в земле есть водоносный слой, здесь и надо колодец копать. Людей, которые с ивовым прутиком воду искали, прозвали лозоходцами.

Весной ива зацветает, и ее ветки покрываются сережками. Созревшие плоды раскрываются, выпуская на волю легкие, как пух, семена. Ветер разносит их далеко от родительского дерева.

Семена ивы обладают удивительной способностью. Упав на землю, они начинают прорастать уже через час! Через сутки семечко обзаводится хвостиком – корешком, а вверх поднимается стебелек.

Молодыми побегами ивы питаются многие животные. В тундре в зарослях ивняка кормятся олени, в лесной зоне – лоси. Ивовые прутья идут на плетение корзин и изготовление плетеной мебели. Из древесины ивы белой изготавливают различные поделки.

    ЗАГАДКА

Почки – серебряные,

Цветки – золоченые,

А кожа на ветке —

Красной расцветки. (Верба)

                         ТОПОЛЬ

                     

Тополь – это знают все —

Чемпион по росту.

И достать мою макушку

Вам совсем не просто,

Потому что я за лето

Вырастаю на два метра.

Тополь и в самом деле одно из самых быстрорастущих деревьев средней полосы. Он в короткие сроки достигает внушительных размеров. За год тополь вырастает на 1,5–2 метра. Это дерево неприхотливо и не требует особого ухода.

Тополь чаще других деревьев используют при озеленении улиц. Кроме быстрого роста, у него есть и другие преимущества. Это величественное стройное дерево с зеленовато-серым гладким стволом и густой кроной великолепно вписывается в ландшафтный дизайн, украшает городские скверы, площади, улицы. В городе тополь играет роль санитара. Он очищает воздух от пыли и копоти и выделяет в атмосферу большое количество кислорода.

Давайте повнимательнее посмотрим на тополиные листочки. Сверху они блестящие темно-зеленые, а снизу – светлые с белым опушением. Такие опушенные листья способны улавливать из воздуха значительное количество пыли. Она оседает в волосках, а при сильных ливнях смывается и уносится стекающей водой. Если же пыли и копоти слишком много и воздух сильно загрязнен, тополиные листья подают сигнал бедствия – становятся мелкими, покрываются пятнами, редеют. Нужно принимать меры, ведь жить в таких условиях невозможно не только тополю, но и человеку.

Цветет тополь ранней весной, еще до того, как распустятся на нем первые листочки. Уже в конце мая на тополях созревают плоды – коробочки с большим количеством мелких семян. Семена эти покрыты длинными шелковистыми волосками – в народе их называют тополиным пухом. Коробочки лопаются, и на город обрушивается «белая метель». Тополиный пух, словно снег, покрывает землю и деревья.

– Признавайся нам, петух,

Почему повсюду пух?

Ты – известный забияка!

Здесь была, наверно, драка?

– Не дерусь я восемь дней!

Пух летит от тополей!

(М. Дружинина)

Тополиный пух быстро впитывает влагу, создавая тем самым хорошие условия для прорастания семян. Тополиное семечко набухает за 4 часа, а через 8-10 часов у него появляется корешок.Древесина у тополя мягкая и легкая. Из нее делают фанеру, бумагу. Тополиные почки используют в косметологии.

                                              ЕЛЬ

                     

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(А. Рождественская)

Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? Правильно, елку. Елка, или, по-научному, ель, родственница других хвойных деревьев, таких как сосна или кедр.

У ели крона гуще, чем у сосны. Она хорошо переносит недостаток света и не погибает, а просто перестает расти. Для хорошего роста ели требуется влажная питательная почва. Ели – стройные деревья с пушистыми ветками, покрытыми хвоей. Ель обыкновенная европейская – самое высокое дерево в Европе, она достигает высоты 70 метров.

Ели на опушке – до небес макушки —

Слушают, молчат, смотрят на внучат.

А внучата-елочки, тонкие иголочки,

У лесных ворот водят хоровод.

Если у лиственных деревьев листья осенью желтеют и опадают, то у хвойных листья-хвоинки остаются зелеными и в зимнюю пору. Единственное хвойное дерево, которое каждый год сбрасывает хвою, – лиственница.

В нашей стране в европейской части растет ель обыкновенная, на Урале и в Сибири – ель сибирская, на Дальнем Востоке – ель корейская, на Кавказе – ель восточная, в Карелии – ель финская. Вот сколько видов! На центральных площадях российских городов красуются голубые ели. Их родина – Северная Америка. Необычную голубую окраску хвое придает восковой налет. Дерево, покрытое природным воском, с легкостью может пережить как суровую зиму, так и засушливое лето.

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Живет ель несколько сотен лет, самые старые ели в нашей стране обнаружены в Костромской области. Им больше 500 лет.

Древесина у ели мягкая, приятного белого или желтоватого цвета. Из нее получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

ЗАГАДКИ

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

У нее одежки колки —

Всё иголки да иголки.

Звери шутят: «Дядя Еж

На нее слегка похож!»

(Елка)

                               

                                     

Список литературы

1.Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».

2.Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом».

3.Зайцев Ю.В., Энциклопедия для детей «История древнего мира», ЗАО «Издательство «ЭКСМО – Пресс»», 2000 г., 144 стр.

4.Мусиенко С., Бутылкина Г. «Оригами в детском саду».

5.Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду».

6.Нищева Н.В. «Конспекты занятий по формированию у дошкольников есте-ственно-научных представлений в разных возрастных группах».

7.Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Учебник «Мир вокруг нас» 4 кл.(Часть вторая) Москва: Издательство «Просвещение», 2003 г. – 208 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сценария развлечения по экологическому воспитанию на тему: "Посвящение в отряд юных экологов"

Тематическое развлечение«Посвящение в отряд юных экологов»Цель: Создание  условий для воспитания  у детей начал экологического сознания, ценностной ориентации в поведении и деяте...

Фотоотчет о проделанной работе отряда юных инспекторов дорожного движения "Огоньки"

Отряд ЮИД "Огоньки" является активным участником городских, а также краевых социальных акций: "Наш друг - Светофор", "Пристегни ребенка", "Пешеход на переход"....

план работы отряда "Юные спасатели"

план работы отряда "Юные спасатели" на 2018-2019 учебный год...

План работы Отряда юных инспекторов движения

План работы Отряда юных инспекторов движения...

Перспективный план развития теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда "Юные пожарные"

Перспективный план по теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда пожарных...