Главные вкладки

    Конспект старший дошкольный возраст «Золотая осень» Непосредственно-Образовательной Деятельности (интегрированное занятие)
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Конспект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_starshiy_doshkolnyy_vozrast_zolotaya_osen.docx23.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект старший дошкольный возраст «Золотая осень»

    Непосредственно-Образовательной Деятельности

    (интегрированное занятие)

    Направление: художественно-эстетическое развитие

    Образовательная область «Художественное творчество»

     

    1. Проектировочный компонент

    Тема:  Золотая осень

    Возрастная группа: дети 5-6 лет.

    Количество детей в группе: занятие рассчитано на подгруппу не более 10 человек.

    Цель: Познакомить с картиной И. .Левитана «Золотая осень». Учить отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит.

    Задачи:

    1. Образовательные:
    • Подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определенное настроение.
    • Знакомить со способом рисования с помощью растительных элементов.
    1. Развивающие:
    • Упражнять в подборе эпитетов, сравнений, умении выделять цвет и его оттенки.
    • Развивать речь и познавательные процессы детей.
    1. Воспитательные:
    • Воспитывать интерес к осенним явлениям природы.
    • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись.

    Интеграция областей:  коммуникация, физкультура, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка.

    Методы и приемы:

    наглядный ― рассматривание картины, ;

    словесный ― рассказывание стихотворений, вопросы, беседа;

    практический ―  рисование с помощью растительных элементов, показ движений, показ способа рисования.

    Оборудование: проигрыватель дисков, диск с музыкой, Мультимедийный проектор,  стихотворения, музыкальное произведение для сопровождения процесса рисования П.И. Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года», для сопровождения игры А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года», картина И. Левитана «Золотая осень»; тычки, кисточки, желтая, красная, оранжевая, зеленая, коричневая, голубая гуашь, баночки с водой, салфетки, влажные салфетки, лист белой бумаги формата А4, клеенка, сухие листья от разных деревьев ― по количеству детей; для игры - листья  из бумаги кленовые и дубовые; медальки в виде листочков.

    Предварительная работа: «Коммуникация»: артикуляционная гимнастика, организация бесед об осени,  отгадывание загадок, рассматривание картин осенней тематики и составление рассказов по картинам, заучивание стихотворений про осень; «Художественное творчество»: рисование и аппликация на тему «осень», рисование с использованием нетрадиционных техник. «Социализация»: дидактические игры, рассматривание иллюстраций к произведениям об осени, рассматривание деревьев, разных листьев; «Чтение художественной литературы»: чтение стихотворений и рассказов об осени. «Физкультура»: проведение физкультминуток, упражнения на отработку основных движений, проведение зарядки, использование пальчиковой гимнастики и игр с ладошками; «Музыка»: слушание музыкальных произведений, использование музыкального сопровождения  в режимных моментах, на занятиях по развитию речи, художественному творчеству, чтение художественной литературы.

    Словарная работа: художник, картины пишут (красками), композиция, линия горизонта, передний план, средний план, дальний план, оттенок, пейзаж, художник-пейзажист, отпечаток, шероховатый, прожилки. 

    1. Организационный компонент

     Группа разделена на 4 зоны: зона для рассматривания картины (мольберт, перед ним стулья полукругом, стул у мольберта для воспитателя), зона для проведения динамической паузы (свободное пространство на ковре), зона для показа и объяснения приемов рисования (магнитная доска и стульчики перед ней полукругом, столик с принадлежностями для рисования), зона для художественного творчества (столы  со стульями перед доской в два ряда, на столах выставлен практический материал).

    Способы организации:

    1. Мотивация 

    Дети находятся в игровом уголке..

    В о с п и т а т е л ь: Доброе утро, ребята!

    Д е т и: Доброе утро.

    Воспитатель, приглашает подойти детей к экрану, на который проектируется картина И. Левитана «Золотая осень».

    В о с п и т а т е л ь: Каждое время года красиво по-своему. О красоте осени одна поэтесса написала так:     

     Осень на опушке краски разводила,

    По листве тихонько кистью проводила.

    Пожелтел орешник, и зарделись  клены,

    В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.

    Утешает осень: « Не жалейте лета!»

    Посмотрите – роща - золотом одета.

     (3. Федоровская)

    1.  Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»  

    В о с п и т а т е л ь: А вот какую картину про осень написал знаменитый русский художник И.Левитан. Как вы думаете, какой период осени изобразил художник?

    Д е т и: Раннюю осень. Золотую осень.

    В о с п и т а т е л ь: Можно ли сказать, в каком месяце написана эта картина? Почему вы так думаете?

    Д е т и: В октябре. За окном березы стоят желтые, а сейчас октябрь.

    В о с п и т а т е л ь: Какое состояние природы отразил художник? Какое чувство вызывает у вас эта картина?

    Д е т и: Спокойное. Радостное.

    В о с п и т а т е л ь: Какие краски использовал художник для написания картины?

    Д е т и: Красную, оранжевую, желтую, зеленую, голубую, коричневую.

    В о с п и т а т е л ь: Каких красок больше?

    Д е т и: Желтой, коричневой, оранжевой.

    В о с п и т а т е л ь: Везде ли одинаковая желтая краска, которой художник изображал осеннюю листву?

    Д е т и: Нет. Разная.

    В о с п и т а т е л ь: Действительно. У нее много оттенков.

    В о с п и т а т е л ь: Как бы вы назвали картину?

    Д е т и: Золотая осень.

    В о с п и т а т е л ь: Исаак Левитан именно так ее и назвал. В этот период осени мы видим в природе больше всего желтого и оранжевого цвета, а эти цвета напоминают цвет золота. Потому-то и называют люди этот период осени золотым.

    Педагог предлагает рассмотреть, что художник изобразил на своей картине. Указывает то на одну, то на другую часть картины. После рассказов детей обобщает.

    В о с п и т а т е л ь: Левитан на небольшой картине смог изобразить очень многое: луг, березовую рощу, текущую издалека речку, пашню и далеко-далеко от зрителя деревенские домики. Интересно, как сумел художник передать в картине такое большое пространство?

    Д е т и: Он думал…пробовал…

    В о с п и т а т е л ь: Каждый художник, прежде чем написать картину масляными красками на полотне, должен ясно представить себе, как она будет выглядеть, где что будет расположено, сколько места займут те или иные предметы, то есть продумать композицию картины. Сначала художники рисуют эскизы будущей картины - небольшие подготовительные рисунки. На картине Левитана изображение большого пространства получилось, потому что большую ее часть занимает земля. Видите, как высоко на картине проходит линия горизонта. Это та воображаемая линия, где кажется, что земля соединяется с небом (показывает). Он заранее продумал, какой величины будут все предметы на картине. Одинаковой ли величины предметы на картине?

    Д е т и: Рядом деревья большие, а которые далеко маленькие.

    В о с п и т а т е л ь: Правильно. Ближайшие деревья художник написал крупными, а те предметы, которые находятся дальше, на заднем плане, маленькими. Далекие домики едва заметны, так далеко они расположены от зрителя.

    В о с п и т а т е л ь: Ребята, как называется явление, когда с деревьев опадают листья?

    Д е т и: Листопад.

    В о с п и т а т е л ь: А сейчас я вам предлагаю побыть листьями… 

    1. Физкультминутка «Листики»  

    Дети проходят в зону для проведения динамической паузы. Дети берут по листику в каждую руку и встают в круг. Воспитатель читает стихотворение, а дети сопровождают слова соответствующими движениями. Игра сопровождается музыкой А.Вивальди «Осень».

    Мы листики осенние,

    На ветках мы сидим. (присесть)

    Дунул ветер - полетели,

    Мы летели, мы летели  (легкий бег по кругу)

    И на землю тихо сели. (присесть)

    Ветер снова набежал

    И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

    Закружились, полетели

    И на землю тихо сели. (присесть) 

    1. Вхождение в картину 

    В о с п и т а т е л ь: Вспомните, какие стихотворения об осени мы с вами учили.

    Д е т и: «Осенью» А.Плещеева и «Осень» Е.Трутневой.

    В о с п и т а т е л ь: Кто хочет рассказать?

    Дети  рассказывают стихотворения.

     В о с п и т а т е л ь: Скажите ребята, какое из них по настроению больше всего подходит для нашей картины?

    Д е т и: Стихотворение Е.Трутневой.

    В о с п и т а т е л ь: Как вы думаете, почему?

    Д е т и: Потому что оно тоже про золотую осень. Оно тоже радостное  и красивое.

    В о с п и т а т е л ь: А хотели бы вы войти в картину и погулять там?

    Д е т и: Да.

    В о с п и т а т е л ь: Как бы вы оделись? Куда бы пошли? Что бы стали делать? Посмотрите на небо. Оглядитесь вокруг.

    Далее следуют рассказы 2 – 3 детей. После этого воспитатель подводит итог.

    В о с п и т а т е л ь: Художников, которые пишут картины о природе, называют художниками-пейзажистами, а их картины - пейзажами. 

    1. Динамическая пауза: игра «Кто быстрее соберет»  

    Дети проходят  в зону для динамической паузы. Воспитатель разбрасывает литья (кленовые и дубовые) на пол. Дает задание детям: мальчики собирают дубовые листья а девочки кленовые . Кто быстрее соберет. Игра сопровождается музыкой А. Вивальди «Осень». 

    1. Показ и объяснение приемов рисования 

    Дети проходят в зону к магнитной доске и садятся на стульчики. Далее воспитатель показывает и объясняет, как и в какой последовательности выполняется рисование с помощью растительных элементов.

    Дети еще остаются в зоне магнитной доски.

    В о с п и т а т е л ь: Сегодня, ребята, мы тоже будем с вами художниками и тоже будем рисовать золотую осень. Только рисовать, ребята, мы с вами будем необычным способом. А помогут нам в этом листочки с деревьев.

    Воспитатель раздает каждому ребенку по листочку.

    В о с п и т а т е л ь: Если внимательно посмотреть на листок, на что он похож?

    Д е т и: На дерево, только маленькое.

    В о с п и т а т е л ь: Действительно, контур листа – это крона, прожилки похожи на веточки, а черешок – это ствол. А если хорошо присмотреться лист с обеих сторон одинаковый?

    Д е т и: Нет. С одной стороны он более гладкий, а с другой – шероховатый, чувствуются прожилки.

    Посмотрите, как листочки помогут нам нарисовать деревья. Я возьму листок, положу на клеенку, с помощью тычка на листок наношу краску. Затем беру листок за черешок (чтобы не испачкаться), переворачиваю его, прикладываю на белый лист бумаги и салфеткой прижимаю. Далее я убираю салфетку и аккуратно (чтобы не смазать отпечаток) убираю листок. На белом листе остался отпечаток, похожий на дерево. Таким образом вы рисуете несколько разных деревьев, используя разные краски. Какой краски будет больше всего на вашем рисунке?

    Д е т и: Желтой.

    В о с п и т а т е л ь: Конечно, ведь осень у нас золотая! Далее вы берете кисточку и прорисовываете стволы деревьев. Каким образом вы будете рисовать стволы?

    Д е т и: Кончиком кисточки.

    Здесь воспитатель вызывает ребенка и просит дорисовать стволы.

    В о с п и т а т е л ь: И на последнем этапе вы добавляете к вашему рисунку детали на ваше усмотрение. Это может быть трава, небо, река, грибы и т. д.

    Далее воспитатель просит занять свои места за столами и начинать рисование. 

    1. Рисование с помощью растительных элементов  

    Затем дети проходят к столам, садятся и выполняют рисунок. Перед выполнением работы воспитатель напоминает технику безопасности. Рисование сопровождается музыкой. В процессе выполнения работы воспитатель оказывает помощь, подбадривает тех, кто испытывает страх, неуверенность. 

    1. Итог занятия  

    В о с п и т а т е л ь: Ребята, какие красивые пейзажи у вас получились…

    Педагог спрашивает нескольких детей, о том, чей рисунок им понравился больше всего и почему?

    В о с п и т а т е л ь: Из ваших работ мы сделаем выставку. А сейчас, ребята, пройдемте к мольберту.

    Дети вместе с воспитателем проходят в зону, где стоит проектор. Воспитатель задает ряд вопросов.

    В о с п и т а т е л ь: Ребята, как называется картина, которую мы с вами рассматривали?

    Д е т и: «Золотая осень»

    В о с п и т а т е л ь: Кто написал эту картину?

    Д е т и: Исаак Левитан.

    В о с п и т а т е л ь: Чем еще мы занимались сегодня?

    Д е т и: Рисовали. Слушали музыку. Рассказывали стихи.

    В о с п и т а т е л ь: Музыка, которую мы слушали, тоже про осень. Ее написал П.И. Чайковский, а называется она «Осенняя песня». Вам понравилось сегодня на занятии?

    Д е т и: Да.

    В о с п и т а т е л ь: Что вам понравилось больше всего?

    Воспитатель спрашивает 2-3 детей и выслушивает их ответы.

    В о с п и т а т е л ь: Было ли вам трудно?

    Ответы детей.

    В о с п и т а т е л ь: Спасибо вам, ребята. Мне тоже было с вами интересно. Хорошо на занятии работали…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень»

    Цель. Учить передавать свое впечатление от осенней красоты природы. Развивать художественно-творческие способности....

    Физкультурный досуг для детей разновозрастной группы старшего дошкольного возраста "Золотая Осень"

    формировать у детей двигательные умения и навыки в соответствии с его индивидуальными особенностями. Развивать физические качества и потребности бережного отношения к своему здоровью...

    Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень».

    материал на закрепление знаний:  листьях деревьев, классификация ягод и грибов, перелетные и зимующие птицы....

    Педагогические условия этноэкологического сознание детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно- образовательной деятельности

    Экологическое сознание – это более широкая категория, чем экологическое мышление. Философы Э. В. Гирусов, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев и др. рассматривают его как совокупность взглядов, теорий, ...

    Конспект образовательной деятельности в нетрадиционной техники рисования для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень»

    Конспект образовательной деятельности в нетрадиционной техники рисования для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень»              ...

    ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ

    В статье раскрыты особенности общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, отмечена специфика проведения интегрированных занятий в дошкольных образовательных организациях....

    Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Золотая осень России"

    Цель: Воспитывать любовь к родине, интерес к народному творчеству России; создавать радостное настроение....