Педагогические условия этноэкологического сознание детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно- образовательной деятельности
методическая разработка (старшая группа) на тему

Экологическое сознание – это более широкая категория, чем экологическое мышление. Философы Э. В. Гирусов, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев и др. рассматривают его как совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_usloviya.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия этноэкологического сознание детей

старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно-

образовательной деятельности

Экологическое сознание – это более широкая категория, чем экологическое мышление. Философы Э. В. Гирусов, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев и др. рассматривают его как совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды.

Развитие экологического сознания у старших дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения возможно при определѐнных педагогических условиях [42, с. 115].

К числу важнейших педагогических условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой относится учѐт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Личностное развитие человека несѐт на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии [19, с. 105].

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учѐта возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Ж. Ж. Руссо, Дж. Локк, Я. А. Коменский, а позже А. Дистерверг, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и др. Все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребѐнка, знать его особенности и опираться на них в процессе развития.

Полезные идеи на этот счѐт имеются в трудах П. П. Блонского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и др. учѐных. Н. К. Крупская подчѐркивала, что, если мы не будем знать особенности ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, мы не сумеем хорошо осуществить воспитание [2, с. 245].

Ещѐ одним из важнейших педагогических условий развития экологического сознания детей в процессе непосредственной образовательной деятельности является создание педагогом эмоционального комфорта для детей.

В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех, в достижении целей. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и в частности, его речи, а также любовное отношение к детям [3, с. 37].

Эмоциональная речь воспитателя, внимательное приветливое отношение к детям создаѐт у них хорошее настроение. Когда педагог чего-либо объясняет детям, разговаривает с ними, то делает это бодро, весело, ласково и тем вызывает ответные положительные эмоции, желание заниматься [30, с. 38].

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека. В этот период будет необходимым педагогическим условием развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста являться учет уровня развития экологического мышления детей [25, с. 49].

Учитывая наглядно-действенное мышление детей, знакомство с окружающей средой должно включать наблюдения, на основе которых и разовьѐтся интерес к живой и неживой природе: в доступной форме следует показать ребѐнку, что всѐ в природе находится в определѐнной связи, зависимости. Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путѐм запечатления различных объектов и событий окружающего мира). В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе [21, с. 260].

Систематическое и целенаправленное ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой, как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах деятельности, также является важным условием развития экологического сознания детей старшего дошкольного возраста. Современная дошкольная педагогика придаѐт большое значение непосредственной образовательной деятельности: несомненно, она оказывает положительное воздействие на детей, способствует их интенсивному интеллектуальному развитию, планомерно готовит их к обучению в школе.

Задача педагога – придать самовоспитанию детей целенаправленный и систематический характер, способствовать выполнению умственных действий в процессе непосредственной образовательной деятельности. Систематическое обучение в процессе непосредственной образовательной деятельности – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста [23, c. 144].

Особенно обстоятельно подход к развитию экологического сознания детей осуществляется в старшей и подготовительной группах ДОУ. Дети расширяют свои знания о растительном мире – древесных и травянистых  растениях участка, комнатных растений уголка природы, у них формируется обобщенное представление о культурных и дикорастущих растениях на основе ряда признаков, характеризующих различные условия их произрастания.

В процесс развития сознания у детей старшего дошкольного возраста входит «воспитание бережного и заботливого отношения дошкольников к природе, формирование опыта общения с животными, забота об их содержании».

По мнению Т. Г. Табукашвили, с целью развития экологического сознания в процессе наблюдения за природой, «с детьми старшего дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы». Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчѐтливо увидеть отдельные свойства, особенности растений и животных и их жизнедеятельности. Через опыты можно ярко продемонстрировать связь живых организмов со средой обитания. «Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять факты, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление» [34, с. 97].

Можно проводить самые различные опыты с водой и воздухом, песком и глиной, камнем и деревом. Все эти природные материалы входят в состав среды обитания живых существ, поэтому старшим дошкольникам полезно познакомиться с их свойствами. Воду можно замораживать и выпаривать, делать из кипятка на морозе иней, придавать ей цвет, вкус и запах.

Как отмечает О. М. Дьяченко, интересно с детьми обнаруживать особенности жизни животных: их привычки, нравы, «характер». Педагог ДОУ должен концентрировать внимание детей на том, что животные – явление природы, они имеют право на существование, помогают «балансу» природы; дети находят не только красоту и неповторимость каждого животного, но и осмысливают его принадлежность к ценностям окружающей среды [11, с. 109].

Особое значение для развития экологического сознания старших дошкольников имеет «Синичкин календарь». Его читают целый год; синичка «прилетает» к детям, они делают модель года – всѐ это развивает эмоции детей, их интеллект. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, которые включены в технологию, на их всестороннее развивающее значение, смену видов деятельности. Например, прошла осень, дети три месяца наблюдали за погодой, природой, вели календарь – теперь по нему можно выделить все существенные признаки для определения осени как сезона. Затем воспитатель показывает осень с эстетической стороны – красоту еѐ явлений: демонстрирует репродукции картин знаменитых художников, читает соответствующие стихотворения классиков, слушает вместе с детьми музыкальные произведения на тему, т. е. показывает красоту природы, отраженную в искусстве. Далее дети становятся «художниками» - создают творческие работы на тему осени [7, с. 241].

Итак, непосредственная образовательная деятельность, а в частности ознакомление с природой, является одним из средств этноэкологического образования у детей старшего дошкольного возраста. К числу важнейших педагогических условий этноэкологического образования у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности следует отнести:

  • создание благоприятной эмоциональной обстановки в педагогическом процессе детского сада;
  • наличие дидактической цели и четкой структуры НОД, представленной в конспекте;
  • формирование знаний о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения;
  • развитие основных познавательных процессов и способностей в процессе НОД;

расширение, углубление, объединение чувственных представлений старших дошкольников в процессе НОД. 

Список использованных источников


1. Александрова, С. В. Презентация на тему «Формирование  основ экологического        сознания   у детей старшего дошкольного возраста» / С. В. Александрова / Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/ ekologiya/library/prezentatsiya-na-t emu-formirovanie.

2. Агузарова, И.Г. Экологическое воспитание и просвещение в системе высшего профессионального педагогического образования / Ч. М. Алирзаев // Проблемы региональной экологии. – 2010. – № 2. – С. 243-247.

3. Атиева, Г. З. Формирование экологической компетентности детей старшего дошкольного возраста / Г. З. Атиева // Вестник ВЭГУ. – 2010. – № 1. – С. 34-40.

4. Берман, Л. М. Информационные технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста / Л. М. Берман, М. И. Голунова // Образование и саморазвитие. – 2010. – Т. 3. – № 19. – С. 50-55.

5.  Галкина,  Г.  А.  Обучение  детей  правилам  поведения  в  природе  / Г. А. Галкина // Поликультурный диалог в современном мире : материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф., 1апр. 2012 г. В 2 ч. Ч. 1 / под ред.Н. Ф. Беляевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – С. 82-85.

6. Гасанкадиева, У. Ш. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ У. Ш. Гасанкадиева // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 30. – С. 168-171.

  1. Глебова, О. Н. Игра – как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста / О. Н. Глебова // Роль интеллигенции в социуме: традиции и современность : материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф., 27 апр. 2010 г. / под ред. Н. Ф. Беляевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 241-243.

8. Дворецкая, Т. С. Экологическое воспитание и образование / Т. С. Дворецкая, И. Н. Немкова // Молодежь и социум. – 2013. – № 1 (13). – С. 45-49.

9. Дзювина, О. И. Экологическое воспитание дошкольников в современном детском образовательном учреждении / О. И. Дзювина, Т. Ю. Стексова // Наука Красноярья. – 2012. – № 3. – С. 7-15.

10. Кашунина, Н. В. Новые подходы к экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста / Н. В. Кашунина // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2010. – Т. 1. – № 2. – С. 90-99.

11. Кияева, Т. Н. Воспитание экологической культуры у старших дошкольников: из опыта работы / Т. Н. Кияева // Дошкольное образование в поликультурном регионе: современные тенденции и перспективы развития : сб.науч.-метод. статей / редкол. : Е. С. Ошкина (отв. ред.) [ и др.] ; Мордов. гос.пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 132-135.

  1. Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте : учеб. пособие / Е. Ф. Козина. – М. : Прометей, 2011. – 488 с.
  2. Коломина, Н. В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий: учеб.-метод. пособие / Н. В. Коломина. – М. : Сфера, 2010. – 144 с.
  3. Кондратьева, О. С. Развитие экологического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с природой / О. С. Кондратьева, руководитель Т. Н. Кондратьева // Инновационная деятельность современного учителя : материалы II Внутривуз. студ. науч. конф., 27 окт. 2011 г. : в 2 ч. Ч. 2 ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – С. 21-23.

15. Кондратьева, Т. Н. Содержание и методика ознакомления старших дошкольников с Красной книгой Мордовии / Т. Н. Кондратьева, М. В. Зуборева // Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России : сб. науч.-метод. ст. / отв. ред. Е. Н. Киркина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 37-42.

16. Кондратьева, Т. Н. Теория и методика экологического образования детей : программа и метод. реком. / Т. Н. Кондратьева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – 47 с.

17. Кондратьева, Т. Н. Формы и методы этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста / Т. Н. Кондратьева // Педагогика и образование в современном мире: диалог времен : материалы Всерос. науч.-практ. конф. 46-е Евсевьевские чтения, 19-20 мая 2010 г. / под. ред. проф. И. С. Кобозевой; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 75-80.

18. Корчагина, Л. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в инновационном режиме / Л. Н. Корчагина // Материалы Всерос.науч.-практ. конф., 19–20 мая 2009 г., Саранск. В 4 ч. Ч. 4 /под общ. ред. В. В. Кадакина ; отв. ред. Т. И. Шукшина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 175-177.

19. Кузнецова, И. А. Значение экологического образования в начальной школе в становлении и развитии личности ребенка / И. А. Кузнецова // Образование и воспитание дошкольников и младших школьников в условиях поликультурного региона : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – 48-е Евсевьевские чтения, 23–25 мая 2012 г. / редкол. : И. Г. Рябова [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – С. 104-107.

20. Лаврентьева, Н. С. Экологическое образование и воспитание детей / Н. С. Лаврентьева, В. А. Петушков // Библиотечка для учреждений  дополнительного образования детей. – 2010. – № 1. – С. 3-12.

21. Ликунова, Л. А. Система работы по ознакомлению детей с природой родного края / Л. А. Ликунова // Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России : сб. науч.-метод. ст. / отв. ред. Е. Н. Киркина, Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 44-47.

  1. Лупийко, Л. В. Развитие экологических представлений у старших дошкольников: методики и методы изучения Л. В. Лупийко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 2. – С. 258-262.
  2. Макеева, О. А. Разнообразие форм экологического воспитания детей /  О. А. Макеева // Новые ценности образования. – 2009. – № 4. – С. 142-145.

24. Мир природы и ребенок : методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие для пед. уч-щ / под ред. Л. М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : Акцидент, 2009. – 318 с.

  1. Миронов, А. В. Экологическая составляющая нового образовательного стандарта / А. В. Миронов // Начальная школа. – 2011. – № 2. – С. 48-51.
  2. Миронова, Н. В. Преемственность между дошкольным и начальным образованием по формированию экологических знаний у детей 6–7 лет в процессе ознакомления с животными уголка природы / Н. В. Миронова ;  руководитель Кондратьева Т. Н. // Современный учитель начальных классов : материалы I Внутрифакультетской студ. науч. конф., 30 нояб. 2010 г. / под ред. Л. А. Янкиной, Н. В. Кузнецовой [и др.] Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 114-116.

27. Морозова, Н. А. Возрастные особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста / Н. А. Морозова // Актуальные проблемы современной науки : сб. статей Междунар. науч.-практ. конф.: В 4 ч. Ч. 1 / отв. редактор А. А. Сукиасян. – Уфа : Башкортостан, 2013. – С. 87-90.

28. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников  учеб. пособие / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2011. – 224 с.

  1. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студ. вузов / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2012. – 336 с.

30. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание – готовим детей к школе (классификация объектов природы как показатель интеллектуального развития дошкольников) / С. Н. Николаева, Ю. М. Кузнецова // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 32-40.

31. Поломошнова, О. Ю. Об экологическом воспитании дошкольников / О. Ю. Поломошнова // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 2. – С. 47-49.

32. Рузаева, О. В. Преемственность  детского  сада   по эколого-эстетическому        воспитанию  старших  дошкольников  / О. В. Рузаева  // Современный учитель начальных классов : материалы I внутрифакультетской студ. науч. конф., 30 нояб. 2010 г. / под ред. Л. А. Янкиной, Н. В. Кузнецовой и др. ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 121-123.

33. Саляхова, А. И. Программа формирования экологического сознания детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры «Капелька» / А. И. Саляхова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа : http ://festival.1september.ru/ articles 622572/.

34. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. А. Серебрякова. – М. : Академия, 2008. – 208 с.

35. Сурина, Е. Ю. Преемственность между дошкольным и начальным образованием : экологическое образование детей старшего дошкольного возраста посредством учебного экрана / Е. Ю. Сурина // Современный учитель начальных классов : материалы I внутрифакультетской студенческой науч. конф., 30 нояб. 2010 г. / под ред. Л. А. Янкиной, Н. В. Кузнецовой [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 117-118.

36. Токарев, А. А. Экологическое воспитание дошкольников в условиях доу / А. А. Токарев, В. В. Иванова, А. В. Сидорова // Молодой ученый. – 2012. – 8. – С. 376-377.

  1. Фарзалиева, Д. Г. Экологическая воспитанность детей старшего дошкольного возраста, ее сущность, содержание и особенности проявления / Д. Г. Фарзалиева // Социальная политика и социология. – 2013. – Т. 2. – № 3 (95). – С. 191-197.

38. Федотова А. М. Пермский край – мой родной край : пособие по экол. воспитанию детей дошк. возраста / А. М. Федотова. – Пермь : Кн. мир, 2007. – 317 c.

39. Хабарова, Т. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности : метод. пособие для педагогов / Т. В. Хабарова, Н. В. Шафигуллина. – СПб. : Детство-Пресс, 2011. – 128 с.

40. Чердымова, Е. И. Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников / Е. И. Чердымова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12. – С. 163-167.

  1. Черяпкина, Л. А. Формирование заботливого отношения к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста / Л. А Черяпкина // Приобщение  дошкольников к  национальной  культуре  в  контексте  единства образовательного  пространства России : сб. науч.-метод. ст. / отв. ред. Е. Н. Киркина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 62-65.

42. Чуйкова, Л. Ю. Экологическое сознание : социально-педагогические аспекты, детерминирующие его формирование : монография / Л. Ю. Чуйкова. – Астрахань : Изд-во Нижневолжского экоцентра, 2013. – 376 с.

43. Шалаева, Г. Окружающий мир : пособие для детей от 3 до 7 лет / Г. Шалаева. − М. : АСТ, Слово, 2010. – 176 с.

  1. Щербо, Е. В. Интегрированный метод обучения в экологическом воспитании дошкольников / Е. В. Щербо // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 1. – С. 144-145.
  2. Шигина, Л. А. Проблемы взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников / Л. А. Шигина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 10. – С. 87-93.
  3. Экологическое воспитание дошкольников : пособие для специалистов дошкольного воспитания / авт.-сост. С. Н. Николаева. – М. : АСТ, 2005. – 318 с.
  4. Экологическое  воспитание  дошкольников  через  подвижные игры /авт.-сост. И. В. Прошкина. – Мозырь : Содействие, 2009. – 116 с.
  5. Федеральный государственый стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственного сознания у детей старшего дошкольного возраста через интегрированную непосредственно образовательную деятельность.

Информация об опыте Тема опыта: «Формирование нравственного сознания у детей старшего дошкольного возраста через интегрированную непосредственно образовательную деятельность».Условия возник...

Формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе поисково-познавательной деятельности.

Презентация. Задачи:1.  Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.2.  Провести диагностику уровня развития элементов экологического сознания у старших...

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В наше время в общественном сознании обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям  двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к ц...

Проект на тему: «Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета»

Результаты нашей экспериментальной работы имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогов и психологов дошкольных учреждений. Также они могут ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Современные условия жизни предъявляют новые требования к поступающим в школу детям. Учитывается не только уровень умственного развития детей, но и психологические предпосылки готовности к обучению в ш...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

  ФГОС дошкольного образования предъявляет новые требования к образовательным программам, разрабатываемых в дошкольных образовательных учреждениях. Одним из планируемых результатов на этап...