Проект на тему: «Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета»
проект (старшая группа) по теме

Светлана Владимировна Алексашина

      Результаты нашей экспериментальной работы имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогов и психологов дошкольных учреждений. Также они могут быть предложены родителям в качестве рекомендаций для проведения соответствующей работы в семье по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 51 города Карталы»

ПРОЕКТ

«Правила столового этикета»

по познавательному развитию детей старшей группы

Выполнила: воспитатель Алексашина С.В.

        

Проект на тему:

«Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета»

        Общий замысел проекта характеризуется следующими задачами:

  1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить уровень сформированности навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Выявить динамику уровня сформированности  навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.

      Авторы проекта : Алексашина С.В.

      Вид и тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный (в течение 10 месяцев)

      Режим работы: в течение всего дня (на занятиях и вне занятий)

      Количество участников проекта:  воспитатель, дети группы, коллектив детского сада.

   Возраст детей: 5-6 лет

   Форма проведения: мониторинг в начале и в конце проекта, беседы, занятия, игровые упражнения, консультации для воспитателей.

    Ожидаемые результаты: по окончанию проекта дети научились различным вариантам сервировки стола ( согласно меню детского сада и мероприятиям ДОУ);  пользоваться столовыми приборами; непринужденно сохранять правильную осанку;  знают, что чем едят, умеют это делать; овладели основами дизайна праздничного стола; научились  складывать тканевые салфетки разнообразными способами, культуре внешнего вида за столом, умение обратится с просьбой.

     Цель проекта: научно обосновать и экспериментально проверить, что при создании специальных педагогических условий, повысится уровень сформированности знаний и  навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.

      Актуальность нашего проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения, обучению правилам хорошего тона и детей, и взрослых. Анализ литературы, основных тенденций развития личности в отечественной педагогической теории и практике, в теории и практике дошкольного образования позволил обнаружить ряд противоречий, наличие которых затрудняет реализацию задач развития личности. К числу наиболее существенных, на наш взгляд, можно отнести противоречия между:

  • потребностью общества в овладении детьми старшего дошкольного возраста навыками столового этикета и отсутствием разработанных педагогических условий, необходимых для их успешного формирования
  • объективно существующими возрастными предпосылками усвоения детьми дошкольного возраста норм и правил этикета и недостаточной ориентацией на них воспитателей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

         Несоответствие между запросами и реалиями современного общества и умениями дошкольников в области столового этикета, а также стремление разрешить вышеназванные противоречия обусловили научную проблему нашего проекта: каковы условия формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста. 

            Исходя из поставленной нами проблемы мы определили  следующие задачи по формированию навыков  столового этикета у детей старшего дошкольного возраста:

- формирование навыка культуры поведения за столом в соответствии с правилами;

- развитие потребности в эстетическом оформлении ритуала принятия пищи;

- воспитание желания соответствовать эталонам красоты внешнего вида.

     Таким образом, исходя из  обоснованных нами педагогических условий мы выявили уровень сформированности  навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста на основании диагностики Г.В.Белокуровой.

По результатам диагностики мы выявили что у детей старшего дошкольного возраста очень низкий уровень сформированности навыков столового этикета который составляет 50% , средний 35%, высокий всего 15%. Для усовершенствования навыков столового этикета мы разработали Программу формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста. Программа состоит из четырех этапов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

        Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета

  • осуществление формирования  навыков столового этикета у детей будет организованно в ходе цикла этических бесед и серии этических занятий
  • закрепление навыков столового этикета у детей будет проходить в ходе организации упражнений, разработанных с учетом  индивидуального и гендерного подходов
  • оснащение предметно- пространственной среды предметами необходимыми для организации работы по формированию у детей навыков столового этикета

ВТОРОЙ ЭТАП

         Мы пополнили предметно-пространственную среду предметами необходимыми для организации работы по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста  

  • Мы оснастили Центр этикета в группе следующими предметами:
  • А) предметы необходимые для сервировки и украшения стола:
  •  сервиз (предметы посуды-розетки, вазочки, чайник, поднос, ложечки, чайные пары и т.д.);
  •  салфетницы - разной формы и цвета;
  •  комплект скатертей (различной формы и цвета);
  •  комплект салфеток: бумажных и тканевых (разного цвета);
  •  красивые переднички, кокошники, ленточки;
  •  природный искусственный материал для составления композиций букетов.
  • Б)  набор дидактического материала:
  • - схемы складывания салфеток;
  • - схемы сервировки стола;
  • - иллюстрации и фотографии композиций из цветов для украшения стола;
  • - д/игры и д/упражнения по столовому этикету;
  • - картинки-путаницы «Что неправильно» (на темы столового этикета).

ТРЕТИЙ ЭТАП

       Мы разработали содержание и организовали проведение серии этических занятий и цикла этических бесед, направленных на формирование навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.        

         Серия этических занятий по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста была разработана по следующей тематике:

  1. «Встреча со страной хороших манер».
  2. «Поведение за столом».
  3. «Поведение за столом» (продолжение предыдущего занятия).
  4. «Ее острейшее величество» (история вилки).
  5. «Украшение праздничного стола» (история салфетки).
  6. «Накроем стол к чаю с конфетами».
  7. Викторина «Знатоки этикета».

       Занятия проводились в течение 35-40 минут, один раз в неделю в первой половине дня. В некоторые занятия вводился сказочный персонаж, в каких-то занятиях дети участвовали сами. Это привлекало детей, вызывало эмоциональный подъем и активное участие на занятии.

Цикл этических бесед включал в себя беседы на следующие темы:

  1. «Правильно ли поступил Буратино» (т. «Поведение за столом»).
  2. «Что видел Буратино» (т. «Посуда и столовые приборы»).
  3. «Мальвина приходит на помощь» (т. «Как правильно и красиво накрыть стол»).
  4. «Традиции и обычаи чаепития в России» (т. «Чайный этикет»).
  5. «Чаепитие друзей» (т. «Особенности чайного этикета»).

Беседы проводились в течение 20-30 минут, один раз в неделю в первой половине дня. Накануне каждой беседы с детьми проводилась предварительная работа. Во многие беседы вводились сказочные персонажи, что привлекало детей, вызывало эмоциональный подъем и активное участие в процессе беседы. Основной целью этических бесед было формирование представлений, обогащение знаний и закрепление у детей старшего дошкольного возраста  навыков столового этикета.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

      Мы закрепляли навыки столового этикета у детей старшего дошкольного возраста в ходе проведения упражнений, разработанных с учетом индивидуального и  гендерного подходов.

     Тематика упражнений:

  • «За столом я ем с помощью ложки, вилки и ножа»
  • «Съедим кусочек хлеба»
  • «Сервировка стола»
  • «Моя помощница- салфетка»
  • «Вкусный суп придает нам силы»
  • «Все за стол»

      Упражнения проводились 20 – 25 минут по подгруппам и индивидуально. Основной целью упражнений было предоставить детям возможность применить полученные знания и освоенные умения по правилам столового этикета на практике.

      В результате проведенной работы по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста, включающей в себя поведение серии этических занятий, цикла этических бесед и упражнений, мы заметили следующие изменения:

- дети овладели умениями правильно пользоваться столовыми приборами;

- дети освоили правила сервировки стола;

- дети овладели умением пользоваться полотняной и бумажной салфеткой;

- дети научились соблюдать правила столового этикета;

- дети овладели правилами культуры еды.

              Организуя работу с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у них навыков столового этикета, мы параллельно работали с педагогами ДОУ в рамках данной проблемы. Формы работы, которые мы предложили педагогам были следующие: 

  • Беседа на тему «Особенности работы по формированию у старших дошкольников навыков столового этикета»
  • Консультации на темы
  • «Правила проведения занятий по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста»
  • «Правила пользования столовыми приборами в детском саду»
  • «Поведение за столом»
  • «Традиции и обычаи чаепития в России»
  • Практические упражнения

      Проведенный  нами мониторинг на  этапе контрольного среза позволили решить поставленную цель, объективно изучить уровень сформированности навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста и выявить динамику уровня сформированности навыков столового этикета у детей  после проведения формирующей работы

      Динамику формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста, которая была выявлена по окончанию проведенной формирующей работы, можно увидеть в таблице  и на рисунке.

Таблица - Динамика уровня  сформированности

навыков столового этикета

Количество

детей

Уровень сформированности навыков столового этикета

ВУ

СУ

НУ

КЭ

КС

КЭ

КС

КЭ

КС

20

5

8

7

9

8

3

100%

25%

40%

35%

45%

40%

15%

       

Рис. Динамика уровня сформированности навыков столового этикета

       Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная нами формирующая работа по реализации обоснованных нами педагогических условий формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста оказалась эффективной, о чем свидетельствуют следующие количественные данные: показатель высокого уровня сформированности навыков столового этикета повысился на 15%, показатель среднего уровня повысился на 10%, показатель низкого уровня сформированности навыков столового этикета снизился на 25%.

       Таким образом,  можно сделать вывод о том, что проведенная нами формирующая работа по реализации  проекта  педагогических условий формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста оказалась эффективной.

        Презентация проекта: проведение викторины « Знатоки столового этикета» совместно с родителями.

      Результаты нашей экспериментальной работы имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогов и психологов дошкольных учреждений. Также они могут быть предложены родителям в качестве рекомендаций для проведения соответствующей работы в семье по формированию у детей старшего дошкольного навыков столового этикета.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге" Май 2016г

Проект был создан и осуществлён с целью формирования у детей умения пользоваться и следить за своим поведением в окружающей дорожно-транспортной среде....

Наименование педагогического опыта: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах».

Наименование педагогического опыта:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах»....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Современные условия жизни предъявляют новые требования к поступающим в школу детям. Учитывается не только уровень умственного развития детей, но и психологические предпосылки готовности к обучению в ш...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

  ФГОС дошкольного образования предъявляет новые требования к образовательным программам, разрабатываемых в дошкольных образовательных учреждениях. Одним из планируемых результатов на этап...

Проект с детьми и родителями подготовительной группы на тему: Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД посредством квест-игр. «Грамотный пешеход»

Проект с детьми и родителями подготовительной группы на тему: Формирование  у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД посредством квест-игр.&laq...

Проблемно-педагогические ситуации как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения.

Проблемно-педагогические ситуации как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения....

Проект по самообразованию по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»

Проект по самообразованию по теме:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»...