Проблемно-педагогические ситуации как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения.
учебно-методический материал

Усачёва Юлия Эдуардовна

Проблемно-педагогические ситуации как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pps_yu.e.docx223.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно-педагогические ситуации

как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения.

                                                                                   «Боясь ошибиться,

ребенок не будет сам решать

поставленную проблему –

он будет стремиться

получить помощь

от всезнающего взрослого»                                                                                                                Алексей Михайлович Матюшкин.


            Проблема социального развития  дошкольника в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на современном этапе.

Наблюдая и анализируя поведение детей, мы видим, что у большинства дошкольников в полной мере обеспечен информационный компонент безопасности. Дети знают, как себя надо вести, какие есть правила реагирования в различных ситуациях, но не всегда действуют правильно, т.е. теоретическими знаниями дети владеют, а поведенческие и эмоционально-волевые компоненты не сформированы.

Приблизиться к поэтапному решению данной проблемы нам позволила авторская технология эффективной социализации дошкольников                            «Проблемно-педагогические ситуации»,  разработанная старшим научным сотрудником Института социологии Российской академии наук Натальей Петровной Гришаевой.

Применяя в работе с детьми данную технологию, свою основную задачу мы видим в развитии у детей саморегуляции поведения и освоении навыков безопасного поведения.  Это происходит посредством погружения детей в реальные и специально созданные проблемно-педагогические ситуации, которые создаются педагогами дошкольного учреждения.

В начале используются простые, менее эмоционально напряжённые проблемно-педагогические ситуации, затем сложные, специально сконструированные. Так постепенно дети подходят к  пониманию того, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации, тем самым  вырабатывая и закрепляя некий алгоритм действий.

Для того чтобы проблемно педагогическая ситуация с детьми прошла эффективно, необходимо соблюдать  технологию ее проведения.

Первый этап — подготовительный, самый длительный и важный, который включает в себя планирование, т.е. определяются ситуации и цели, которые будут реализовываться.  

        Планирование проблемно-педагогических ситуации происходит с опорой на разработанный перспективно-тематический план, это беседы, чтение худ. литературы, обыгрывание ситуаций в сюжетно-ролевых играх, просмотр познавательных видео материалов.

        На подготовительном этапе проводится диагностика детей (опрос - как они видят заданную проблему, как ее можно решить). Педагогу важно выяснить на какой степени развития, относительно поставленной цели, находится группа.  На этом же этапе разрабатывается сценарии.

     Второй этап заключается в  создании реальной проблемно-педагогической ситуации, максимально приближенной к жизни. 

        Ситуация должна быть эмоционально напряжённой, но посильной для определённой возрастной группы. Степень эмоционального напряжения в проблемно – педагогической ситуации тщательно продумывается, определяются  сценарии  различных вариантов. Важно разработать запасные ходы для ведущего, предусмотреть различные подходы к индивидуальности каждого ребёнка.

Каждая проблемно педагогическая ситуация  может быть организована в различные дни месяца — это зависит от педагогических целей. Ситуация повторяется, пока дети не самоопределятся, не выработают правильную позитивную позицию. Ситуация проводится без присутствия взрослых.

Так же на данном этапе идет переход от простых проблемно-педагогических ситуаций к специально сконструированным сложным ситуациям.

На III этапе проводится завершающая часть работы – рефлексия, - осмысление реально прожитого опыта. Воспитатель, рассаживает детей вкруг, зажигает свечу, включает медитативную музыку и вместе с детьми подводит  итог конкретной ситуации, где каждый ребенок должен высказаться, ответить  на 4 обязательных вопроса:

- «Что сейчас произошло?».

          - «Что ты делал?».

          - «А что ты чувствовал, когда это произошло?».

          - «А что ты будешь делать, если эта ситуация повторится ещё раз?».

Таким образом, через анализ самим ребенком своего поведения, своих действий, через повторение правил педагог, теоретические знания детей, переводит в практические навыки.

Чтобы все дети усвоили урок, «ситуацию» повторяют 3 - 4 раза в год, с измененными сюжетами.

         В начале года родители обязательно предупреждаются в группе о таких ситуативных занятиях с детьми.  После  каждого мероприятия воспитатель, в информационном  центре для родителей вывешивает фотографии, рисунки, записанные со слов детей высказывания о проведенных проблемно-педагогических ситуациях.  Это сигнал для  пап и мам. Родители  должны обязательно побеседовать, расспросить ребёнка о происшедшем, вместе сделать соответствующие выводы, возможно, зафиксировать их письменно. Часто приходится наблюдать существенные расхождения  в том, что делал ребёнок  на  самом деле, что говорил на  рефлексии и что, потом рассказал дома. Анализ  таких сведений – неоценимая  информация  для родителей, педагогов и психолога.

После проведения каждой проблемной педагогической ситуации, по инициативе детей, создаётся методический  продукт в виде альбомов, книг – панорам, макетов, книжек-самоделок с рисунками, записанными со слов детей рассказами, впечатлениями, для дальнейшего закрепления алгоритма правильных действий, самоопределения в эмоционально-напряженной для детей  ситуаций.                                                          Таким образом, применение   проблемно-педагогических ситуаций в образовательной деятельности, приобщение детей к общепринятым нормам, правилам и ценностям, являются эффективным средством формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАНАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ...

Проект на тему "Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге" Май 2016г

Проект был создан и осуществлён с целью формирования у детей умения пользоваться и следить за своим поведением в окружающей дорожно-транспортной среде....

Статья из опыта работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»

 Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знани...

Наименование педагогического опыта: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах».

Наименование педагогического опыта:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах»....

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»

Целью  работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде....