Логопедические игры, направленные на формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Ерёмзина Олеся Петровна

«Улица полна неожиданностей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Улица полна неожиданностей».89.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5

Логопедические игры, направленные на формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге

«Улица полна неожиданностей».

https://otvet.imgsmail.ru/download/875a8375f91de049494d6073098e8a2f_800bce04c3b76edb89bdf9c0b9fbafb2.jpg

Подготовили и провели:

Учитель-логопед О.П.Ерёмзина

Воспитатель С.Н.Боровских

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, формировать навыки безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

  • закреплять приобретенные произносительные навыки;
  • развитие темпо-ритмических характеристик речи;
  • совершенствование навыков составления предложений по картинкам;
  • активизация словаря по теме «Транспорт», «Правила дорожного движения».

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствование зрительного и слухового внимания, памяти;
  • совершенствование координации речи с движением;
  • совершенствовать диалогическую форму речи.
  • развитие мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные:

  • закрепить правила безопасного поведения на дорогах;
  • совершенствование умения работать в коллективе.

Материалы и оборудование

Демонстрационные: проектор, экран, презентация «Дорожная азбука».

Раздаточные: трафареты для раскрашивая светофора, цветные карандаши, медали «Юный знаток правил дорожного движения».

  Подготовительная работа.

  • Проведение бесед по теме «Правила дорожного движения»;
  • разучивание пальчиковой гимнастики «Транспорт»;
  • разучивание логоритмического упражнения «Мы шоферы»;
  • чтение художественной литературы
  • обсуждение «задач – ситуаций» по теме;
  • составление творческих рассказов по заданному началу;
  • отгадывание загадок, чтение художественной литературы на тему «Дорожная безопасность»;
  • инсценирование различных ситуаций на дорогах

Ход занятия. Введение в игровую ситуацию (слайд с названием занятия)

Воспитатель:  Ребята, сегодня к нам пришли гости – воспитатели с других групп. И мы  начнем нашу встречу с добрых слов. Посмотрите друг на друга, на наших гостей, улыбнитесь и пожелайте доброго утра.

Дети: Доброе утро!

Логопед:  Сегодня у нас несколько необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие по нашему городу. Но чтобы по дороге с нами ничего не случилось, мы должны знать правила дорожного движения. И не просто их знать, но еще и выполнять. Именно поэтому и артикуляционная гимнастика, которую мы сейчас выполним , тоже будет необычная. Она будет посвящена транспорту.

Какой  бывает транспорт? (слайды по картинкам с текстом)

Для занятия понадобятся «живые» картинки «Лошадка», «Самолет», «Мотоцикл», маленькие кусочки ваты.

Логопед начинает рассказ:

Раньше не было ни машин, ни самолетов. Люди отправлялись в дальнюю дорогу на лошадях. Сядет человек на лошадь верхом и скачет долго-долго.

Взрослый показывает детям  картинку «Лошадка», а затем артикуляционное упражнение. Дети повторяют это упражнение.

Динамическое упражнение «Лошадка»

Цокать языком в разном темпе — то быстрее, то медленнее. При этом согнутые в локтях руки держать перед собой, изображая поводья.

Взрослый говорит:

А по воде люди плавали на лодках (показ рисунка «Лодка»)

Взрослый показывает артикуляционное упражнение «Лодочка», а дети повторяют.

Статическое упражнение «Лодочка»

Высунуть широкий язык, придав ему форму чаши .

Взрослый продолжает:

Но время шло. Люди изобрели машины. Появились поезда, автомобили, мотоциклы. В небо полетели самолеты и ракеты. По морям и рекам поплыли большие корабли.

Взрослый показывает рисунок «Парашют» и говорит:

Если нужно, парашют.

Вниз нас спустит

В пять минут.

Затем взрослый показывает дыхательное упражнение «Парашют», а дети его повторяют.

Дыхательное упражнение «Парашют»

Положить на кончик носа маленький кусочек ватки. Высунуть изо рта широкий кончик языка, придав ему форму чаши, и подуть с языка вверх на кончик носа. Ватка должна подлететь вверх.

Логопед: Упражнение закончили, вы молодцы.

 Воспитатель: Ребята, чтобы наша встреча прошла ещё интереснее, предлагаю нам разделиться на команды. Первая команда будет называться «Светофор» и я буду с вами, а вторая команда – «Дорожные знаки», с вами будет Олеся Петровна. А теперь представьте, что мы с вами очутились на оживленной улице  города и пошли пешком. (На экране картинка оживленной улицы. Показ слайда).

По городу, по улице 
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимателен
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.

Логопед: Вопрос к командам.

– Как называют  людей, идущих по тротуарам?

Дети: Пешеходы.

– Как вы думаете, из каких двух слов состоит это слово?

Дети: Ходить пешком.

Логопед: Ребята, а что можно увидеть на дорогах города? (Показ слайда)

Ответы детей.

Логопед: Давайте ответим с помощью наших пальчиков. (показ слайдов)

Автобус, троллейбус, машина, трамвай-

О них ты на улице не забывай.

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

Поочередное соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с мизинца и заканчивая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Соединяют пальчики двух рук одновременно.

 

Воспитатель: Ребята, какие виды транспорта вы знаете?

«Виды транспорта»

Задачи: продолжать знакомить детей с различными видами городского транспорта; развивать внимание, умение производить классификацию предметов по заданным признакам; формировать умение обобщать объекты по свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

Материалы: предметные картинки с реалистично изображенными на них видами городского транспорта: легковые, грузовые, специальные машины, общественный транспорт.

Ход игры.

Взрослый предваряет игру словами: «По дорогам мчатся самые разные машины: легковые, грузовые, троллейбусы, автобусы, трамваи, маршрутные такси, специальный транспорт – машины скорой медицинской помощи, пожарные, полицейские и другие машины».

Игроки раскладывают картинки на несколько групп общественный транспорт – легковой – грузовой; спецтранспорт – легковой – грузовой; и т. д.

Дети выполняют задание в виде эстафеты 2 команд. На общем столе игроки по очереди выбирают необходимую карточку и бегут прикреплять ее к мольберту, расположенному в 3-4 м. от линии старта. Выигрывает команда, которая первой без ошибок собрала свои карточки. (Показ слайда)

Динамическая пауза:

Логопед: Ребята, а кто управляет автомобилем? Я предлагаю вам освоить эту профессию.

Едем, едем на машине,

 

 

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

 

 

Смотрим пристально мы в даль.

 

Дворники счищают капли.

Вправо, влево. Чистота!

 

Волосы ерошит ветер.

 

Мы шоферы – хоть куда!

 

Дети идут дробными, ритмичными шагами, делают ритмичную «вертушку» руками, изображая руль.

 

«Нажимают» на педаль

Дети сгибают руки в локтях перед собой и ритмично двигают вперед – назад.

 

Подносят руку ко лбу, смотрят по сторонам.

 

Дети поднимают руки перед собой и ритмично поворачивают ладошки из стороны в сторону.

 

Ритмично потряхивают головой.

 

Дети тесно смыкают четыре пальца рук, поднимают вверх большой палец и ритмично выставляют руки вперед.

Логопед: Ну, вот мы и прокатились на автомобиле. Посмотрите, нас встречает хозяин дорог – светофор. ( Показ слайда).

Воспитатель: Сколько сигналов у светофора? (ответы детей)

                 - Что означает красный свет? (ответы детей)

                 -Что означает желтый свет? (ответы детей)

                 -Что означает зеленый свет? (ответы детей)

Предлагаю вам поиграть в игру «Загадки светофора»

Задачи: расширять и углублять представления детей о том, что безопасность зависит от их собственного поведения на улице, при переходе дорог, от умения предвидеть и избежать возможную опасность; развивать слуховое внимание.

Материалы: модель светофора, карточки зеленого и красного цвета для каждого участника.

Ход игры.

Педагог демонстрирует модель светофора и предлагает детям на время превратиться в светофоры и поговорить с ним на языке сигналов: красного и зеленого. Педагог поясняет, что будет говорить фразу, и если дети согласны с ней, то должны показывать зеленый сигнал светофора – зеленую карточку, а если не согласны – карточку красного цвета.

Примерные варианты фраз:

1. На желтый сигнал светофора можно переходить проезжую часть улицы, так как транспорт стоит. (Красная карточка.)

2. Если горит красный сигнал светофора, а машина далеко, то можно быстро перебежать дорогу. (Красная карточка.)

3. При ходьбе по тротуару нужно идти с правой стороны. (Зеленая карточка.)

4. Перекресток наиболее опасное место для пешехода. (Зеленая карточка.)

5. При переходе дороги сначала надо посмотреть направо, а потом – налево. (Красная карточка.)

6. При переходе дороги разговаривать нельзя. (Зеленая карточка.)

7. Улицу нужно переходить по прямой. (Зеленая карточка.)

8. Дорожная разметка нужна, чтобы украсить дорогу. (Красная карточка.)

9. Если на дороге не установлен светофор, то переходить ее можно в любом месте. (Красная карточка.)

10. Проезжая часть предназначена для машин. (Зеленая карточка.)

11. Если ребенок хорошо знает все правила дорожного движения, то может самостоятельно переходить дорогу. (Красная карточка.)

Логопед: Молодцы!  У светофора есть друзья! Кто же это?

Послушайте загадку:

                   По обочине дороги,

                   Как солдатики, стоят.

                   Все мы с вами выполняем,

                   Всё, что нам они велят.

Дети отвечают.

Логопед: (Показ слайда). Правильно, знаки – наши помощники. Они нам указывают, запрещают, предупреждают.

Сейчас я буду начинать стихотворение, а вы – заканчивать. Слушайте внимательно!

  1. По полоскам черно-белым

Пешеход шагает смело.

Кто из вас, ребята, знает –

Знак о чем предупреждает?

Дай машине тихий ход… («Пешеходный переход») (Слайд)

  1. Эй, водитель осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете –

В этом месте ходят… (дети) (Слайд )

  1. Что мне делать?

Как мне быть?

Нужно срочно позвонить.

Должны знать и ты, и он –

В этом месте… (телефон) (Слайд)

  1. В голубом иду я круге.

И понятно всей округе,

Если вдуматься немножко, -

Пешеходная… (дорожка) (Слайд)

  1. Я не мыл в дороге рук,

Поел фрукты, овощи.

Заболел и вижу пункт

Медицинской … (помощи) (Слайд)

  1. Путь неблизок, на беду,

Ты не взял с собой еду.

Вас спасет от голодания

Знак дорожный – «Пункт…(питания)» (Слайд)

Логопед и воспитатель:  С этим заданием вы справились легко! Дорожные знаки вы знаете, а правила поведения на дорогах вы выполняете? Давайте проверим и поиграем в игру «Лови, бросай, упасть не давай»

Посмотрите на картинки (Показ слайда) и расскажите, какие правила нарушили дети?

Дети отвечают на вопрос.

Задачи: конкретизировать представления детей о правилах дорожного движения; развивать ловкость, координацию движений при ловле мяча; тренировать слуховое внимание.

Материалы: мяч диаметром 12-15 см.

Ход игры.

Дети и педагог встают в круг, у взрослого в руках мяч. Взрослый – ведущий загадывает загадки о видах транспорта или задает вопросы игрокам по правилам дорожного движения, бросая мяч одному из участников. Ребенок ловит мяч, дает ответ и возвращает мяч. Уронивший мяч или неправильно ответивший на вопрос ребенок выбывает из игры.

Примерные варианты вопросов:

1. Какие сигналы имеют пешеходные светофоры? (Красный и зеленый)

2. Как называют людей, идущих по улице? (Пешеходы)

3. Какой стороны тротуара нужно придерживаться при движении? (Правой)

4. Как называют людей, которые едут в общественном транспорте? (Пассажиры)

5. В какую сторону нужно посмотреть прежде чем начать переход улицы? (Налево)

6. Как называется место пересечения улиц? (Перекресток)

7. Назовите виды наземного общественного транспорта? (Автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси)

8. В каком месте можно переходить улицу? (В месте, где есть пешеходный переход)

9. Какой вид переходов самый безопасный? (Подземный)

10. Можно ли сразу после того, как зажегся зеленый сигнал светофора, начинать движение? (Нельзя, сначала надо убедиться, что все машины остановились и пропускают пешеходов)

11. Можно ли ехать на велосипеде, не держась за руль? (Нельзя)

12. Сколько колес у легкового автомобиля? (Четыре)

13. В каких местах устанавливается знак «Осторожно, дети»? (Возле школ, детских садов и детских площадок)

14. Как называется часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части и служащая для движения пешеходов? (Тротуар)

15. Где нужно выбирать место для игр? (Во дворе или на детской площадке)

16. Можно или играть мяч на тротуаре? (Нет, потому что мяч может укатиться на проезжую часть)

Логопед: Молодцы! Я вижу, вы знаете правила поведения детей на улице. Посмотрите, ребята, что это? (Приложение) Наш друг Светофор потерял свои яркие краски. Поможем ему?

Дети обводят светофор по пунктирным линиям и раскрашивают сигналы светофора так, как они располагаются по порядку: сверху – красный, в середине – желтый, внизу – зеленый.        

Воспитатель: Молодцы! У вас получились яркие сигналы светофора и расположены они правильно.

Логопед и воспитатель:  (показ слайда) Ну, вот мы с вами  повторили правила дорожного движения. Что нового вы узнали, что вам особенно запомнилось? (Ответы детей). Вы показали свои знания, и каждый из вас получает медаль «Юный знаток правил дорожного движения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге" Май 2016г

Проект был создан и осуществлён с целью формирования у детей умения пользоваться и следить за своим поведением в окружающей дорожно-транспортной среде....

Статья из опыта работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»

 Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знани...

Наименование педагогического опыта: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах».

Наименование педагогического опыта:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах»....

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»

Целью  работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде....

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения ».

Размещена работа на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения »....

Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Правила дорожные детям знать положено»

Дети дошкольного возраста — это особая категория пешеходов. Ответственность за воспитание грамотных и адекватных участников дорожного движения возлагается на родителей и воспитателей. Учит...