Статья из опыта работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»
статья на тему

Северина Елена Леонидовна

   Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_iz_opyta_raboty.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы Севериной Е.Л. Гоковой О.Н. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»

   Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге тем самым значительно расширит социальный опыт ребенка, сформирует социальную позицию, усовершенствует умения и навыки, подготовит к самостоятельной жизни, увеличит возможность сохранить жизнь и здоровье. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. 

         Одним из перспективных   методов, способствующих   решению проблемы, по познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем дошкольном возрасте. Дидактический смысл проекта заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки безопасного пешеходного движения, развивает познавательную активность, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

         В течение трех лет авторами были реализованы долгосрочные проекты:

«Безопасная дорога», «Школа пешеходных наук». Участниками проектов были дети, родители, воспитатели, узкие специалисты, социальные партнеры.

         При работе над проектом крайне важно было научить детей основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, сформировать у них устойчивые знания, умения и навыки в сфере безопасности дорожного движения и ответственности в деле сохранения собственного здоровья и безопасности.

         В рамках реализации проектов, в соответствии с ФГОС ДО, педагоги использовали деятельностный и компетентностный подход в построении образовательного процесса.

         В образовательный процесс, включали три основных составляющих блока, формирующих деятельность:

  • совместная партнерская деятельность взрослого с детьми,
  • свободная самостоятельная деятельность детей,
  • совместная деятельность со сверстниками.

         При реализации проектов авторы применяли разнообразные формы работы в совместной деятельности:

  • наблюдения,
  • образовательную деятельность
  • игры-путешествия,
  • викторины,
  • КВН,
  • дидактические игры,
  • чтение специальной литературы,
  • продуктивную деятельность,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • проблемные ситуации,
  • игры – тренинги,
  • праздники, развлечения,
  • выпуск газет и листовок.

         Во время самостоятельной деятельности дети играли в сюжетно-ролевые и дидактические игры, рассматривали иллюстрации, занимались продуктивной деятельностью.

         При реализации проектной деятельности «Школа пешеходных наук» была проведена игра- ситуация «О ступеньках под землей и полосатой зебре». Где   были представлены иллюстрации, фотографии с изображением людей переходящих улицу в не положенном месте, детям нужно было сказать, что люди делают не правильно, и где им нужно было переходить дорогу. Сначала дети не нашли ошибку, но, подумав сразу решили эту проблему и указали где нужно было переходить улицу, не нарушая ПДД.

         В игре «Три глаза – три наказа» детям нужно было раскрасить светофоры. Рассказать, почему они стоят рядом, один из них светит зеленым, а другой красным? По какому светофору нужно переходить дорогу? На основе полученных знаний дети справились легко с этим заданием. Рассказали, что дорогу нужно переходить по тому, который смотрит на тебя. Ведь другой светофор смотрит на дорогу, специально для того, чтобы его видели водители. Пока на нашем светофоре – зеленый свет, для автомобилистов горит красный. Мы идем, машины стоят. «Красный свет – движенья нет, желтый будет – подожди, на зеленый свет иди».

Игра «Ловкий пешеход» была направлена на усвоение детьми знания обозначения сигналов светофора. Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти – значит, на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный – выбываешь из игры. Попал в желтый – получаешь право бросить мяч еще раз.

         Работе с родителями в детском саду уделялось много внимания, ведь именно они каждый день не раз переходят с детьми дорогу и несут за них ответственность.

         Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, педагогический коллектив использовал следующие формы работы:

-анкетирование родителей по теме ««Я и мой ребенок на улицах города»» помогло определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать формы общения;

-консультации, рекомендации, беседы, проведение семинаров-практикумов, мастер-класс, бесед за круглым столом, конференций, диспутов, дискуссий и др.

-наглядная агитация (стенды, памятки, уголки для родителей, буклеты, листовки);

-встреча с сотрудниками ГИБДД;

-участие в совместных мероприятиях по профилактике ДДТТ (деловые игры, викторины, КВН, развлечения, праздники, совместные занятия, изготовления индивидуальных маршрутов следования).

         Родители были непосредственными участниками образовательного процесса по обучению дошкольников ПДД. В рамках реализации проектов оформляли семейные газеты, книжки - малышки, презентации, пропагандируя опыт семейного воспитания по профилактике ДДТТ. В каждой возрастной группе собраны семейные электронные портфолио на данную тематику, фотоколлажи мастер – классов, оформлены совместно с детьми книги сказок и историй по ПДД, дидактические игры и пособия.

Итогом проектной деятельности было проведено совместное развлечения: «Я знаю правила дорожного движения». Авторами опыта ставилась задача обобщить знания детей о правилах дорожного движения и поведения  на  дороге, довести до сознания детей, к чему может провести нарушения.

         Системный подход в работе педагогов с родителями на основе проектной деятельности дал положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и помог сближению всех участников образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге" Май 2016г

Проект был создан и осуществлён с целью формирования у детей умения пользоваться и следить за своим поведением в окружающей дорожно-транспортной среде....

Наименование педагогического опыта: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах».

Наименование педагогического опыта:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах»....

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»

Целью  работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования продуктивных видов деятельности через модулирование».

Цель: передача педагогами концептуальной и практической сторон и собственной системы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....