ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
статья (старшая, подготовительная группа)

Шахматова Таисия Юрьевна

    ФГОС дошкольного образования предъявляет новые требования к образовательным программам, разрабатываемых в дошкольных образовательных учреждениях. Одним из планируемых результатов на этапе завершения дошкольного образования является активное взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми.
       Любое взаимодействие  людей  начинается с распределения функций, даже если взаимодействует минимальное количество. Без распределения невозможно существование группы как единого целого. Человек, его личность являются главным материалом  для создания групп, в связи с этим группа понимается через личность.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

Т.Ю. Попова

Воспитатель детского сада № 39, Московского района 
г. Санкт-Петербурга

Ребенок с самого рождения  вступает в разнообразные отношения с окружающими. Не общаясь с другими людьми, человек не сможет жить полноценной жизнью, трудиться, и духовно развиваться. Психическое развитие происходит в процессе общения, которое является необходимым условием существования человека.
       В условиях модернизации отечественного образования особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельной, свободной личности, способной к созидательному взаимодействию с социокультурной средой. Первоосновы такой личности должны быть заложены уже в дошкольном возрасте. В связи с этим, сущностью адекватно организованного процесса дошкольного образования является накопление ребенком субъектного опыта, содержащего средства и способы взаимодействия с миром, расширение возможностей дошкольника активно и творчески участвовать в этом взаимодействии.
       ФГОС дошкольного образования предъявляет новые требования к образовательным программам, разрабатываемых в дошкольных образовательных учреждениях. Одним из планируемых результатов на этапе завершения дошкольного образования является активное взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми.
      Любое взаимодействие  людей  начинается с распределения функций, даже если взаимодействует минимальное количество. Без распределения невозможно существование группы как единого целого. Человек, его личность являются главным материалом  для создания групп, в связи с этим группа понимается через личность.
      Идеи А.С. Макаренко получили своё  развитие в педагогике В.А. Сухомлинского, который считал, что коллектив нельзя  назвать безликой массой, так как коллектив – это индивидуальности, которые собраны вместе. Воспитывающая сила коллектива – это  те духовные  богатства, которые есть у каждого члена коллектива, что каждый член коллектива  приносит с собой, что отдаёт другим  людям, что он получает в коллективе. Именно  богатство внутреннего мира каждой  личности является основой полноценной, содержательной  жизни коллектива. С  этим нельзя  не согласиться. Ведь, действительно в коллективе от каждого человека  зависит его процветание и активная  деятельность, а также строится  взаимодействие.
       
В.А. Сухомлинский отмечал в своих работах тот факт, что коллектив становится воспитывающей силой при наличии совместной  работы и деятельности. Но эта  деятельность  должна раскрывать высокую идейную одухотворенность труда благородными моральными ценностями.
       
Задача детского сада состоит в том, чтобы  обеспечить творческое саморазвитие личности   в коллективе. Отталкиваясь от этой  задачи, В.А. Сухомлинский предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса как единства обучения и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллективом.
       
Исследователь А.С. Аркин понимал детский коллектив, как группу детей, которые длительно связаны общностью среды и организации. Детский коллектив определяется своей самостоятельностью, значительно определяющей содержание  и развитие коллективной  жизни.
       В группе сверстников у детей активно развиваются самостоятельность общения, основы саморегуляции самоорганизации, умение следовать общим правилам. Исследования, посвященные данной проблеме, говорят о  том, что период дошкольного детства – это период, в котором взаимоотношения между  детьми развиваются в общении. Общение  меняется с возрастом детей: изменяется его содержание, потребности, мотивы  и средства  общения. Этап старшего дошкольного детства – это период расцвета детских  взаимоотношений.
        Т.И. Бабаева в своих  исследованиях выделила следующие особенности во взаимодействии старших дошкольников друг с  другом:
         - старший  дошкольный возраст – это период развития  ребёнка, когда значительно активнее и  настойчивее проявляются стремления к содержательному  и  разнообразному общению со сверстниками, это создаёт естественные предпосылки для формирования  гуманного межличностного общения.
        - в старшем  дошкольном возрасте проявляется  интерес к  нормативным  основам общения и регулирования взаимоотношений.
        - старшие  дошкольники устанавливают более длительные контакты со сверстниками, кроме того, эти контакты становятся устойчивыми и  личностно обусловленными. В  группе старших дошкольников складывается  определённая система межличностных отношений, совместной деятельности, ценностных ориентаций, которая оказывает влияние на гуманистические проявления детей в общении;
        - данный возраст  характеризуется проявлением интереса дошкольников к  внутреннему миру других, к чувствам, переживаниям, развивается  эмпатия. Старший  дошкольник способен сопереживать близким и даже  незнакомым  людям. Развитие эмпатии играет важную роль в формировании личности  дошкольника, в воспитании культуры межличностных отношений.

В работах М.И. Лисиной предметом исследования было общение ребенка с другими людьми, понимаемое как деятельность, а в качестве продукта этой деятельности выступают отношения с другими и образ себя и другого. Центром внимания М.И. Лисиной является внутренний, психологический пласт поведенческой картины общения. Она рассматривает именно потребности и мотивы общения, являющиеся по сути дела, отношениями.

О. Журавых отмечает значение совместной деятельности в воспитании у дошкольников эмоциональной отзывчивости, способности понимать сверстника. Используя ситуации, в которых ребенок действует не один, а вместе с другими детьми, педагог формирует у ребёнка способности понимать потребности и стремления другого человека. Ребёнок учится согласовывать свои действия со сверстниками или со взрослыми, обращается с просьбами и сам предлагает помощь, а также учится разрешать  конфликты конструктивно.

Взаимодействия между детьми, как отмечала А. П. Усова, характеризуются, прежде всего, тем, на какой основе происходит объединение между ними: будет ли оно механическим, когда дети играют, объединяясь только заданным содержанием игры, или они объединятся на более высоком уровне на основе интереса друг к другу. 

Таким образом, взаимодействие между  дошкольниками – это отношения, формирующиеся в группе ДОУ, целью которых является формирование дружеских взаимоотношений. Существует многообразие средств формирования и развития взаимодействия, среди которых особую значимость приобретает совместная  деятельность и игровые технологии.

Умения взаимодействовать со сверстниками формируются в процессе совместной систематической деятельности  старших дошкольников в  группе, а также в процессе образовательно-воспитательного процесса ДОУ.

Список литературы:

  1. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: учебное пособие для вузов / Г.М. Андреева — М.: Аспект Пресс, 2001. — 288 с.
  2. Аркин, Е.А. Биологические особенности дошкольного возраста // Педагогическая энциклопедия / Е.А.  Аркин. - Т. 2. М., 1930.
  3. Бабаева, Т.И. Семейная жизнь и профессиональная деятельность (на материале исследования полных семей с детьми дошкольного возраста) / Т.И. Бабаева // Вопросы психологии, 2004,.№5.
  4. Зырянова, С.М. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: учебное пособие / С.М. Зырянова, Н.А.Каратаева, Г.М. Киселева, Л.Л. Лашкова; Уральский государственный педагогический университет: Екатеринбург, 2006.-143 с.
  5. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: пособие для студентов педагогических учебных заведений / Е.О. Смирнова М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения"

Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у  детей старшего дошкольного возраста и их родителей.Задачи:1. Обобщить и ра...

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В наше время в общественном сознании обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям  двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к ц...

"Психолого – педагогические условия развития деятельности детей старшего дошкольного возраста".

  Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы  МКДОУ детский сад №15  являются одними из важнейших условий. Требования к психолого-педагогическ...

Проект на тему: «Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета»

Результаты нашей экспериментальной работы имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогов и психологов дошкольных учреждений. Также они могут ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Современные условия жизни предъявляют новые требования к поступающим в школу детям. Учитывается не только уровень умственного развития детей, но и психологические предпосылки готовности к обучению в ш...

Педагогические условия этноэкологического сознание детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно- образовательной деятельности

Экологическое сознание – это более широкая категория, чем экологическое мышление. Философы Э. В. Гирусов, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев и др. рассматривают его как совокупность взглядов, теорий, ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье раскрываются некоторые педагогические условия в развитии словаря младших дошкольников....