ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи (младшая группа)

Павлова Ольга Николаевна

Аннотация: В статье раскрываются некоторые педагогические условия в развитии словаря младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья 16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Павлова Ольга Николаевна

МБДОУ «Детский сад №203 «Непоседы» г. Чебоксары

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье раскрываются некоторые педагогические условия в развитии словаря младших дошкольников.

Ключевые слова: словарь, младший дошкольник.

Языковая коммуникация в ее различных видах может осуществляться только при наличии определенного запаса слов и умения пользоваться им. Без слов – основной структурно-семантической единицы языка – невозможна речевая деятельность. Слово выступает строительным материалом – «кирпичом» – из которого выстраивается речь человека.

Словарный состав языка исключительно богат и разнообразен. И при этом, он постоянно пополняется новыми единицами. Освоение словаря – необходимое условие правильного и точного выражения своих мыслей и чувств. Любое неверно использованное слово может вести к неясности или искажению мысли.

Периодом активного усвоения ребенком словарного состава родного языка, является младший дошкольный возраст. Своевременное формирование лексического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь как форма манифестации языка выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирование и организация его поведения, формирование социальных связей. Все это – важнейшее средство опосредствованных психических процессов: памяти, восприятия, эмоций.

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, овладевают новыми словами, в процессе познания окружающего мира. Однако, при стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное развитие словаря.

Значение словарной работы, куда включается и работа по усвоению дошкольником словарем существительных, в развитии личности ребенка осознавали теоретики и практики дошкольного образования.

Закономерности усвоения словаря были раскрыты в трудах Л.А. Колуновой, Г.И. Николайчук, Ф.А.Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Э. Федеравичене и др. исследователей.

Благодаря усилиям ученых сегодня раскрыты цели и задачи словарной работы, ее основные принципы и методика осуществления. Исследователи А.М. Бородич В.В. Гербова, М.М. Конина, В.И. Логинова, О.И. Соловьева, М.Ф. Фомичева и др. показывают специфику словарной работы на занятиях и вне, открывают возможности использования всего многообразия наглядных, практических и словесных методов и приемов.

Важнейшим методом развития словаря являются лексические упражнений. Они используются в решении всех задач словарной работы. Но наиболее существенен их вес в закреплении и активизации словаря детей. Словарные упражнения способствуют освоению слов в их обобщённых значениях, развитию как видовых, так и родовых понятий.

Эффективность лексических упражнений в словарной работе, на наш взгляд, зависит от системности и планомерности их использования. Простота и легкость применения метода делает его универсальным как в плане внедрения в разные формы непосредственно-образовательной деятельности, так и применения в быту, в процессе осуществления всех режимных моментов.

Обращение к лексическим упражнениям во время занятий должно, конечно же, связываться с его темой, содержанием, игровым сюжетом, в который вовлекает детей педагог и т.д. Здесь, на наш взгляд, многое определяется способностью воспитателя учитывать все имеющиеся на занятии возможности активизации речи каждого в отдельности ребенка. При этом с целью реализации вариативного компонента программы, наряду с федеральными программами и пособиями можно обратиться к материалам, отражающим региональную специфику дошкольного образования [1; 2].

Повседневный быт также предоставляет большие возможности обращения к лексическим упражнениям. Например, в умывальной комнате можно предложить детям сказать: вода какая? Мыло какое? Что можно мыть мылом? Полотенце какое? Руки теперь какие? И т.д.

В процессе прогулки, привлекая внимание детей к тому или иному предмету, явлению, воспитатель может спросить: а небо сегодня какое? Деревья какие? Снег на теперь какой? Что делает ветер? и т.д.

При этом самое главное – не охват детей всей группы, не «вытягивание» нужных ответов, а положительные эмоции, объединяющие детей и воспитателя едиными переживаниями красоты окружающего мира природы. Важно, чтобы дети почувствовали – воспитатель тоже «ищет» нужные слова, как и они, педагог тоже отправился «в поиск» за точным обозначением наблюдаемого.

Лексическими упражнениями важно охватить все части речи - активизировать имена существительные, прилагательные, глаголы и т.д. Данный метод практически незаменим в работе над смысловой стороной слова. Они подводят детей к осознанию того, что один и тот же предмет можно по-разному назвать (например, кошку – кисой, кисонькой, киской), а одно слово может назвать разные предметы (например, носик может быть чайника, у куклы).

В целом, в младшем дошкольном возрасте, на наш взгляд, можно обратиться к следующим видам лексических упражнений:

1) подбор эпитетов к предмету. Например: мяч какой? – большой красивый, красный…;

2) узнавание предмета по эпитетам. Например: большой, лохматый, косолапый – кто это?;

3) подбор действий к предмету Например: погремушка – гремит, лежит, веселит…;

4) подбор слов-названий к словам-действиям. Например: едет, перевозит грузы, сигналит – машина;

5) составные части целого. Например: из чего состоит пирамидка? (колечки, стержень-палочка, колпачок-наконечник);

6) части целого. Например: кабина, кузов, колеса – что это? Машина.

Организация дидактических лексических упражнений является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого умелого подхода в его использовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьева Т. В., Михайлова С.Г., Н.В. Иванова. Ачасене шкулччен вĕрентмелли тĕслĕх программа. Пуплеве аталантарасси. Илемлĕ литературăпа паллаштарасси. Вырăс (тăван мар) чĕлхене вĕрентесси. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке издательстви: 2015. - 95 с.

2. Артемьева Т. В., Михайлова С. Г. О литературном образовании в современных чувашских национальных дошкольных образовательных учреждениях // Культурогенезные функции образования : развитие инновационных моделей : сб.науч.ст. / под ред Т.Н. Семеновой. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед.ун-т, 2015. – С. 35 – 37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре "Роль д/и в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста"

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической и...

Выступление на семинаре "Роль д/и в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста"

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической и...

Дидактические игры, направленные на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры, направленные на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста....

Дидактические игры, направленные на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и...

«Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста по средствам дидактической игры».

В статье представлен  практический  материал по использованию дидактических игр  для формирования словаря детей младшего дошкольного    возраста....

"Художественная литература в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)"

Художественная литература в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста ( из опыта работы)....