"Художественная литература в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)"
материал по художественной литературе

Чашкина Антонина Александровна

Художественная литература в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста ( из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_literatura.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 146» г. Рязани

Художественная литература в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Воспитатель: Чашкина А.А.


«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка».

Сухомлинский В.А.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят и не хотят читать, имеют достаточно скудный словарный запас. В итоге — бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка.

К сожалению, в настоящее время не часто встретишь семьи, в которых родители прививают детям любовь к книге. Читающих людей становится всё меньше. А ведь именно с раннего детства, когда ребенок начинает слушать литературные произведения, он уже является читателем. В лучшем случае мама почитает малышу перед сном несколько минут. Взрослые всегда заняты или устали. Родительское внимание детям заменяет телевизор и компьютер. Очень жаль, что значение книги, художественной литературы сегодня недооценивается.

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка его словарного запаса имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Читая детям художественные произведения, воспитатель использует разнообразные методы и приемы.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, C. А. Рубинштейн).

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

В младшем возрасте формируются у ребенка начальные представления о нравственности, обогащается чувственный опыт.

Чтобы заложить прочный фундамент в характере ребенка как в личности, я стала приобщать своих воспитанников к художественной литературе. И главной целью было формирование интереса к художественной литературе и умения слушать.

В нашей группе имеется книжный уголок – «Центр книги».  Мы пополняем его новыми книгами, т.е. меняем одни книжки на другие.

Перечень книжной литературы, мы подбирали в соответствии требованиям программы  М.А. Васильевой «От рождения до школы» для младшего дошкольного возраста.

Наши дети учатся беречь книги (т.е. воспитываем бережное отношение к книге). Рассказываем ребёнку о правилах обращения с книгой: нельзя рисовать на страницах, перегибать книгу, вырезать картинки, использовать книги вместо кубиков и т. д. Дети рассматривают книжные иллюстрации,  сидя за столом, или на стульчиках.

Знакомлю наших детей с художественными произведениями во все режимные моменты: утром и вечером; во время прогулок; перед сном и после сна.

Мы читали  и заучивали с ними стихотворения, потешки, пословицы, народные песенки. Приучали детей слушать сказки и рассказы. Регулярно рассматривали с детьми иллюстрации.

Инсценировали  и драматизировали  небольшие отрывки из народных сказок, используя для этого различные виды театров (кукольный, теневой, резиновый).

Дополнительно занимались в кружке «Чудо-сказка».

Чтобы в ребенке воспитать книголюба, взрослые и сами должны проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы.  

С этой целью мы размещаемся в родительском уголке различные консультации; Какие сказки читать детям, Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада,  и другие, устанавливаем папки передвижки «Развитие речи дошкольника в семье». На родительских собраниях  рассказываем о привитии детям любви к книгам.

Проводила анкетирование на тему: Сказка в жизни вашего ребенка. Одним из вопросов в анкете был: Как часто вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки? На что большинство родителей ответили – редко.

Мною была составлены картотеки  игр: дидактические игры на развитие речи, дидактические игры по сказкам, сценарии театрализованных игр, картотеки гимнастик (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая), картотека пословиц, поговорок, загадок, чистоговорок)

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

        Построенная  работа по приобщению детей к художественной литературе способствовала:

-обогащению словаря;

-развитию артистических способностей;

-проявлению индивидуальных способностей;

-формированию связной речи;

-формированию широты читательских интересов.

Опираясь на данный опыт работы, я продолжаю работу по приобщению детей к художественной литературе, уже в средней группе.

Научив детей любить книги, вы научите их любить и понимать родной язык, высказывать свои мысли грамматически правильно, логично, выразительно, точно. Ведь по тому, как человек строит своё высказывание, насколько интересно он умеет рассказывать, можно судить о его умственном, эмоциональном и эстетическом развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре "Роль д/и в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста"

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической и...

Выступление на семинаре "Роль д/и в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста"

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической и...

Консультация для родителей "Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста».

Цель домашнего чтения – не только вызвать у ребенка интерес к художественной литературе, которая помогает формировать нравственные чувства и оценки, развивает его воображение и эмоциональны...