Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на развитие словаря детей раннего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Мартынова Елена Юрьевна

Развитие речи детей дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Влияние художественной литературы на развитие словаря детей раннего дошкольного возраста»

Воспитатель Мартынова Е.Ю.

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как даёт представление не только об общих закономерностях развития ребёнка, но и об особенностях становления личности дошкольника.

Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Чтение книг способствуют речевому подражанию. Речевое подражание – это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Именно речь способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством речи один дошкольник привлекает внимание другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

Чтение сказок - это замечательное средство для формирования психики и восприятия окружающего мира малышом, это важный инструмент развития активного словаря, а также главный элемент воспитательной работы. Сказкотерапия на ночь - это залог хорошего засыпания для непоседливого малыша. Главное - научиться заинтриговать кроху и побудить в нем интерес к слушанию.

Малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Чтобы чтение приносило удовольствие и реальную пользу, нужно придерживаться простых, но важных правил:

• Если ваш малыш не хочет слушать, то не нужно его заставлять, так как это не принесет никакой пользы.

• Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от года до трех читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трех до пяти лет - 15-20 минут подряд.

• Чтение книги ребенку на ночь должно приносить взаимное удовольствие. Если вы себя просто заставляете читать, чтобы выполнить ежедневный план, это не принесет никакого удовольствия вашему ребенку. Известно, что малыш очень чувствует эмоции своих родителей, поэтому чтение книги должно приносить максимум удовольствия.

• Выбирая книги, ориентируйтесь на предпочтения вашего ребенка.

• Не выбирайте страшных книг, будоражащих воображение.

• Читая каждый день книги своему ребенку, вы способствуете расширению его знаний и словарного запаса.

• Рекомендуется чтение книг обоими родителями, что способствует становлению тесного душевного контакта ребенка как с мамой, так и с папой.

• Читайте книгу медленно, выразительно, стараясь максимально передать эмоции действующих героев и обстановки.

• Не заменяйте живое чтение “сухими безжизненными” аудиокнигами.

Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

 Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен.

Из книг ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексики. В ряду задач, стоящих перед дошкольной организацией, важное место занимает задача подготовки детей к школе.

 Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Словарь — один из компонентов речевого развития ребёнка. Овладение словарём является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребёнком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Своевременное развитие словаря — один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять.

После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Важнейшим источником развития выразительной детской речи являются произведения русского народного творчества......

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей раннего возраста»

Одним из самых эффективных средств развития диалогической речи, на  мой взгляд является использование народной педагогики. Приобщая детей к фольклору, мы знакомим их с окружающим миром через обра...

"Художественная литература в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)"

Художественная литература в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста ( из опыта работы)....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:«РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Подготовила воспитатель: Ильина Г.С. МДОУ "ДС №8«Сказка&raq...

Консультация для педагогов. Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста.

Консультация о влиянии художественной литературы на формирование активного и пассивного словарей детей дошкольного возраста....