«Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста по средствам дидактической игры».
статья (младшая группа) на тему

Сидорова Светлана Львовна

В статье представлен  практический  материал по использованию дидактических игр  для формирования словаря детей младшего дошкольного    возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_slovarya.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование  словаря детей младшего дошкольного возраста по средствам    дидактической  игры».

         

Аннотация: В статье представлен практический материал по использованию дидактических для формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность: Речь- это важнейшая творческая психическая функция человека ,область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию ,к построению своей личности, своего  внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Полноценное формирование  словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности.  Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи.

Так, Л. C. Выготский отмечал: «. Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи»..

Наиболее эффективным  метод формирования  словаря у детей   младшего дошкольного возраста, из – дидактические игры.

С помощью дидактической игры дети получают определенные знания, учатся играть, а также у них  формируется   активный и пассивный словарь, который малыши могут применить в повседневной жизни.

В ходе проведения диагностического обследования  развития речи детей 3-х лет было выявлено, что у многих детей активный словарь имеет менее 1000 слов, не все могут повторить за взрослым предложение, пользоваться речью как средством общения с  взрослыми и сверстниками.

Поэтому я определила направление своей работы с детьми «Формирование речи дошкольников по средствам  дидактической  игр» и поставила цель:  

  • расширять границы окружающего  мира ребенка,
  • развивать связную речь,
  •  отработать артикуляцию,
  • расширить активный словарь,
  • учить выражать свои мысли словами,
  •  сформировать речевое мышление.

Непременным условием полноценного речевого развития является разнообразная и правильно организованная игровая среда.

В предметно пространственной развивающей  среде  учитываются возрастные особенности детей: игровые зоны расположены в доступном месте, оформлены тематические центры: по сенсорному воспитанию, по ознакомлению с окружающим, экологическому воспитанию, подобраны яркие игрушки, которые побуждают  малышей к общению.

На первом этапе работы по формированию словаря  использовались дидактические игры на взаимоотношение детей друг с  другом  и с взрослям. Это такие игры- «Позови»,  «Передай колокольчик», «Зайка, помоги»,  «Чего не хватает», «Ладушки», «Иди ко мне», «Хоровод с куклой», «Бегите ко мне».

Эти игры помогли малышам поближе узнать друг друга, развить у них зрительное внимание и запоминание, также создать у детей положительное эмоциональное состояние в общении друг с другом и с взрослым. Дети стали общаться с  взрослыми и сверстниками посредством речи.

В развитии и закреплении культурно-гигиенических навыков у детей  помогли дидактические игры  «Идем к кукле в гости», «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Новая кукла», «Купаем куклу», «Оденем куклу на прогулку», «День рождение куклы» и др.

 В процессе игр у детей совершенствовались навыки этического поведения, воспитывалось заботливое отношение к кукле-партнеру по игре, активизировался словарный запас.

К концу года дети стали употреблять в своей речи существительные, обозначающие предметы гигиены, одежды, посуды, спальных принадлежностей; глаголы, обозначающие трудовые действия (стирать, поливать, гладить) и противоположные по значению (снимать-одевать, открывать-закрывать) .

В дидактических играх на внимание: «Найди свою игрушку», «Найди свое место», «Будь внимательный», «Не зевай», «Кто ушел», «Что изменилось? » каждый ребенок получал возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретал собственный действенный и чувственный опыт. Игры способствовали обогащению словаря существительными, обозначающими названия игрушек, глаголами, прилагательными. К концу года дети стали составлять небольшие рассказы о новой игрушке.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию «Спрячь мышку», «Бабочка», «Сложи картинку», «Найди подходящую заплатку» были направлены на совершенствование представлений о величине, форме и цвете. В этих играх у детей формировались умения выделять цвет, форму, величину, группировать предметы по нескольким сенсорным признакам. Дети овладели операциями сравнения и обобщения, выражая это в речи.

Очень увлекали детей дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши). В процессе игр с ними у детей совершенствовалась координация движений рук, развивалась мелкая моторика и глазомер. Малыши научились понимать речь взрослого, отвечали на простейшие вопросы: «Что? », «Какой? », «Где? », применяли в речи прилагательные, обозначающие цвет и величину предметов, наречия.

Играя с сюжетными дидактическими игрушками, дети наделяли их человеческими качествами, заботились о них, укладывали спать. К концу года дети в своих играх сопровождали игровые и бытовые действия речью.

Для формирования словаря ,также важное значение имели дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром. Дидактические игры «Помоги кукле постирать», «Уберемся в комнате», «Приготовим обед» помогли развить у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, а также они познакомились с трудовыми действиями взрослых.

Дети не только усвоили слова, обозначающие трудовые действия, но и научились их употреблять по собственному усмотрению.

На прогулке, соприкасаясь с природой, дети знакомились с явлениями природы, получали представления о колючих и гладких, легких и тяжелых предметах природного окружения (шишки, желуди, камушки). Дидактические игры с природным материалом «На что похоже? », «Подбери такого же цвета», «Собери букет из осенних листьев», «Разноцветные снежки» делали прогулку насыщенной впечатлениями. В таких играх закреплялись знания детей об окружающей их природной среде, формировались мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывалась любовь к природе, бережное к ней отношение.

Музыкально-дидактические игры: «Какой инструмент играет? », «Чей домик? », «Птичка и медведь» помогали детям выделять, слышать свойства и выразительные возможности музыки, голоса, инструмента. У детей формировалась музыкальная восприимчивость, влияющая на развитие общей музыкальности и творческих способностей. Исполнение детьми небольших песенок способствовало развитию артикуляционного и голосового аппарата.

Результаты диагностического обследования по развитию речи показали положительную динамику .

Вывод: Дидактические игры помогли формированию  словаря детей, малыши научились слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, повторять за взрослыми простые предложения. С помощью дидактической игры процесс обучения стал эмоциональным, действенным, позволил детям получить собственный опыт.

Перспектива:

  • Продолжать работу в выбранном и апробированном направлении,
  • Представить свой опыт на Педагогическом совете МБДОУ,
  • Представить  свой опыт на сайте МБДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»

Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.Карпова Л.В., воспитатель г.Томск МАДОУ №85...

«Устное народное творчество для приобщения детей младшего дошкольного возраста к книге» Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста

     Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, бесед...