СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

Карпова Любовь Владимировна

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.

Карпова Л.В., воспитатель

г.Томск МАДОУ №85

 

Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы, которая должна быть интересной  и увлекательной для детей.Важно учитывать при организации работы по экологическому воспитанию  региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе).Раннее приобщение детей к экологическим проблемам объясняется резким ухудшением экологической обстановки в мире и осознанием того факта, что базис личности закладывается в первые 7 лет. Перед педагогами стоят многообразные задачи, главной  из которых является формирование способности рассуждать, логически мыслить, делать выводы. Экологическая проблема в стране диктует необходимость просветительской работы по формированию у дошкольников экологического сознания и культуры природопользования. Наблюдения за детьми показываютнеосведомленность о сезонных изменениях в природе. По этой причине необходимо акцентировать внимание на ознакомление с природой именно уже  с младшего дошкольного возраста.В дошкольном детстве у ребёнка закладывается позитивное отношение к природе и к окружающему миру. Детский сад является  первым звеном в системе экологического образования. Перед воспитателями встаёт задача формирования у детей основ экологической культуры.  Очень большое значение в обучении детей имеет среда, где ребёнок проводит длительное время, а именно развивающая среда детского сада. Для этого в соответствии с федеральными государственными стандартами создаются необходимые условия для жизни и воспитания детей: благоприятная атмосфера, освоение педагогами методов экологического воспитания в работе с детьми разного возраста, разработка новых форм взаимодействия с родителями в экологических вопросах. Работа по ознакомлению дошкольников с сезонными явлениями начинается с создания в детском саду и на участке детского сада развивающей среды.

В первую очередь в группе был  создан уголок природы, где проводится  непосредственная образовательная  деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего, наблюдения за растениями и уход за ними. Непосредственная близость растений к детям – это главная особенность и преимущество уголка природы, что  позволяет нам использовать его для проведения различных эколого – педагогических мероприятий, а также организовыватьразличную деятельность с детьми. Уголок природы расположен в групповой комнате, где детям очень удобно проводить наблюдения. Там же оформлен календарь природы, где дошкольники отображают разнообразные, длительно происходящие сезонные явления в природе. Это имеет большое значение для экологического воспитания детей. Фиксация наблюдений является неотъемлемой частью ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Под руководством воспитателя дети приучаются к уходу за комнатными растениями. Одно  из важных экологически значимых мероприятий – это прогулка, где проводятся наблюдения за сезонными явлениями в природе. В зимней период организовываем подкормку птиц, изготавливаем кормушки. Совместно с детьми и родителямиразвешиваем кормушки на участке, размещаем на окнах, где очень хорошо их видно из группы. Ежедневно  результаты наблюдений фиксируются в специальном календаре. Заполнение календаря позволяет детям познакомиться с многообразием зимующих птиц. В феврале появляется  «огород на окне», где дети выращивают лук, укроп и другие растения. Все наблюдения  также фиксируются в календаре «наблюдения», посев, всходы и т. д. Дети с большим удовольствием участвуют в этом мероприятии, учатся ухаживать и наблюдать. Поэтому ведётся систематическая и целенаправленная работа в этом направлении. Дети накапливают представления о природе, поддерживают активность и любознательность.Также дошкольники с большим удовольствием проводят   элементарные исследования. Задача педагогов  - поддержать их интерес и стремление к самостоятельным наблюдениям. Для этого в группе создана зона экспериментирования, где находятся необходимое оборудование и материалы для опытов.

Наш детский сад открылся недавно, но  сотрудники ДОУ активно занимаются озеленением территории.Эта работа организовывается разнообразно, что в будущем позволит создать благоприятную, эстетичную среду. По всему периметру забора планируется высадка высоких деревьев и кустарников, они создадут зелёный щит, будут защищать внутреннее пространство от шума, пыли, ветра, выхлопных газов автомобилей. Деревья и кустарники позволят создать территорию с улучшенным микроклиматом, то есть хорошую среду для пребывания детей. Уже высажены берёза, липа, так как территория большая, то на отдалённом участке планируется высадка небольшого хвойного леса. Все эти деревья интересны в познавательном отношении и полезны в оздоровительном плане. Гуляя в таком бору легко проводить сезонные наблюдения, сравнивая хвойные и лиственные деревья. Также на территории дошкольного учреждения планируется создание огорода, где дети будут проводить наблюдения и обучаться трудовым навыкам по выращиванию овощных культур. Помимо наблюдений за развитием растений на грядках, необходимо обратить внимание детей на связь растений с окружающей средой (воздухом, водой, птицами, почвой).Через организацию в дошкольном учреждении различных «экологических пространств» успешно осуществляется  экологическое воспитание и ознакомление детей с сезонными явлениями.

Главной задачей педагогов является  работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Задачу  воспитания  экологически грамотного человека можно решить только совместными усилиями, опираясь на семью. Родителям необходимо показать значимость воспитания экологической культуры у детей, т.к. большое значение для воспитания детей имеет пример родителей. Поэтому, когда дети взрослеют, они ведут себя и поступают так же, как поступали их родители. В работе с родителями  используются как традиционные формы, так и нетрадиционные: проведение опросов, анкетирование, родительские собрания, беседы за круглым столом, консультации экологической направленности, праздники, викторины. Также родители принимают участие в выставках, конкурсах, групповых проектов. Для них педагоги оформляют  педагогические ширмы на темы: «Бережём природу», «Поможем деревьям», «Покормите птиц зимой», «Мой любимый домашний питомец», «Играя, познаём природу», «Весенний лес», «Вместе наблюдаем на прогулке», «Исследуем вместе с ребёнком». Родители привлекаются к совместной трудовой деятельности с детьми на участке детского сада.Сотрудничество с родителями детей по экологическому воспитанию позволяют обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, а также вносят в процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Список литературы:

1.     Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – 2 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 184 с.

2.     Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – 3 – е изд.,перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224с.

3.     Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб. – метод. комплект по эколог.образованию дошкольников. – М.: Линка – Пресс, 1996, С.56.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karpova_lv_statya_tomsk.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.

Карпова Л.В., воспитатель

г.Томск МАДОУ №85

Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы, которая должна быть интересной  и увлекательной для детей.Важно учитывать при организации работы по экологическому воспитанию  региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе).Раннее приобщение детей к экологическим проблемам объясняется резким ухудшением экологической обстановки в мире и осознанием того факта, что базис личности закладывается в первые 7 лет. Перед педагогами стоят многообразные задачи, главной  из которых является формирование способности рассуждать, логически мыслить, делать выводы. Экологическая проблема в стране диктует необходимость просветительской работы по формированию у дошкольников экологического сознания и культуры природопользования. Наблюдения за детьми показываютнеосведомленность о сезонных изменениях в природе. По этой причине необходимо акцентировать внимание на ознакомление с природой именно уже  с младшего дошкольного возраста.В дошкольном детстве у ребёнка закладывается позитивное отношение к природе и к окружающему миру. Детский сад является  первым звеном в системе экологического образования. Перед воспитателями встаёт задача формирования у детей основ экологической культуры.  Очень большое значение в обучении детей имеет среда, где ребёнок проводит длительное время, а именно развивающая среда детского сада. Для этого в соответствии с федеральными государственными стандартами создаются необходимые условия для жизни и воспитания детей: благоприятная атмосфера, освоение педагогами методов экологического воспитания в работе с детьми разного возраста, разработка новых форм взаимодействия с родителями в экологических вопросах. Работа по ознакомлению дошкольников с сезонными явлениями начинается с создания в детском саду и на участке детского сада развивающей среды.

В первую очередь в группе был  создан уголок природы, где проводится  непосредственная образовательная  деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего, наблюдения за растениями и уход за ними. Непосредственная близость растений к детям – это главная особенность и преимущество уголка природы, что  позволяет нам использовать его для проведения различных эколого – педагогических мероприятий, а также организовыватьразличную деятельность с детьми. Уголок природы расположен в групповой комнате, где детям очень удобно проводить наблюдения. Там же оформлен календарь природы, где дошкольники отображают разнообразные, длительно происходящие сезонные явления в природе. Это имеет большое значение для экологического воспитания детей. Фиксация наблюдений является неотъемлемой частью ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Под руководством воспитателя дети приучаются к уходу за комнатными растениями. Одно  из важных экологически значимых мероприятий – это прогулка, где проводятся наблюдения за сезонными явлениями в природе. В зимней период организовываем подкормку птиц, изготавливаем кормушки. Совместно с детьми и родителямиразвешиваем кормушки на участке, размещаем на окнах, где очень хорошо их видно из группы. Ежедневно  результаты наблюдений фиксируются в специальном календаре. Заполнение календаря позволяет детям познакомиться с многообразием зимующих птиц. В феврале появляется  «огород на окне», где дети выращивают лук, укроп и другие растения. Все наблюдения  также фиксируются в календаре «наблюдения», посев, всходы и т. д. Дети с большим удовольствием участвуют в этом мероприятии, учатся ухаживать и наблюдать. Поэтому ведётся систематическая и целенаправленная работа в этом направлении. Дети накапливают представления о природе, поддерживают активность и любознательность.Также дошкольники с большим удовольствием проводят   элементарные исследования. Задача педагогов  - поддержать их интерес и стремление к самостоятельным наблюдениям. Для этого в группе создана зона экспериментирования, где находятся необходимое оборудование и материалы для опытов.

Наш детский сад открылся недавно, но  сотрудники ДОУ активно занимаются озеленением территории.Эта работа организовывается разнообразно, что в будущем позволит создать благоприятную, эстетичную среду. По всему периметру забора планируется высадка высоких деревьев и кустарников, они создадут зелёный щит, будут защищать внутреннее пространство от шума, пыли, ветра, выхлопных газов автомобилей. Деревья и кустарники позволят создать территорию с улучшенным микроклиматом, то есть хорошую среду для пребывания детей. Уже высажены берёза, липа, так как территория большая, то на отдалённом участке планируется высадка небольшого хвойного леса. Все эти деревья интересны в познавательном отношении и полезны в оздоровительном плане. Гуляя в таком бору легко проводить сезонные наблюдения, сравнивая хвойные и лиственные деревья. Также на территории дошкольного учреждения планируется создание огорода, где дети будут проводить наблюдения и обучаться трудовым навыкам по выращиванию овощных культур. Помимо наблюдений за развитием растений на грядках, необходимо обратить внимание детей на связь растений с окружающей средой (воздухом, водой, птицами, почвой).Через организацию в дошкольном учреждении различных «экологических пространств» успешно осуществляется  экологическое воспитание и ознакомление детей с сезонными явлениями.

Главной задачей педагогов является  работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Задачу  воспитания  экологически грамотного человека можно решить только совместными усилиями, опираясь на семью. Родителям необходимо показать значимость воспитания экологической культуры у детей, т.к. большое значение для воспитания детей имеет пример родителей. Поэтому, когда дети взрослеют, они ведут себя и поступают так же, как поступали их родители. В работе с родителями  используются как традиционные формы, так и нетрадиционные: проведение опросов, анкетирование, родительские собрания, беседы за круглым столом, консультации экологической направленности, праздники, викторины. Также родители принимают участие в выставках, конкурсах, групповых проектов. Для них педагоги оформляют  педагогические ширмы на темы: «Бережём природу», «Поможем деревьям», «Покормите птиц зимой», «Мой любимый домашний питомец», «Играя, познаём природу», «Весенний лес», «Вместе наблюдаем на прогулке», «Исследуем вместе с ребёнком». Родители привлекаются к совместной трудовой деятельности с детьми на участке детского сада.Сотрудничество с родителями детей по экологическому воспитанию позволяют обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, а также вносят в процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – 2 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 184 с.
  2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – 3 – е изд.,перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224с.
  3. Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб. – метод. комплект по эколог.образованию дошкольников. – М.: Линка – Пресс, 1996, С.56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной культуры младших дошкольников при ознакомлении с природой посредством использования исследовательской деятельности.

Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка, формирования нравственных...

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ.

Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем,  поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколени...

«ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ».

Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения....

«ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ».

Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения....

Формирование экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой

Что значишь ты без трав и птиц,И без любви к пчеле жужжащей,Без журавлей над хвойной чащейБез миловидных лисьих лиц, Когда поймешь ты, наконец,Врубаясь в мертвые породы,О, Человек, венец природы,...