Семья - первый социальный институт
консультация на тему

Горяинова Ирина Борисовна

          Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.  Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких.       И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_obshchem_roditelskom_sobranii_25.10.17.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

          Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.  Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких.       И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

           К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.

Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи, формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействиях детского сада и семьи в образовательном процессе.

Исследователи отмечают, что у детей преобладает потребительское отношение к родителям. В детском саду нередко приходится наблюдать, как вместо приветствия ребенок обращается к пришедшей за ним вечером маме: «А что ты мне купила? Что ты мне принесла?» Уже в дошкольном возрасте ребенок должен понять, что любовь выражается в заботе о своих родных и друзьях, в сочувствии и помощи им. Если у него целенаправленно не формируют социальные и нравственные качества, то биологически врожденные потребности, развиваясь, перерастают в потребительское отношение к окружающим людям, к родным и близким, к обществу в целом. В традиционной культуре в условиях большой многопоколенной семьи бабушки и дедушки, старшие братья и сестры объясняли ребенку, как нужно относиться к родителям, заботиться о них, помогать им. Малыша учили не только брать, но и отдавать, быть внимательным к своим близким, замечать их состояние, сострадать. Сегодня зачастую некому обратить на это внимание ребенка в силу занятости родителей, усталости и стрессовых состояний, сопровождающих современную жизнь, поэтому к решению этих проблем должны более активно подключаться образовательные учреждения.

      Необходимо воспитывать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких.

Семья, являясь для ребенка первым источником социального влияния, вводит его во все многообразие социальных ролей и социального поведения, семейных отношений и домашнего быта, вызывая те или иные чувства, поступки, способы поведения, воздействуя на формирование качеств, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его в будущем как добропорядочного члена семьи. 

Таким образом, с первых дней жизни ребенка начинает формироваться образ семьи. Условия, уклад жизни в семье где воспитывается ребенок, дают “фундамент” на развитие ожиданий своей собственной будущей семьи. Необходимо дать детям пример правильного поведения, хороших отношений между родителями.

Задачи ознакомления детей 4 -5 лет  с семьёй.

Нравственное воспитание:

*воспитывать любовь к маме, к членам своей семьи;

*воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать).

Умственное воспитание:

*учить называть своё имя и фамилию, имена членов своей семьи;

*обогащать словарный запас детей словами, обобщающими родство;

*формирование представлений о том, что члены семьи заботятся друг о друге.

Формы работы с детьми.

*Беседы с детьми на тему «Мама дома – повар». «Как я помогаю маме

( папе).

*слушанье песен о семье,

*сюжетно – ролевые игры такие как  «Семья», «Готовим обед»,

Сюжетно-ролевая игра, как вид деятельности, наиболее важен в дошкольном возрасте. Именно игра направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. Как и любой другой вид деятельности, игра имеет свои средства.

Средствами сюжетно-ролевой игры являются:

  • знания о людях, их действия, взаимоотношениях, переживаниях, выражение в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка;
  • способы действия с определенными предметами в определенных жизненных обстоятельствах;
  • те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

*дидактические игры такие как «У бабушки Нюры», « Что умеет делать мама (бабушка)?», Что тумеет делать папа (дедушка) с демонстрацией сюжетных картинок.

*этюды, пальчиковая гимнастика такие как, «Братцы», «Семья», «Мама», и др.

*показ разных видов театра,

*рассматривание семейных фотографий беседа о них,

*чтение художественной литературы, потешек  такие как «Моя доченька», «Еду – еду к бабе, к деду», «Ладушки, ладушки», «Из – за леса, из- за гор» и т.д.

*рисование, лепка, конструирование на тему:  « Моя семья, мой дом».

*Оформление семейных альбомов - одна из форм ознакомления с семьёй. Странички альбома помогают увидеть развитие ребёнка в динамике. Совместная работа воспитателя и детей с семейным альбомом помогает ближе и глубже познать внутренний мир ребёнка, его скрытые желания, надежды. 

Воспитательная ценность данных форм работы заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи: действенность проявления любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочить у детей чувства благодарности, уважения к родителям – одна из задач детского сада и семьи.

   Детей знакомят в детском саду с некоторыми явлениями общественной жизни. Для малыша социум – это его родные, его семья, а также дети и взрослые, с которыми он общается в детском саду. Цель этой деятельности – научить ребёнка уважать окружающих его людей, любить родных и близких.

В работе с детьми, будь то игра или занятия,  мы пока не затрагиваем личный жизненный опыт ребёнка, касающийся непосредственно его семьи. Только в процессе индивидуальных бесед воспитателя с малышом обсуждается состав  его семьи для того, чтобы ребёнок усвоил слова, обозначающие родство, понял простейшие родственные отношения, хорошо запомнил не только своё имя и фамилию, но и имена своих родных.

У меня всё. Спасибо за внимание.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья как социальный институт

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материально...

Статья: "Семья как социальный институт духовно-нравственного формирования ребенка"

Семья  как социальный институтдуховно-нравственного формирования ребенкаУ каждого человека на земле есть самое родное место - то, где находится его отчий дом. В нём живут самые добрые и прекрасны...

Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс....

Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни

Статья "Семья –  это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни"...

Беседа «Семья - как социальный институт духовно-нравственного формирования ребенка»

   У каждого человека на земле есть самое родное место - то, где находится его отчий дом. В нём живут самые добрые и прекрасные люди в мире - его семья: мама и отец братья, сестры, ба...