Консультация для воспитателей
консультация на тему

"Роль дидактических игр в развитии слуха ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль музыкально-дидактических игр в развитии слуха»

Всем известно глубокое воздействие музыки на внутренний мир человека, описанное А.М. Горьким в произведении «В людях»: «…когда слушаешь ее, то забываешь – день на земле или ночь, мальчишка или старик, забываешь все».

 

Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. Уже в младших группах для активизации музыкального восприятия используются наглядно-зрительные приемы: изобразительные иллюстрации, игрушки, пособия. На занятиях происходит также первоначальное знакомство с дидактическими играми. Музыкальный руководитель разучивает их с детьми, привлекая внимание к основной задаче (например, сопоставить свойства музыкального звука). Когда дети освоили игру, воспитатель повторяет ее в часы детского досуга, подыгрывая мелодию песни на металлофоне или другом музыкальном инструменте. Определяя уровень музыкального развития, педагог предлагает ребятам узнать знакомую песню, выбрать игрушку, показать, что может кукла делать под плясовую или колыбельную мелодию, точно выполнять задание в музыкально-дидактической игре. К концу года дети должны охотно с интересом слушать несложные песни и пьесы, узнавать знакомые образы, называть их.

В средней группе дети учатся слышать, различать, сравнивать многие выразительные средства: высоту, тембр, динамику, ритм. Например в игре «Ну-ка угадай» дети подражают звукам птиц, животных и напевно произносят слоги «га-га-га», то выше, изображая соответственно маленьких гусят, то ниже соответственно большому гусю. Различают тембр голоса «Узнай по голосу», силу звучания «Тише -громче в бубен бей», ритм «Музыкальные молоточки». Эти игры дети затем используют самостоятельно, по собственной инициативе.

В старших группах для укрепления навыков восприятия используются сложные задания, связанные с различением и воспроизведением средства музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Обучение проходит в игровых увлекательных ситуациях. Например в игре «Догадайся, кто поет?» дети на слух определяют тембр голоса поющего: «Эту песенку свою я тебе дружок спою, ты глаза не открывай, кто я – ну-ка, угадай».

В подготовительных группе для расширения слухового восприятия детей также применяются музыкально-дидактические игры. Их положительное воздействие в том, что от качества детского исполнения зависит успех игры. Действия направлены на то, чтобы дети самостоятельно освоили характерные выразительные средства, в частности звуковысотные, ритмические отношения, динамические оттенки, тембровую окраску. Каждая игра имеет свою доминирующую задачу. Например «Охотники и зайцы», здесь две группы персонажей. «Охотники» должны идти самостоятельно, решительно и музыка звучит громко, отчетливо. «Зайцам» следует подкрадываться тихо, чтобы их не заметили «охотники», поэтому петь надо очень тихо, как бы настороженно. Действуя, играющие сами регулируют громкость звучания своего пения и выразительность движений.

Таким образом руководство процессом слушания музыки отличается достаточно разнообразными приемами, требует продуманного, творческого подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...