Модель экологического образования в детском саду
статья на тему

Принципы, методы, формы работы по экологическому образованию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_ekologicheskogo_obrazovaniya.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Модель экологического образования

в МБДОУ «Детский сад  «Подсолнух» города Тамбов

Автор:

Бастрыкина Елена Александровна, старший воспитатель

Творческое название:  «Когда невероятное становится явным»

Методическая идея: «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста»

Каждому из нас легче дышится на воздухе, лучше отдыхается на природе. Еще сто лет тому назад Академик В.И.Вернадский развил теорию единства человека и биосферы, включающей в себя верхний слой земной коры с растительным и животным миром, а также гидросферу и атмосферу с их обитателями. 

Без этого ощущения единства человека и природы, невозможно проникновение ни в искусство, ни во многие области жизни.

Раскрытие сущности мира природы - среды обитания человека, которая должна быть заинтересована в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе предполагает экологическое воспитание.

Роль дошкольного экологического воспитания в решении проблемы экологического образования трудно переоценить. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры.

Давайте спросим себя: «Как ребенок воспринимает окружающий мир?»   Ему надо увидеть, услышать, ощутить, попробовать. Эти составляющие и легли в основу работы нашего образовательного учреждения:

  1. Научить видеть прекрасное
  2. Чувствовать
  3. Понимать
  4. Беречь

А самое главное – в процессе экологического образования у детей надо развить познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческую активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

При отборе содержания необходимо учитывать научность и доступность понятий. На  каждом  возрастном  этапе  раскрывать первоначальные  представления через различные сферы познания,   углублять, насыщать их   содержанием, постепенно  переводя  в  понятия, которые   превращаются  в  знания:                                      « ПРЕДСТАВЛЕНИЯ-ПОНЯТИЯ-ЗНАНИЯ».

Эффективен в работе принцип «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, идут из года в год по восходящей, углубляют и расширяют естественнонаучные представления и понятия, постигая более сложные приемы и методы.

Наиболее эффективные методы работы в экологическом воспитании дошкольников: наблюдение, экспериментирование, моделирование, экологические игры, проекты, использование ИКТ-технологий.

Самостоятельно дошкольникам трудно увидеть проявление жизни в природе, понять, что живые существа, дышат, питаются, движутся, размножаются.

     Поэтому на помощь ребенку приходят взрослые, педагоги - наставники, которые помогут разобраться ребенку во всем многообразии окружающего мира.

            Так, что же нужно  сделать взрослому, чтобы взаимодействие с природой способствовало формированию у дошкольника доброжелательного и правильного к ней отношения?

    1.   Педагог -  носитель экологической культуры.   Своим поведением он создаёт образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

     2.   Необходимо научить ребенка сопереживать. Для этого надо быть для детей примером эмоционально позитивного отношения к природе: каждый раз восхищаться природными объектами и явлениями ( ах, какой красивый мотылек, а как пахнет этот цветок, какая красота вокруг и т.д), восхищаться добрыми поступками людей, испытывать радость от хорошего самочувствии живого существа. Плюс поэтическое слово, которое  в сердце ребенка оставляет нестираемый след.

         3.   Ни в коем случае нельзя допускать, что бы взаимодействие ребенка с природой имело негативную окрашенность. Если взрослый не обращает на это внимания, дети привыкают делить объекты природы на красивые и некрасивые, нужные и ненужные и соответственно строить свое отношение к ним.

  1. Создать условия для восприятия полной картины мира.

 В МБДОУ «Детский сад «Подсолнух» созданы все необходимые условия для реализации эколого-валеологического направления. Это лаборатория природы для проведения специально организованных занятий с детьми, познавательно-исследовательской деятельности, подгрупповой и индивидуальной работы. В наличии разнообразный дидактический и методический материал для изучения и закрепления полученных знаний.  

С целью расширения образовательного пространства  в холле учреждения расположены фитомодули для практических занятий с детьми по уходу за растениями.

Территория учреждения оснащена видовым разнообразием растений как лиственными, хвойными  так и цветущими. Оборудованы тропа здоровья, фитозона, туристическая полоса, учебно-опытный участок.

Отличительная особенность построения системы экологического  образования в МБДОУ «Детский сад «Подсолнух» - интеграция экологии и туризма. Наряду со специально организованными педагогическими ситуациями  по экологии, с воспитанниками проводятся   эколого-туристические  походы совместно с инструктором по физической культуре, педагогом-экологом и воспитателем  за пределы территории  детского сада. Слаженность в работе – залог успеха!

…Человек является частью  природы и обязан подчиняться ее законам…

                                                                                                      (В.И.Вернадский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод моделирования в непрерывности экологического образования в детском саду и школе.

Исползование метода моделирования в экологическом образовании, его непрерывность применения как в детском саду, так и в школе....

Методы экологического образования в детском саду

    На современном этапе развития общества экологические проблемы выходят на передний план, диктуют необходимость проведения интенсивной просвещенческой работы по формированию экол...

Формы и методы экологического образования в детском саду

Экологические проблемы — это не только результат загрязнения окружаю­щей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического созн...

Необходимость экологического образования в детском саду

Тема. Необходимость экологического образования в детском саду.2013год в России был объявлен годом охраны окружающей среды.Педагогический коллектив нашего детского сада работает над реализацией ФГОС ДО...

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду

Пользуясь дарами природы, не должны ли мы позаботиться об их сохранении. К сожалению, деятельность человека часто направлена на разрушение. Мы создали атомные бомбы, строим заводы и фабрики, отравляющ...

Система экологического образования в детском саду

Главная цель экологического образования дошкольников – становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему...