Консультация для педагогов «Потребности детского организма в движении»
методическая разработка на тему

Сорокина Людмила Николаевна

Полезная информация для воспитателей детского сада по организации двигательной активности детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Иванушка»

«Потребности детского организма в движении»

Подготовила

Инструктор

по физической культуре

Сорокина Л. Н.

2017 г.

С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Формирование этой важной, для жизнедеятельности потребности, в значительной степени, зависит от особенностей жизни и воспитания, от того насколько окружающие взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений.

Движение – главное проявление жизни ребенка. Неподвижность приводит к понижению жизнедеятельности организма, замедлению роста, задержке умственного развития, снижению сопротивляемости к инфекционным заболеваниям.

Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей, их  физическое и общее развитие. Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей. Движения оказывают всестороннее влияние на организм растущего ребенка. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям.

.Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологически, экологических, социальных, гигиенически, а также от характера педагогически воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность  это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так при режимемалоподвижности возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Чрезмерно большая двигательная активность также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно  сосудистой системы и неблагоприятно отразится на развитии организма ребёнка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности.

Двигательный опыт детей дошкольного возраста еще мал. Мышцы туловища и конечностей находятся еще на стадии развития. Нуждается в укреплении и устойчивость равновесия, необходимая при выполнении большинства движений. В этот период ребенок и учится многому: осваивает ходьбу, разнообразные действия с предметами. Потребность в движениях у детей этого возраста очень высокая. Именно с этого периода необходимо начинать формирование потребности в занятиях физическими упражнениями. Именно здесь должна найти применение концепция развивающего обучения.

Именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладывается интерес к физическим упражнениям, подвижным играм, спортивной деятельности.

Дети младшего возраста (с 4 лет) увлекаются самим процессом движения, не проявляя большого интереса к результатам своих действий. В подвижных играх малыши, прежде всего, находят отражение той жизни, которой живут взрослые и животные (прыгают как зайчики, воробышки). Отсюда и желание ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер, навык движений отрабатывается по мере вживания в образ. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр для детей этого возраста носят сюжетный характер.

Пятый год жизни ребенка является важным этапом на пути его к школе. Постепенно к середине учебного года материал, который дети должны усвоить, усложняется, физические нагрузки повышаются. Совершенствуется координация движения, равновесия, умения следить за положением своего тела в разнообразных упражнениях и играх. В теоретической части программы даются основные названия физических упражнений, выраженных специальными терминами; знакомство детей с процессами, происходящими в организме под воздействием разучиваемых упражнений, о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений; изучаются правила формирования осанки. На занятиях используются как образный характер движений, так и познавательная сфера развития движений в игровой деятельности, сюжетные и бессюжетные игры и упражнения, развивается творческая деятельность ребенка, осуществляется индивидуальный подход в развитии физических качеств; усваивается навык по регулированию эмоциональных настроений в процессе игры и физкультурных занятий.

Физическое воспитание детей шестилетнего возраста приобретает качественно новые черты, в результате которых активно развиваются двигательные и физические способности. В теоретической части программы для детей этого возраста предусматривается знакомство с результатами влияния физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья; умение самостоятельно выявлять работающие группы мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе сюжетно-образных упражнениях и подвижных играх; даются понятия о физических качествах (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим развитием; знакомство с правилами самостоятельного выполнения комплексов упражнений на развитие физических качеств, коррекцию осанки и походки. Предусматривается знакомство и обучение использования закаливающих процедур для поддержания достойного внешнего вида.

В процесс обучения движениям включаются упражнения с ведущей ролью зрительного и слухового анализаторов, их функциональный смысл и направленность воздействия на организм при этом используется и совершенствуется спортивная терминология. Изучаются правила предупреждения травматизма, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Осуществляется контроль над режимом нагрузок по внешним признакам и самочувствию детей; контроль за правильностью выполнения физических упражнений и проводится тестирование физических качеств обучающихся.

У детей этого возраста появляются устойчивые интересы к достижению не только личного, но и коллективного результата физического упражнения, подвижной игры. Это стимулирует развитие их моральных и волевых качеств, формирование навыков самоорганизации. На занятиях в игровой деятельности закрепляются и тренируются физические навыки. Своевременное развитие двигательных качеств важно и потому, что уже в следующем младшем школьном возрасте начинаются систематические занятия некоторыми видами спорта, основу которых составляют упражнения на ловкость, гибкость, силу, быстроту и др. Через подвижные игры дети шестилетнего возраста знакомятся с видами спорта (настольный теннис, баскетбол, гимнастика, акробатика, плавание, дзюдо и др.). В связи с этим программа включает в себя игровые упражнения с элементами этих видов спорта.

Физическое воспитание дошкольников представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Формы этой работы могут быть различными:

1) физкультурные занятия,

2) физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, физические упражнения на прогулке),

3) активный отдых (спортивные праздники и развлечения, каникулы, дни здоровья)

Двигательный режим предусматривает и самостоятельную двигательную деятельность, которая составляет не менее 2/3 объема общей двигательной активности (для детей всех возрастов).

Организовать двигательную деятельность с детьми можно в утренние часы приема и после завтрака, между занятиями: предложить малоподвижную игру, физические упражнения с использованием физкультурных  пособий.

Большое место в активизации двигательной деятельности занимают подвижные игры, способствующие развитию и совершенствованию основных видов движений, умению действовать в соответствии с правилами

Во время подвижных игр дети получают хорошую двигательную разрядку, поэтому их можно проводить в течение  дня, как со всей группой, так и с подгруппой детей: утром – малоподвижную и средней подвижности, на прогулке 2-3 игры средней и высокой  подвижности  и в вечернее время – малоподвижные игры.

Физкультурные праздники, физкультурный досуг, дни здоровья  являются важными компонентами активного отдыха детей. Многообразная деятельность детей,  насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми в форме развлечений, способствует  физической  рекреации детей, расслаблению организма после умственной нагрузки, укреплению их здоровья, совершенствованию различных двигательных навыков, развитию двигательных и психических способностей, формированию положительных эмоциональных состояний. Полезными упражнениями и в плане всесторонней  физической  подготовки, и в плане активного отдыха детей являются спортивные игры и упражнения, в основе которых лежат все основные виды движений, выполняемых в самых разнообразных условиях. Эмоциональный фон, интересные действия в спортивных играх и упражнениях рождают положительные эмоции, бодрое жизнерадостное настроение, создают определенный эмоциональный настрой у детей, что является особенно важным условием активного отдыха.

Физкультурные праздники, развлечения, способствуют приобщению детей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у ребят такие важные черты характера, как дисциплинированность, коллективизм, уважительное отношение к соперникам.

Расширяющийся двигательный опыт, неоднократное повторение упражнений прибавляют детям уверенности, смелости, решительности.

Дни здоровья призваны содействовать оздоровлению детей, предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия, режим дня насыщается активной двигательной деятельностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на воздухе удлиняется, а в теплое - вся игровая деятельность выносится на открытый воздух. День здоровья начинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной форме: например, детям предлагают выполнить различные задания – загадки о спорте, полосы препятствий и т.д Утренняя гимнастика должна отличаться от обычной (участие персонажей). Дальнейшая программа для каждой группы своя. Это могут быть простейшие туристические походы, подвижные игры и упражнения на воздухе, физкультурные занятия, соревнования, конкурсы. Целесообразно к этому дню приурочить подарки в виде физкультурных пособий, двигательных игрушек. Все это способствует подъему настроения, повышению активности детей. Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или досуг с участием родителей.

 Движение врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Закаливание детского организма"

Консультация для родителей "Закаливание детского организма"...

Консультация для родителей "Закаливание детского организма"

  Личный пример родителей для ребенка убедительнее всяких аргументов, и лучший способ привить крохе любовь к физкультуре – заняться ею вместе с ним!...

Консультация для родителей " ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА"

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМАА вот что рекомендуют специалисты по части закаливания детей.Пусть всегда будет солнце! Родители должны знать назубок: солнечный свет совершенно необходим для нормального...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

Консультация для родителейЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА»

Что рекомендуют специалисты по части закаливания детей........