Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
консультация на тему
Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению к школе. Психологи утверждают, что родной язык можно считать ведущим предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, объединяет и обобщает их результаты.
Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. Процесс овладения речью у дошкольников тесно связан с установлением контактов со взрослыми и детьми, познанием окружающего мира, возможностью высказывать свои мысли, выражать чувства.
В последние годы, как показывает практика, наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь, это связано с ухудшением здоровья детей, что сказывается на их развитии, это подтверждено медицинскими данными. Педагогические технологии начинают отставать от насущных проблем речевого развития современного дошкольника. Поэтому, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а не ориентироваться только на возрастную норму речевого развития.
Еще одним препятствием для нормального речевого развития детей является раннее обучение грамоте детей среднего возраста. Хорошо подготовить ребенка к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию связной устной речи.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение связной речи ребенка. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Передо мной, воспитателем, стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, интонационно передать свое отношение к героям. А для этого воспитателю необходимо самому понять и прочувствовать произведение, проанализировать его со стороны содержания. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности: правильно расставлять ударения, паузы, владеть темпом речи.
К.Д.Ушинский писал:
«… не педагогически поступает тот, кто, стараясь объяснить маленькому читателю каждое слово, навязывает на небольшой и иногда пустой рассказ. Целый том разнообразнейших словесных толкований.»
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи я провожу по трем направлениям: развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы; освоение средств литературно – речевой деятельности, куда входит развитие связной речи. Детям предлагаются вопросы по содержанию прочитанных произведений, пересказу прочитанного и сочинению собственной сказки. В этот же раздел входит заучивание и выразительное чтение стихотворений. Продолжаются занятия в подготовительной группе по драматизации произведений детской художественной литературе. Развиваем у детей возможность самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе. Если в старшей группе дети выполняли задания такого типа в процессе совместной деятельности, то в подготовительной группе эта работа осуществляется и индивидуально.
Практика проведения речевого обследования показывает, каждый ребенок индивидуален, у каждого свой темп речи. Следовательно, правильно организуя работу в группе в соответствии с «нормами» речевого развития и осуществляя взаимодействие с семьей воспитанников, мы сможем вовремя оказать профессиональную помощь детям. Поэтому, начинаем с рисунка, постепенно ведя детей к построению модели рассказа, заучиванию стихотворения, составлению сказки. Такой метод моделирования детям очень нравится, так как они быстро могут пересказать текст произведения. Эффективность и результативность работы по развитию речи достигается тогда, когда работа по развитию связной речи проводится в системе, охватывает все стороны развития речи: словарный состав, грамматический строй, связную речь.
Подготовка к обучению грамоте рассматривается не как отдельная, самостоятельная методика. Это составная часть системы развития речи, определенный этап речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению к школе. Психологи утверждают, что родной язык можно считать ведущим предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, объединяет и обобщает их результаты.
Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. Процесс овладения речью у дошкольников тесно связан с установлением контактов со взрослыми и детьми, познанием окружающего мира, возможностью высказывать свои мысли, выражать чувства.
В последние годы, как показывает практика, наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь, это связано с ухудшением здоровья детей, что сказывается на их развитии, это подтверждено медицинскими данными. Педагогические технологии начинают отставать от насущных проблем речевого развития современного дошкольника. Поэтому, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а не ориентироваться только на возрастную норму речевого развития.
Еще одним препятствием для нормального речевого развития детей является раннее обучение грамоте детей среднего возраста. Хорошо подготовить ребенка к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию связной устной речи.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение связной речи ребенка. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Передо мной, воспитателем, стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, интонационно передать свое отношение к героям. А для этого воспитателю необходимо самому понять и прочувствовать произведение, проанализировать его со стороны содержания. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности: правильно расставлять ударения, паузы, владеть темпом речи.
К.Д.Ушинский писал:
«… не педагогически поступает тот, кто, стараясь объяснить маленькому читателю каждое слово, навязывает на небольшой и иногда пустой рассказ. Целый том разнообразнейших словесных толкований.»
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи я провожу по трем направлениям: развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы; освоение средств литературно – речевой деятельности, куда входит развитие связной речи. Детям предлагаются вопросы по содержанию прочитанных произведений, пересказу прочитанного и сочинению собственной сказки. В этот же раздел входит заучивание и выразительное чтение стихотворений. Продолжаются занятия в подготовительной группе по драматизации произведений детской художественной литературе. Развиваем у детей возможность самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе. Если в старшей группе дети выполняли задания такого типа в процессе совместной деятельности, то в подготовительной группе эта работа осуществляется и индивидуально.
Практика проведения речевого обследования показывает, каждый ребенок индивидуален, у каждого свой темп речи. Следовательно, правильно организуя работу в группе в соответствии с «нормами» речевого развития и осуществляя взаимодействие с семьей воспитанников, мы сможем вовремя оказать профессиональную помощь детям. Поэтому, начинаем с рисунка, постепенно ведя детей к построению модели рассказа, заучиванию стихотворения, составлению сказки. Такой метод моделирования детям очень нравится, так как они быстро могут пересказать текст произведения. Эффективность и результативность работы по развитию речи достигается тогда, когда работа по развитию связной речи проводится в системе, охватывает все стороны развития речи: словарный состав, грамматический строй, связную речь.
Подготовка к обучению грамоте рассматривается не как отдельная, самостоятельная методика. Это составная часть системы развития речи, определенный этап речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-619248-1453133190.jpg)
«Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста»
План по-самообразованию....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-619248-1453133190.jpg)
«Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста»
план по самообразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/04/picture-385129-1625404105.jpg)
Консультация для педагогов(из опыта работы) - "Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры.Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/19/picture-471321-1445269195.jpg)
Роль художественной литературы в развитии связной речи детей
Презентация на тему "Роль художественной литературы в развитии связной речи детей"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/10/picture-733685-1452415519.jpg)
Роль художественной литературы в развитии связной речи детей
Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/30/picture-1260102-1596088556.jpg)
Влияние чтения художественной литературы на формирование связной речи детей дошкольного возраста
Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством русского языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. В...