Программа по развитию памяти,фантазии и воображения у ребенка
рабочая программа (старшая группа) на тему

Данная программа поможет педагогам с ромощью несложных упражнений развить у детей память.воображение и фантазию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_pamyat_eydetika_dlya_doshkolnikov.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем память, фантазию и воображение у ребенка.

 от 5 лет до 8 лет младшая группа

от 8 лет до 10 лет старшая группа

 

Периодичность -   начать можно в любое время

Время проведения - 60 минут.

Эйдетика – это специальная методика, которая поможет малышу с легкостью запоминать большой объем информации, а также правильно использовать свою память. Эйдетика для детей – это уникальная программа, целью которой является развитие мышления и логики ребенка. Эйдетика для детей – это уникальная возможность развить в ребенке творчески потенциал.

Эйдетика для детей – ориентирована на активизацию скрытых творческих способностей. Эйдетика для детей – помогает детям не быть шаблонными и стандартными. Эйдетика для детей развивает память, внимание, мышление и креативность у ребенка.

Цель:  развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания; активизация ресурсов познавательных процессов; развитие речи; стимулирование инициативности; воспитание уверенности в себе, а также борьба со страхом перед неизведанным; обнаружение и развитие способностей малыша. Формирование элементарных математических представлений, знакомство с буквами.

Методы: Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Результаты остаются на всю жизнь, для удержания навыка требуется тренировка каждый день, или прохождение курса 2 раза в год.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ.

 Тема занятия

Цели и задачи занятия

1. Путешествие  в мир ассоциаций.

диагностика  воображения и фантазии.

развивать внимание к окружающему миру.

развивать умение видеть во круг .

Учим стихотворения методом оживления образов

2. Путешествие на остров слов

Диагностика и развитие словарного запаса.

Диагностика слуховой памяти. (обьем, кратковременной и долговременной.)

Упражнения и игры на развитие речи

3. Путешествие на остров образов картинок.

Диагностика зрительной памяти

Развитие зрительной памяти, увеличение обьема воспринимаемой зрительной информации.

Метод последовательных ассоциаций

Упражнения на развитие внимания (концентрация, переключаемость)

4. Объемное восприятие – волшебники.

Диагностика восприятия

Развитие восприятия.

активизировать познавательные процессы

Игра со стихами с помощью метода невербальных ассоциаций (четверостишье)

5. Путешествие на материк «Счеты»

Метод Пиктограмм

Обучение  запоминанию большого объема цифр

Обучение запоминать даты, числа, телефоны.

 Игра с цифрами и числами

6. Путешествие на материк «Художников»

Развитие абстрактного мышления.

Развитие ощущений и контроль своего тела.

Диагностика тактильной памяти.

Метод последовательных ассоциаций (количество слов увеличивается)

7. Путешествие на материк «Дружбы»

Диагностика и обучение фотографической памяти.

Обучение навыкам запоминания лиц и имен

Упражнения на развитие фотопамяти.

Метод «Карманов»

8. Путешествие «Веселья»

Ознакомление с техникой забывать.

обобщить полученные знания

метод Цицерона

 9. путешествие «Снайперы»

Диагностика внимания.

Упражнения и игры на развитие речи

Упражнения на развитие фотопамяти

 Упражнения на развитие внимания (устойчивость, наблюдательность)

Дополнения вносятся по мере освоения программы.

Развития и возрастным диапазоном

Интенсивный тренинг внимания.

Упражнения на развитие фотопамяти.

Тренировка внимания

Тактильная, осязательная память.

Метод невербальных ассоциаций

Метод последовательных ассоциаций

Метод Цицерона

Метод Пиктограмм

Метод «Карманов»

Учим стихотворения методом Пиктограмм

Запоминаем тексты с помощью комбинирования методов Пиктограмма и метод Цицерона

Повторяем таблицу умножения образно

Учим стихотворения методом оживления образов

Упражнения и игры на развитие речи

Упражнения на развитие фотопамяти

Запоминание иностранных слов методом фонетических ассоциаций

Правописание словарных слов русского языка легко и весело

Интенсивный тренинг развития воображения и образного мышления

Упражнения на развитие внимания (концентрация)

Упражнения на развитие внимания (наблюдательность, распределяемость)

Разминка БКЦ (буквенно-цифровой код)

Учим стихотворения методом Пиктограмм

Метод «Паутинка» или карты Бюьюзена

Учим стихотворения методом оживления образов

Запоминание текстов и стихотворений комбинированным методами «Паутинка» и «Метод Цицерона»

Диагностика: Диагностика уровня развития проводится в начале программы. (стартовая диагностика), через 5 занятий (текущая диагностика) и в конце программы  (итоговая диагностика).

Примерный план занятия:

Эйдетика предлагает простые и интересные для малыша методики развития памяти, которые эффективны и не дают скучать даже самым непоседливым детям.

1. Запоминаем слова

Самое простое для ребенка — составить из них необычный рассказ, в котором слова следуют друг за другом. Например, даны слова: ресницы, гусь, море, стул, велосипед. Попросите малыша придумать фантастическую историю, которая наверняка ему отлично запомнится. Например: „Хлопая ресницами, стоял гусь и глядел на море, по которому плыл стул, а на берегу, выброшенный волной, лежал велосипед". Такой метод можно закрепить с помощью списка вещей, которые кроха должен надеть перед выходом на улицу (комбинезон, свитер, шапка, шарф, варежки, носки, сапоги). Другой вариант: попробуйте вместе с карапузом придумать стишок. Проговаривая его, ребенок должен представлять картинку и (желательно) последовательность предметов.

2. Запоминаем движения

Тут вам помогут любимые сказочные персонажи малыша. Например, надо запомнить движения танца — шаг вправо, шаг влево, прыжок на месте, хлопок в ладоши, поворот на месте. Пусть это будет Человек-Паук, который уворачивается от ударов врага, отступая вправо, влево, потом перепрыгивает через карниз, хлопком в ладоши пускает паутину и, повернувшись на месте, убегает. Сначала придумывать эти истории придется вам, но скоро ребенок и сам станет проявлять инициативу.

3. Запоминаем картинки или образы

Научите малыша превращать задуманное в рассказ. Приготовьте карточки с изображениями животных, предметов обихода, природы. К каждым 5-10 картинкам нужно придумать рассказ на тему путешествия, спорта, учебы или дружбы. Развитие памяти и внимания в будущем поможет ребенку быстро выучить буквы и слоги, складывать из них слова и запоминать их. Используя ассоциации, малыш развивает способность быстро находить оригинальные решения и генерировать оригинальные идеи. Система эйдетики учит детей запоминать без зазубривания, стресса, взяв за основу ассоциации и запоминающиеся особенности предметов. Например, нужно запомнить слово boy (мальчик). Можно придумать рифму „идет с тобой" и нарисовать шагающего мальчика — эта картинка и фраза точно отложатся в памяти ребенка.

Дети вообще хорошо запоминают то, что нарисовано. Ведь это не придуманный, а реальный (пусть и на бумаге) образ. Поэтому так часто метод ассоциативного рисунка применяется в заучивании стихотворений. Еще бы, слушать стихи любят все дети, а вот повторить их может далеко не каждый. И даже горя желанием выступить на новогоднем утреннике, многие малыши не в состоянии выучить самое простое стихотворение. Слова не запоминаются, строчки путаются, и неудача навсегда лишает ребенка желания выступать. Значит, стихотворение нужно... нарисовать — последовательно и понятно. Какие-то слова изобразить не получится, но это не страшно. Глядя на рисунок, кроха сможет повторить стихотворение, а когда сделает это несколько раз, оно прочно засядет у него в памяти.

Объемное восприятие

Можно сколько угодно знакомить ребенка с понятием формы, показывая „круглый" шарик или „квадратный" кубик, для него это будет скучным и неинтересным занятием. А ведь подключая его фантазию и внимание, в игре можно добиться результатов гораздо быстрее и уж, конечно, веселее.

4. Развивающая игра

„Что изменилось?" Поставьте на стол несколько предметов, среди которых будут шарики, кубики, раскрытая книжка, карандаш, кукла. Попросите ребенка назвать каждую вещь и постараться запомнить их. После этого переставьте игрушки и накройте простыней или полотенцем. Задача малыша — угадать, где какой предмет находится. А чтобы запомнить, что было на столе, стоит опять же обратиться к методу рассказа — поверьте, фантазия ребенка не знает границ, нужно только дать ему возможность ее использовать.

5.Открытия каждый день.

Система эйдетики — это игра, благодаря которой ребенок быстро и легко запоминает слова, числа, стихи, а позже — даты, сложные определения, иностранные языки. Важно постоянно возвращаться к этой игре — гуляя, обращать внимание, что дерево похоже на семерку, в окошке спряталась четверка, а бабочка, сложившая крылья, напоминает тройку. Как запомнить, какие автобусы идут от метро до дома? Очень просто: 73 — дерево, на котором сидит бабочка, и 28 — лебедь в очках.

Оценка результатов:

Оценка качества усвоения материала определяется на первом этапе  и на последующих этапах, путем проведения промежуточных диагностических тестирований и в конце курса определением обьем кратковременной памяти, обьем  долговременной памяти, обьем слуховой памяти, обьем зрительной памяти, воображение, фантазия.  

Обеспечение учебными материалами.

Программа обеспечена учебной литературой: пособия, рабочие тетради, диагностические тесты, домашние задания.

Обучающимся, предоставляется раздаточный материал в электронном виде.

Материал необходимый для занятий:   принтер, бумага А4. Стол, стул, тетрадь, карандаш.

 

Используемая  литература:

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти

Черемошкина Л. ВРазвитие памяти детей

Матюгин И.Ю. Запоминание цифр

Матюгин И.Ю Как научиться забывать ненужное

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ВООБРАЖАЙ-КА" программа по развитию твореского воображения детей старшего дошкольного возраста

Идея создания развивающей программы «Воображай-ка» возникла не случайно, она выросла из практической потребности дошкольного образования в свете современных требований к развитию воображения у детей д...

Программа по развитию воображения детей младшего дошкольного возраста

Программа направлена на формирование и развитие воображения детей младшего дошкольного возраста. Работа проводится в ходе обучающих занятий и в свободной деятельности. Обучающие занятия включают: сенс...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»...

Программа по развитию творческого воображения, ассоциативного мышления, индивидуальности.

Реализация данной программы предполагает использование групповых занятий по темам, предложенным в перспективном планировании...

Программа по развитию воображения у детей дошкольного возраста «Юный художник»

Данная программа “Юный художник” предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования.Приобщая детей к искусству в кружке, я использую разные техники нетрадиц...

План - программа по развитию у детей творческого воображения через технологию ТРИЗ

В проведение занятий по Технологии ТРИЗ имеется немало специфических моментов, отличающихся от проведения обычных учебных занятий. Здесь недостаточно овладеть теорией, необходимы ещё и длительны...

Программа по развитию воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования

Программа по развитию воображения у детей  дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования...