Программа по развитию творческого воображения, ассоциативного мышления, индивидуальности.
рабочая программа на тему

Суворова Татьяна Ивановна

Реализация данной программы предполагает использование групповых занятий по темам, предложенным в перспективном планировании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_razvitiyu_tvorcheskogo_voobrazheniya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ  ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ, АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.

Музыкальный руководитель:

Суворова Т.И.


МУЗЫКОТЕРАПИЯ «ВОЛШЕБНЫЕ ЗВУКИ МУЗЫКИ»

(для старших дошкольников).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека издавна использовалась для лечения различных заболеваний, и в особенности для терапии и профилактики нервно-психических расстройств. В последнее десятилетие выделилось целое направление психотерапии - музыкотерапия.

        Музыкотерапия используется при работе с детьми разного возраста с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении. В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением.

        Музыкотерапия применяется как в индивидуальной так и в групповой форме работы.

        Восприятие ребенком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. После прослушивания педагог выясняет, что ребенок «видел», «чувствовал», «делал» в воображаемом путешествии, какую картину он может нарисовать, описать, станцевать. Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние дошкольников. В музыке жеста, мимике, позах, движении всегда отражается внутреннее, эмоциональное состояние ребенка. Ритмические  движения выступают в роли средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения.

        Реализация данной программы предполагает использование групповых занятий по темам, предложенным в перспективном планировании:

  1. Традиционная форма работы, основанная на пассивном восприятии музыки, во первых , как катализатора эмоциональных процессов, во вторых, как музыкального фона во время рисования, а в третьих, как средство релаксации, усиливающего вовлеченность слушателя в процессе работы.
  2. Активная работа с образами музыки, которая включает в себя следующее:
  • упражнения на самосознания через музыку (описание эмоционального и образного содержания музыки, сравнения ее со своим состоянием);
  • свободный танец под музыку, он решает задачи самовыражения, двигательного раскрепощения;
  • зарисовка музыкальных образов, в том числе и групповая, в процессе которой отрабатываются модели оптимального взаимодействия со сверстниками;
  • музыкальные зарисовки - индивидуальная импровизация на какую-то тему (мое состояние, о автопортрет, мой авторитет) это способствует раскрепощению ребенка, обогащает его невербальное самовыражения;
  • диалоги на инструментах, в процессе которых дети общаются друг с другом с помощью музыкальных инструментов, что способствует их взаимопониманию, улучшает модели поведения;
  • «живая музыка» (одну и ту же мелодию выполняют в разных манерах, например: колыбельную - решительно, испуганно, радостно).

Цель программы - гармоничное психическое, духовное и физическое развитие ребенка.

Задачи программы:

  • развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку;
  • развитие творческого воображения и фантазии;
  • развитие ассоциативного мышления;
  • развитие и тренировка психических процессов;
  • развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;
  • тренировка подвижности (лабильности), нервных процессов;
  • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления;
  • развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;
  • развитие умения передавать свое настроение через музыку, движение, цвет;
  • формирование оптимистического жизнеутверждающего мироощущения.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Октябрь

        Темы: «Листопад», «Овощная радуга», «Живая музыка».

        Цели и задачи занятий: создание радостного настроения средствами свободного движения и воображения.

Ноябрь

        Темы: «Рисуем музыку», «Волшебная палочка», «Музыкальная фантазия».

        Цели и задачи занятий: развитие способностей воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание.

Декабрь

        Тема: «Музыка вкруг нас», «Я и мое настроение», «Живая краска».

        Цели и задачи занятий: развитие воображения, фантазии, умения передавать свое настроение через музыку, движение, цвет.

Январь

        Тема: «Добрая сказка», «Карнавал», «Заколдованный лес», «Трусливый заяц».

        Цели и задачи занятий: «чувствование» своего тела, осознание возможностей адекватной передачи своих чувств и переживаний через выразительные движения под музыку.

Февраль

        Тема: «Волшебная снежинка», «Краски и музыка», «Рапсодия леса», «Наедине с природой».

        Цели и задачи занятий: создание положительного эмоционального фона. Подведение детей к творческой интерпретации музыкального образа.

Март

        Тема: «Пробуждение природы», «Звенящий ручей», «Вальс цветов», «Рождение ветра».

        Цели и задачи занятий: развитие способности к самовыражению в движении под музыку.

Апрель

        Тема: «Радуга красок», «Калейдоскоп», «Ночные шорохи», «Музыка дождя».

        Цели и задачи занятий: формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумать собственные оригинальные этюды.

Май

        Тема: «Волшебство лес», «Солнечная поляна», «Лягушачий концерт», «Порхание мотыльков».

        Цели и задачи занятий: развитие чувствования к миру, радости существования, взаимодействия общения с взрослыми и сверстниками.


Музыкальный репертуар.

        Для активизации зрительных образов используется музыка, передающая картины природы в аудиозаписи: «Морской прибой», «Волшебство леса», «Рассвет в лесу», «Шум дождя» …

        Бодрому настроению способствует прослушивание музыкальный произведений Д.Б. Шостаковича, Ф.Листа финал «Венгерских рапсодий» 6,10,11,12, В.Леонтии «Чардаш» и …

        Расслабляющее действие оказывают произведения П.И. Чайковского «Сентиментальный вальс», «Баркарола», «Осенняя песня», К. Сен-Санса «Лебедь», С.В. Рахманинова «Концерт № 2» начало второй части, Ф.Шопена «Ноктюрн фа мажор», «Ноктюрн ре бемоль мажор»…

        При снятии подавленного, угнетенного состояния, настроения: «Аве Мария» Р.Шуберта, «К радости» Л.Бетховена, «Прелюдия до минор» Ф.Шопена и «Мелодия» К. Глюка.

Рекомендуемая литература

Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей. –М., 2000.

Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки.- М., 1990

Школяр Л. Ребенок в мире музыки и музыка в ребенке. Дошкольное воспитание. – 1992. № 9.


Справка по диагностике творческой направленности детей старшего дошкольного возраста.

        Диагностика проводилась по предложенной методике А.Ф. Лобовой, в октябре 2014 года.

        Результаты нейтральной диагностике без подготовки детей. Было обследовано 25 детей подготовительной группы «Б»:

        Репродуктивный уровень- 16 детей

        Эвристический уровень- 9 детей

        Креативный уровень- нет.

        После нейтральной диагностики проводилась работа по предложенной методике (материалы в книге «Мир звуков», «Аудиальное развитие детей», «Школа самовыражения», а также в материалах семинара).

        Повторная диагностика проводилась сразу после освоения новых умений. Музыкальные произведения не повторяли музыку первого диагностического среза.

        Результаты повторной диагностики. Было обследовано 25 детей подготовительной группы «Б»:

        Репродуктивный уровень- 2 ребенка

        Эвристический уровень- 8 детей

        Креативный уровень- 15 детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческого воображения и абстрактного мышления через ТРИЗ"

Консультация для родителей         Представьте себе на минуточку, что у человека не было бы фантазии. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусс...

Влияние сказок на развитие творческого воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста

В первой главе раскрываются теоретические основы развития воображения как психического процесса, особенности развития воображения старших дошкольников. Во второй главе описывается историческое и теоре...

Консультация для родителей:"Развитие творческого воображения и абстрактного мышления через ТРИЗ"

Предлагаю несколько игр,позволяющих лучше развивать и использовать воображение ребенка для учебы,развития личности, улучшения настроения.Помощь родителям для развития мышления детей....

Влияние сказок на развитие творческого воображения и мышления у детей 4-5лет

Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего ее эстетического слагаемого. Она базируется на народно-эстетической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравствен...

"Развитие творческого воображения и абстрактного мышления посредством применения методов и приёмов ТРИЗ"

Консультация для родителей по применению методов и приёмов ТРИЗ. Примеры игр на развитие логики, вариативности воображаемых образов, воображения; игры способствующие расширению и активизации словарног...