Влияние сказок на развитие творческого воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Гришина Галина Николаевна

В первой главе раскрываются теоретические основы развития воображения как психического процесса, особенности развития воображения старших дошкольников. Во второй главе описывается историческое и теоретическое развитие сказки, методы работы со сказкой. В третьей главе представлена система работы со старшими дошкольниками по развтию творческого воображения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_skazki.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Тема: Влияние сказок на развитие творческого воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы развития воображения детей старшего дошкольного возраста при помощи сказки

  1. Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте…………5
  2. Роль сказки в развитии творческого воображения и мышления………9
  3. Пути развития творческого воображения и мышления средствами сказки……………………………………………………………………………..15  

Заключение ………………………………………………………………….…...18  

Список литературы………………………………………………………………19

Приложение.  Конспекты занятий ……………………..………………………20  

Введение

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Сказка нужна ребенку для того, чтобы определиться, чтобы оценить свои возможности. Дети, конечно благодарные слушатели, но десятки раз пересказанная сказка утрачивает свои первоначальные представлении, да и развитие ребенка не стоит на месте, а мы взрослые подчас топчемся, подаем сказки недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация; просмотр или постановка спектакля, просмотр мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Смотреть легче и интереснее. Сказки, как богатейший материал и «кладезь мудрости» далеко не в полной мере используется для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Дети – это удивительные фантазёры, и стоит только им сказать, что бы они что-то придумали, как тут же заработает воображение и ребёнок начинает сочинять, рисовать и т.д. Способность сочинять, придумывать связанно с развитием воображения и мышления.

Цель работы: изучить влияние сказки на развитие творческого мышления и воображения детей.

Объект исследования: развитие мышления и воображения  у старших дошкольников.

Предмет исследования: влияние сказки на развитие творческого мышления и воображения детей.

Задачи:

  1. Изучить психические особенности формирования и развития творческого воображения и мышления детей.
  2. Определить влияние сказки на развитие творческих способностей детей.
  3. Изучить приемы работы со сказкой, как способ стимулирования творческого воображения детей.

Гипотеза исследования: включение приемов работы со сказкой в учебно-воспитательный процесс будет способствовать  развитию творческого воображения и мышления старших дошкольников.

Глава I. Теоретические основы развития воображения детей старшего дошкольного возраста при помощи сказки

 1.1 Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.

Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способностей нашего мозга, психология называет воображением или фантазией.

   Фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления.

 Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно  представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использование реальных объектов и ситуаций. Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности.

   Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

  Значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

 Воображения возникает в ситуациях неопределённости, когда дошкольник затрудняется найти в своём опыте объяснение какому-либо факту деятельности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как справедливо подчёркивал Л. С. Выгодский, «эти два процесса развиваются взаимосвязано».

 Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

 Старший дошкольный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период сензитивный для формирования фантазии.

 В старшем дошкольном возрасте ребёнок уже усваивает основные образцы поведения и деятельностей и получает свободу в оперировании ими.

Воображение 6 ребенка позволяет ему воспринимать как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации.

   Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Дошкольник, например, придумывает себе друга – маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребёнок как будто переживает приключения.

Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности.

   У старших дошкольников образы в рисунках становятся всё более оригинальными. В сказках значительное место занимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети пытаются мотивировать поступки персонажей. Старшие дошкольники наделяют героев особо ценными, со своей точки зрения, нравственными качествами. Действия персонажей в их сказке пронизаны социальными эмоциями: сочувствием, сопереживанием.

   Творчество ребёнка особенно в этом возрасте, часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Например, в консультационном обследовании мальчик 6 лет, воспитывающийся в ситуации гиперопеки, при выполнении задания на рисование выдуманного животного рисует Змея Горыныча с шипами на голове. На вопрос экспериментатора о значении шипов отвечает, что это Змей Горыныч отрастил себе, чтобы ему на голову не садились.

   Фантазии, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребёнка. Воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления описанных сказочных образов в реальную жизнь ребёнка. Поэтому он легко верит в то, что наряженный актёр – это настоящий Дед Мороз или Баба-Яга.

   В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при выполнении заданий на воображение. Целостный образ начинает строится способом «включение»: он по-прежнему создаётся на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения..

Воображение в жизни ребёнка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности. Воображение формируется у детей на базе развития восприятия.

   Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может привести к патологическим, застойным переживаниям или же вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни.

   Особенности развития воображения  и мышления в дошкольном возрасте:

- эти процессы приобретают произвольный характер, предполагая создание замысла.

- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование.

- ребёнок осваивает приемы и средства создания образов.

- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.  

Воображение и мышление обеспечивает следующую деятельность ребенка:

• построение образа конечного результата его деятельности;

• создание программы поведения в ситуации неопределенности;

• создание образов, заменяющих деятельность;

• создание образов описываемых объектов.

   

1.2. Роль сказки в развитии творческого воображения и мышления

Сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.

Сказки заставляют детей волноваться, сопереживать  персонажам и событиям. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться.

Необходимым условием такого отношения к изображаемому является правильное его понимание, умение разобраться в ситуации. Поэтому взрослые, обращая главное внимание на развитие чувств ребенка, при чтении сказки должны не забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира. В сказке черпаются новые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах.

Сказка особенно побуждает активность ребенка. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли слушателя, им хочется действовать, активно помогать. Есть дети, которые слушая сказку, застывают в напряженной позе. Их захваченность событий не проявляется явно. Однако они переживают их, содействуют персонажам не менее активно, чем эмоционально-подвижные и открытые дети.

Эффективным способом развития мышления детей является формирование умения сравнивать и понимать сравнение. Анализ содержания сказки и установление связи содержания с каким-либо выражением приучают детей мыслить, определять ее значение, находить в нем поучение.

До тех пор пока дети находятся в радостном состоянии доверчивого созерцания мира, до тех пор пока сказочный способ мышления является, основным и самым главным для них, у взрослых есть возможность яркими и простыми  образами сказки донести до сознания детей те сложные, но самые главные принципы нравственности и морали, по которым живут люди.

Любовь к сказкам и счастливая способность верить им должна оставаться с детьми на долгие годы, по сути дела, навсегда.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче её художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.

   С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функция сказки. Наличие этих функций выявляется в практике обыденно-бытового, педагогического, художественного и других видов использования сказок.

   Во-первых, сказка выполняет функцию социализации, т.е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту.

  Сказки, как любому явлению искусства присуща компенсаторная функция. Любой человек ограничен в своем индивидуальном жизненном опыте: во времени, пространстве, профессионально, событийно, ограничен половой дифференциацией и т.д. Искусство в целом, в частности и сказка, приходит на помощь человеку, раздвигая границы его индивидуального жизненного опыта, подключая к опыту личности опыт человечества, аккумулированный в интернациональным и этническом мире сказок. Вариативная природа сказки побуждает личность слушающего к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценки, т.е. превращает слушателя из объекта воздействия в субъекта взаимодействия, в соавтора сказки. Это выражается в индивидуальной визуализации текста в своеобразии эмоционального переживания сюжета, в индивидуальном стиле изложения сказки и т.д.

Во-вторых, сказке присуще креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образная и абстрактное мышление. Фантастический мир сказки, наличие в ней ирреальных, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчужденности, пробудить «спящие», не выявленные творческие (поэтические, музыкальные, танцевальные, актерские, живописные, графические и т.д.) способности.

  Формируя привычные навыки, приемы, действия, умения детей, педагог должен вызывать заинтересованность их не только и не столько в конечном результате, сколько в самом процессе творения новых сюжетов или новых образов. Это соответствует деятельностной природе творчества. Этот этап, этап формирования творческого потенциала, предполагает органическое единство как репродуктивных, стандартных, традиционных так и новаторских, креативных элементов.

  В-третьих, в сказке можно обнаружить голографическую функцию, с нашей точки зрения проявляющуюся в трех основных формах.

  1. Прежде всего, голографичность образных посторенний сказки проявляется в её способности своим внутренним строем целокупно представлять мироздание в его трехмерном пространственном (высота, ширина, длина; макромир, микромир; небесный, земной, подземный миры; неживая, живая природа и человеческое общество) и временном измерениях (прошлое, настоящее, будущее). Эти аспекты пространственно – временного содержания сказок как бы образуют его голографический континуум (универсальность, целостность, многомерную объемность), что созвучно психике ребёнка. Вот почему дети так чувствительны в универсальности сказки: в ней они находят созвучие своему такому же универсальному внутреннему миру. Более того, универсальный мир сказки способен актуализировать все органы чувств и психические функции формирующиеся личности.
  2. Далее, голографичность сказки можно трактовать в синестетическом смысле слова. Эта способность сказки не только актуализировать все органы чувств человека, но и быть основой, фундаментом для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.
  3. Важно отметить и такой аспект голографичности сказки, как ее способность в малом являть большое, в локальном представлять глобальное, в микросюжете отражать макропроблемы . Иначе говоря, сказка как большое локальное образование с конкретным сюжетом и конкретными образами способна отображать глобальные проблемы, непреходящие ценности, вечные темы противоборства доброго и злого, света и тьмы, радости и печали, силы и слабости т.е. она характеризуется всем тем, что специфично для голографического эффекта. В педагогической практике этот аспект сказки может быть использован для формирования целостного мировоззрения слушателей, их нравственной, художественной, экологической, валеологической культуры.

В-четвертых, выделяется развивающее-терапевтическую функцию сказки. О «сказкотерапии» давно уже говорят в литературе, подразумевая ее психотерапевтический эффект. Терапевтическая функция сказки имеет свои корни в той функции искусства в целом, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса). Эта катарсическая функция искусства послужила основание для формирования целого направления – эстетотерапия, т.е. лечение людей при помощи музыки, поэзии, живописи, танца.

  В сказке присутствует и функции профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охрана человека от пагубных, носящих урон здоровью увлечений, пристрастий, действий, поведенческих актов и пр. Иначе говоря, сказка выполняет и терапевтическую и профилактическую функцию, поэтому целесообразно использовать общее понятие «развивающе-терапевтическая функция». Это соответствует становлению здоровьесберегающего направления, цель которого – сохранение и развитие индивидуального здоровья личности, утверждение здорового образа жизни.  

  Если учитывать, что сказка является одной из форм народной мудрости, выраженной в образной, доступной каждому форме, то сказкотерапию можно рассматривать как одно из направлений софиотерапии. При этом, если софиотерапия скорее обращена к интеллектуально – рассудочной сфере личности, то сказка активно воздействует на эмоционально-образный потенциал личности.  

В-пятых, учитывая этнонациональное своеобразие большинства сказок мира, можно говорить о культурно-этнической функции сказки. Сказка как феномен культуры этноса исторически отражает в себе хозяйственно – бытовой уклад народа, его язык, особенности его менталитета, его традиции и обычаи, предметно-вещную атрибутику. Поэтому через сказку любой слушатель, особенно дети, могут усваивать все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа. Сказка – это как бы социальная память этноса. В ней аккумулирована его многовековая практика с её положительными и отрицательными сторонами, подвигами и поражениями, радостями и печалями и т.д. Этнопедагогика как раздел социальной педагогике располагает богатейшими возможностями использования материалов народных сказок для включения подрастающего поколению в мир этнической культуры естественным, образно-игровым способом.

В-шестых, в исследованиях сказок с позиции литературоведения, педагогики, этнографии фиксируется и лексико-образная функция сказки, её способность формировать языковую культуру личности, владения многозначностью народной речи, её художественно-образным богатством, композиционно-сюжетной вариативностью. Внешне данная лексико-образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память индивида. При слушании и чтении сказок происходит индивидуальная интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при воспроизведении (пересказе, интерпретации, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие способности к индивидуальной экстериоризации, развитие речевой культуры индивида. При этом функционируют и развиваются обе основные языковые функции – экспрессивная и коммуникативная. Если экспрессивная функция формирует вербально-образный каркас языка личности, то коммуникативная функция развивает социальные качества личности, её способность к общению, к пониманию, к диалогу. Сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого (тем более, что эти взрослые чего-то хотят). Язык сказки их естественно сближает.

  Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовав сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребёнка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно, как показывает опыт, успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.

1.3 Пути развития творческого воображения и мышления средствами сказки

Развивая воображение и мышление детей необходимо придерживаться принципов:

1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,

3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.

5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.    

Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе реальное и ирреальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Она создаёт богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному, ирреальному плану.

Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, т.е. обладают познавательным значением. В частности, используемые авторские сказки знакомят детей с персонажами славянской мифологии (Леший, Святобор, Межевик и другие «помощники человека в природе»), с народными традициями (праздник встречи солнца в сказке «Встреча Ярило – Солнца»), обычаями славян.

  Оттолкнувшись от содержания сказки, заинтересовав ребёнка новым необычным персонажем, педагог может организовать познавательную беседу.

  Рассказыванию и сочинению сказок всегда сопутствует изобразительная деятельность.

  Организации занятий по изобразительной деятельности детей, выполнению ими творческих заданий по сюжету стихотворных авторских сказок предшествует длительная планомерная предварительная работа. Её необходимость объясняется спецификой детского творчества – его поэтапным характером. Первый этап детского художественного творчества – этап возникновения, развития, осознания и оформления замысла – имеет важнейшее значение для всего процесса творческого развития ребёнка.

  Учитывая, что второй этап детского творчества – этап реализации замысла – связан с поисками художественных средств, мы стараемся создавать предметно – вещную среду, максимально способствующую полноценному развитию каждого ребёнка.

   Третий этап детского творчества – этап анализа результатов деятельности – знаменуется появлением новой продукции (рисунка, поделки). Ребёнок начинает интересоваться качеством своей продукции и, испытывая эстетическое удовольствие, стремится сделать ее завершенной.

  Кроме того, разрабатывая творческие задания по содержанию стихотворных авторских сказок, необходимо предусмотреть, чтобы продукты детского творчества могли быть использованы детьми в дальнейшем: в игровой деятельности, драматизации сказок, в повседневной жизни (см. приложение).

  Стимулируя развитие творческого воображения и мышления у детей, необходимо  создание условий для реализации различных способов поведения в той или иной ситуации; активизация самостоятельной деятельности детей; использование элементов кукольного театра.

          В работе можно выделить два уровня сложности:

  1. Ребенок действует куклой. Действуя куклой, идентифицируя себя с ней, он реализует разные способы поведения.
  2. Ребёнок берет на себя роль, что требует от него более уверенного поведения, свободы движений, самовыражения или сам осознанно строит свои взаимодействия с партнерами.

Говоря: «сказка – источник творчества», имеется в виду не только творчество детей, но и профессиональное педагогическое творчество педагогов. Подразумевается гибкая, вариативное использование предлагаемых сказок, способность педагога включить их в разные виды деятельности дошкольников.

Заключение

Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии  ребенка, можно обратиться к его внутреннему, идеальному миру, осознать его чувства, эмоциональное состояние. Таким образом, несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший жизнь, и дети, и взрослые тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт.              

Анализ и составление собственной сказки позволяет решить следующие задачи:

  1. Развитие творческого мышления ребёнка.
  2. Совершенствование вербального языка (ребёнок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли).
  3. Развитие фантазии и воображения.
  4. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно-следственных связей.
  5. Развитие эмпатии и умения слушать (т.к. в ходе анализа ребёнок учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети).

Педагогу необходимо создавать условия, в которых ребенок мог бы приобщиться к сказке, проявить самостоятельность и творчество.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1998.
  2. Алиева Т. Ребёнок в мире образа // Дошкольное воспитание. – 1996. - №2. – С.68.
  3. Богомовская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1966.
  4. Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №5. – С.45.
  5. Воспитание и обучение в детском саду/ Под ред.  А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1976.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  8. Грищенко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М., 2004.
  9. Гурович Л. М. и др. Ребёнок и книга. – СПБ., 1996.
  10.  Дьяченко О.М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой // Дошкольное воспитание. – 1993. - №11. – С.43.
  11.  Дьяченко А.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. – М., 1994.
  12.  Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.
  13.  Зенкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник: Теория и практика сказкотерапии. – СПБ., 1996.
  14.  Наумчик В.Н. Воспитание творческой личности. – Минск., 1998.
  15.  Психология дошкольника. Хрестоматия /  Сост. Г.А. Урунтаева. -  М., 1997.
  16.  Соломенникова О.А. Радость творчества. – М., 2005.
  17.  Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. – 1991.
  18.  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1999.
  19.  Фесюкова Л.Б Воспитание сказкой. – Харьков, 1996.
  20.  Художественное творчество в детском саду/Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.
  21.  Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. Н.А. Кошелёвой. – М., 1985.

Приложение

Занятие: «Рыбки и осьминожки»

Задачи:

  1. Работа над координацией движений детей;
  2. Развитие гибкости и пластичности кистей рук и тела;
  3. Воспитание ощущения разных психоэмоциональных состояний.

Ход занятия

Подготовительная часть

Педагог: Здравствуйте, ребята. А вы знаете, кто я? Я хозяйка морской воды и меня зовут Нереида. А покажите мне своих рыбок.

Дети показывают своих рыбок и называют их имена. Внимательно рассмотрев с детьми рыбок, педагог обращает внимание на то, что у рыбок разные имена и названия, а значит, и разные характеры.

- Молодцы ребята. Какие у вас красивые и разные рыбки получились. А теперь положите своих рыбок вот здесь.

Дети раскладывают своих рыбок вдоль зеркала. Располагаются сами полукругом.

- сейчас мы с вами поиграем.

Задание 1.

Через образную игру «рыбка» развитие волнообразного движения кисти от кончиков пальцев из стороны в сторону с полным прогибанием.

- давайте посмотрим на наши ладошки. Посмотрите: кончик самого длинного пальца похож на носик, согнутый наверху большой палец похож на плавничок, а то место, где заканчивается кисть, очень похоже на подвижный хвостик. Значит, у нас у каждого есть своя маленькая рыбка, которую мы сейчас научим плавать.

Педагог показывает ладонь. Дети повторяют за ним все действия. Показывает на ладони, где плавничок и т.д.

- а вы знаете, что рыбки бывают разные и у них тоже бывает разное настроение? Посмотрите, как плывёт радостная рыбка.

Педагог показывает, а дети повторяют за ним бодрое, ритмичное движение рукой.

Задание 2.

Построение по два человека друг за другом. выполнение движений прямыми руками вверх-вниз.

- ребята, а кто у царя Нептуна главный секретарь? Конечно, Осьминог. Давайте поиграем в Осьминога. Для этого надо встать друг за другом по двое и повернуться лицом к зеркалу. Видите, сколько рук и ног стало у нашего осьминога.

    Дети встают лицом к зеркалу по два человека, друг за другом.

- ребята, поворачиваемся лицом к зеркалу, кто стоит первый – руки на пояс, а второй вытягивает руки вперед.

Задание 3.

Построение по два человека друг за другом. после выполнения задания дети меняются местами.

- а теперь посмотрите, ребята, мимо нас плывет рыбка, и она мешает осьминожку – прилипнет то на ушке, то на носу. Ой, какая рыбка озорница! Помашем мы рукой и прогоним рыбку – шалунишку.

Дети, стоящие за спиной, должны отыскать руками ушки и носик впереди стоящего, а не свои (смотря при этом в зеркало).

- ребята, спасибо большое вам за занятие. Мне очень понравилось с вами играть. До свидания.

Занятие: «Что бывает под водой»

ход занятия.

- Вам подводный мир знаком.

Расскажу я вам о том,

Что однажды там случилось,

Ну, недавно приключилось.

Предложить детям сесть по удобнее и послушать историю. В том месте, где дети будут слушать историю, надо создать соответствующую обстановку.

Вот плывет вуалехвост,

У него красивый хвост.

Педагог обращает внимание детей на вуалехвоста: голос важный, речь плавная.

Как его он причесал!

Он и рыбам так сказал:

«на меня вы посмотрите,

Лишь глаза не ослепите,

Золотая чешуя…

Точно, всех прекрасней я.

Ну, а руки – плавники

Как красивы и легки.

Я гулять-то выплываю –

Как жар-птица пролетаю».

Темп речи ускоряется, педагог легонько толкает рыб , прикреплённых на нитях так, чтобы они чуть покачивались.

Он кричит: «вуалехвост,

Позабудь про свой ты хвост

И плыви сюда скорей,

Всем нам будет веселей!»

Тот сказал: «еще чего,

Вы не стоите того,

Я с такими не играю,

Я всегда один гуляю.

За наряд я свой боюсь,

И я с вами не дружусь».

Так они поговорили,

Без него играть решили,

И все плавали, резвились

И прекрасно веселились.

Только ерш вдруг увидал,

Что морской конек пропал.

И куда же он исчез?

Ёрш поплыл в подводный лес.

В голосе появляется тревожная интонация.

Крик о помощи услышал

И поплыл чуть- чуть потише.

«где-то здесь, наверняка,

Я найду следы конька».

Видит - тина здесь растет,

Он еще поплыл вперед.

В ней сидит морской конек –

С головы до самых ног

Этой тиной окружен –

И не может выйти он.

Сразу рыбы все приплыли,

Помогать коньку решили –

Ничего не получилось,

Ещё хуже закрутилось.

Темп речи ускоряется.

Ерш кричит: «шикарный хвост,

Отзовись, вуалехвост».

А тот мимо проплывал,

И ершу так сказал:

Произносит слова не торопливо, размерено.

«ты зачем, малявка ерш,

Громко так меня зовешь?»

И кричит ерш: «помоги,

Ты конька освободи!»

«нет,  - сказал вуалехвост, -

Очень жалко мне свой хвост,

Также жалко красоту,

Не полезу в тину ту».

Только вдруг  явился тут

Секретарь Нептуна – спрут.

Лишних слов не говоря,

Чин забыв секретаря,

Враз конька освободил.

Некрасив на вид – а мил.

Как его благодарили,

Во все игры пригласили,

И без устали резвились,

Целый месяц веселились.

Напряжение в голосе пропало, ситуация разрядилась.

Очень хорошо бывает,

Когда вместе все играют.

Остаётся кто один,

Тот угрюм и нелюдим.

Так вот и вуалехвост –

Заскучал, повесил хвост:

«все один, один гуляю,

Сколько я всего теряю!»

Он подумал, погрустил,

 Но все ж к рыбам он поплыл.

Говорит: «вы извините

И в игру меня примите».

Тут играть все перестали

И зазнайке так сказали:

«нет, дружок, один играй,

Даже к нам не подплывай!»

Он, конечно, огорчился,

Плакал снова и винился.

А морской конек присел,

Взял и песенку запел:

«тим – тирлим – тирлим – тирлим,

Мы зазнайку все простим.

Он все понял, осознал

И об этом нам сказал.

Пап – парам- парам – парам,

Подплывай скорее к нам,

Только думай наперед.

Что ж, вступай в наш хоровод».

Распушив шикарный хвост,

Танцевал вуалехвост.

И подумал он потом:

Красота совсем не в том.

Произносит радостно.

Не в распущенном хвосте,

Не в блестящей чешуе,

И не в легких плавниках,

А в прекраснейших делах.

После прочтения сделать небольшую паузу.

- вот какая история приключилась в подводном царстве. Кто вам запомнился? Почему? Какой был вуалехвост? Как вы думаете, хорошо сделали рыбы, что его простили? А как бы поступили вы?

Предложить детям подвигаться под веселую музыку.

Занятие: «Наши лесные друзья – деревья»

Ход занятия.

Включить музыкальную запись (шум леса, пение птиц). Повести детей «на прогулку» по групповой комнате.

В лес из сказки мы попали.

Вот деревья здесь стоят

И листвою шелестят.

Речки малые текут,

Громко птицы здесь поют.

Остановиться перед корзинкой.

- а вот и первый лесной сюрприз! Ребята, как вы думаете, что это?

Предоставить детям возможность рассмотреть корзинку. Выслушать их предложения.

- потрогайте корзинку, не бойтесь. Из чего она сделана?

Предоставить детям возможность обследовать корзинку, выслушать их предложения (корзинка сплетена из коры дерева, ивы).

- молодцы! Оказывается, вы все знаете. В награду за это я хочу открыть вам один небольшой секрет. Ребята! Эта корзиночка не простая, волшебная. В ней хранятся…загадки!

Доставать из корзинки деревянные предметы, загадывая при этом детям загадки.

  1. Рядом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрешка)

  1. Сама не ем,

А людей кормлю.(ложка).

  1. Утка в воде,

А хвост на горе. (ковшик).

- ребята как вы думаете: что общего между всеми этими вещами? Потрогайте эти вещи. Из чего они сделаны?

Предоставить детям возможность обследовать все лежащие на столе деревянные предметы. Выслушать их предложения.

- смотрите, что еще есть в моей корзинке.

Достать из корзинки деревянные вещи, к которым не подобраны загадки (картины, деревянные чашки, бочонок…)

 - красивые вещи, все они тоже сделаны из дерева. В нашей группе тоже есть деревянные вещи. Посмотрите внимательно вокруг, может быть, назовете мне их?

- ребята я думаю, что мои загадки помогут вам найти деревянные предметы, которые есть в нашей группе. Слушайте внимательно.

- в раздевалке я служу,

На весу пальто держу. (вешалка).

- одной ручкой все встречает,

А другою – провожает. (дверь).

- я с ножками, но не хожу,

Со спинкой, но не лежу,

Садитесь вы –

Я не сижу. (стул).

- видите, повсюду нас окружаю вещи из дерева. Ребята, а как вы думаете, чем удобны деревянные вещи?

- как много красивых и полезных вещей делали из дерева раньше, когда еще не было ни фабрик, ни заводов. Но и потом, когда построили огромные фабрики и заводы, люди не забыли о дереве. Есть даже такая профессия – токарь по дереву. Он обрабатывает дерево на специальном токарном станке. Так получается гораздо быстрее, чем в ручную, и изделия аккуратные.

Подвести детей к окну.

- дерево, оказывается, можно использовать вместе с другими материалами, например со стеклом. Посмотрите: из чего состоит окно? Итак, окно состоит из стекол и рам. Потрогайте рамы. Может быть, вы скажете, из чего они сделаны?  

- а знаете ли вы, что вы рисуете тоже благодаря деревьям? Ведь и бумага, и карандаши сделаны из дерева.

Рассмотрите внимательно свой карандаш.

- видите ребята, оказывается, очень хорошо, что дерево может «дружить» с другими материалами, например со стеклом, металлом, графитом.

- как же надо относиться к деревьям? Как можно беречь, охранять их?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческой активности у застенчивых детей старшего дошкольного возраста

Как помочь детям преодолевать робость и застенчивасть через игру в кукольном театре....

Конспект НОД по развитию творческих мыслительных способностей для детей старшего дошкольного возраста «На поляне сказок»

Конспект НОД по развитию творческих мыслительных способностей для детей старшего дошкольного возрастаТема: «На поляне сказок».Цель:   развитие способности придумывать альтернатив...

Влияние сказок на развитие творческого воображения и мышления у детей 4-5лет

Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего ее эстетического слагаемого. Она базируется на народно-эстетической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравствен...

«Развитие творческой активности интересов у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе детского сада».

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческой активности ребенка, его творческого воображения. И одна из важнейших задач ДОУ – создание благоприятной образовательной с...

Проект «Мультипликация, как средство развития творческих и технических способностей детей старшего дошкольного возраста»

Мультипликация в образовательном процессе, как универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.- Ознакомление детей с правилами  работы...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие критического и креативного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством полигонального моделирования

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. В рамках инженерного образования в дошкольном учрежде...