Опыт работы "Развитие творческого воображения и мышления у дошкольников"
методическая разработка на тему

Кудрявцева Олеся Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_tvorcheskoe_voobrazhenie.docx419.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32

ГМО педагогов-психологов города Новочеркасска

Опыт работы

«Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»

E:\IMG_1201.JPG

Подготовил: Кудрявцева Олеся Михайловна,

Педагог - психолог МБДОУ д/с №32

Новочеркасск

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать выводы, строить замыслы конструкций, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.                                                        Дошкольный возраст уникален, ибо качество  сформированности ребенка программирует его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создание заведомо нового. В этом смысле всё, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие мира природы, - все это является продуктом творческого воображения. Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем детского воображения, которое формируется уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с которым связывают зарождение личности. Чтобы создать достаточно прочные основы для творческой деятельности ребёнка необходимо расширять его опыт, так как творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он узнал и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

Для формирования устойчивых интересов должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствуют не только созданные определенным образом условия, но и включение дошкольника в совместную со взрослыми деятельность.

После проведенной скрининг диагностики («Экспресс-диагностика» Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко) мною было отмечено, что развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста является «слабым звеном». Всего 10% продиагностированных детей показали высокий уровень, остальные 90% распределились между низким и средним, причем низкого оказалось больше. Проанализировав данную проблему я решила провести дополнительную диагностику для детей старшей возрастной группы, которая была направленна уже непосредственно на определение уровня воображения.

Для определение уровня развития воображения у старших дошкольников я использовала следующие методики:

  • «Дорисовывание фигур», автором которой является О.М. Дьяченко. 

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывался коэффициент оригинальности (Кор) – количество рисунков, не повторяющихся ( по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы.

  • «Диагностика воображения дошкольников» на примере методик В. Синельникова и В. Кудрявцева, которые предназначены для детей 4 – 6 лет, а именно «Солнце в комнате», «Складная картинка», «Как спасти зайку».

 Проводя диагностику в сентябре 2013 года в старшей возрастной группе я получила следующие результаты:

Низкий уровень развития воображения – показали 39% детей

Средний  уровень – у 36% дошкольников

Высокий уровень  - 25%.

При использовании методики «Дорисовывание фигур» детские рисунки представляли собой творческие продукты – результаты решения творческой задачи. В качестве основного количественного показателя для оценки уровня успешности выполнения заданий был взят коэффициент оригинальности, позволяющий отразить степень индивидуализации выполнения творческих заданий.

После полученных  данных мною была поставлена цель дальнейшей работы с детьми старшего дошкольного возраста:

Создание условий для развития творческого мышления и воображения, любознательности, фантазии дошкольников в процессе образовательной  деятельности;

Исходя из данной цели определились следующие

Задачи:

* Развивать художественное восприятие, наглядно- образное мышление, творческое воображение, посредством использования традиционных и нетрадиционных средств арттерапии;

* Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной деятельности;

* Обеспечение положительной динамики качественных показателей высокого уровня сформированности творческого воображения и мышления детей 5-7 лет; коэффициента оригинальности;

*Активизировать   взаимодействие воспитателей и родителей в развитии творческого воображения и креативности дошкольников, используя совместную деятельность взрослых и детей.

Предполагаемый результат:

* Будут созданы условия для повышения уровня развития творческого                                                    мышления и воображения, любознательности, фантазии дошкольников

             * Согласованность действий педагога- психолога,                                                       воспитателей и  родителей в вопросах развития                                                                                творческого воображения дошкольников.

Система работы включает в себя три направления:

  1. Работа с детьми:                                                                                       *Непосредственно образовательная деятельность                                             *Совместная деятельность                                                                                   *Проектная деятельность                                                                                                               *Самостоятельная детская деятельность

2. Работа с педагогами:                                                                       *Консультирование;                                                                                                                          *Мастер – класс;                                                                                                             *Семинар- практикум;                                                                                                                         * Проектная деятельность.

3. Работа с родителями:                                                                                                 *анкетирование родителей;                                                                                                                                            *консультации;                                                                                                                   *наглядная информация;                                                                                                                    *практикумы для родителей;                                                                                                       *привлечение родителей к совместным проектам, изготовлению игр и пособий;

Для работы с детьми мною была составлена план-программа развития творческого мышления и воображения у детей старшего дошкольного возраста «Страна Вообразилия», которая включает в себя 20 занятий, проводимых в старших возрастных группах 1 раз в неделю.( Программа была составлена на основании методических пособий:

  1. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет, которое включает в себя диагностику и систему занятий – автор составитель С.Г. Королева. – Волгоград: Учитель, 2010 – 114с.;
  2. Развитие воображения дошкольников – автор Дьяченко О.М. Москва 1996г.
  3. Развиваем творческое воображение дошкольников – автор Е.Н. Журавлева.

Занятия проводились по подгруппам, подгруппы формировались совместно с воспитателями в зависимости от уровня развития познавательных процессов.

На занятиях по развитию творческого воображения во всех видах деятельности я использовала следующие методы и приемы:

- Игровые приемы (подвижные, дидактические, интеллектуальные, познавательные, игры с правилами, игры-забавы, инсценировки.)

- Элементы песочной терапии (рисование на песке, рисование песком, составление сказок на песке…)

- Метод проектов (Долгосрочный проект «Весь мир на двух ладонях»…)

- Элементы сказкотерапии (Придумывание и проигрывание сказок, сочинение конца сказки…)

- Элементы арттерапи (традиционные и нетрадиционные виды рисования:

- «Приемы активизации умственной активности» (эксперимент,

решение проблемных ситуаций, поисковые задания, познавательные  презентации, использование мультипликационных фильмов. Старюсь использовать мультфильмы, в которых рассматриваются нравственные вопросы, говорится о добре и зле, дружбе и взаимопомощи и т.д. иногда там необходимо найти выход из сложной ситуации, эти проблемные ситуации можно предложить детям. Например: Отрывок из мультфильма «Дед Мороз и лето» может послужить отправной точкой для поиска решения проблемы как помочь Деду Морозу не растаять?) 

Основополагающим на занятиях по развитию воображения является наличие определенных структурных компонентов, последовательность проведения которых является залогом эффективности занятия, достижения поставленных целей:

  1. «Приветствие», целью которого является установление контакта, создание положительного настроя на занятие. (1-2мин)
  2. «Аутотренинг», целью, которого  является снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения; создание положительного внутреннего состояния; регулирование дыхательной и жизненной энергии.  (Аутотренинг – это не только мощное средство релаксации, которое позволяет быстро отдохнуть, восстановить силы и работоспособность, но и улучшает психические функции, активизирует память, внимание, воображение, образное мышление. Усиливает творческий потенциал детей). (5 – 15 мин)
  3. «Фанбука» (фантастическая азбука), целью которой является учить детей формулированию и построению гипотез; упражнять в фантазировании. Детям необходимо решить определенную проблему, выдвинув гипотезу, продолжить рассказ или сочинить свой, нарисовать несуществующий образ, свои эмоции, чувства – все это предполагает свободу мысли, индивидуализацию и оригинальность решений, отсутствие страха быть неправильно понятым, высказать не совсем традиционный ответ. (8-10 мин) (обсуждение по кругу, мозговой штурм, моделирование и анализ ситуации..)
  4. «Психогимнастика», целью которой является развитие эмпатии, активизация воображения и образного представления, тренировка выразительности мимики и движений. Созданные в сознании картины увлекают детей и требуют воплощения в виде эмпатии и психогимнастики. Данные игры и упражнения показывают, как постепенно от занятия к  занятию, у детей формируется образность и выразительность мимических и пантомимических движений, а главное, снимается закомплексованность, боязнь показаться смешным и оригинальным.(2 – 3 мин)
  5. «Игровая терапия», целью которой является активизация группы, развитие коммуникативных навыков, развитие произвольности; снятие агрессии, страхов; развитие познавательных процессов. Игры во время занятий не только решают эмоционально-личностные проблемы познавательного развития, но и являются минутой отдыха для детей, снимают напряжение, несут атмосферу радости и игрового соперничества. (2-3 мин)
  6. «Рефлексия», целью которой является развитие чувственной основы; организация обратной связи; развитие самооценки.  На данном этапе дети приучаются говорить о своих ощущениях, о своем внутреннем состоянии после проведенного сеанса, что является весьма полезным для развития детского самопознания и самооценки.(1-2 мин)
  7. ОФП (общефилософская подготовка) – интеллектуальная зарядка., целью которой является обучение детей решению противоречий, развивать диалектику мышления. Противоположные понятия: хорошо-плохо, радостно –грустно, полезно – вредно и другие – развивают у детей философский склад мышления, гибкость ума. Дети учатся размышлять, анализировать. Цель данных игр – показать – показхать детям, что в любой ситуации, в любом действии, в любом предмете есть и хорошие и плохие стороны. Решение некоторых противоречий позволяет детям найти в некоторых случаях идеальный конечный результат, прийти к определенному умозаключению.(5мин)
  8. Продуктивная деятельность

– это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов .

 Цель педагога: создание ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к развитию продуктивной деятельности и творческих способностей.

Работа по развитию креативности у детей не ограничивалась только рамками занятий с психологом. Она продолжалась и в повседневной жизни ребенка: на занятиях по общеобразовательной программе, в игровой, театрализованной и музыкальной деятельности. Заинтересованность воспитателя в совместной работе с психологом – залог повышения его теоретических и практических знаний, использования их в своей деятельности.

План взаимодействия педагога-психолога с воспитателями по развитию творческого мышления и воображения у детей старшего дошкольного возраста

Месяц

Содержание деятельности

примечание

Октябрь

Консультация для педагогов «Воображение дошкольников»

Ноябрь

Семинар – практикум с педагогами «Творчество – удел избранных или необходимость существования»

Декабрь

Выступление на педагогическом часе «Особенности детского изобразительного творчества и его роль в развитии воображения

Январь

Психологический тренинг с педагогами «Развитие творческих способностей»

Консультация «Сюжетно-ролевая игра - средство развития воображения детей дошкольного возраста»

Февраль

Консультация для педагогов « Значение развивающей среды в формировании творческой личности ребенка»

Март

Мастер класс «Развитие творческого мышления и воображения»

Апрель

Деловая игра “Креативный педагог – креативный ребенок”

Май

Подведение итогов за учебный год. Совместное планирование мероприятий на летний период.

Говоря о взаимодействии педагога-психолога и воспитателей, нельзя не отметить участие воспитателей в самом занятии.  Это один из важнейших принципов организации занятий. Воспитатели принимали непосредственное участие в играх, особенно где идет деление детей на подгруппы. По результатам наблюдения воспитатели планировали индивидуальную работу с детьми.

  Так же стоит отметить полезность практики открытых занятий для сотрудников. Которая явилась полезной и взрослым и самим детям. Я, как психолог получила возможность актуализировать проблему развития воображения в детском саду, подчеркнуть ее значимость и привлечь воспитателей и специалистов к решению данной проблемы. А дети в свою очередь получали возможность творчески выразить себя, преодолевая определенную психологическую инерцию.

Наибольший отклик среди воспитателей получили практические занятия, такие как тренинги и практикумы, во время которых воспитатели активно включались в творческий процесс, после чего применяли используемые приемы и методы в совместной деятельности с детьми.

      Психолог и воспитатели должны быть готовы решать проблему развития детского воображения в сотрудничестве с родителями. Прежде всего это анкетирование, которое помогло нам выявить уровень развития воображения детей с точки зрения родителей. Очень часто мнения родителей и воспитателей по поводу фантазии и способностей детей не совпадает.

Одной из основных формсотрудничества с родителями по данной проблеме является проведение родительского собрания, на котором я рассказала родителям о роли воображения в умственном и личностном развитии детей, мы обсудили результаты диагностического обследования и анкетирования, а также формы и методы работы с детьми по повышению уровня развития воображения.

  Я также приглашала родителей на групповые консультации, посвященные данной проблеме или родители обращались индивидуально, чтобы обсудить уровень усвоения материала ребенком на занятиях, роста его личного творческого потенциала.

В течении года для родителей подготавливалась стендовая информация в родительские уголки в групповых, а так же папки передвижки в холлах. Не всегда у родителей есть возможность читать данную информацию, поэтому для их удобства я разрабатывала памятки, буклеты, бюллетени и газеты, в которых освещала вопросы развития воображения в дошкольном возрасте, предлагала игры и упражнения для развития творческого воображения, которые можно использовать в домашних условиях.

Наиболее эффективными все же были активные формы сотрудничества с родителями – это семинар-практикум в виде игровой совместной деятельности «Развиваем воображение у старших дошкольников» и мастер-класс «Использование нетрадиционных техник рисования, как одна из форм развития творческого воображения у детей дошкольного возраста».

Данные формы работы способствовали более лёгкому запоминанию сути бесед, создавали особый  доброжелательный настрой, а так же повысили интерес родителей к вопросам развития креативности у  детей, активизировали родителей на решения проблем воспитания.

             После проведенной работы в конце учебного года было повторно                       проведено диагностическое исследование, которое показало, что

 Высокий уровень развития творческого воображения составляет 38%

Средний 44%

Низкий 18%.

Результативность проведенной работы:

Дети: После проведенной работы у воспитанников наблюдается высокий уровень (72%) сформированности творческого воображения; коэффициент оригинальности у воспитанников составляет 68%. Они проявляют некоторую самостоятельность в выборе изобразительных средств и материалов; проявляют интерес к творческому экспериментированию; совершенствовалась ручная умелость, мелкая моторика;

Родители: Проявляют интерес к совместной творческой продуктивной деятельности; принимают активное участие в совместных выставках; Повысился уровень компетентности в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников; Сформировалась потребность участвовать в совместных проектах. Обогатили предметно развивающую среду в группах;

Педагоги: Используют разнообразные формы работы с родителями и детьми по развитию творческого воображения и креативности; Принимают активное участие в совместных проектах; Систематизировали собственные знания по применению методов и приемов в работе с дошкольниками по развитию творческих способностей;

Так как, работа по данной теме благотворно влияет на развитие у детей творческого мышления и воображения, но все же остаются дети, показывающие низкий уровень развития, я планирую и в дальнейшем  строить свою деятельность со старшими дошкольниками в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие логического мышления и творческого воображения у дошкольников по программе "Успех"" (на татарском языке)

Компьютерная презентация выступления на педагогическом совещании на тему "Развитие логического мышления и творческого воображениядошкольников  по программе "Успех"...

Влияние сказок на развитие творческого воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста

В первой главе раскрываются теоретические основы развития воображения как психического процесса, особенности развития воображения старших дошкольников. Во второй главе описывается историческое и теоре...

Программа по развитию творческого воображения, ассоциативного мышления, индивидуальности.

Реализация данной программы предполагает использование групповых занятий по темам, предложенным в перспективном планировании...

Формирование творческого воображения в театрализованной деятельности дошкольников

Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет...

Влияние сказок на развитие творческого воображения и мышления у детей 4-5лет

Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего ее эстетического слагаемого. Она базируется на народно-эстетической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравствен...

«Продуктивная деятельность как средство развития творческих способностей, конструктивного мышления у дошкольников»

Актуальность проводимой мной работы по выбранной теме продиктована требованиями ФГОС ДО, в частности, обозначенными стандартом приоритетов образования: эмоционально - личностное становление ребенка, п...