«Продуктивная деятельность как средство развития творческих способностей, конструктивного мышления у дошкольников»
материал (старшая группа)

Балажегитова Кира Евгеньевна

Актуальность проводимой мной работы по выбранной теме продиктована требованиями ФГОС ДО, в частности, обозначенными стандартом приоритетов образования: эмоционально - личностное становление ребенка, принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Согласно целевым ориентирам, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен обладать развитым воображением, творческой активностью, любознательностью, достаточно развитой мелкой моторикой рук, что является одним из показателей интеллектуальной готовности к обучению.

Продуктивная деятельность наилучшим образом способствует воспитанию у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности, развитию пространственно - образного мышления, улучшению координации глаз - рука, повышению уровня подготовки к школьному обучению. Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития дошкольников посредством использования на ряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной деятельности; взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельности детей; взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Продуктивная деятельность как средство развития творческих способностей, конструктивного мышления у дошкольников»

Воспитатель: Балажегитова К.Е.

г. Омск

«Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению».

Л.С. Выготский

Актуальность проводимой мной работы по выбранной теме продиктована требованиями ФГОС ДО, в частности, обозначенными стандартом приоритетов образования: эмоционально - личностное становление ребенка, принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Согласно целевым ориентирам, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен обладать развитым воображением, творческой активностью, любознательностью, достаточно развитой мелкой моторикой рук, что является одним из показателей интеллектуальной готовности к обучению.

Продуктивная деятельность наилучшим образом способствует воспитанию у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности, развитию пространственно - образного мышления, улучшению координации глаз - рука, повышению уровня подготовки к школьному обучению. Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития дошкольников посредством использования на ряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной деятельности; взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельности детей; взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.

Целью моей работы  является создание условий для развития творческих способностей, конструктивного мышления через продуктивные виды деятельности. В ходе проводимой работы определены следующие задачи:

  1. Углубить знания детей о различных видах продуктивной деятельности, разнообразии техник и материалов;
  2. Научить работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать со взрослыми в совместной деятельности;
  3. Формировать навыки выполнения поделок в разнообразных техниках в соответствии с возрастными особенностями;
  4. На протяжении всего времени сформировать у детей самостоятельность, целеустремленность, волевые качества;
  5. Привлекать к сотрудничеству родителей воспитанников, организуя совместные творческие мероприятия.

Вся моя деятельность проходит в несколько этапов.

Первый этап – подготовительный. На данном этапе я занималась анализом психолого – педагогической и методической литературы о развитии творческого мышления через продуктивные виды деятельности. Организовала и пополнила развивающую среду (уголок художественно – эстетического развития, наличие разнообразного материала для создания задуманных образов). Подобрала формы, методы и приемы способствующие развитию творческого мышления у детей. (Расширила базу наглядного материала для знакомства с различными видами художественного творчества – образцы поделок народного творчества, репродукции художников, базу бросового материала для развития сенсорных ощущений дошкольников – пуговицы, ткани разных фактур, бусины, салфетки, трубочки, палочки, а так же природного материала – шишки, ракушки, камни, сухие цветы и листья и т.д.). Разработала перспективный план по развитию творческого мышления дошкольников, составила план взаимодействия с родителями.

Основной этап – реализация намеченного плана с детьми; осуществление взаимодействия с родителями.

Свою деятельность осуществляю через создание игровых образовательных ситуаций, на одних – дети погружаются в мир красоты, открывая для себя красоту окружающего мира, знакомят с различными предметами мира природы, с жанрами искусства;

- на других осваивают новые способы действий с материалами, экспериментировали с их свойствами, разными фактурами. Большой потенциал для развития творческого мышления заложен  в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Моим ребятам очень нравиться организовывать выставки своих работ, например «Лето красное», «Не шути с огнем», «Грамотный пешеход», где они бывают главными экскурсоводами для родителей. Так же, одним из любимых видов работы является создание атрибутов или героев для драматизации сказок. Ребятам очень нравиться создавать декорации, изготавливать костюмы для героев, а так же создавать картины – иллюстрации к сказкам, а затем рассказывать по этим картинам сказки друг другу.

Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы:

- Приемы ТРИЗ – технологий, например даю детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Космические пришельцы», «Самая необычная игрушка на свете», «Путешествие в будущее»,

рисование по необычным словам которые придумывают сами дети «Снегоболы», «Зверокрылы» и т.д.

рисование и лепка по ассоциативным темам «Грусть», «Радость», «Злость».

- Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Это игры – опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование соком овощей и фруктов.

- Активно использую, при создании коллективных работ, приемы «мозгового» штурма. Например, каждый ребенок рисовал набросок будущей работы и презентовал ее рассказом о выбранной технике выполнения, материалах. Это дает возможность активно включать в работу детей с разными возможностями. При работе в группа, ребята сами распределяют обязанности между собой.

- Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.

В рисовании:

- ладонная и пальцевая техники;

- кляксография;

- ниткография;

- рисование акварелью по мокрому листу;

- печатание штампами, листьями;

- а так же пробуем новую технику – рисование по ткани.

В лепке:

- использование глины;

- соленого теста;

- бумажной массы;

- фольги.

В аппликации:

- сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, ткани);

- использование пищевых продуктов (круп, макаронных изделий, яичной скорлупы, окрашенного песка и других материалов).

Так же для развития творческого мышления проводила такие игры как «Прятки в отпечатке» - дети должны назвать на что похож отпечаток ладони и дорисовать его до названного образа; «Дружная семейка» - предлагала детям трафарет человека, просила назвать его, придумать ему образ и одеть каждого в свой наряд, используя различные материалы (нитки, ткань, салфетки, ватные шарики).

Так же, совместно с детьми, мы на протяжении всего года к праздничным датам мы готовим коллективные работы. Они чаще всего носят поздравительный характер, что позволяет не только развивать творческое мышление, но и развивать их личностные качества (например, газета к «Дню пожилого человека», «8 Марта», «23 Февраля»).

Помимо коллективных работ, активно использую такую форму работы, как выставки. При подготовке работ к выставкам сочетаю рисование и аппликацию, либо лепку и аппликацию. На 8 Марта и 23 Февраля дети делали портреты мам и пап, здесь формируется мотив – сделать не так как все, передать особенности внешнего вида именно своей мамы и папы.

Одним из основных направлений работы является взаимодействие и сотрудничество с родителями. С этой целью я провела ряд консультаций и родительских собраний («Игрушки из бросового материала своими руками», «Творим сказку дома», «Развитие творческого мышления у дошкольников» и т.д.).

Вовлекаю родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки:

- «Все краски Осени»;

- «Мастерская Деда Мороза»;

- «Наши руки не для скуки»;

- выставка иллюстраций к литературным и музыкальным произведениям.

Так же активно привлекаю родителей к участию в различных творческих конкурсах.

Заключительный этап – Анализ полученных результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности.

К концу дошкольного периода ребята активно использовали в самостоятельной деятельности приемы рисования, создают художественные образы, транслируют свои навыки и умения родителям.

Так же они самостоятельно изготавливают атрибуты для своих сюжетно – ролевых игр, дают «вторую» жизнь давно привычным вещам, в предметах окружающего мира находят нестандартные решения (например из пустых бутылочек из под йогурта мы изготовили игрушки для песочницы, ветряные мельницы и т.д.).

Для себя ищу новые техники работы, на данный момент изучаю работу в «Джутовой технике». Планирую и дальше работать по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

"Продуктивная изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей у старших дошкольников"

Статья о изобразительной деятельности старших дошкольников как средства развития у них творческих способностей. Предназначена для работников дошкольных и школьных образовательных учреждений....

Презентация "Продуктивные виды деятельности как средство развития творческих способностей ребенка"

В презентации представлены основные виды продуктивной деятельности дошкольников как средство развития творческих способностей детей....

План самообразования воспитателя по теме «Продуктивная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»

Продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются ...

Сообщение из опыта работы по теме: «Интеграция познавательно-исследовательской и изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей, коррекции речевых нарушений дошкольников с ТНР»

Сообщение из опыта работы по теме:«Интеграция познавательно-исследовательской и изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей, коррекции речевых нарушений дошкольник...