Художественное слово к организации режимных моментов в ДОУ.
статья на тему

Зайцева Татьяна Борисовна

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
Великие педагоги всех времен и стран рассматривали нравственное воспитание, как активный целенаправленный процесс: формирование нравственных чувств и привычек, морального сознания, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Поэтому очень важно, чтобы художественное слово пронизывало весь педагогический процесс, организованный в ДОУ.
Начиная с первых дней пребывания в детском саду, ребенок слышит рифмованные строчки, сопровождающие его при умывании, пробуждении, за завтраком и ужином.
Какова связь между режимом дня малыша и художественным словом, в чем заключается целесообразность такого синтеза?
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественное слово к организации режимных моментов в ДОУ.

«Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.

 Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты,

но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей,

служит проводником в другие эпохи и к другим народам,

раскрывает перед нами сердца людей.

Одним словом делает нас мудрыми».

Д.С. Лихачев

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

Великие педагоги всех времен и стран рассматривали нравственное воспитание, как активный целенаправленный процесс: формирование нравственных чувств и привычек, морального сознания, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Поэтому очень важно, чтобы художественное слово пронизывало весь педагогический процесс, организованный в ДОУ.

Начиная с первых дней пребывания в детском саду, ребенок слышит рифмованные строчки, сопровождающие его при умывании, пробуждении, за завтраком и ужином.

 Какова связь между режимом дня малыша и художественным словом, в чем заключается целесообразность такого синтеза?

Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение.

Режим в детском саду способствует:

  -быстрейшей адаптации к дошкольному учреждению;

- приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой);

- предохраняет нервную систему детей от переутомления;

- способствует развитию памяти, внимания, речи;

- формированию культурно-гигиенических навыков;

- воспитанию организованности и дисциплинированности;

- воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить.

Организатором правильного режима в каждой возрастной группе является воспитатель. 

Цель использования художественного слова в режимных моментах - создание благоприятной речевой среды, способствующей доступно объяснить алгоритм, значение действий, приучить так как это одно из условий полноценного и разностороннего развития детей.

Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. 
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.

Детский сад – первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Об одной из общих задач развития речи детей Е. И. Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом, надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочнению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение. Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоничное единение того и другого обусловливает ценность слова».

Значение знакомства дошкольника с произведениями  художественной литературы:

- образец правильной речи;

- овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической);

-  познавательное развитие;

- формирование эстетического вкуса;

- знакомство с культурой русского и других народов;

- знакомит с жанрами художественной литературы;

- нормы поведения;

- эстетическое восприятие.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего, конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества.

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.

Виды художественных произведений, используемых в ДОУ:

- народный фольклор (потешки, попевки, заклички, былины, загадки и т.д.);

- стихотворения;

- сказки;

- рассказы;

- повести (короткие отрывки).

Народный фольклор.

Педагог  в своей работе с дошкольниками по  формированию эстетического восприятия окружающей  действительности средствами народного искусства и фольклора  ставит перед собой следующею задачи:

-развивать интерес к исконно русским традициям;

-знакомить с предметами быта, ремеслами, фольклором, традициями и декоративно-прикладным искусством;

-развивать декоративное творчество детей на основе усвоения народного искусства.

-приобщать детей к богатству русской речи, расширять их словарный запас;

-осуществлять взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором.

Что же относится к детскому фольклору?

Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками ручками).

Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным

Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей.

Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей.

Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, рифмованными, строками.

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературыЭпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Повесть — прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий.

Художественное слово может быть использовано в любом режимном моменте: зарядке, НОД, игре, развлечении, прогулке. Чтение – один из ежедневно планируемых видов деятельности в любой группе ДОУ.

В группе раннего возраста художественное слово чаще всего используется при привитии КГН и адаптации к режиму дня детского сада. В первую очередь – это короткие простые фольклорные произведения:  потешки, попевки, короткие сказки.

В младшей группе к потешкам, попевкам, сказкам, добавляются загадки. Ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. 

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

2. Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях. Хотелось бы кратко остановиться на методах ознакомления с художественной литературой. Ими являются:

  1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
  2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
  3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественными произведениями.
  4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми

  • выразительное чтение воспитателя
  • беседа о прочитанном
  • повторное чтение
  • рассматривание иллюстраций
  • объяснение незнакомых слов.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно, кроме того, он пользуется дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Это:

  1. повторное чтение всего текста,
  2. повторное чтение отдельных частей его.

Чтение может сопровождаться:

  1. игровыми действиями детей;
  2. предметной наглядностью:

а) рассматриванием игрушек, муляжей,

б) рассматриванием иллюстраций,

в) привлечением внимания слушателей реальным объектом;

3) словесной помощью:

а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения

б) постановкой после чтения поисковых вопросов,

в) подсказыванием при ответах детей — слов–эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрая, злой, решительный, мужественный и т.д.).

Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический. Например:

В первую половину дня в работе с детьми младшего дошкольного возраста наряду с игровыми приемами широко используется художественное слово. 

Во время утреннего приема воспитатель говорит:


«-Добрый день! – тебе сказали, 
-Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали – 
Теплоты и доброты».

Подготовка к утренней гимнастике.

На зарядку становись!
Мы зарядкой заниматься
Начинаем по утрам.
Пусть болезни нас боятся,
Пусть они не ходят к нам.
Раз-два,
Шире шаг!
Делай с нами так!

Во время умывания можно применять словесные приёмы.

Чище умойся, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.

Во время дежурства можно с помощью беседы привлечь внимание к посуде, которую расставляют на столе. Дети называют форму, цвет, рисунок, материал из которого изготовлена посуда, количество приборов; ознакомление с меню, привлечение к эстетическому оформлению столов, правилам приема пищи; правила этикета – это способствует расширению словарного запаса, упражняют в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми.

Час обеда подошел,
Сели деточки за стол!
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот тарелка, вот еда.
Не осталось и следа.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед!

В перерыве между занятиями или после сна можно использовать игры.

Игра “Дикие и домашние животные”

Детям предлагают закончить предложения, называя детенышей: у волчицы появились (волчата, у медведицы родились (медвежата, у белки (бельчата) и т. д.

Игра “Чудесный мешочек”

С закрытыми глазами дети нащупывают предметы, вытаскивают его из мешочка и по наводящим вопросам составляют рассказ. (Из чего сделано? Где растет? Для чего применяют? Какую пользу приносят)

Физкультминутки, подвижные игры и пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика, способствуют развитию разговорной речи.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел -
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Эти пальчики кусают,
Эти пальчики гуляют,
Эти – любят поболтать,
Эти – тихо подремать,
А большой с мизинцем-братцем
Могут чисто умываться.

Кто живёт у нас в квартире?

Перед началом игры дети образуют круг. Воспитатель находится в центре круга. Произносит текст и показывает движения, которые дети повторяют.

Кто живет у нас в квартире? -
Раз, два, три, четыре 
Дети шагают на месте.
Мама, папа, брат, сестра -
Сосчитаю всех едва! 
Выполняют “пружинку”, руки на поясе.
Самый главный – это я, Прикладывают руки к груди.
Вот и вся моя семья! Поднимают руки вверх, затем медленно опускают.

Подготовка к прогулкам:

“Собираемся на прогулку”

Раз, два, три, четыре, пять,
Сбираемся гулять.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми, точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофту
Детям надевать.
Туши – тутуши,
Где твои уши?
Уши в шапке,
Не достанут лапки.
Чтобы уши не болели,
Быстро шапки все надели.

На прогулке можно предложить игру “Найди себе пару”.

Взрослый делить детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного животного, а вторая – нескольких. Ребёнок из первой команды говорит“У меня кошка”. Ребенок из другой команды: “У меня кошки”. Эти дети становятся рядом.

Ещё на прогулке можно предложить игры, где предлагается пофантазировать на такие темы,как: “Если бы я был волшебником...”“Если бы я стал невидимым...”“Если весна не наступит никогда...”“Что было бы, если бы я умел летать?”

Игра “Узнай, как кого зовут?”

Ведущий ребенок выбирает для себя партнера, но имя при этом не говорит и составляет свой описательный рассказ: “Это девочка (мальчик, волосы (темные, светлые, во что одет(перечислитьназвания предметов одежды и их цвет)”.

Во время пробуждения хорошим примером станет проговаривание.

Тихо-тихо, колокольчик позвени,
Всех мальчишек и девчонок разбуди.
Все проснулись, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Солнце уже не спит давно,
Смотрит к нам оно в окно.
Хорошо вам отдыхать,
Но пора уже вставать.

Очень увлекают детей ситуации типа “Научи своего друга тому, что умеешь сам”. Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль “учителя”, т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников. Также дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т.д.

Культурно-гигиенические навыки прививаются детям в бытовой деятельности и являются постоянной сферой воспитательного процесса. Здесь наиболее полно раскрывается личность ребенка и взаимоотношения его с детским коллективом и взрослыми в поступках и переживаниях, в культуре поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека художественного слова для разных режимных моментов в разных возрастных группах

Картотека художественного слова для разных режимных моментов в разных возрастных группах (II младшая – подготовительная группы)....

Картотека художественного слова для проведения режимных моментов УКЛАДЫВАНИЕ

Картотека художественного слова для проведения режимных моментов                    УКЛАДЫВАНИЕ...

Картотека художественного слова для проведения режимных моментов Умывания

Картотека художественного слова для проведения  режимных моментов Умывания...

Картотека художественного слова для проведения режимных моментов Пробуждение

Картотека художественного слова для проведения  режимных моментов  Пробуждение...

Картотека художественного слова для проведения режимных моментов Одевание

Картотека художественного слова для проведения  режимных моментов   Одевание...

Картотека художественного слова при проведении режимных моментов

МАДОУ детский сад №1 г.Лысково              Картотека художественного слова при проведении режимных моментов...