Главные вкладки

    «Игровые обучающие ситуации, как способ взаимодействия с дошкольниками»
    статья на тему

    Финк Ольга Николаевна

    На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования использует разные виды мероприятий интегрированного характера в целях воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Игра была и остается основной формой работы с детьми и ведущим видом их деятельности. Если игра, имеет определенную дидактическую цель, то такую форму игры называют игровой обучающей ситуацией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii.docx16.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Игровые обучающие ситуации,

    как способ взаимодействия с дошкольниками»

    На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования использует разные виды мероприятий интегрированного характера в целях воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Игра была и остается основной формой работы с детьми и ведущим видом их деятельности. Если игра, имеет определенную дидактическую цель, то такую форму игры называют игровой обучающей ситуацией.

    Игровая обучающая ситуация - это полноценная,  специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

    - она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

    - оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

    - в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

    - игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом; воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

    В чем же преимущества ИОС:

    1.        Возможность использования практически во всех образовательных областях и их интеграции в ходе проведения ИОС;

    2.        Возможность использования на любом возрастном этапе развития ребенка;

    3.        ИОС способствуют активизации детей в процессе обучения, развитию интереса к умственной деятельности,  снижают утомляемость,

    4.        В процессе игровых обучающих ситуаций  развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

    5.        ИОС одновременно и параллельно решают задачу установления эмоциональных личностных контактов между детьми. Это достигается за счет изменения стиля взаимоотношений педагога и детей на партнерский.

    6.        Способствуют речевому развитию ребенка.

    Но для того, чтобы игровые обучающие ситуации решали поставленные задачи,  необходимым условием является тщательная подготовка педагога к их проведению:   обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, атрибутикой, эмоционального вхождения в роль.

    На сегодняшний день в педагогике выделены три типа игровых обучающих ситуаций, использование которых обладает различными дидактическими возможностями:

    Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами,

    которые строятся на использовании игрушек-аналогов, т.е. таких игрушек, которые изображают животных и растения. Главный смысл использования такого рода игрушек – это сопоставление живого объекта с неживым аналогом по внешнему облику и способу функционирования (поведения). Использование данного вида игрушек формирует у детей отчетливые представления об особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Построение игровой обучающей ситуации с игрушками - аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействия с ними.

    Игрушки - аналоги можно сопоставлять не только с живыми объектами, но и с их изображением на картинах, наглядными пособиями.

    Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами,

    которые  связаны с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания.

    В таком виде игровых обучающих ситуаций сказочные герои действую в новых, аналогичных сюжету сказки ситуациях. Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность.       Литературная биография каждого из них позволяет использовать различные стороны их поведения. Подбирать персонажей литературных произведений следует так, чтобы  персонаж имел кукольное воплощение и соответствовал  программе данной возрастной группы. Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака.

    Такие моменты хороши тем, что дошкольники начинают их учить – объясняют, рассказывают им то, что уже сами знают, т.е. из обучаемых детей превращаются в обучающих, благодаря чему активизируется их умственная деятельность.

    •        Третий тип игровых обучающих ситуаций – это игра в путешествия («Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и т.д.), в процессе которой дети в роли путешественников, экскурсантов, туристов узнают много нового. Путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. Дети посещают музеи, выставки, зоопарк, зооферму. Сюжет и роли игры-путешествия  допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний или  систематизацию уже имеющихся знаний. Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

    Используемые средства и приемы в игровых обучающих ситуациях обеспечивают благоприятную адаптацию детей в детском саду, способствуют сближению детей, проявлению интереса к сверстникам, желание узнать имена друг друга. Обогащать представления о мальчиках и девочках. Способствуют пробуждению отзывчивости, готовности прийти на помощь. Понимать эмоциональное состояние других людей. Обучение осуществляется с применением косвенных методов и имеет игровую коммуникативную мотивацию. Это позволяет синхронизировать процессы обучения и воспитания дошкольника, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у дошкольников

    Игры и упражнения для развития  словаря  у дошкольников...

    «ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»

    «ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»Зачем нужна игра ребенку? Что дает игровая деятельность детей? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? Почему ...

    Материал из опыта работы -презентация по теме: "Использование игры и игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании старших дошкольников"

    Использование игры и игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании старших дошкольников...

    Использование игровых обучающих ситуаций в процессе экологического воспитания дошкольников.

    Воспитатель МБДОУ «Атемарский  д/с № 1  «Теремок» Глазкова И.В.Детский сад – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитани...

    Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников.

    Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников.Дидактическим играм посвящено немало исследований. Идея использования игры в процессе обучения всегда привлекала педаг...

    Игровая обучающая ситуация по познавательному развитию старших дошкольников

    Данная разработка позволит педагогу упражнять детей в применении имеющихся у них математических представлений, создать условия для уточнения знаний и умению действовать в подгруппах, ориентироваться в...

    Мастер- класс для педагогов МАДОУ на тему «Использование игровых обучающих ситуаций в развитии познавательной активности дошкольников»

    На современном этапе, в условиях динамичного развития общества, повышается потребность в самостоятельных, инициативных, критически мыслящих специалистах, умеющих видеть и творчески решать возникающие ...