Русские народные игры на музыкальных занятиях
учебно-методическое пособие по теме

Панкова Татьяна Витальевна

Подборка русских народных игр используемых на музыкальных занятиях

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Русские народные игры для старшего дошкольного возраста.

Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное - через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

  1. Игра «Хлопушки»

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

«Хлоп да хлоп сигнал такой: Я бегу, а ты за мной!»

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

  1. Игра «Сидит Яша»

Образуется круг - хоровод. Внутри хоровода стоит мальчик «Яша» и девочка «Маша». Держась за руки и, двигаясь по кругу, дети в хороводе поют:

Сидит, сидит Яша под ракитовым кустом.

Грызет, грызет Яша орешки каленые, милому дареные!

Хоровод останавливается и продолжается диалог с Яшей:

- На чём стоишь? – На мосту.

- Что пьешь? – Квас.

- Лови Машу, а не нас!

После этих слов. Яша ловит Машу.

Правила игры. Маша убегает от Яши, хлопая в ладоши. Яша ловит Машу завязанными глазами. За круг – хоровод убегать нельзя. Когда Яша поймает Машу, выбираются другие игроки.

  1. Хороводная игра «Капустка»

Дети берутся за руки, образуя длинную вереницу. Идут плавно, неторопливо поют:

- Вейся, повейся, капустка моя,

Вейся, повейся, белая моя.

Как мне, капустке, виться,

Как мне зимой не валиться!

Ведущий проводит хоровод через «ворота» — поднятые руки, которые держат последние в веренице. Когда все проходят, то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища. Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и т. д. до тех пор, пока не «завьются» все играющие.

После этого последний в веренице остается на месте, а хоровод «завивается» вокруг него, постепенно охватывая все плотнее и плотнее, пока не получится «вилок капусты». Затем капустка начинает «развиваться», пока не придет опять в исходное положение. Игра все время сопровождается пением, то громким, то более тихим, но неизменно плавным и протяжным.

  1. Игра Заря-заряница

Играющие встают вокруг карусели, взявшись за ленту. Водящий («заря-заряница») ходит вне круга, навстречу хороводу, вместе со всеми приговаривает:

Заря-заряница,

Красная девица,

По небу ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые -

Ленты расписные!

Карусель останавливается.  Водящий и стоящий напротив него ребенок под слова: Раз, два, три не воронь, а беги как огонь! разбегаются в разные стороны.

Правила игры: Побеждает тот, кто быстрее оббежит вокруг карусели и вернется на место. Опоздавший становится «заряницей».

  1. Игра Плетень

До разучивания игры необходимо объяснить детям значение слова «плетень»; научить строить плетень (без музыки), повторив задание несколько раз. Предложить послушать музыку, отмечая каждую музыкальную фразу  (её окончание) хлопком. В процессе разучивания игры надо распределить детей на две или четыре равные подгруппы и предложить запомнить товарищей своей группы. Кроме того, надо подсказать, что приглашают друг друга шеренги, стоящие напротив.

Правила игры: Играющие стоят шеренгами у двух (или четырех)  стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Под русскую народную музыку «Во саду ли, в огороде» идет сначала первая шеренга 7 шагов, на 8 кланяются детям напротив, и отходят спиной назад на своё место. Затем движения повторяют дети второй шеренги. То же самое проделывают дети третей и четвёртой шеренги (если детей много).

Затем звучит весёлая русская народная плясовая. Дети разбегаются по всему залу,  пляшут, используя знакомые плясовые движения и согласовывая свои движения с действиями товарищей. С окончанием музыки все бегут на свои места и строятся шеренгами. Выигрывает та шеренга, которая построилась первой. Игра повторяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях

Приобщение детей к музыкальной культуре русского народа является одним из основных средств формирования у них патриотических чувств, развития нравственности и духовности....

Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа.Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалист...

План самообразования «Развитие чувства ритма у детей с использованием русского народного фольклора на музыкальных занятиях в ДОУ»

 В плане прописаны: цель, задачи, предполагаемые результаты, актуальность. Он разбит на три этапа работы: организационно-ознакомительный, практический, обобщающий....

Консультация для родителей "Русские народные игры в музыкально-двигательной деятельности". Авторы: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель, Тихомирова Татьяна Григорьевна, инструктор по физической культуре

Консультация для родителей "Русские народные игры в музыкально-двигательной деятельности". Авторы: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель, Тихомирова Татьяна Григорьевна, инстру...