ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
материал по теме

Гусева Наталья Юрьевна

Воспитание должно развить в человеке

привычку и любовь к труду; оно должно

дать ему возможность отыскать

для себя труд в жизни.

К. Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_v_dou_v_sootvetstvii_s_fgos_do.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

Значение трудового воспитания дошкольников.

Воспитание должно развить в человеке

привычку и любовь к труду; оно должно

дать ему возможность отыскать

для себя труд в жизни.

К. Д. Ушинский


      Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.
В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности. В коллективе ровесников ребенку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда с «трудовым поведением» своих товарищей. Воспитатель может активнее влиять на каждого ребенка и вместе с тем формировать черты коллективизма (например, дежурства, еженедельная коллективная уборка комнаты вместе с воспитателем и его помощником).

      Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека.

Специфика детского труда заключается в следующем:

- ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей; в детском труде нет    результата;
- труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;
- трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;
- труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;
- особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;
- дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;
- действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;
- своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение с взрослым, общественно значимые мотивы);
- дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;
- детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;

Основные методы и приемы, необходимые для руководства разными видами детского труда:

-определить цель труда (если ребенок сам ставит цель — что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить ее либо внести другое предложение);                                
-помочь ребенку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение;
-учить элементам планирования работы (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д.);
-показывать и объяснять (или напоминать), как лучше это сделать; советовать, как успешнее выполнить поручение, обязанность;
-пробудить интерес к предстоящему делу, поддерживать и развивать его в ходе работы;
выяснить, что уже сделано и что еще можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;
-вспоминать вместе с ребенком основные «трудовые правила» (работать старательно должен каждый, необходимо помогать старшим, младшим и т. д.);
-поощрять старательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели;
-систематически проверять вместе с ребенком ход, результаты работы и оценивать ее, уделяя особое внимание проявленному ребенком терпению, самостоятельности и инициативы, настойчивости в достижении цели;
-подключать ребенка к своему труду, подавать пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него);
-организовать совместную работу со старшими и младшими членами семьи, вместе обсудить мотив и предполагаемый результат намеченного дела, определить долю работы каждого, посоветовать, как помочь младшему брату (сестре), напомнить правила поведения и взаимоотношений во время общего труда (личная старательность, добросовестность, дружелюбие в отношениях с партнерами), -использовать поощрение, научить ребенка выполнять требования, проверять, оценивать и обсуждать результаты труда и вклада каждого в общее дело;
-пробуждать инициативу и находчивость (задавая вопросы, что можно сделать, как лучше сделать, наталкивать на самостоятельное принятие решения);
-поставить ребенка перед необходимостью сделать выбор и помочь принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала лучше закончить работу, иначе не успеть приготовить подарок к завтрашнему дню);
-читать художественные произведения, посвященные людям труда, рассматривать с ним иллюстрации, обращать внимание ребенка на то, как трудятся люди (на прогулке, в магазине и т. д.)

Согласно ФГОС развитие трудовой деятельности детей дошкольного возраста происходит в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе. Также выделяют ручной и художественный труд.

В условиях ДОУ воспитание труда у детей начинается с 1-й младшей группы, где основой становятся формирование навыков самообслуживания, продолжается до подготовительной группы.

Такие виды труда как : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд — в старшей и подготовительной группах. Поручения в младшей группе являются ведущей формой организации труда.

В средней группе возрастает объём трудовых задач и в старших достигает максимума. В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата. Именно в старшей группе закладывается основа трудовых умений детей. В подготовительной же группе сформированные навыки и умения совершенствуются.

Считаю, что работа по формированию и развитию трудовой деятельности детей должна быть неразрывно связана с творчеством и порывом, мастерски, педагогически точно направляемым взрослым, педагогом.

Не побоюсь утверждать, что труд детей дошкольного возраста является одним из важнейших средств воспитания. По моему мнению, процесс воспитания детей в детском саду должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Чтобы ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.

Содержание образовательной области «Труд» в дошкольном учреждении направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение таких задач:

• развитие трудовой деятельности;

• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

• формирование привычных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Труд всегда был основанием для человеческой жизни, создания благополучия человеческого бытия и культуры в целом. Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться с игры. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за сохранность игрушек, чистоту и порядок в том месте, где находятся его игрушки и где он играет. И это потом закрепляется в детском саду. В дошкольном возрасте начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребенок приобретает в общении со взрослыми и сверстниками первые жизненные ориентиры. В силу возрастных особенностей ребенок не создает, а потребляет ценности. Возможность реализоваться в труде у ребенка ограничена. Но дети дошкольного возраста любознательны, эмоциональны и подражательны, для них характерно стремление к деятельности. Поэтому воспитание отношения к труду как первостепенной человеческой ценности в этом возрасте особенно важно.

В системе совместной деятельности большое место отводится взаимодействию детей и взрослых в трудовой деятельности. Выдающийся философ Кант говорил о том, что рука — это выдвинутый вперед мозг человека. Чем больше будет развиваться рука ребенка, тем успешнее будет осуществляться его развитое. Поэтому трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей детей дошкольного возраста. Трудовая деятельность способствует формированию культуры межличностных отношении.

Очень важно сформировать у ребенка положительное отношение к труду и чрезвычайно важно, чтобы в дальнейшем он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребенка должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению

Таким образом, формирование предпосылок трудовой деятельности и положительного отношения к ней осуществляется в процессе занятий с детьми различными видами продуктивной деятельности:

— в бытовом труде;

— при занятиях рукоделием;

— в конструктивной деятельности.

Бытовой труд менее интересен для ребенка, так как в нем ребенок не видит ощутимых результатов момента созидания. Он не может использовать результаты такого труда в дальнейшей деятельности. Но этот труд подготавливает ребенка к жизни в социуме.

При занятиях другими видами трудовой деятельности ребенок видит результаты своего труда. Формирование у ребенка определенной позиции «Я сделал это сам» важно для его развития. Получение результата труда становится для ребенка важным критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу. В то же время постоянные неудачи не только огорчают его, но и постепенно формируют негативное отношение к данной деятельности, разочарование в собственных силах.

Трудовое воспитание детей начинается с младшего возраста и осуществляется педагогами последовательно и систематично. Его цель — воспитание у детей желания трудиться. Трудовое воспитание включает в себя:

- самообслуживание:

- хозяйственно-бытовой труд;

- труд в природе.

В каждой возрастной группе используются эти виды труда и задачи, которые решаются в процессе трудовой деятельности, разные методы и приемы. В процессе любого вида труда решаются задачи всестороннего развития: умственного, физического, нравственного и эстетического. В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями труда, что способствует умственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая мускулатура, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз; вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результатов труда.

Чтобы у детей возникало желание трудиться, учитываем следующие моменты при организации трудовой деятельности:

- продумать мотивацию, чтобы вызвать интерес к этому виду труда. Ребенок сам должен захотеть выполнить эту работу и обратиться к вам за помощью или советом;

- данный труд по объему и сложности должен быть посилен для ребенка. Предлагаемый вид труда должен немного опережать возможности ребенка, чтобы он мог овладеть новыми способами или же основываться на уже приобретенных навыках и умениях;

- педагог должен быть внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, одобрять и поощрять проявление настойчивости, терпение, желание довести работу до конца;

- усилия детей направлять на выполнение настоящего дела и получение практического результата.

Деятельность по формированию культурно-гигиенических навыков начинается с раннего возраста путем индивидуального обучения. Происходит в течение всего дня. Особенности возрастного взаимодействия взрослого и ребенка при обучении этим навыкам:

• 2—3 года — терпеливое обучение;

• 3—4 года — продолжать знакомить, разъяснять,

• 4—5 лет — добиваться качества выполнения;

• 5—6 лет — совершенствовать навыки и закреплять;

• 6-7 лет — создавать ситуации для провокации навыков («Сегодня мы не будем мыть руки перед обедом») .

Трудовые навыки формируются при привлечении детей к совместной деятельности, где идет коллективная работа.

Привлечение детей к участию в деятельности

Данная задача решается во второй младшей группе. Но развитие этого вида совместной деятельности происходит тогда, когда развиваются активные отношения ребенка со сверстниками. Все это происходит в продуктивной деятельности, когда ребенок учится работать коллективно. Главная задача педагога: создать атмосферу совместной работы, ее общего обсуждения и планирования, увлечь детей перспективой получения совместного продукта.

Учитываются такие требования к организации совместной работы:

результат работы каждого ребенка должен быть виден;

- ребенок сам выбирает объем и вид работы в общем деле;

— воспитатель оказывает прямое или косвенное влияние на организацию совместной деятельности детей: распределение работы, координацию действий, выработку общего плана.

А. С. Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи.

Своеобразие детского труда:

1. Ребенок не создает общественно значимых материальных ценностей.

2. Труд детей носит воспитывающий характер.

3. Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой..

4. В процессе труда у ребенка формируются непрофессиональные навыки и умения, а навыки, помогающие ребенку стать независимым, самостоятельным.

5. Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер.

6. В детском труде формируются все компоненты деятельности (цель, мотив, планирование, сам процесс деятельности, результат), но они находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения.

Своеобразно осуществляется у детей и процесс планирования трудовой деятельности. Планирование - важный компонент труда. Он включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку, как отдельных этапов, так и результата в целом.

Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность. Но и в старшем дошкольном возрасте планирование специфично. Дети планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда, и намечают лишь основные этапы, но не способы исполнения.

Не предусматриваются контроль и оценка работы. Словесное планирование отстает от практического - ребенок не может составить план работы, но действует последовательно.

Для трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста характерен интерес к самому процессу действий. Например, ребенок, полив растения, начинает поливать их снова; разложив для каждого ложки на столе, начинает раскладывать по второй.

Своеобразно отношение детей к результату труда. Для младших дошкольников зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого.

Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. В 5-7 лет у детей уже могут появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

Итак, трудовая деятельность со всеми ее компонентами свойственна детям дошкольного возрастахотя она и имеет свои особенности.

Трудовое воспитание в дошкольном возрасте имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие является одним из определяющих нравственных качеств личности и наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте.

В посильной трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения, у них формируются волевые качества, умения планировать свою работу и предвидеть, оценить ее результат. Последнее имеет большое значение при подготовке детей к обучению в школе.

Таким образом, своевременное приобщение ребенка к трудовой деятельности

Позже даст свои результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие и значение трудового воспитания дошкольников

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития.Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его станов...

Сообщение на тему: "Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников".

Сообщение на тему: "Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников"....

Значение трудового воспитания дошкольников

    Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребно...

Выступление на педагогическом совете "Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников."

Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников.    "Самое большое богатство, которое отец можетоставить сыну в наследство, научить его трудиться". К Д. Ушинский...

«Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»

laquo;Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда –это и принесет им счастье»К.Д. Ушинский....

Консультация «Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»

laquo;Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье»К.Д. Ушинский....