дополнительная рабочая программа по музицированию для старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа) на тему

Ямпольская Татьяна Анатольевна

Данная программа предназначена для занятий музицированием со старшими дошкольниками. Цель программы - игровое, творческое развитие потенциала ребёнка, его природной музыкальности, развитие способности к самовыражению как условие дальнейшей успешной самореализации в жизни.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_programma_po_muzitsirovaniyu.docx42.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «Звоночек» города Белово»

Принят:

на педагогическом совете МБДОУ детский сад №26 города Белово

Протокол№____

«____»__________________2017г.

      Утверждаю:

      заведующий МБДОУ

      детского сада №26

_____________________________

      Е. М.  Головачева

      Приказ№_____

     «____»_________________2017г.

Дополнительная образовательная программа

по музицированию для детей старшего дошкольного возраста

                 Составитель:

                 музыкальный руководитель Ямпольская Т.А.

Г. Белово, 2017

Пояснительная записка

Современная музыкально-педагогическая практика, стремясь отвечать актуальным запросам общества и подстраиваясь к реальным потребностям воспитанников, всё чаще обращается к формам творческого музыкального общения, представляющим сегодня особую ценность и интерес. Сегодня, опираясь на данные отечественных и зарубежных исследователей, можно говорить о том, что музыкально-творческое  воспитание человека  – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их одухотворённой счастливой жизни и самореализации как личности. В связи с этим особую актуальность  приобретает начальный этап музыкального воспитания, в процессе которого важно открыть каждому ребёнку свою дорогу в музыку и с её помощью запустить развитие тех потенциальных способностей детей, которые не смогут пробудить никакие другие средства педагогического воздействия.

Установлено, что занятия музицированием вовлекают в комплексную работу все отделы мозга ребёнка, обеспечивая развитие сенсорики, эмоциональных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, память.

ФГОС предполагает развитие самостоятельности и активности ребёнка, а достигнуть этой цели можно и нужно посредством музыки. «Музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними: вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, значит – активен весь человек».

Цель данной программы  - игровое, творческое развитие личностного потенциала ребёнка, его природной музыкальности, развитие способности к самовыражению как условие дальнейшей успешной самореализации в жизни.  

Задачи программы:

1.Формировать у детей основные представления о музыкальном искусстве.

2.Развивать речь детей (с помощью ритма и речевого музицирования).

3.Развивать у детей нравственно-коммуникативные качества.

4.Развивать музыкально-творческую деятельность.

5.Воспитывать у детей интерес и любвь к музицированию.

Программа будет реализована в течение двух лет. Реализация настоящей программы предполагает организацию совместной музыкально-творческой деятельности педагога с детьми на основе игровых тематических проектов. Важным условием успешной реализации программы является создание развивающей среды: наличие качественных музыкальных инструментов в достаточном количестве. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что влияет на возникновение интереса к нему детей и желание взять инструмент в руки.  Доступность инструмента и то, что ребёнок может самостоятельно извлекать из него звуки станет фактом педагогического успеха. Отбор высокохудожественной музыки, обращение к детскому фольклору разных стран, специально оборудованное пространство для организации образовательных ситуаций.

Требования к педагогу:

1.Педагог должен быть готов к творческому сотрудничеству с детьми, их родителями и педагогами.

2.Как педагог-музыкант – профессионально компетентен.

3.С профессионально-личностной ориентацией  на достижение программных целей и результатов.

4.Обладать знаниями психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста.

5. Осознавать свою миссию и понимание значимости своей профессии.

Взаимодействие с воспитанниками, осуществляемое в процессе организованной образовательной деятельности,  предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую форму работы. Основа организации педпроцесса – игровые сюжеты, сюрпризы, импровизация с использованием разных видов музыкально-художественной деятельности.

Режим занятий по музицированию: 2 раза в неделю по 10 минут во время  музыкального занятия и 1 раз в неделю по 30 минут, в том числе развлечения, праздничные утренники, выполнение творческих заданий дома с родителями.

Ожидаемые результаты: дети 5-7 лет

  •  Исполняют в детском оркестре  произведения различных жанров и направлений: фольклор народов мира, танцы народов мира, современную танцевальную музыку;
  • Контролируют слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;
  • Выполняют небольшие творческие задания в группах;
  • Имеют хорошо сформированное чувство ритма: устойчивый метр, выделение сильной доли;
  • Самостоятельно организуют  музицирование пьес в двухчастной форме,  могут распределить партии инструментов и  роли;
  •  Используют шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок.
  • Музицируют  экспромтом,  могут подстроится к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте;
  • Самостоятельно придумывают аранжировку музыкального сопровождения танца с использованием самодельных шумовых инструментов.

Методологической основой программы явилось соединение музыкально-творческой педагогики К. Орфа с методикой Т.Э. Тютюнниковой, а так же элементы ритмического сольфеджио Э. Жак-Далькроза.

Краткий анонс инструментария:  процесс музицирования можно считать эффективными, если:

1.Удалось создать атмосферу радостного общения и гармоничного мироощущения всех участников музицирования;

2.Дети активно участвовали в творческом музицировании, предлагали собственные идеи;

3. Удалось избежать манипулирования детьми и осуществить задачи образовательной ситуации.

Учебно-тематический план

Перечень разделов программы

Количество

часов

Вид занятий

Форма проведения

Элементы музыкальных знаний

6

теоретическое

НОД

Песни-ритмы

6

практическое

НОД

Активное слушание

6

практическое

НОД

Речевое музицирование

6

практическое

НОД, развлечения

Игра в оркестре

6

практическое

НОД, праздники, развлечения

Импровизации

6

практическое

НОД, праздники, развлечения

Итого

36

Содержание тем учебного курса

  1. Элементы музыкальных знаний.

Знакомство с длительностями, с паузой, трезвучием, с оттенками динамики( p, pp, f, ff, mf, mp),музыкальными терминами: тембр, крещендо и диминуэндо, мажор и минор, аккомпанемент, тутти, соло, дуэт, трио, квартет, квинтет; приёмами игры на инструментах: стаккато, глиссандо. Исследовать различные качества звучания шумовых инструментов (деревянный, металлический, глухой, звонкий). Изучать сочетания тембров по типу сходства и различия.

  1. Песни – ритмы.

Петь песни с аккомпанементом на тонике и тонической квинте. Сопровождать речевые упражнения и пение одновременным исполнением метрического пульса (звучащие жесты, шумовые инструменты, ксилофон). Развивать возможности голоса в речевых упражнениях. Импровизировать голосом мелодические линии как движение по звуковысотной шкале. Уметь вокализовать бытовую речь. Использовать слова как основу для «извлечения» из их ритма и составление ритмических цепочек ( прохлопывание одновременно со скандированием). Целенаправленно развивать чувство ритма как ведущий компонент музыкальности (ритмические рисунки, ощущение длины фразы).

  1. Активное слушание.

Слушать музыку, двигаясь и подстраиваясь телом под её звучание, выбирать инструменты в соответствии с тембром и характером музыки. Уметь импровизировать движения музыки, сидя и стоя (используя звуковые жесты). Разыгрывать сюжетные и танцевальные пьесы. Телесно-двигательное и слуховое освоение трёхдольности в музыке.

  1. Речевое музицирование.

Использовать словесную поддержку ритма, проговаривая слова. Исполнять речевые упражнения и небольшие пьесы на фоне метрического пульса (звучащие жесты, шумовые инструменты, ксилофоны). Импровизировать мелодию на заданный текст. Выразительно «танцевать» стихи, декламируя  и двигаясь одновременно. Исполнять ритмический канон (шумовые инструменты, звучащие жесты).

  1. Игра в оркестре.

Ориентироваться в обычном звукоряде ксилофона (вверх, вниз). Исследовать способы игры на шумовых инструментах и ксилофоне в играх звуками. Разучить и исполнить на детских праздниках 2-3 произведения жанровой  музыки в шумовом оркестре. Исполнить одну озвученную сказку и несколько озвученных стихотворений.

  1. Импровизации.

Импровизировать цепочкой ритмические мотивы на фоне ритмической музыки (живое звучание или запись). Импровизировать ритмические пьесы в форме рондо (тутти и соло). Использовать шумовые инструменты для самостоятельных аранжировок танцевальной музыки. Учиться брать на себя роль дирижёра музицированием. Меняться ролями: играющие и двигающиеся, поющие и играющие. Спонтанно импровизировать в парах: ксилофон плюс шумовой инструмент одновременно.

Планируемые результаты освоения программы

Объективная оценка образовательного процесса и его результата может быть реализована на основе системы наблюдения за проявлениями детей в различных образовательных ситуациях.

Показатели диагностики процесса музыкально-творческой деятельности с детьми описаны в виде ситуаций, которые могли бы характеризовать её как успешную. В этой связи педагогический процесс можно считать эффективным, если:

  • Совместное музицирование доставило всем воодушевляющее удовлетворение.
  • Дети активно участвовали в творческом музицировании, предлагали собственные идеи, что обогатило содержание деятельности и способствовало достижению нового качества совместной творческой работы.

В результате диагностики педагог может выявить:

1.Музыкально и творчески одарённых детей, которых можно рекомендовать к дальнейшему специальному обучению музыке;

2.Воспитанников, у которых наблюдаются проблемы эмоционального и музыкального развития, что может быть связано с наличием проблем со здоровьем.

При высоком уровне достижений планируемых результатов ребёнок:

  • Умеет подобрать музыкальные инструменты по тембру в соответствии с характером музыкального произведения;
  • Способен к произвольному слуховому вниманию, простейшему анализу и коррекции собственного исполнения;
  • Точно воспроизводит несложный ритмический рисунок в заданном темпе, слышит и выделяет сильную долю в хлопках, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
  • Проявляет выраженное желание и инициативу в музыкальной творческой деятельности.

При среднем уровне достижений планируемых результатов ребёнок:

  • Затрудняется подобрать музыкальные инструменты по тембру в соответствии с характером музыки;
  • Слабо воспроизводит ритмический рисунок в заданном темпе, слабо слышит и выделяет сильную долю в хлопках, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях;
  • Желание и инициативу в музыкально-творческой деятельности проявляет вяло;
  • Плохо способен к произвольному и слуховому вниманию, простейшему анализу и коррекции собственного исполнения.

При низком уровне достижений планируемых результатов ребёнок:

  • Не может подобрать музыкальные инструменты по тембру в соответствии с характером музыки;
  • Не способен к произвольному и слуховому вниманию, простейшему анализу и коррекции собственного исполнения;
  • Не проявляет желание и инициативу в музыкально-творческой деятельности;
  • Не может правильно воспроизвести ритмический рисунок в заданном темпе, не слышит и не выделяет сильную долю в хлопках, игре на музыкальных инструментах.

Карта диагностики уровня развития музыкально-творческих способностей у ребёнка старшего дошкольного возраста.

Ф. И. ребёнка

Степень выраженности показателя

№п

Показатель развития

Ярко выражен (2 балла)

Слабо выражен (1 балл)

Не выражен (0 баллов)

1

Проявляет выраженное желание и инициативу в музицировании

2

Точно воспроизводит несложный ритмический рисунок в заданном темпе, слышит и выделяет сильную долю в хлопках, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах.

3

Способен к произвольному слуховому вниманию, простейшему анализу и коррекции собственного исполнения (в пении, движении, игре на инструментах)

4

Умеет подобрать музыкальные инструменты по тембру в соответствии с характером музыки

Итого

Диагностический инструментарий

  1. «Ритмическое кино» - игра на отображение короткого ритмического рисунка
  2. Чтение ритмов по карточкам(четверти, восьмые и паузы) с проговариванием ритмослогов вслух.

С помощью игровых песенок «Энзы-бензы», «Ледышки», «Ора-ора», «Кто взял ключи от буфета?» можно проследить работу над чувством ритма: устойчивый метр, умение выделять сильную долю, умение  повторять «Эхо» более сложные ритмы, способность держать ритм остинато. 

Примерный репертуар для музицирования с инструментами: «Марш кузнечиков» С. Слонимского, «Волшебные колокольчики» В. Моцарта, «Турецкое рондо» - фрагмент, «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Вальс петушков» И. Стребогга, «Танец Анитры – фрагмент Э. Григ, «Трик-трак» И. Штрауса.

Используя данный музыкальный материал  и главный методический приём наблюдение можно диагностировать у детей:

  • Желание самостоятельно музицировать вне занятий
  • Умение играть в небольших ансамблях, меняясь инструментами и партиями.
  • Способность к музицированию экспромтом.
  • Умение выбирать средства  для создания более сложных образов, например «Разговор бродячего пса и кошки».

Информационно-методическое обеспечение

Для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы по музицированию можно использовать следующие методические и учебные пособия:

  1. Программу «Музыкальное развитие детей 2 – 7 лет» И.Г.Галянт.
  2. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
  3. Комплект пособий по элементарному музицированию Т.Э. Тютюнниковой:
  • Материалы семинара №1 «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение»;
  • Материалы семинара №2
  • «Веселая шарманка» шумовой оркестр для детей
  • «Видеть музыку и танцевать стихи» творческое музицирование, импровизация и законы бытия.
  1. Видео материалы Т. Тютюнниковой.
  2. Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка» с двусторонними карточками «мажор-минор».
  3. Набор шумовых инструментов: маракасы, тон-блоки, коробочки, бубенчики, музыкальные молоточки, бубны, колокольчики, клавесы, барабаны, ксилофоны, металлофоны,  палочки, самодельные щипковые инструменты и др.
  4. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Тутти» А. И. Бурениной, Т. Э. Тютюнниковой.

Приложение

Ритм в стихах.

Храбрый воробей

Дети стоят в кругу

Чики-рики, чик-чирик!                                Хлопать в ладоши

Воробьишка с ветки – прыг!                        На слово прыг высоко подпрыгнуть

Воробей, воробей,                                по три притопа с поворотами

Во дворе он всех храбрей!                        Кружиться на топающем шаге

-- Берегись, крадётся кошка!                        Шаг на месте, «коготки»

 - Подразню её немножко,                        грозить пальцем кошке

А потом – на ветку вмиг…                        лёгкий бег на месте

Прыг!                                                Прыжок на двух ногах.

А. Данилевская

Почему краснеет нос?

  - Почему краснеет нос?                Тихонько постучать себя по носу.

  - Знать на улице мороз!                Скрестить руки и постучать по плечам.

 - Почему устали ноги?                        Покачаться с ноги на ногу.

 - Много бегал по дороге!                Побегать на месте.

 - Почему так много пыли?                Ударять ладонями по бёдрам.

 - Значит, вытереть забыли!                «Вытирать ноги о коврик»

  - Почему короткий день?                Развести руки в стороны, удивиться.

 - Встать пораньше было лень!        Поднять руки вверх, потянуться,                                 «позевать», сделать вдох.

И. Демьянов

Кокли-чмокли

Предложить детям самим придумать движения к стихотворению.

Кокли-чмокли        

Кокли-чмокли

У тебя глаза намокли.

Если долго будешь плакать

То лягушкой станешь квакать.

В. Данько.

Ритмические игры

Игра с бубном

Пере-звоны, пере-клики,

Пере-стуки, пере-бряк!

Бубен, бубен, пре-великий

Ты шутник и весельчак!

Э. Огнецвет

Под музыку дети играют на бубнах и танцуют, но как только музыка остановится, дети замирают в разных позах. Ведущий проходит мимо детей и играет на бубнах ребят, проговаривая этот стих.

Игра с палочками

Дети сидят на полу, палочки лежат перед ребёнком. На счет «раз-два» взять палочки в руки, на «три-четыре» положить их перед соседом справа. Повторять движение под музыку.

«Дедушка-молчок»

1.Чики-чики-чики-чок! (стучать поочерёдно правой-левой палочками по полу.)

2. Кто ты, дедушка-молчок? (стучать палочкой о палочку)

3. Может, ты Боровичок? (стучать шляпками палочек при их горизонтальном положении.)

4. Или ты Лесовичок? (приставить палочки к голове.)

5. Только лес шуршит: шу-шу (перекатывать палочки в ладонях.)

6. Только лес шумит: ша-ша (стучать основанием палочек при их вертикальном положении.)

7. Только лес поёт :ши-ши (стучать шляпками палочек при их горизонтальном положении.)

8. Спать пора вам, малыши (перекатывать палочки ладонями на полу.)

«Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел дождик погулять (стучать палочкой о палочку.)

И пошёл на тонких ножках

Он в резиновых сапожках (стучать поочерёдно левой-правой палочкой по полу.)

По дорожкам топ-топ (стучат одновременно двумя палочками по полу.)

По асфальту шлёп-шлёп! (стучать одновременно двумя палочками по коленям)

И по (стукнуть палочкой о палочку)

Лужам (стукнуть одновременно двумя палочками по полу)

Прыг (стукнуть палочкой о палочку)

Скок! (стукнуть одновременно двумя палочками по полу)

И умчался наутёк! («шагать» палочками перед собой по полу).

«Пельмешки»

Ручки помыли (перекатывать палочки в ладонях)

Тесто замесили (катать палочки по полу ладонями)

Будем без спешки кушать пельмешки (стучать поочерёдно правой-левой палочкой по полу)

Слышишь, баба? (стучать палочкой о палочку)

Слышишь, дед? ( Стучать одновременно двумя палочками по полу)

Приходите на обед! (стучать основаниями палочек при их горизонтальном положении.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...

Дополнительная образовательная программа «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка. Программа «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста разработана с учетом Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ&ra...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»

Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "КРАЕВЕДЕНИЕ" для детей старшего дошкольного возраста

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РОББОмышь» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес. Личность формируется и развивается в процессе деятельност...