Картотека игр для дошкольников
картотека на тему

Наливайская Маргарита Герасимовна

Картотека игр для дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №38 «Домовенок»

Картотека игр для дошкольников

Подготовила:

Воспитатель первой квалификационной категории

Наливайская М.Г.

ПЛАВАЕМ «ПО-СУХОМУ»

Детям очень нравится плескаться в бассейне, но не у всех есть такая возможность. Для этого можно использовать «сухой бассейн». Игры и упражнения в таком бассейне дают прекрасный оздоровительный и профилактический эффект. «Плавая» в бассейне, наполненном упругими разноцветными шариками, дети испытывают огромное удовольствие, радость, у них появляется возможность выплеснуть негативные эмоции, расслабиться.

Игры и упражнения используются для снятия психоэмоционального напряжения в течение дня. Каждое упражнение предполагает повторение от трех до пяти раз. Эти игры и упражнения полезны как детям с нормальным психофизическим развитием, так и детям, имеющим нарушения в сенсомоторном развитии.

Все занятия в «сухом бассейне» проводятся под непосредственным наблюдением и руководством взрослого (воспитателя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда и других специалистов).

Рекомендации по проведению занятий в «сухом бассейне»:

• занятия лучше проводить в игровой форме и индивидуально;

• обстановка во время занятий должна быть эмоционально комфортной и вызывать у ребенка интерес;

• игры и упражнения следует подбирать с учетом возможностей малыша;

• продолжительность занятия — 15—20 мин; частота — один раз в неделю.

Игры и упражнения в «сухом бассейне»

Часики

Первый вариант — с опорой на руки; второй вариант — без опоры на руки. Эти игры служат для укрепления мышц нижних конечностей, координации работы позвоночника, повышения опорности рук.

Ребенок сидит в центре бассейна, руки в упоре в бассейне, ноги вместе, вытянуты. «Стрелки» поворачиваются: одна нога отводится в сторону, другая придвигается к ней, тело ребенка поворачивается вслед за ней. И так по кругу.

Полощем белье

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в бассейн правую руку, делает движения вправо-влево («полощет белье»), то же повторяет левой рукой.

Разноцветные круги

Ребенок опускает в «сухой бассейн» правую руку и «рисует» большие разноцветные круги, то же повторяет левой рукой.

Солнышко

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в него обе руки и «рисует» солнце (вращательные движения обеими руками одновременно).

Шаловливые ножки

Это упражнение необходимо для массажа и укрепления мышц нижних конечностей.

Ребенок сидит на бортике бассейна, по сигналу педагога он опускает в бассейн ноги и болтает ими, как в воде.

Хитрый котенок

Цель упражнения — массаж всего тела и развитие общей подвижности.

Ребенок стоит на четвереньках в бассейне, затем, как котенок, крадется по бассейну (от одного края до другого, по кругу вдоль бортика), иногда он прячется в шарики (ребенок должен стремиться передать характер движений животного).

Золотая рыбка

Первый вариант — ребенок лежит на животе, второй вариант — на спине. Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Играющий выполняет синхронные движения ногами и руками — как-будто плывет.

Дельфин

Ребенок лежит в бассейне на животе, руки прижаты вдоль тела, голова приподнята. Малыш шевелится, отгребая шарики от себя ногами («хвостом»), затем выполняются движения ногами к себе.

Разведчик

Ребенок лежит в бассейне на животе, затем, как «разведчик», крадется по бассейну на четвереньках, «плывет в воде», затем ползет, скрываясь от преследователей, «ныряет» в шарики и т.п.

Расслабление

Цель этого упражения — чередование напряжения с расслаблением, регуляция дыхания, снижение психоэмоционального напряжения.

Ребенок лежит в бассейне на спине. Взрослый говорит ему: «Выпрями пальцы рук, потянись так, чтобы напряглись все мышцы тела, руки и ноги стали тяжелыми, как будто каменными (10—15 с). А теперь расслабься, отдохни — твое тело стало легким, как перышко.»

Релаксация

Взрослый произносит релаксационный текст: «Мои руки расслаблены, они словно тряпочки. Мои ноги расслаблены, они мягкие, теплые. Мое тело расслаблено, оно легкое, неподвижное. Мне легко и приятно. Мне дышится легко и спокойно. Я отдыхаю, я набираюсь сил. Свежесть и бодрость входят в меня. Я легкий, как шарик. Я добрый и приветливый. Я хорошо отдохнул! У меня хорошее настроение!»

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ В ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ

Темная сенсорная комната — это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок — да и взрослый — сам становится героем сказки.

В сенсорной комнате, как правило, проводятся занятия под руководством специалистов (педагогов, психологов, врачей и др.), но, кроме этого, интерактивная среда может с успехом использоваться и для саморелаксации.  

Панно «Звездное небо» — это панель из черного пластика в рамке. В нее вмонтированы тончайшие фиброволокна. Панно располагается на стене в темной сенсорной комнате, и при включении создает эффект ночного неба. Когда панно включено, у человека возникает ощущение, будто бы он дотрагивается руками до звезд. Для работы с детьми панно располагают на уровне их роста. Панно «Звездное небо» используется в ходе общеразвивающих занятий по формированию представлений о космосе и звездах, занятий астрономией, тематических занятий по сказочным сюжетам и для релаксационных занятий и т.п.

Пуфик-кресло с гранулами служит удобной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму его тела. Сидя или лежа на пуфике, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг.

Детская подушечка с гранулами — небольшая подушечка, с помощью которой ребенок может принять удобную позу, подложив ее под голову или под ноги.

Полет

Цели: создание положительного эмоционального фона, а также снижение беспокойства и агрессивности у ребенка.

Условия для занятия: ребенок полулежат на пуфике-кресле с гранулами.

Обращение взрослого к детям: «Смотри на ковер (взрослый жестом указывает на панно), слушай меня и представляй то, что я буду говорить. Наступает ночь, на небе зажигаются маленькие и большие звездочки, которые медленно летят по небу. Представь, что ты тоже летишь вместе со звездочками. Тебе нравится лететь. Ты становишься легким, как перышко. Дыши легко и глубоко. Теплый ветерок обдувает твое лицо, руки, ноги (взрослый прикасается к называемым частям тела). Тебе очень приятно. Дыши легко и глубоко. Ты становишься веселым и сильным. Звездочки гаснут, наступает утро. Улыбнись и встань».

Звездочка

Цели: мышечное расслабление; развитие общей моторики, пространственной ориентировки.

Условия для занятия: ребенок лежит на напольном мягком покрытии.

Дополнительный материал для занятия: звезды, вырезанные из бумаги.

Обращение взрослого к ребенку: «Посмотри на небо. На небе очень много звезд. Представь, что ты тоже звездочка и тебе надо подружиться с другими звездами, чтобы с ними играть. (Фигуры звезд взрослый располагает на расстоянии таким образом, чтобы ребенок смог до них дотянуться левой/правой рукой/ногой, сделав определенное усилие.) Дотянись до звезды правой/левой рукой/ногой, не меняя положения тела».

Путешествие

Цели: улучшение эмоционального состояния; развитие произвольного внимания и воображения; развитие словаря и устной речи, умения прислушиваться к своим ощущениям; закрепление умения передавать свои чувства и ощущения в связной речи.

Условия для занятия: ребенок сидит на детской подушечке с гранулами

Обращение взрослого к ребенку: «Перед тобой небо со звездами. Одна из звездочек приглашает тебя в гости к себе на небо. Представь, что ты сидишь на этой звездочке. Почувствуй, как ты удобно на ней расположился. Звездочка медленно поднимается в небо, ветер обдувает твое лицо, волосы. Дыши легко и глубоко. Тебе нравится лететь и смотреть на звезды: большие и маленькие, яркие и мерцающие, белые и желтые, синие и оранжевые. Но скоро наступит утро, и звездочка везет тебя домой. Скажи "спасибо" звездочке за путешествие, помаши ей рукой. Теперь потянись и выпрямись.

Расскажи, что ты представил во время своего путешествия на звездочке. Какие чувства и ощущения ты испытал? Что волшебное или чудесное с тобой произошло?»

Светильник «Зеркальный шар» с мотором и профессиональным источником света к нему (в комплект может входить настольный штатив или напольная штанга) — вращающийся зеркальный шар с ограненной сферой, который подвешивается к потолку или укрепляется на штативе. Узкий луч света, направленный на шар, отражается от него. При этом возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся те, кто находится в комнате. Прибор активно используется в процесс проведения релаксационных занятий, а также занятий с фантазийным и сказочным сюжетом, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах.

Лучики солнца

Цели: создание психологического комфорта, положительного эмоционального состояния; снижение уровня тревожности.

Условия для занятия: ребенок лежит на напольном мягком покрытии.

Обращение взрослого к ребенку: «Представь, что ты лежишь на мягком теплом песке. Тебе от песка тоже тепло. Лучики солнышка гладят тебя по лицу, шее, рукам, ногам. Руки отдыхают, ноги отдыхают. Дыши легко и глубоко. Лучики солнца скользят по коже. Тебе очень приятно. Но пришла пора вставать, потянись и улыбнись».

Зайчик

Цель: развитие общей моторики, пространственной ориентировки, произвольного внимания.

Обращение взрослого к ребенку: «Прыгай на двух ножках, как зайчик, на шарики-цветочки по моей команде (справа, слева, вперед, назад, указание цвета)».

Сапер

Цель: развитие общей моторики, пространственной ориентировки.

Обращение взрослого к ребенку: «Пробеги по кругу так, чтобы не наступить на шарики».

Бал

Цели: обогащение восприимчивости и воображения; развитие двигательной раскрепощенности.

Дополнительный материал для занятия: музыкальное сопровождение — аудиозапись мелодии вальса.

Обращение взрослого к ребенку: «Ты получил приглашение на праздник к морскому царю. Превратись в рыбку (русалочку, морскую звезду, ракушку и т.п.). Под звуки плавной музыки (лежа или стоя) начинай свой танец».

Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» — россыпь 100 фиброоптических волокон длиной 2 м, цвет которых постоянно меняется по всей длине. Волокна можно перебирать в руках, обматывать вокруг рук, лежать на них, то есть познавать их свойства и качества зрительно и тактильно. Блестящие, сверкающие волокна позволяют концентрировать внимание, формируют представления о цвете. Занятия с ними способствуют развитию внимания, успокаивают.

«Звездный дождь» с настенным гребнем — вариант оборудования, описанного выше. Однако в данном случае имеется возможность закрепить пучок фиброоптических волокон на стене с помощью настенного гребня. С расположенным таким образом прибором можно взаимодействовать, обматывая светящиеся волокна вокруг себя, перебирая их в руках. Можно прятаться за ними, наблюдая за окружающим пространством из-за струй звездного дождя. Занятия с использованием «Звездного дождя», закрепленного на стене, способствуют развитию тактильных и зрительных ощущений, концентрации внимания, снятию напряжения. Пространство между стеной и волокнами может использоваться как «уголок уединения» в ходе психотерапевтических занятий, как оборудование для игровой деятельности по ситуациям сказок, волшебных историй и т.п.

Водопад

Цели: развитие тактильного восприятия; формирование уверенности в себе; снижение нервно-психического и эмоционального напряжения; обогащение восприятия и воображения.

Условия для занятия: ребенок стоит у стены, взрослый водит нитями по телу ребенка.

Обращение взрослого к ребенку: «Ты стоишь возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Тебе дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем падает мягкий белый свет. Ты стоишь под этим водопадом и чувствуешь, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове. Ты чувствуешь, как он льется по лбу, затем по лицу, по шее... Белый свет течет по твоим плечам, помогает им стать мягкими и расслабленными... (пауза — поглаживание ребенка). А нежный свет течет дальше по груди ... по животу... Пусть свет гладит твои ручки, пальчики. Свет течет и по ногам, и ты чувствуешь, как тело становится мягче. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом ты все сильнее расслабляешься. Волшебный водопад наполнил тебя свежими силами и энергией».

Цель:

снижение нервно-психического и эмоционального напряжения; обогащение восприятия и воображения.

создание психологического комфорта, положительного эмоционального состояния; снижение уровня тревожности.

для снятия психоэмоционального напряжения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для дошкольников

В картотека вошли топографические игры, игры на память ит.д....

Картотека игр для дошкольников в осенний период

Подобранный материал поможет воспитателям детских садов легко подобрать осеннюю игру для праздника и не только....

Картотека "Физкультминутки для дошкольников".

Для снижения утомления и снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста необходимо в непосредственную образовательную деятельность включать физкультминутки. В своей работе я использую мет...

Картотека игр для дошкольников

Картотека игр для дошкольников...

Картотека игр для дошкольников по пожарной безопасности.

Формировать представления детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувст...

Картотека - Физкультминутки для дошкольников

Картотека  - Физкультминутки для дошкольников...