как провести новогоднее представление в семье, консультации для родителей
консультация на тему

Eршова Галина Ивановна

Небольшой, интересный сценарий нового года в семейном кругу, несколько консультации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

За несколько дней до праздника напишите Деду Морозу письмо. Скорее всего, писать придется вам под диктовку малыша, например: «Дед Мороз, привези мне, пожалуйста, подарок под елку — железную дорогу». Рисунок подарка ребенок может сделать сам.

Запечатайте конверт. Где самое холодное место? Правильно, морозильник! Туда и положим письмо. Через какое-то время можно проверить, улетело ли письмо. Конверта нет? Все в порядке — Дед Мороз забрал его и готовит подарки.

Всей семьей нарядите елку. Ребенок может доставать из коробок игрушки, подавать вам, а вы уже развешивать на елке. Нижние веточки под силу украсить и малышу.

На стенах можно развесить бумажные снежинки, под елку посадить игрушки. Включаем гирлянду, становится очень уютно.

Заранее приготовьте записи красивой музыки. Под музыку можно прочитать новогодние стихотворения. Если что-то малыш может прочитать сам — замечательно!

Сценарий новогоднего семейного праздника

Стук в дверь. Звучит веселая музыка.

Входит девчонка Конопушка.

Конопушка.

Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки,

Папы, мамы, дяди, тети,

Все-все, кто не на работе!

Я подружка-Конопушка,

Я живая, не игрушка!

В дом я весело вхожу,

Всех весельем заряжу.

 

Ведь на празднике нужно плясать, веселиться,

А скучать и грустить ну совсем не годится!

 

Я проверю, кто из вас

К празднику готов сейчас.

На разминку становись,

Крепче за руки держись!

 

Опустили ручки все,

Не стоим на голове!

Повторяем все за мной

Слова песенки простой:

 

Совсем скоро к нам придет

Веселый праздник Новый год!

Трам-ля-ля, трам-ля-ля, праздник Новый год!

 

Кто не пляшет, не поет,

Тот от скуки не уйдет!

Трам-ля-ля, трам-ля-ля, тот от скуки не уйдет!

 

Когда весело всем нам —

Не пойдем мы по домам!

Трам-ля-ля, трам-ля-ля, не пойдем мы по домам!

 

А родители готовы веселиться

Или будем грустить и томиться?

Подскажу вам всем рецепт —

Он спасет от всяких бед!

Никого не надо стесняться,

Можно, сидя на стуле, разминаться!

(Конопушка показывает движения, сидя на стуле, все повторяют.)

Родители, веселее! Ребята пока вас удалее! Ай да умницы какие! Заводные! Озорные!

Появляется весь в лохмотьях, но стильно одетый в одежду цвета хаки Леший Васька.

Он держит в руках резиновый мячик, чтобы подкачать мускулы. Голова перевязана полотенцем.

Леший Васька (жуя резинку).

Не шумите, эй вы там!

Что за крики, что за гам?

Ничего не понимаю,

Я больной, я умираю,

А вы танцуете, кричите...

Замолчите, замолчите!

Расходитесь по домам,

Прекращайте тарарам.

Конопушка.

Дяденька Леший!

Леший.

Как меня тут называют?!

Оскорбляют, оскорбляют!

Юным хамством убивают!

Помолчите! Умираю!

Конопушка.

Не кричите! Кто вас тут обидел?

Оскорбил, унизил?

Леший.

Вы же дяденькой меня назвали! Неужели не унизили?

Я — Василий Дормидонтыч! Леший всех лесов здесь местных! Знать должны меня в лицо!

За лесной порядок отвечаю,

В лесе я души не чаю,

Ненавижу пляски, смех,

Детских всех ваших потех!

 

Забудьте о празднике!

Я все эти праздники ненавижу, у меня от них голова болит.

О! У меня опять мигрень.

Это значит —- бюллетень

И в постели целый день.

Ну вот — в глазах сплошная тень

И в ушах — тень-тень, тень-тень!

(Падает на руки Конопушке, притворяясь совсем больным.)

Конопушка.

Что же делать? Подскажите! Мне его не удержать! Знаю! Его мы можем пощекотать! (Леший быстро поднимается.)

Леший.

Нет! Не надо щекотать, мне уже гораздо лучше!

Конопушка.

А как же твоя мигрень?

Леший.

А мигрень на месте,

Голова — как в тесте,

Целый день болит она,

Ночью тоже нету сна!

Конопушка.

Знаю, знаю, как тебя лечить!

Мы плясать тебя заставим!

Леший.

Не умею я плясать!

Конопушка.

Ладно, будем мы плясать,

Ты же будешь догонять.

Станем мы в круг, а ты — в середину.

Мы идем по кругу и, танцуя, поем:

Моргает леший, как сова,

Заболела у него голова!

Дома все же не сидится —

Он, как хитрая лисица,

К нам решил прийти на праздник.

Хитрый он какой проказник!

Леший.

Веселиться я хочу!

Один дома я грущу.

Пожалейте Лешего Ваську,

Приютите меня вы, бедняжку!

Конопушка.

Ой, как здорово получилось!

Видишь, и игра появилась!

Леший.

Что это за игра?

Конопушка.

Мы ходим по кругу, ребята повторяют за мной слова и показывают то, о чем говорят. Ты в это время стоишь в центре. А потом произносишь такие слова:

На глаза спущу повязку,

Отправляюсь прямо в сказку,

В волка быстро превращусь

И за вами погонюсь! Р-р-р!

Затем ты пытаешься поймать кого-то из нас. Тот, кого поймаешь, становится на твое место. Договорились? Итак, все стали в круг? Играем!

Моргает леший, как сова (У-У-УУ)!

Заболела у него голова (приставляем руки к голове).

Дома все же не сидится —

Он, как хитрая лисица (крадемся, как лиса),

К нам решил прийти на праздник.

Хитрый (прищуриваемся) он какой проказник!

Теперь ты, Леший, говори!

Леший.

На глаза спущу повязку,

Отправляюсь прямо в сказку,

В волка быстро превращусь (делает волчью стойку)

И за вами погонюсь! Р-р-р-р-р!

(Догоняет одного из ребят. Игра продолжается.)

Конопушка.

Ну, как твоя голова?

Леший.

Знаете, уже прошла.

Благодарен вам, друзья!

Никогда не думал я,

Что веселый звонкий смех —

Лекарство лучшее для всех!

Я от радости сияю,

Что вам подарить — не знаю.

Придумал игру для вас! Нужны две команды. Слушайте внимательно, что делать.

Даю я мячик первому участнику команды, он над головой передает его стоящему сзади, а тот в свою очередь передает следующему, но при этом держит мячик между коленями. И так — до конца шеренги, потом — обратно. Побеждает та команда, которая первая успеет все правильно сделать. Понятно?

Конопушка.

Тогда я другой команде даю свой мячик. И буду за них болеть. А болельщиками у нас будут родители. Согласны?

Одну команду назовем «Прыгуны», а другую — «Шалуны». Готовы? Итак, начинаем!

Победителей Леший награждает лесными сувенирами: это могут быть елочные игрушки-шишки, орехи и т. д.

Леший.

За чудесную игру я вручаю победителям лесной приз! Из моего леса! Вот!

Конопушка.

А другие тоже старались, просто им сегодня чуть-чуть не повезло! А мы с родителями громко скажем им: «Молодцы! Молодцы!»

А теперь я предлагаю подкрепиться, пока мы с Лешим сюрприз вам приготовим. Василий Дормидонтыч, вперед, много есть у нас забот!

Уходят, чтобы приготовить сюрпризное дерево — небольшие подарки-сувениры со смешными надписями внутри вешают на елочную или сосновую ветку.

Конопушка.

Василий Дормидонтыч, сюда давай поставим сюрпризное дерево. Мы не зря старались — еле донесли!

Леший.

Где же мои удочки? Вот они. Рыболовов я выбираю.

Конопушка.

Выбирать так предлагаю: кто-то из родителей, кто-то из ребят, по очереди. Ловля необычная. Василий Дормидонтыч покажет.

Леший (берет удочку — это палочка, к которой привязана веревка с большим крючком,— подносит к подарку-сувениру и снимает его).

Вот так! Всем понятно? А потом сувенир открываем и «улов» читаем. А мы будем болеть!

После того как все получили призы,

Конопушка смотрит на часы.

Конопушка.

Что-то мы заигрались и совсем забыли, что сегодня ждем гостей. А кого? Скажи скорей! (Обращается к ребенку.) Правильно, Деда Мороза и Снегурочку.

И хотя у них в эти дни много забот, я надеюсь, они придут на наш праздник. Для этого их нужно громко позвать.

Леший.

О-о-о! Дед Мороз, Снегурочка, мы тут!

Конопушка.

Нет, Василий Дормидонтыч, тебе одному не справиться. Пусть ребята тебе помогут. Ну-ка вместе: «Дед Мороз! Снегурочка!»

Леший.

Что-то случилось. Не идут! Понял! Родители их не зовут, вот они и не идут. А давайте все вместе: «Дед Мороз! Снегурочка!»

Звучит новогодняя музыка. Входят Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз.

Ох и рад я видеть вас

В этот новогодний час!

К вам на праздник я спешил

И подарки прихватил!

Снегурочка.

Вижу все знакомые лица,

Все сверкает и искрится...

Как чудесно здесь у вас,

Хоть пускайся сразу в пляс!

Дед Мороз.

Нет, Снегурка, погоди,

На ребят ты погляди!

Снегурочка.

Вижу, просто маскарад!

Дед костюмам очень рад!

Кто в костюмах, становитесь,

Деду Морозу покажитесь!

Дед Мороз.

Кто тебе помог такой красивый костюм сделать? Мама? А зовут как маму? Маме в благодарность наши аплодисменты.

Дети рассказывают стихи, Дед Мороз вручает подарки.

Дед Мороз.

За год я загадок и вопросов накопил...

Снегурка просит, чтобы вам их подарил!

Снегурочка.

Дедушка, не мешкай, давай с вопросов начинай! (Дед Мороз загадывает загадки.)

Дед Мороз.

Вот последняя загадка —

Ни за что не угадать!

Угадаете — вприсядку

Я для вас пойду плясать! (Загадывает загадку.)

Угадали? Что ж, и я

Рад для вас плясать, друзья! (Дед Мороз танцует.)

Конопушка.

Дед Мороз, ты олимпиаду мне еще в прошлом году обещал провести! Будет?

Дед Мороз.

Конечно, будет!

Леший.

Ребята уже переодеваются!

Заранее нужно предупредить родителей, чтобы принесли для детей коньки или лыжи, спортивную одежду — соревнования будут проходить на улице.

Снегурочка.

На горке во дворе встречаемся!

Дед Мороз.

Мы вас ждем, мои друзья,

Готовлю санки, лыжи я!

Леший.

А я коньки и клюшки!

Конопушка.

А мы снегурочкой — подружки,

Мы приготовим всем игрушки,

Сюрпризы и хлопушки!

Олимпиада проводится на улице. Родители могут остаться в доме. Леший и Снегурочка загадывают взрослым загадки, задают вопросы, проводят новогоднее лото и т. д.

Дед Мороз.

А теперь идти пора —

До свиданья, детвора,

Что-то очень мне здесь жарко...

Конопушка.

У нарядной елки веселится детвора...

Снегурочка.

Но прощаться с вами нам пришла пора!

Дед Мороз.

До свидания, дети!

Леший.

Веселых вам потех!

Снегурочка.

До свидания, мамы, папы. (Все вместе) С Новым годом всех!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Музыкальные игры в семье»

Игра — основной способ обучения и воспитания дошкольников.

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в будущем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Музыкальная игра являются важным средством развития музыкальной деятельности ребенка. Музыкальные игры помогают привить любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, вызвать интерес и желание участвовать в них. В результате ребенок учится любить, ценить, понимать музыку и получает необходимые знания об основах музыкальной грамоты.

В своей педагогической работе музыкальные игры использую на занятиях, на праздниках и развлечениях, в самостоятельной деятельности ребенка в детском саду. Для музыкального воспитания и развития ребенка в семье я хочу предложить вам, родители, простые музыкальные игры. В эти игры вы можете играть как вдвоем, например ребенок и мама, так и всей семьей дома, на семейных праздниках, по дороге в детский сад.

 «ПЕСНЯ-ТАНЕЦ МАРШ»

Первый участник называет любой жанр музыки, второй участник его должен изобразить движениями (если это марш или танец) или спеть песню (если жанр песня). После выполнения задания второй участник называет жанр, а следующий участник показывает жанр и т. д.

«АПЛОДИСМЕНТЫ»

Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Второй участник повторяет и придумывает другой ритм и прохлопывает. И так далее.

«СТУЧАЛКИ»

Для этой игры нужны музыкальные инструменты. Если дома нету музыкальных инструментов подойдут предметы, с помощью которых можно извлечь звук, например металлические столовые приборы, кубики и др. Желательно использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или пластиковые коробочки, металлические банки и кастрюли. Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.

Первый участник придумывает и «проигрывает» ритм на предметах, например, железными палочками простучать часть ритмического рисунка по деревянной поверхности, а часть – по металлической. Второй участник повторяет ритмический рисунок с использованием тех же самых предметов и тембров.

«БУДЕМ ПЕТЬ ПЕСЕНКУ ПО ЦЕПОЧКЕ»

В игре используются песни, которые знают все участники игры, например детские песенки из мультиков. Первый участник начинает петь песню и поет первую строчку, вторую строчку песни поет следующий участник и так далее. Цель игры спеть песенку без остановок.

«ЗВУКИ ВОКРУГ НАС»

Участники прислушиваются к звукам, которые их окружают и по очереди пропевают. Например, участник говорит, что слышит гул летящего самолета и поет на одном звуке: у-у-у-у-у, также участник изображает голосом приближающийся и улетающий в даль самолет, постепенно усиливая и ослабляя звучание.

«ЗАЙМИ МЕСТО»

В эту игру желательно играть большой семьей. Это самая любимая игра детей. На середину комнаты в кружок ставят несколько стульев, количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше. Ведущий включает веселую и ритмичную музыку, игроки бегают вокруг стульев, при окончании звучания музыки участники игры садятся на стулья. Тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из игры. Вместе с ним убирается один стул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок вместе с одним стулом.

Игру можно разнообразить движениями. Бег можно заменить, прямым и боковым галопом, хороводом, танцевальными движениями, а также вместо бега можно передавать в движении образ животного или другого сказочного персонажа,

«ГРОМКО-ТИХО»

Для игры подойдут 2 одинаковых предмета, но разные по размеру, например два кубика: большой и маленький. Первый участник поет отрывок песни, а второй должен показать с помощью предмета как спел первый участник: большой кубик – громко, маленький кубик – тихо.

Другой вариант игры. Первый участник показывает маленький кубик, второй участник должен тихо спеть песенку или пропеть своё имя. Второй участник показывает большой кубик, следующий участник должен громко исполнить песню или пропеть своё имя.

«УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»

Первый участник пропевает мелодию известной песни на любой слог (ля-ля-ля, на-на-на, второй участник должен угадать название песни. После правильного ответа, второй участник загадывает мелодию другому участнику и пропевает её и т. д.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Новый год – праздник детства и волшебства. Мерцание огоньков и запах свежей хвои вперемешку с ароматом мандаринов – все это удивительным образом переносит нас в то время, когда мы сами были маленькими. Пожалуй, ни один другой праздник не пронизан таким острым предчувствием Чуда. Подарите кусочек волшебства своим малышам – устройте запоминающийся новогодний праздник. Поверьте, это совсем не сложно.

Подготовка. Напрасно мы упускаем из виду этот важный праздничный аспект. Ребенок совершенно иначе относится к торжеству, если сам принимает участие в его подготовке. Это прекрасный повод для творчества и интересных идей. И самое благодатное в подготовке к Новому году – это оформление праздничного помещения:

Новогодние гирлянды. Ими можно украсить оконные проемы, протянуть их под потолком и повесить на елочку. Они бывают бумажные, тканевые, из различных подручных средств (бусин, ленточек, игрушек) и природных материалов (шишек и др.). Вариантов множество, выбирайте!

Снежинки. Окна, украшенные ажурными снежинками, выглядят по-настоящему сказочно. Дети, как правило, любят эту технику и с удовольствием придумывают самые разные кружевные формы, ловко орудуя ножницами. Как вариант – снежинки, выполненные в технике квиллинга.

Елочка. Красивая новогодняя елочка – сердце празднично оформленного помещения. Прекрасный вариант – ароматная елочка из леса. Но существует также много идей, как сделать миниатюрную новогоднюю елочку своими руками: из бумаги, пампонов, ниток, намотанных на конус и хорошенько проклеенных между собой, из природных материалов, из шариков, из конфет… Такая елочка станет замечательным новогодним подарком для друзей и близких.

Игрушки. Невероятной прелестью и теплом обладают елочные игрушки, сделанные своими руками. Разбудите фантазию, и украсьте елочку вместе с малышом. Поверьте, это будет самая красивая новогодняя елочка!

Следующий шаг – это новогодний костюм, а затем – и праздничное меню.

После такой ответственной подготовки остается последний немаловажный пункт – сценарий новогоднего праздника.  Предлагаю сценарий, который подойдет и для празднования Нового года дома, в кругу семьи.  Это веселое путешествие в гости к дедушке Морозу придется по душе и самым маленьким, и ребятам постарше, все зависит от наполнения, которое легко можно варьировать по своему вкусу. 

Ведущая программы – Снегурочка. А, если группа детей большая, то и ее помощники – Дракончик, Снежинки, сказочные персонажи. 

Музыка – новогодняя, веселая и яркая. 

Зал красиво украшен, ребятишки в сборе. Звучит музыкальный акцент, и под красивую музыкальную композицию в зал заходит 
Снегурочка

Снегурочка: 

Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, узнали меня? 
Я – Снегурочка-снежинка, 
Целый год живу в лесу. 
Песни, шутки, и веселье 
Я на праздник к Вам несу! 
Скажите, а какой праздник мы сегодня отмечаем? Верно, Новый год! И вы все-все знаете про этот удивительный праздник? 
Тогда, если вы со мной согласны – говорите «да» в ответ, 
Ну а если не согласны – дружно отвечайте «нет»! 

Игра – болталка «Да-нет»: 

Наступает Новый год – да, 
Много радости несет – да. 
Дед Мороз у нас хороший? – да 
Носит шубу и… калоши – нет, 
Со Снегурочкой он дружит – да, 
Любит прыгать через лужи! – нет 
Зимних нам забав не счесть – да, 
Будем снег холодный есть! – нет 
Будем на коньках кататься – да, 
И в реке зимой купаться – нет. 
Праздник дружно проведем – да, 
А подарки не возьмем – нет! 

Молодцы! Скажите, а вы хотели бы прямо сейчас отправиться в волшебное путешествие в гости к дедушке Морозу? 

Тогда занимаем места в нашем новогоднем паровозике! 

(Детки встают друг за другом «паровозиком», Снегурочка – впереди) 

Танцевальная игра «Веселый паровозик». 

Под ритмичную праздничную музыку «паровозик» отправляется в путь. Время от времени Снегурочка дает указания, как «паровозику» двигаться дальше: 

Паровозик въезжает в гору и едет медленно-медленно; 

А теперь на паровозик быстро и весело съезжает вниз; 

Мы едем мимо берлоги, где зимой спит медведь, и двигаемся тихо-тихо на цыпочках; 

А теперь мы проезжаем по веселой полянке, где лесные зверюшки танцуют возле елочки, давайте им громко погудим! 

Чтобы проехать через густой лес, паровозику придется ехать вприсядку; 

А теперь – поднимемся на носочки и осветим путь фонариками (левой рукой дети держатся друг за друга, а правой повторяют движение «фонарик») и т.п. 


Снегурочка:

 Ехал, ехал наш паровозик и приехал в зимний лес. А что у нас в лесу растет? 

(Дети перечисляют) 

Скажите, а новогодние елочки в лесу высокие? – да! 
А пенечки? – маленькие! 
Сейчас я проверю, насколько вы, ребята, внимательны. Елочки всегда показывайте высокими (детки встают на носочки и тянут руки вверх), а пенечки – маленькими (приседают), а я буду вас специально путать и показывать то правильно, то не правильно. 

Игра на внимание «Елочки – пенечки» 

Игра станет значительно динамичнее и веселее, если ее проводить под веселую музыку. 

Снегурочка:

 Умнички! Какие вы все внимательные. 
А скажите-ка, ребятки, очень любите загадки? 

Загадки про лесных обитателей: 

1. Это что за колобок – 
Весь в колючках серый бок. 
Нет ни головы, ни ножек, 
Это наш приятель… (ежик) 

2. Ушки длинные торчат, 
Лапки белые дрожат. 
Ну-ка быстро угадай-ка – 
Это наш трусишка… (зайка) 

3. Он в зайчатах знает толк – 
Это страшный серый… (волк) 

4. Он милый, добрый толстячок, 
Его приятель – Пятачок. 
На мед имеет острый нюх 
Наш медвежонок… (Винни-Пух) 

Снегурочка: 

Все загадки отгадали, ничего не прозевали! Садимся в паровозик и отправляемся дальше. 

(Ребятишки встают друг за другом, и «паровозик» под музыку отправляется.) 

«Проехав» некоторое расстояние Снегурочка объявляет, что паровозик въезжает в ледяной тоннель, и пройти его нужно наклонившись, чтобы не задеть свисающие сосульки. 

Танцевальная игра на ловкость «Веревочка» 

Перед детьми натягивается веревочка, под которой им предстоит пройти. С каждым новым кругом веревочка опускается все ниже. 

Снегурочка: 

Наш паровоз прибыл на станцию «Мульти-пульти». Ребята, а вы любите мультфильмы? И наверняка хорошо знаете все мультяшные песенки? Сейчас прозвучат известные мелодии из мультиков, а вы постарайтесь отгадать, чья это песенка и из какого она мультфильма. 

Творческий конкурс «Угадай мелодию» 

Для ребят звучат небольшие фрагменты известных песенок (минусовки), первый, кто отгадает – поднимает руку вверх и поет песенку вместе со Снегурочкой, а все остальные им подпевают. 

Снегурочка:

 Слышите, как тихонько звенят колокольчики? Это ледяные сосульки на крыше домика дедушки Мороза. Давайте его позовем! 

Ребятишки зовут дедушку Мороза, после чего появляется главный герой новогоднего торжества, и веселье продолжается с новыми силами! Игры с дедом Морозом, танцы вокруг елочки и, конечно, новогодние подарки – все это неотъемлемая часть веселого праздника. А уже после всех участников ждет праздничное застолье и игры на улице. 

Веселого Нового года!



Предварительный просмотр:

Роль семьи в развитии творческих способностей дошкольников

Семья обладает большими потенциальными возможностями в развитии творческих способностей дошкольников. На это указывали такие ученые как П.Торренс, К.Тэкекс, В.Н.Дружинин, Дж.Гетцельс, Ф.Джексон, М.В.Межиева и другие.

Согласно исследованиям П.Торренса, наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. Степень реализации творческих импульсов ребенка во многом зависит от влияния родителей и других взрослых дома и в детском саду. Черты характера, способствующие творческой продуктивности, могут быть обнаружены достаточно рано. Именно поэтому психологу, работающему с детьми, очень важно обратить внимание родителей на их развитие. Результаты развития творческих способностей ребенка могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте.

Влияние родителей – первейший фактор, оказывающий воздействие на формирование Я - концепции ребенка. Как пишет К.Тэкекс: «Существует немало систем поддержки помимо семьи, которые помогут в развитии ребенка. Но ни одна из них не заменит семьи в развитии психики ребенка, в создании его образа как заслуженно любимой личности, счастливой и целостной в своем окружении». Благодаря общению с взрослыми ребенок узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое рискованно. Здесь родителям важно соблюдать баланс. Положительные сообщения поддержки и любви должны обязательно перевешивать негативные, критические. Благодаря общению с взрослыми у ребенка обязательно должно сформироваться «здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью». Дж. Гетцельс и Ф. Джексон сопоставили условия, которые сопутствовали развитию высокой креативности и высокого интеллекта у детей. В ходе исследования было обнаружено, что уровень материального положения семьи не играет роли. Более существенное влияние оказывает профессия родителей, их социальный статус и позиция по отношению к детям. Родители креативных детей находили в своих детях меньше недостатков, чем родители интеллектуалов. Они показывали свое благоприятное расположение к индивидуальности ребенка и уверенность в его способности делать все правильно. Если родители интеллектуалов основное внимание обращали на внешние факторы, способствующие карьере ребенка, то родители креативов главное внимание уделяли внутренним качествам ребенка.

Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:

  1. гармоничность – негармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;
  2. творческая – нетворческая личность родителя как образец подражания и субъект идентификации;
  3. общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;
  4. ожидание родителей по отношению к ребенку – ожидание достижений или независимости.

В своих трудах В.Н. Дружинин, ссылаясь на зарубежных исследователей, указывает на то, что если в семье культивируется регламентация поведения, предъявляются одинаковые требования ко всем детям, существуют гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к низкому уровню креативности детей. Например, в исследованиях Д.Манфилда (1981), Р.Альберта и М.Рунко (1987) были обнаружены положительные корреляции между не гармоничными эмоциональными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. Однако ряд других исследователей, указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности, но эти выводы в меньшей мере эмпирически обоснованы. Похоже на то, что больший спектр допустимых поведенческих проявлений (в том числе – эмоциональных), меньшая однозначность требований не способствует раннему образованию жестких социальных стереотипов и благоприятствует развитию креативности. Тем самым творческая личность выглядит как психологически нестабильная. Требование достижения успехов через послушание не способствует развитию независимости и, как следствие, креативности.

Д. Саймонтон, а затем и ряд других исследователей выдвинули гипотезу о том, что среда, благоприятная для развития креативности, должна подкреплять креативное поведение детей, предоставлять образцы творческого поведения для подражания. С его точки зрения максимально благоприятна для развития креативности социально и политически не стабильная среда.

Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно – родительских отношений, есть и такие:

  • большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье;
  • меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения;
  • чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери;
  • ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве;
  • благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.

Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. Результаты их работ показывают, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери - на творчество мальчиков. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих дочерей, расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях. Матери, занятые творческой или деловой карьерой, склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость. Родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель в этом случае – прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример.

Д. Льюисом был составлен для родителей список утверждений, с помощью которых родители могут оценить степень своего участия в занятиях ребенка. Несмотря на то, что этот список сформулирован на основе изучения обширной выборки семей одаренных детей, он достаточно удачно типизирует подход к стимулированию позитивного умственного развития ребенка.

Анализируя особенности родительского влияния на формирование креативности детей, К. Тэкекс сформулировала некоторые рекомендации, способствующие пониманию и стимулирования детского творчества. По ее мнению, родителям необходимо внимательно прислушиваться к вопросам ребенка, отмечать, чем ребенок предпочитает заниматься, следить за его естественными интересами. Нет ничего хуже родительской фразы: «Ты задаешь слишком много вопросов!». Важно развивать у ребенка самые различные интересы. Для родителей важно не делать излишнего акцента на учебных занятиях в детском саду, так как учебные программы обращают более значительное внимание на конвергентное, а не на дивергентное мышление и скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Мышление же интуитивное, ассоциативное, более свойственное ребенку дошкольного возраста, может подавляться ранними, интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.

Итак, семейная среда, где с одной стороны есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется не стереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

Гипотеза о том, что подражание является основным механизмом формирования креативности, подразумевает, что для развития творческих способностей ребенка необходимо, чтобы среди близких дошкольнику людей был творческий человек, с которым бы ребенок себя идентифицировал. Процесс идентификации зависит от отношений в семье: в качестве образца для ребенка могут выступать не родители а «идеальный герой», обладающий творческими чертами в большей мере, чем родители.

Задача взрослых, стремящихся развить в ребенке его творческий потенциал, реализовать его творческие способности, достаточно трудна. И если родители с помощью специалистов психологов и педагогов постараются создать ребенку возможности для интересного образования, окажут необходимую помощь и эмоциональную поддержку, эта задача может быть решена достаточно успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как провести выходной день с детьми. Консультация для родителей.

 Наступает выходной день. Куда пойти с ребенком? Этот вопрос часто ставит родителей в тупик.  Разумеется, решающее слово остается за ребенком, это один из моментов, когда ребенок чувс...

«Как провести свободное время с семьёй» консультация для родителей

Актуализировать потребность в планировании досуга семьи с учетом индивидуальных потребностей и интересов ребенка....

КАК ПРОВЕСТИ НОВОГОДНЮЮ ЕЛКУ В СЕМЬЕ?

СОВМЕСТНАЯ ПОДГОТОВКА ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ К НОВОГОДНЕМУ ПРАЗДНИКУ СПОСОБСТВУЕТ УКРЕПЛЕНИЮ ДРУЖБЫ В СЕМЬЕ....

«Как провести выходной день с детьми» Консультация для родителей

Данная консультация, предлагаемая вашему вниманию, поможет Вам сделать семейный, выходной день по-настоящему захватывающим для ребенка....

Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком? (Консультация для родителей)

Зима, несмотря на холод, остается у детей любимым временем года. Коньки, санки, лыжи, снежки, ледяные горки — прекрасное время для прогулок. Но, несмотря на все ее очарование, зима остается и самым тр...

«Как провести выходной день с детьми» Консультация для родителей

Данная консультация, предлагаемая вашему вниманию, поможет Вам сделать семейный, выходной день по-настоящему захватывающим для ребенка. Особенно, если Вы не будете забывать смотреть вокруг глазами реб...

"Новогодние игры и забавы для всей семьи" Консультация для родителей.

Вот и приближается самый удивительный и волшебный праздник - Новый год !  В это необыкновенное время каждый взрослый  мечтает ещё раз окунуться в сказочный мир детства, ощутить себя ребенком...