"Семья и традиции"
проект (старшая группа) на тему

Полякова Марина Николаевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semya_i_traditsii.docx44.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Проект

«Семья и традиции».

Старшая группа

 Актуальность проекта – считаю, что конфликты поколений  происходят именно от разобщённости близких людей, когда нет в том числе, и семейных традиций, которые помогают сплотить, объединить семью. Важно  прививать уважение к старшим, прежде всего в своей семье, уважительно относиться к тем жизненным ценностям, которые были заложены предыдущим поколением. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.

Цель проекта – приобщить молодых родителей к формированию своих семейных традиций, на основе традиций предыдущих поколений, как средство сплочения, укрепления семейных  узов. 

Задачи проекта:

1. Формировать интерес к пониманию, что такое семейная традиция.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к старшим членам своей семьи.

3. Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

4.Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением.

Участники проекта -  дети, воспитатели, родители, бабушки, дедушки.

Методы проектирования:

Прогнозирование, Планирование.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный октябрь2017-по май 2018, открытый, коллективный.

Этапы проекта:     

1 Подготовительный.

2. Выбор детьми проекта о семейной традиции.

3. Реализация проект.

 4. Презентация по теме «Семья и традиции».

 5.Проведение родительского собрания по теме «Традиции в семье».

С чего всё началось?

Однажды девочка по имени Арина принесла красиво украшенные пасхальные яйца. И рассказала, как они с мамой и бабушкой готовились к светлому празднику Пасхи.  Разноцветные яйцами были украшены разнообразными материалами:(бисером,  тесьмой, поетками, рисунками, наклейками).  Арина рассказала, что они готовятся к празднику всей семьёй,  и делают это не первый раз. Это событие и подтолкнуло нас к созданию этого проекта, ведь соблюдение семейных традиций, развивает познавательный интерес, совершенствует практические навыки, повышает самооценку ребёнка.               Подготовительный этап

Задача этапа: Создать необходимые условия для реализации данного проекта. Составить план проведения мероприятий. Выявить знания  родителей, детей о семейных традициях.

1. Анкетирование родителей по теме: «Семейные традиции».

2 Беседа с детьми о своих семьях. Где и кем работают их родители. Понимают ли дети родственные взаимосвязи, что такое семейные традиции, как они появились.

3.Чтение (прослушивание) рассказов, стихотворений.

4. Проведение сюжетно-ролевых игр.

5.Оформление фото – стенда «Традиции в моей семье».

                  II Выбор детьми проекта о семейной традиции

Задача воспитателя – помочь детям выбрать, какой проект они будут осуществлять.

Совместно с детьми обсудили и записали на доске примерные названия возможных проектов по нашей теме.

 

        

        

                                    «Сбор сведений» 

     1.Что входит в понятие «семейные ценности» и какие они у вас?

2.Что такое семейные традиции? Какие семейные традиции есть в вашей семье?

     3.Для чего нужны семейные ценности и традиции?

4.Какие семейные праздники вы знаете, какие отмечаете в своей с

Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности:

  • Подготовить художественную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;
  • Изучить историю возникновения традиций ;
  • Организовать встречи с родителями, бабушками;
  • Привнесение в группу предметов семейной реликвии, семейных фотографий, видеофильмов для реализации продуктивных видов деятельности;
  • Организовать игровую деятельность;

.

                                            III «Реализация проектов»

Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Разделы программы

Виды деятельности

Сроки

Игровая деятельность

  • Сюжетно-ролевая игра «Путешествуем вместе», «Театр», «Выходной день», «Строительство», «Дом», «Семья», Магазин», «Больница», «Парикмахерская».
  • Дидактические игры «Моя квартира», «Кому что нужно для работы?»,  «Профессии», «Назови ласково», «Где чья мама?», «Закончи предложение», «Один-много», «Четвёртый лишний».
  • Игры – драматизации по произведениям: «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Репка», «Цирк».
  • Инсценировка «Мама пришла с работы».
  • Информация для родителей  на тему: «Во что играли наши бабушки».

октябрь

ноябрь

Социальное развитие

 

  • Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка.
  • Беседа на тему: «Права и обязанности в семье».
  • Просмотр семейных фотографий, видеофильмов, иллюстраций.
  • Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.
  • Беседа на тему: «Традиции нашей семьи»
  • Знакомство с семейными реликвиями.
  • Беседа на тему: «Что я знаю о своём родном городе».
  • Беседа на тему: «Путешествие в другую страну» или «В каких странах вы побывали с родителями».

ноябрь

декабрь

Коммуникативное развитие

 

  • Составление творческих рассказов на тему «Моя семья самая хорошая», «Моё любимое домашнее животное», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», «Мой день рождения», «Моё любимое место отдыха».
  • Беседы на тему «Профессии моих родителей», «Что есть в нашем городе для детей».
  • Беседа: «Что такое бессмертный полк?», повторение стихов, песен о Российской армии, войне.
  • Оформление родительского стенда к празднику «День Защитников Отечества»
  • Спортивная эстафета  с участием пап.
  • Беседа о международном женском дне, разучивание стихов, песен о маме, показ шляпного дефиле.
  • Оформление родительского стенда к празднику «8 Марта».
  • Проведение утренника, посвящённого «8 Марта».

январь

февраль

март

Здоровье и физическое развитие

  • Беседа на тему: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
  • Рассказы детей о семейных походах в бассейн, катаниях на, коньках, велосипедах.

март

Познавательное развитие

 

  • Фотовыставка «Традиции в моей семье».
  • Изготовление подарков для мам и бабушек к празднику «8 Марта».
  • Участие в конкурсе «Лучший букет для мамы» своими руками.
  • Изготовление книжек-самоделок по теме «Моя семья».
  • Выставка «Бабушкин сундучок», игрушки и предметы, изготовленные руками бабушек и дедушек.

Февраль

Март

Эстетическое развитие

 

  • Художественное творчество: «Моя любимая семья», «Мамин портрет», «Мой дедушка», «Дома на нашей улице».
  • Чтение художественной литературы: стихи, рассказы, соответствующей тематике: Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Белов «Даня», С. Михалков «А что у вас?», Б. Емельянов «Мамины руки», А. Платонов «Ещё мама», В. Осеева «Волшебное слово», Л.Толстой «Косточка». Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка».
  • Знакомство с пословицами и поговорками о семье.

Март

апрель

Взаимодействие с родителями

  • Встречи с интересными людьми: рассказы родителей о своей профессии.
  • Анкетирование на тему: «Как развита фантазия у вашего ребёнка».
  • Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
  • Мини проект «Счастливый выходной день».
  • Фотовыставка «Семейное хобби, увлечение, традиция».
  • Конкурс для пап и дедушек - изготовление кормушек для птиц.
  • Презентация проекта «Семейные традиции».
  • Проведение родительского собрания.

Вопросы родителям

1.Какие традиции существуют в вашей семье? Расскажите о них.

  1. Были ли в семье традиции, которые со временем исчезли или изменились? В чём они состояли и как возникли?
  2. Как в семье отмечают праздники и отмечали прежде? В каких случаях собиралась вся семья?
  3. Есть ли в вашей семье фирменные семейные блюда? Передавались ли их рецепты из поколения в поколение?
  4. Хранятся ли в вашей семье награды или семейные реликвии?
  5. Каких нравственных принципов велят вам придерживаться родители? А какие принципы завещали им бабушка и дедушка?
  6. Составьте родословное древо своей семьи. Соберите фотографии своих прадедов и прабабушек, бабушек и дедушек, родителей и снабдите их краткой информацией. 

 

 На протяжении всего проекта

 

 

 

 

 

 

                                          IV «Презентация»

Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости, за достижения, осмыслить результаты деятельности.

Результат

  1. Повышение степени участия родителей в воспитании своих детей.
  2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
  3. Достижение ребёнком его положительных качеств, способностей.
  4. Создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка.
  5. Практическое освоение знаний психолого-педагогических особенностей воспитания ребёнка через групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты.

Используемая литература:

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.-207 с.
  2. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
  3. Коломийченко Л.В., Воронова О.А . «Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет» – М.: Педагогическое общество России, 2013.
  4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
  5. Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 143с., ил.
  6. Краснощекова Н.В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 251с. – (Школа развития)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "В каждой семье свои традиции"

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальн...

Презентация к семинару с родителями "В каждой семье свои традиции"

Слайды для семинара "В каждой семье свои традиции"...

Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников: традиции и инновации

Дошкольные учереждения обязаны заниматься педагогическим просвещением родителей. Для этого существует традиционные и иновационные методы работы. Успех данной работы зависит от желания педагога и его п...

"В каждой семье свои традиции"

Консультация для родителей....

Доклад на тему "В каждой семье свои традиции" Автор: Батракова О.И.

Данный материал предназначен воспитателям детских садов. Может быть использован при проведении родительского собрания для родителей старших дошкольников....

Сценарий праздника «Вместе дружная семья», посвященного семье, семейным традициям, отношениям в семье.

Сегодня наша встреча посвящена семье,  семейным традициям,  отношениям в семье.Что такое семья – понятно всем. Слово семья состоит из 2 слов – это «семь» и «я&r...