«Факторы, вызывающие затруднения при организации партнерских отношений ДОУ и семьи» (выступление на педагогическом совете)
статья на тему

Сидоркина Татьяна Сергеевна

Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от положительного настроя обеих сторон, гибкого индивидуального подхода к каждому родителю, умения заинтересовать неформальными, интересующими родителей приемами общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Факторы, вызывающие затруднения при организации партнерских отношений ДОУ и семьи»

 «…Дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…» (Из Концепции дошкольного воспитания. С. 11.)

В основе новой концепции социального партнерства семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.

Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер, полицию. Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но чертовски злыми, завистливыми и жестокими.

Жизнь вокруг нас очень быстро меняется, и дети становятся совсем другими. А что же надо современному ребенку? Да то же самое, что нужно ребенку и во все времена: его надо любить, постараться понять и принять его таким, какой он есть. И, как не странно, мы педагоги, порой принимаем и стараемся помочь, откорректировать ту или иную проблему в развитии ребенка, а родители не видят, или не хотят замечать проблем, с которыми сталкивается их ребенок, особенно если его развитие не как у всех…

Нам, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей. Не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить образовательные потребности ребенка. Все это не приносит желаемых результатов.

Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от положительного настроя обеих сторон, гибкого индивидуального подхода к каждому родителю, умения заинтересовать неформальными, интересующими родителей приемами общения. В своей деятельности мы стараемся отойти от традиционной работы с родителями и ориентироваться именно на конструктивно-партнерскую, диалоговую модель взаимодействия, с семьей опираясь на родительские запросы и пожелания. Основной идеей этого взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.

В своей педагогической деятельности я столкнулась с наиболее распространенными причинами сложности работы с семьей – это:

  • низкий уровень социально-психологической культуры родителей (законных представителей ребенка);
  • стереотипная установка родителей на необходимость получить не «житейские», а научные психолого-педагогические знания о ребенке и его воспитании;
  • отсутствие у родителей «педагогической рефлексии».

В своей работе используем как традиционные, так и нетрадиционные формы сотрудничества с родителями воспитанников. При этом учитываем тип семьи (ее существенные характеристики, кто доминирует) и стиль семейных взаимоотношений. Составляем «Социальный паспорт» на каждую семью, что дает возможность спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. Изучение семей воспитанников позволяет нам ближе познакомиться с ней, понять ее уклад, традиции, взаимодействия ребенка с родителями. Проведение индивидуальных бесед-консультаций – мостик к налаживанию взаимоотношений, установлению доверия и сотрудничества. Проводя их, мы узнаем о стиле отношений в семье, об индивидуальных особенностях ребенка, о методах родительского воспитания. Родители чувствуют внимание и отвечают взаимностью. Демонстрируем свою открытость не только детям, но и родителям, инициируя тем самым у них желание участвовать в беседе, вызываем родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги. Общаясь с родителями, не скрываем, когда в чем-то сомневаемся, просим совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту родителей, их знаниям, личности, соблюдая при этом педагогический такт, не позволяющий нам опуститься до панибратства, фамильярности.  

При обсуждении педагогических проблем стараемся не давать родителям готовые ответы (и не занимаем судейскую позицию). Строим обсуждение таким образом, чтобы способствовать развитию их «педагогической рефлексии», т.е. умению анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации.

Факторы, вызывающие затруднения при организации партнерских  отношений ДОУ и семьи:

  • непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;
  • консервативность родительской позиции опеки ребенка дошкольного возраста;
  • непонимание родителями использования метода педагогического проектирования учебно-воспитательного процесса, которое позволяет сплотить родителей, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем.

Используя систему наглядной агитации, папки-передвижки, консультации, индивидуальные беседы стараемся донести до родителей, что дошкольное детство - это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близкими взрослыми, со сверстниками, через игровые отношения. Это пора закладки «фундамента» для дальнейшего развития, приобретение знаний об окружающем мире, формирование нравственных навыков и привычек, усвоение  общечеловеческих ценностей. В этот период опасно! Нажим и забегание вперед, которые могут привести к искусственному ускорению развития с неизбежными потерями.

Пожалуй, ничто так не сближает, как совместные досуги и праздники. При их подготовке  пытаемся задействовать родителей практически во всех мероприятиях: обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника, разучивании стихов, песен, помощи в оформлении помещения, подготовке костюмов, изготовлении сюрпризов и подарков.
Сначала родители были на праздниках и развлечениях зрителями. Сейчас пытаются стать активными участниками.

Факторы, вызывающие затруднения при организации партнерских  отношений ДОУ и семьи:

  • отношение педагогов дошкольных учреждений к родителям как к субъектам воспитательной деятельности;
  • недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении;
  • отсутствие возможности у родителей в любое для них удобное время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы.

Привлечению родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе способствуют разные по форме совместные мероприятия: выставки, досуги, «День открытых дверей». Родители наблюдают за деятельностью детей, воспитателей, узнают детский сад «изнутри», знакомятся с организацией предметно-игровой среды, видами детской деятельности, включаются в сюжетно-ролевые и подвижные игры с детьми. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные педагогические приемы, изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники.

Хотелось бы отметить ещё один важный момент в работе с родителями. Каждый человек, сделавший какую – либо работу, нуждается в положительной оценке своего труда. Это актуально всегда и везде, поэтому не следует забывать постоянно, хвалить родителей.  Это надо делать при любом удобном случае, во время индивидуальных бесед, во время проведения родительских собраний.

Взаимопонимание редко возникает сразу. Это длительный процесс, требующий терпеливого, неуклонного  следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от всплесков  эмоций, разочарований. Надо представлять себя сеятелем, который часто не знает, где прорастет его зерно, каким будет урожай, но он неуклонно сеет, потому что не сеять нельзя. Так и в деле установления партнерских отношений с родителями: если мы постоянны, неуклонны, терпимы и доброжелательны, то результат - обязательно будет. Наша с вами задача – создание необходимых условий для понимания родителями важности своего участия в жизни малыша.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В слабых руках малышей – наше с вами будущее, наш завтрашний день.

Уважаемые коллеги! Темп нашей жизни головокружителен, напоминает скоростные гонки, затягивает и изнуряет, давайте следовать совету Дейла Карнеги: «Жизнь преподносит нам кислые лимоны, сделайте себе лимонад».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете Тема: ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Выступление на педагогическом совете Тема: ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВОсновной вид деятельности д...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация деятельности детей в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План – дело – анализ»» (из опыта работы)

Ребенок – любознательный исследователь мира, гений учения и творчества, «компетентный ученик».Доверие к ребенку и его способностям, «ошибка не препятствие, а шанс чему-то научи...

Выступление на педагогическом совете: «Преемственность как важный фактор подготовки воспитанников детского сада к обучению в школе»

Выступление на педагогическом совете по теме: "Преемственность как важный фактор подготовки воспитанников детского сада к обучению в школе"...