Выступление на педагогическом совете: «Преемственность как важный фактор подготовки воспитанников детского сада к обучению в школе»
методическая разработка

Хартаганова Алена Гавриловна

Выступление на педагогическом совете по теме: "Преемственность как важный фактор подготовки воспитанников детского сада к обучению в школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete._preemstvennost_dou-nach.shkola.docx80.53 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете:
«Преемственность как важный фактор подготовки воспитанников детского сада к обучению в школе»

По плану работы школы  сегодня проходит совещание «Преемственность как важный фактор подготовки воспитанников детского сада к обучению в школе» ( СЛАЙД 1)

Начать наше совещание я хотела бы словами великого педагога  Льва  Семеновича Выготского. (СЛАЙД  2)

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком… »
Л. С. Выготский.

 (СЛАЙД 4)

В настоящее время часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и ДОУ, нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным, образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем. Не научив детей в детском саду важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.
На вопрос: «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы?», 
учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.
Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям, стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы.
В угоду школе и родителям многие ДОУ стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место “обучению на занятиях».
Основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций.

Участникам совещания предлагается практическое задание. Они должны проанализировать кусочки "подслушанных" разговоров и по их содержанию определить, чьи это слова: родителей, воспитателей, учителей.
Все фразы вынесены на экран в виде презентации, и, если ответ был правильным, то из трех оставалась только одна картинка с нужным "персонажем".

1 "подслушанный диалог"           (СЛАЙД 5 )
- Они к нам пришли, даже колготки сами не могли надеть. Вова «да» - «нет» не умел говорить, только кивал. У Сани произношение больше половины звуков нарушено было. А теперь, такие молодцы: стихи как на утренниках читают, поют и танцуют. Все буквы знаем, читать всех по слогам научили, а трое уже целыми словами читают. 
- А у моих в математике какие результаты: счет прямой и обратный, примеры по числовому ряду решают, состав числа от зубов отскакивает, задачи простые умеют составлять. Да им в первом классе скучно будет. Мы их уже всему научили.

Это "слова воспитателей", на экране остается следующая картинка.


2 "подслушанный диалог"              (СЛАЙД 6)
- Что Вы тут делаете непонятно. Вот у подруги ребенка в саду и читать и писать научили. Он уже книжки дома вслух читает. В общем, к школе подготовили.
- Мы своего на курсы подготовительные водим 3 раза в неделю, там и языки, и рисование. Уже весь английский алфавит знает и считает, всех животных называет. А еще 2 раза танцы. И хотим учителя музыки по выходным домой приглашать.

Это "слова родителей", на экране остается следующая картинка.


3 "подслушанный диалог»               (СЛАЙД 7)   
- Неплохой у меня набор в этом году: все знают буквы, половина примерно уже читает целыми словами и по слогам. Но трое явно слабых, только побуквенное чтение. А с математикой хуже: устно считают, а примеры большинство не могут решить или только по наглядности. Пятеро даже обратный счет в пределах 10 не знают. С задачами совсем плохо. Чему их учили в саду?

- И у меня слабых больше половины, ничего их не интересует. Память не развита, внимания не больше чем на 5 минут хватает. Никого не слышат, руку не поднимают для ответа, кричат, друг друга перебивают. Правилам поведения совсем не обучены.

Это "слова учителей", на экране остается следующая картинка.

                                                           (СЛАЙД 8)

Выполняя практическое задание, участники совещания  пришли к
следующим выводам:
Учителя, как правило, недовольны. Для них: преемственность – это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Считают, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения.
Воспитатели обижены. Для них обеспечить преемственность - значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые придут в школу, не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой багаж знаний, который школа и не способна востребовать, в школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается. 
Родители хотят все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить, упуская из виду тот факт, а, на сколько необходимо «особо продвинутые» достижения ребенку именно сейчас – в дошкольном детстве. По мнению многих родителей готовый к школе ребенок это тот, кто умеет читать, считать, хотя бы до 20, правильно держит в руке карандаш. 
И очень часто субъекты образовательного процесса забывают, что в центре всего находится личность ребенка. Который не эстафетная палочка, передаваемая из сада в школу, и даже не сосуд, который мы должны наполнить определенными знаниями, а, скорее всего, тот самый факел, который нужно зажечь.

Сегодня понятие преемственности понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

Преемственность государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования можно проследить в следующем:

– единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований: к условиям реализации стандарта, структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам;

– единый психолого-педагогический методологический подход, который прослеживается: в ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»; опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка; понятии об универсальных учебных действиях; ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей;

– общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается: в минимальной регламентации образования детей c ОВЗ; разработке адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; опоре на индивидуальную программу реабилитации.

Одним из важнейших нововведений образовательных стандартов является создание в образовательной организации основной образовательной программы. Преемственность ФГОС ДО И ФГОС НОО можно проследить в содержании основных образовательных программ. Требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ:

–​ на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей;

–​ процесс успешной социализации ребенка;

–​ развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;

–​ сохранение и укрепление здоровья детей.

                                                           (СЛАЙД 9)

Обращая внимание на содержательные стороны ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, убедимся в наличии преемственности между образовательными областями на уровне дошкольного и начального общего образования. Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.

90 1

(СЛАЙД 10)

Говоря о преемственности результатов освоения стандартов дошкольного и начального общего образования, важно отметить, каким образом соотносятся целевые ориентиры ФГОС ДО с универсальными учебными действиями (УУД) в ФГОС НОО.
Очевидно, что конкретные целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС дошкольного образования, по содержательному наполнению можно объединить в группы, которые напрямую соотносятся с группами универсальных учебных действий, положенных в концептуальную основу ФГОС НОО (см. таблицу).

                                                                   (
СЛАЙД 11)

Между тем не менее важно отметить и имеющиеся принципиальные отличия ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, которые заключаются в следующем:
– результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей;

– результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке), метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке).

                                                                  (СЛАЙД 12)

Четкое понимание существующих отличий во многом определяет специфику выстраивания деятельности воспитателей, учителей начальных классов, а также педагогов-специалистов (психологов, логопедов, дефектологов), осуществляющих работу с детьми, и позволяет определить основные направления и задачи реализации преемственности ФГОС ДО И ФГОС НОО. Для дошкольной образовательной организации это:
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
– развитие любознательности, стремления к расширению знаний;
– формирование и развитие основных познавательных процессов (внимания, воображения, памяти, мышления, речи);
– формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогами и сверстниками;
– развитие инициативности, самостоятельности, активности;
– формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности (умение ориентироваться в задании, осуществлять самоконтроль).

(СЛАЙД 13)

Для общеобразовательной организации это могут быть следующие задачи:
– введение в педагогический процесс разных видов детского творчества (игр, драматургии, художественного моделирования, экспериментирования, словесного творчества, танцевальных и музыкальных импровизаций);
– обогащение содержания уроков эстетического цикла (изобразительное искусство, музыка, технология и т.п.); 
– приобщение детей к национальной художественной культуре;
– создание в школе развивающей предметной среды;
– широкое использование игровых приемов в первый год обучения

(СЛАЙД 14)

Наш детский сад осуществляет плодотворное сотрудничество с педагогами начальной школы.

В начале каждого учебного года составляется план совместной деятельности «Дошкольное отделение-начальная школа» на учебный год.

Нами определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

  • работа с детьми;
  • работа с педагогами;
  • работа с родителями .

 Цель работы: реализовать единую линию развития детей на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер; воспитание положительного отношения дошкольников к школе.

(СЛАЙД15)

 Работа с детьми. Работа с детьми в течение года была направлена на ознакомление дошкольников с понятием «школа». Дети узнали: что такое школа? зачем надо ходить в школу? кто это – учитель? что такое урок, перемена? и т. д. Для поддержания у детей устойчивого интереса  использовали разнообразные формы работы:
       Результатом такой работы стало появление у дошкольников интереса к школьному обучению, мотивации на учёбу, сформировалось положительное отношение к школе, учителю.
 
Все данные формы и многие другие вызывают интерес у детей пойти в школу, убирают страх и вселяют уверенность в своих силах. По определению известного педагога «дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая детством».
                                                              (
СЛАЙД 16)

Работа с педагогами.  Методическая работа в системе «детский сад – школа» направлена на плодотворное сотрудничество воспитателей, учителей, детей и родителей. Учителя школы имели возможность ближе познакомиться с формами и методами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования программы, по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с программами для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе. Данные формы работы позволяют решать вопросы, которые возникают в процессе работы, выявить недостатки, которые мешают осуществлению преемственности, определить способы усовершенствования учебной работы. Благодаря таким мероприятиям, воспитатели и учителя обогащаются знаниями в нормативно – правовых вопросах, использовании интерактивных форм и методов работы с детьми в детском саду и школе. У прошли методические недели, в декабре организовано посещение открытых занятий в подготовительных группах и уроков в первых классах школы. Также воспитатели детских садов в свою очередь, не забывают о своих воспитанниках, постоянно следят за их успехами, посещая открытые уроки. Также в рамках данной работы состоялись «Веселые старты». Совместное мероприятие вызывало у наших воспитанников восторг, удивление, радость и желание учиться в школе.  
                                                               
                                                                  (
СЛАЙД 17)

Работа с родителями. Работа с родителями будущих первоклассников направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению. В начале года проводится анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка. Специально для родителей оформлена  папка "Скоро в школу", где они могут найти полезную информацию. В течение года были организованы консультации для родителей по следующим темам:

«Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника» и др.   
Нами составлены  памятки для родителей: «Как развить у ребенка любовь к чтению», «Игра – это серьезно», «Воспитание добротой», в которых даются советы и рекомендации по развитию и воспитанию дошкольников в целях их успешной подготовки к школе.
В мае планируется родительское собрание, на котором будут рассматриваться вопросы готовности детей к школьному обучению, что должен знать и уметь ребёнок перед поступлением в школу.

Таким образом, реализация общего подхода к обучению и воспитанию, взаимодействие педагогов с учетом общих воспитательных принципов  создаст наилучшие условия для перехода ребёнка от дошкольного обучения к обучению в начальной школе.Единое территориальное расположение, общие традиции учебного заведения, общность окружения – все эти факторы должны  обеспечить лёгкую адаптацию детей  к новым учебным условиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка выпускников детского сада к обучению в школе

К дошкольному образованию всегда предъявлялись повышенные требования....

Выступление на педагогическом совете «Эффективное внедрение технологий УМК в работу детского сада» по теме: «Система обучения дошкольников государственным языкам Республики Татарстан с использованием УМК»

В целях реализации первоочередных мероприятий Стратегии  развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк» - «Будущее», утвержденной постановлением Кабинета Министров Респуб...

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Развитие двигательной активности детей в детском саду и в семье»

На современном этапе развития общества выявлены тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах страны. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое...

Выступление на педагогическом совете "Внедрение бережливых технологий в средней группе детского сада"

Идея бережливых технологий пришла в образование из бизнеса. Для того, чтобы оптимизировать производство, опытные менеджеры разрабатывают пути развития с учетом наименьших затрат. По этому же принципу ...

Готовность воспитанника детского сада к обучению в школе

Готовность воспитанника детского садк обучению в школе.В понятии "школьная зрелость" традиционно выделяют три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Сразу оговорюсь...