Подготовка выпускников детского сада к обучению в школе
презентация к уроку по теме

Мочалова Вера Михайловна

 

 

         К дошкольному образованию всегда предъявлялись повышенные требования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mama.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка выпускников детского сада к обучению в школе

        К дошкольному образованию всегда предъявлялись повышенные требования.

        С одной стороны родители хотят видят своего ребенка разносторонне развитым, с другой учителя желают, чтобы первоклассник был полностью готов к обучению в школе. Традиционно под готовностью к школе понимали физическую, социальную и интеллектуальную зрелость ребенка, где уровень развития предпосылок интеллекта является ведущей составляющей.                             Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Начинается новый этап развития: ему предстоит осваивать не всегда похожие формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь, я уверена, большую помощь может оказать сотрудничество детского сада школы.

         За 26 лет педагогической работы мною подготовлено 6 выпусков из детского сада в школу. Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому положению ученика, который имеет прав и обязанности.

         Работа детского сада по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу.

        Вся система воспитательно-образовательной работы детского сада предусматривает формирование готовности ребенка к школьному обучению.

        При подготовке детей к обучению в школе с 1988г по 2008г работала по комплексным программам под редакцией М.А.Васильевой, и Т.Н. Дороновой. Это целостная система, направленная на обеспечение поступательного, всестороннего развития детей. Приоритетной формой работы и проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми, я считаю, является игра. В процессе игры ребенка можно научить всему тому, что нужно для обучения в школе. Соответственно мною были взяты следующие темы для образования: «Развития умственных способностей детей через загадки», «Развития познавательных способностей у детей через дидактические игры». Я неоднократно представляла на педсоветах, семинарах, конференциях, РМО. В группе очень много сделано дидактических игр, настольных игр,  сюжетно-ролевых игр развивающего характера. Составлены картотеки игр по всем возрастным группам. И как следствие, высокий средний уровень детей к  обучению в школу составляет 88-90%.

       Отмечаю, что особенно трудно  давались детям занятия по ФЭМП. Ведь математика очень сложная наука. Взята за основу программу
<Радуга> под редакцией Т. Н. Дороновой.  Мною составлены тематические и перспективные планы по всем возрастным группам. Математика очень строга и точна. Но я знаю, что всегда можно найти способ перехитрить этих упрямцев: не строгостью, а лаской, шуткой, сказкой, не повышая голоса, не пресекая, а переводя их шалости в нужное русло. И снова игра. Пусть дети играют, но в процессе игры можно считать и складывать.

       Чтобы занятия были увлекательны, частыми гостями на них были: разноцветные человечки, зайка, кошка Мурка с котятами, Царь и Царица, воин-богатырь, принцессы, музыкант, странник из чудесной страны математики. Играли в театры, ставили спектакли. Игра от детей требует сообразительности, внимания, учит выдержке и настойчивости, развивает у них воображения, умения быстро находить правильное решение. Все это имеет важное значение для успешного обучения в школе. Воспитанники имели  высокий и средний уровень 99% по математике.

     А так же большое внимание уделяла развитию речи,  поэтому взяла тему по самообразованию «Развитие познавательного интереса к р.н. сказке у детей в процессе занятий». Оптимизм, образность, забавность, дидактизм- эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач:

  1. Воспитание нравственности

  2. Воспитание добрых чувств

  3. Сказка и физическое воспитание

  4. Развитие мышления и воображения

  5. Сказка и математика

  6. Сказка и экология

  7. Сказка развивает руки.

Проводя диагностику детей по критериям:

   1. Рассказать, что видели, куда ходили, что случилось

   2. Использовала наст, театр, инсценировать отрывки из  Р.Н.С.

   3.Знать и пересказывать Р.Н.С.

   4.Фантазировать, воображать, сочинять свои сказки

   5. Воспитание добрых чувств к Р.Н.С.

Имела результаты за три года: высокий – 40%

                                                     Средний – 60%

В результате работы у детей:

   - увеличился словарный запас

  - стали раскованы, активны, любознательны

  - развито мышление воображения и фантазия

  - большой познавательный интерес и желание заниматься

      С опытом работы выступала на педсовете, семинаре, РМО, конференции, на конкурсе «Учитель года»(победитель конкурса), участник конкурса «Учитель года» в Западном  образовательном округе, призер конкурса в номинации «Занятие года»,сертификат участника «Современный урок», диплом победителя районного конкурса «Персональное портфолио педагога».

С введением в действие Федеральных Государственных Требований в настоящее время мною  разработана основная общеразвивающая программа дошкольного образования по возрастным группам на пять лет, общеразвивающей направленности с приоритетным  осуществлением физического развития  на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Программа принята на методсовете и утверждена. В соответствии с ФГТ содержание программы включает  совокупность  всех образовательных областей:  «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с  учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Цель программы - создать условия для максимальной реализации личности ребенка.

         Также для успешного обучения детей в школе я использую парциальные программы:

-«Математические ступеньки» под редакцией Е.В.Колесниковой, (т.ц. Москва, 2006г), с помощью которой я осуществляю свою работу с детьми  в определенной системе и последовательности:

1.учебно-методические пособия для воспитателей (рекомендации и дидактический материал);

2.рабочие тетради с развивающими занятиями;

3.тетради с диагностическими заданиями;

- «Развиваем речь» под редакцией О.С.Ушаковой, система обучения методики повышает речевой и общий интеллектуальный уровень дошкольника.

- «Методика экологического воспитания в детском саду» под редакцией С.Н.Николаевой.

-«Цветные ладошки» под редакцией И.А. Лыковой, цель формирования эстетического отношения и художественно-творческих способностей   в изобразительной деятельности.

        Одно из главных направлений в моей работе – обеспечение охраны и укрепление здоровья детей. Проблема нынешних воспитанников- недостаточная двигательная активность – гиподинамия – препятствует успешному решению задач физического воспитания, создает неблагоприятные условия для умственного развития детей, понижает их интеллектуальную активность и работоспособность.

         Из данной проблемы обозначилась моя методическая тема: «Формирование двигательной активности детей через подвижные игры».

        Так как в игре совершенствуются основные движения, воспитываются такие черты характера, как смелость, находчивость, выдержка. Подвижные игры носят коллективный характер, поэтому они требуют слаженности движений и действий, выполнения определенных правил, без правил игра не интересна.

         За три последних года по данной проблеме мною сделана картотека подвижных игр, атрибутика к подвижным играм, составлены тематический и перспективный планы по возрастным группам. За три года у детей были выявлены  диагностические данные: высокий, средний: -96%

         В детском саду созданы благоприятные условия для гармоничного развития детей: постоянно обогащается предметно-развивающая среда в группе  и на участке, удовлетворяющая интересы и потребности каждого ребенка. В организованной мною среде дети наблюдают, думают, рассуждают, конструируют.

       Детям предоставляется обширный комплекс развивающих возможностей,  это тематические уголки:

-«веселая математика»;

-«уголок природы»;

-«книжный уголок»;

-«музыкальный уголок»;

-«спортивный уголок»;

-«уголок изодеятельности»;

-«уголок здоровья»;

-«игровые уголки для мальчиков и девочек»;

-«уголки уединения и расслабления»;

        В группе разработана технология здоровьесбережения: режим дня, трехразовое питание, организована двигательная активность в течении дня- это утренняя гимнастика, физкультурные занятия на улице и спортзале, ритмика, физкультминутки, подвижные игры, бодрящая гимнастика после сна, организована работа с часто болеющими детьми. Это позволило сохранить низкий процент заболеваемости детей на одного ребенка в год

ниже областного—на 3%.

       В результате отработанной мною системы работы воспитанники  активно принимают участие в районных конкурсах и занимают призовые места:

 «Утренняя звезда», «Я и педагог», «Веселые вытворяшки», «Мама папа я-спортивная семья».

       В группе внедряется  проектная деятельность: в 2010-2011 учебном году  разработан долгосрочный проект на год «Подвижная игра в жизни малышей», краткосрочные проекты (один месяц). Проектная деятельность в дальнейшем будет продолжаться.

     С наработанным опытом выступила на педсовете, РМО, на районном семинаре и показала практическое занятие «Час здоровья».

    В детском саду организована работа логопеда и психолога, работает кружок «Школа развития».

      Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно полноценное развитие ребенка. Работа с родителями ведется на протяжении всего дошкольного периода. Используются уже ставшие традиционными формы работы:

-открытые занятия в детском саду для родителей и  учителей начальных классов;

-совместные родительские собрания;

-дети подготовительной группы посещают с января по май «Школу развития» на базе средней школы пгт Даровской.

-экскурсии по школе;

-встречи с учащимся школы бывшими воспитанниками детского сада.

      И новые формы работы:

-административно-групповые совещания с приглашением психолога, педиатра, логопеда, заместителя директора по УВР школы в начале и в конце учебного года.

-творческие конкурсы с участием родителей и воспитанников подготовительной группы.

       Считаю, что тесное сотрудничество родителей, учителей, воспитателей позволяет добиться положительных результатов в работе и вызывает у детей желание идти в школу.

      Учителя начальных классов, в которые поступили сои воспитанники из детского сада отмечают, что дети имеют высокий уровень по всем образовательным видам деятельности, хорошо развита познавательная активность, психологическая готовность к обучению, трудолюбие, усидчивость, ответственность. Дети хорошо развиты физически, воспитаны, дисциплинированы, самостоятельны, любознательны, умеют вести себя в коллективе.

     Данные ежегодно проводимого мониторинга  показывает у 88% выпускников детского сада имеют высокий уровень адаптации к школе, у 12% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.

      В заключении  хочется сказать: только заинтересованность воспитателей, родителей и учителей может сделать переход из детского сада в школу безболезненным и успешным. Ради детей можно найти силы, время и средства решения этой задачи.

По определению Д.Б.Эльконина дошкольный и младший школьный возраст- это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детство».

     Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя- педагог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность выпускников детского сада к обучению в школе

В статье раскрывается методологическая основа изучения вопроса мотивационной готовности к обучению в школе, критерии сформированности "позиции школьника", результаты обследования выпускников ДОУ по ве...

Консультация для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе»

Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные «школьные страхи» - не оправдать ожидания взрослых, общаться с учителем и однокл...

Консультация для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе»

Консультация для родителей: консультация для родителей выпускников ДОУ «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе» Ступень в жизни ребенка - 1 класс. Как помочь...

Выступление на педагогическом совете: «Преемственность как важный фактор подготовки воспитанников детского сада к обучению в школе»

Выступление на педагогическом совете по теме: "Преемственность как важный фактор подготовки воспитанников детского сада к обучению в школе"...

Консультация психолога для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе»

Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные «школьные страхи» - не оправдать ожидания взрослых, общаться с учите...

Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе

Психолого-педагогические рекомендации по решению проблемы школьной дезадаптацииВсе больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные ...