Готовность выпускников детского сада к обучению в школе
статья (подготовительная группа) на тему

Ольга Васильевна Шипнягова

В статье раскрывается методологическая основа изучения вопроса мотивационной готовности к обучению в школе, критерии сформированности "позиции школьника", результаты обследования выпускников ДОУ по ведущим мотивам, эмоциональному отношению к школе и познавательной потребности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовность выпускников

детского сада к обучению в школе

Шипнягова Ольга Васильевна,

старший воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад

комбинированного вида № 153

Одним из важных условий готовности выпускника ДОУ к школе и желательным результатом прохождения программы обучения в дошкольном учреждении является  сознательное стремление ребенка занять новую социальную позицию ученика, сформированность «внутренней позиции школьника» (термин Л.И. Божович), наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, т.е. сформированность школьной мотивации, или мотивационная готовность.

Методологическую основу изучения вопроса мотивационной готовности составляют следующие концепции: Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития; Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера об особенностях психического развития детей 6-7 лет; Л.И. Божович о проблемах мотивации обучения; А.К. Марковой о мотивации связанной с новой соц. ролью ребенка; А.Н. Леонтьева о проблеме ведущей деятельности в развитии ребенка.

Многие авторы, рассматривая старший дошкольный возраст, уделяли значительное внимание вопросу мотивационной готовности. Анализ литературы по данному вопросу позволил сформулировать ряд критериев сформированности внутренней позиции школьника или мотивационной готовности  к обучению в школе:

  • Интерес к школьно-учебному содержанию занятий, когда ребенка в школе привлекают именно учебные занятия, среди которых обучение грамоте и счету занимает первое место (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер);
  • Способность к выделению собственно учебной задачи. Под учебной понимают задачу, при решении которой основной целью деятельности ученика становится усвоение данного ему учителем образца тех действий или понятий, которые предлагает учитель (Д.Е. Эльконин, В.В. Давыдов);
  • Перестройка взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В возрасте 6—7 лет начинает формироваться внеситуативно-деловая форма общения, характеризующаяся выраженной избирательностью отношений, овладением правилами и нормами взаимоотношений, реализацией в отношениях потребностей во взаимопонимании и сопереживании (М.М. Лисина). Отношения со взрослым характеризуются тем, что ребенок выделяет функции официального взрослого — учителя, принимает правила, требования по выполнению задания (Д.Е. Эльконин);
  • Сочетание социальных мотивов, когда учение привлекает «как серьезная, содержательная деятельность, приводящая к определенному результату, важному как для самого ребенка, так и для окружающих взрослых» (Л.И. Божович), и познавательных мотивов, проявляющихся в стремлении к приобретению новых знаний и умений. Сочетание этих мотивов является наиболее благоприятным для начала школьного обучения и наиболее распространенным как среди поступающих в школу детей 7 лет, так и на протяжении первого года обучения (М.Р. Гинзбург);
  • Специфическая для внутренней позиции школьника иерархия мотивов характеризуется доминированием социальных и познавательных мотивов учения и вытеснением специфических для дошкольного возраста игровых стремлений (Л.И.Божович, М.Р. Гинзбург);
  • Появление так называемых отметочных мотивов, проявляющиеся в стремлении получать хорошие отметки и избегать плохих. Наличие потребности быть оцененным учителем, стремление получать информацию об успешности обучения и готовность «принять», согласиться с оценкой учителя. (Т.А. Нежнова);
  • Предпочтение коллективных классных занятий индивидуальному домашнему обучению, положительное отношение к выполнению общественных норм поведения, в том числе школьной дисциплины (Т.А. Нежнова);
  • Формирующееся самосознание и самоотношение, Я-концепция, представления ребенка о себе и самооценка выступают в качестве ориентиров поведения, в качестве критерия оценки ребенком своего поведения. Стремление соответствовать своему образу (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер).

 В ряде исследований познавательный интерес рассматривается в числе ведущих мотивационных тенденций, лежащих в основе учебной деятельности, а также как необходимый значимый компонент ее структуры (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.Б. Ительсон, Е.Б. Кабанов-Меллер, И.А.Лернер, А.Л. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).

Мы в своем исследовании основными изучаемыми компонентами выделили познавательный интерес и также эмоциональное отношение к обучению в школе.  Для определения выраженности познавательного интереса мы взяли методику «Мотивы умственной деятельности у старших дошкольников» (Е.Э. Кригер), для определения эмоционального отношения к обучению в школе методику «Веселый – грустный», а также методику «Познавательная потребность дошкольника» (В.С. Юркевич, модификация и адаптация применительно к школьному возрасту Э.А. Барановой).

Нами были обследованы 65 детей подготовительных групп и выявлено следующее.

  1. По ведущим мотивам умственной деятельности:

Было выявлено, что у выпускников детского сада преобладает познавательный мотив умственной деятельности – выявлен у 65% выпускников, мотив одобрения выявлен у 19%, социальный мотив – у 12%, и игровой мотив - у 4% воспитанников детского сада. Позиционный и внешний мотивы не выявлены у воспитанников детского сада.

  1. По эмоциональному отношению к школе:

В большинстве случаев у детей выражено положительное эмоциональное отношение к школе (70% положительных выборов). Почти все дети (96%) положительно относятся к ситуации ответа у доски в классе. У многих детей ситуация разговора с учителем в школьном коридоре вызывает напряжение (только 63% детей положительно отнеслись к этой ситуации). Ситуация приготовления уроков и занятий на уроках только у 74% детей вызывает положительное отношение. Ситуация неопределенности, когда ребенок из окна смотрит на уходящих в школу детей вызывает положительное отношение только у 31% воспитанников.

  1. По познавательной потребности (данный критерий оценивается воспитателем):

Высокий уровень познавательной потребности выявлен у 70% воспитанников, средний – у 13%, низкий уровень – у 17% выпускников детского сада.

Кроме того, нами было выявлено значительное процентное расхождение по всем показателям в зависимости от обследуемой выпускной группы детей по тестам, определяющим эмоциональное отношение к школе и уровню развития познавательного интереса. Выявлены незначительные расхождения результатов обследования мотивов умственной деятельности в зависимости от выпускной группы.

Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о преобладании познавательных мотивов умственной деятельности, преимущественно эмоционально-положительному отношению к школе и достаточно высоком уровне сформированности познавательного интереса у выпускников детского сада.

Расхождение результатов между обследуемыми группами, позволяет сделать предположение о том, что значительное влияние на сформированность мотивационной готовности оказывают конкретные психолого-педагогические условия, созданные в группах. Мы предполагаем, что изучение этих условий и разработка программы психолого-педагогического сопровождения позволит оптимизировать процесс мотивационной подготовки детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка выпускников детского сада к обучению в школе

К дошкольному образованию всегда предъявлялись повышенные требования....

Консультация для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе»

Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные «школьные страхи» - не оправдать ожидания взрослых, общаться с учителем и однокл...

Консультация для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе»

Консультация для родителей: консультация для родителей выпускников ДОУ «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе» Ступень в жизни ребенка - 1 класс. Как помочь...

Консультация психолога для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе»

Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные «школьные страхи» - не оправдать ожидания взрослых, общаться с учите...

Практический семинар для родителей выпускников детского сада "Ребенок на пороге школы. Психологическая готовность родителей!»

В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и уровню готовности ребенка к школе усиливается ответственность семьи как первого института социализации человека.Первоклассники преб...

Готовность воспитанника детского сада к обучению в школе

Готовность воспитанника детского садк обучению в школе.В понятии "школьная зрелость" традиционно выделяют три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Сразу оговорюсь...