Практический семинар для родителей выпускников детского сада "Ребенок на пороге школы. Психологическая готовность родителей!»
методическая разработка (подготовительная группа)

Акифьева Наталья Владимировна

В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и уровню готовности ребенка к школе усиливается ответственность семьи как первого института социализации человека.

Первоклассники пребывают в школе в состоянии информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и понимаем это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной жизни?»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_podgotovka_k_shkole.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие для родителей

«Ребенок на пороге школы. Психологическая готовность родителей!»

Здравствуйте, уважаемые родители!

- У кого сегодня хорошее настроение, поднимите руку!

- А кто меня хорошо слышит, помашите руками!

Вижу у нас превосходный контакт эмоций и хорошего настроения!

В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и уровню готовности ребенка к школе усиливается ответственность семьи как первого института социализации человека.

Первоклассники пребывают в школе в состоянии информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и понимаем это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной жизни?»

Что же стоит за определением готовности ребенка к школе? Достаточно очевидный факт: современная школа может эффективно обучать не всех детей, а только тех, которые обладают вполне определенными характеристиками, несмотря на то что обучаться способны все дети. Школа предъявляет вполне определенные требования: ребенок должен быть готов начать учиться.

Именно для вас, родители, мы сегодня разработали мероприятие на основе метода Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Это такой своеобразный квест, в итоге которого вы получите полную картину того, что необходимо знать родителю о готовности ребенка к школе!

Сейчас, я предлагаю занять места в зале за столами со шляпами разного цвета…Немного расскажу о методе шести шляп мышления.

Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления», де Боно описывает приемы, помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть ненужные эмоции, растерянность и путаницу в важной задаче, путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди, решая трудную жизненную задачу.

В нашем случае трудной задачей будет являться – Подготовка ребенка к школе!

Итак, начнем. Перед нами белая шляпа!

№1 Белая шляпа – используется для направления внимания на информацию и факты.

- что мы об этом знаем?

- какая есть информация, цифры, статистика, данные исследования?

- Какой еще информации нам не хватает?

Вашему вниманию хотим предоставить информацию о:

1. Количестве выпускников в 2019-2020 учебном году

Всего: 61 человек выпускаются из детского сада и идут в школу. Из них: 35 девочек и 26 мальчиков.

2. Что мы имеем на данный момент по диагностике «Готовность к школе»

В психологическую экспресс-диагностику «Готовность к школе» (авторы: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.) входило обследование у детей всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи, способность ориентироваться на бумаге, графический диктант, рисунок человека в полный рост, мелкая моторика рук, уровень самооценки и способность формулировать свои мысли, создавая рассказ по картинкам. В общей сложности, каждому ребенку предстояло пройти 12 тестов.

По результатам психологической экспресс-диагностики «Готовность к школе» на начало года мы имеем такие результаты: из 57 продиагностированных детей, высокий уровень готовности к школе имеют 22 ребенка (39%), средний уровень готовности к школе у 25 человек (44%), низкий уровень у 10 детей (17%). В конце года проводится повторная диагностика на подготовку детей к школе, в результате которой уровень готовности психических процессов детей обычно повышается.

3. О физической готовности детей к школе расскажет Ковалева Н.А. – инструктор по физической культуре.

4. О заболеваемости нам расскажет Л.Н. Широкова

5. О речевой готовности мы послушаем учителей-логопедов Иванову И.Н. и Акифьеву Н.В.

6. Екимова Л.Л. расскажет о творческих талантах детей.

Переходим к следующей шляпе!

№2 Красная шляпа – это наши эмоции. Позволяет высказать свои чувства и интуитивные догадки, относительно рассматриваемого вопроса.

- что мы переживаем по этому поводу?

- каковы наши догадки по этому поводу?

- что нам подсказывает интуиция?

- каковы наши ощущения, смутные предположения?

Приглашается Олеся Валерьевна Румянцева.

Уважаемые родители, которые сидят за столом с красной шляпой. Перед вами лежат 2 кляксы. Одна белого цвета, другая синего. Ваша задача написать:

На белой кляксе: Какие ситуации могут повлиять на положительные эмоции ребенка-первоклассника в течение дня.

На синей кляксе: Какие ситуации могут повлиять на отрицательные эмоции ребенка-первоклассника в течение дня.

(родители высказывают свои мнения)

Спасибо! В продолжении разговора об эмоциях, хочу предложить такой пример:

(зачитывается текст с ситуациями из жизни ребенка, постепенно наклеиваются темно-синие кляксы на радужного ребенка).

Тренинговое задание «Ребенок»

Перед нами ребенок в радужных красках! С детской открытостью и радостью жизни! Но… Давайте посмотрим на то, как могут изменится его эмоции и краски в течение одного дня…

Предположим этого радужного мальчика зовут Сергей. Давайте вместе проживем день с маленьким Серёжей.

- Утром мама подошла к Серёже и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание. Серёже стало так грустно, что его не понимают.

- Наклейте 1 кляксу на радужного мальчика.

- Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его новую рубашку. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул Серёжу, закричав на него, что тот не садится завтракать. На душе у Серёжи стало еще грустнее.

- Наклейте 2 кляксу на радужного мальчика.

- Позавтракав, Серёжа собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это Серёже не прибавило.

- Наклейте 3 кляксу на радужного мальчика.

- На крыльце школы Серёжа встретил своего друга Руслана. Руслан шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия он сильно пнул портфель Серёже так, что у портфеля оторвалась ручка. Наш Серёёжа мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.

- Наклейте 4 кляксу на радужного мальчика.

- А на уроке сегодня была контрольная работа. Серёжа так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика совсем упало.

- Наклейте 5 кляксу на радужного мальчика.

- Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел Серёжа домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома. Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и двойку по математике. А вдруг мама с папой не заметят! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира. Дверь была открыта, Серёжа страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама.

- Наклейте 6 кляксу на радужного мальчика.

 А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка только за один день. Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и школа и даже собака. А с чего начался день? Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это будет действеннее, чем окрики и толчки

Предоставляется слово Ивановой Ирине Николаевне

Мы распечатали для вас 101 способ похвалы детей и 10 заповедей для родителей. Пусть они помогут вам в ваших отношениях с детьми!

Переходим к следующему столу с черной шляпой!

№3 Черная шляпа –  защищает от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни.

- что может пойти не так?

- почему это нельзя делать?

- все наши опасения.

- все подводные камни.

Итак, давайте посмотрим на минусы или страхи, которые нас могут поджидать в школе.

Выскажите, пожалуйста, свое мнение по поводу страхов, чего вы лично боитесь в преддверии школы вашего ребенка?

Напишите свои страхи на листочке, зачитайте и выбросьте в перевернутую черную шляпу!

А сейчас – сюрприз!=)

Мы подготовили небольшой видеоролик о том, чего боятся наши дети. Видеоролик: «Школьные страхи наших детей».

Давайте посмотрим!

Предоставляется слово Ивановой Ирине Николаевне

Памятка для родителей!

Следующей по списку у нас идет желтая шляпа!

№4 Желтая шляпа – требует сконцентрироваться на поиске достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

- какие у этого положительные стороны?

- какие есть преимущества и достоинства?

- какие есть радужные перспективы?

- почему это надо сделать?

А Иванова Ирина Николаевна поможет заполнить Чашу успеха!

Давайте подумаем, что позитивного мы будем иметь от того, что ребенок пойдет в школу? 

Запишите позитивные качества ребенка, который пойдет в школу на капельках и положите в Чашу успеха!

Пример:

- новые знакомства

- новые знания

- самостоятельность

- уверенность

- взросление

- ответственность

Следующая шляпа – зеленая!

№5 Зеленая шляпа – креатив! Создает новые идеи, модифицирует уже существующие, ищет альтернативы, исследует возможности и разрушает стереотипы.

- какие есть альтернативы?

- какие новые идеи связаны с этим?

- как это еще можно реализовать?

- что еще можно с этим сделать?

А сейчас мы предлагаем придумать способы, которые помогут пробудить у ребенка желание учиться!

Давайте сейчас проведем упражнение «Продолжи предложение!»

Мы будем передавать микрофон друг другу со словами:

«Чтобы помочь моему ребенку стать успешным учеником я буду…».

Пример:

- посещать с ребенком интерактивные программы

- ездить вместе с ребенком в музеи

- проходить квесты…

Ну и в завершении нашей дискуссии о подготовке к школе, давайте обратимся к синей шляпе!

№6 Синяя шляпа – аналитик. Служит для управления самим процессом работы, координирует работу, собирает результаты, организовывает, регламентирует. Её используют в начале, для определения порядка работы, и в конце, чтобы обобщить достигнутые результаты и обозначить новые цели.

Приглашается Чернышова Е.Ю.

Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе. Вот основные из них:

1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);

2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);

3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

Итак подведем итоги:

  1. Цель сформулирована и доступна! На данный момент - это развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе. Можно обратиться за консультацией к специалистам.
  2. Контролируется вами.

Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

Самый важный способ развития  - читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день.

Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование.

  1. Вы можете видеть, слышать и осязать успехи вашего ребенка
  2. Сделать выбор правильной и подходящей информации
  3. Есть нужные ресурсы (деньги, время, идеи…)
  4. Исследованы препятствия
  5. Обозначены первые шаги

Главное условие успешной учебы - сформировать не потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого "пытливого ума". Собственно говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей - эту пытливость поддерживать, а не подавлять.

В заключении хочется сказать: Все будет хорошо, если вовремя постараться!=)

А напоследок мы хотим показать вам видеоролик с участием учителя начальных классов. Мы задали ей 2 простых вопроса:

- «На что следует обратить внимание родителям будущих первоклассников?»

- «Чем должен владеть будущий первоклассник?»

Наша встреча подошла к концу, и мы хотим пожелать вам мира в сердце, любви, понимания и терпения к вашим детям. Пусть душевная гармония будет в отношениях с вашим ребенком. Пусть школа станет одним из важных и позитивных этапов в жизни вашей семьи! А нам остается сказать, что наши дети – самые лучшие и мы сделаем для них все, что от нас зависит!!!=))

Спасибо что были с нами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для родителей "Как подготовить ребенка к школе. Психологическая готовность родителей".

Семья играет важную роль в психическом, физическом и педагогическом развитии дошкольника, и от правильного семейного воспитания зависит его готовность к учебе в школе. Однако, как показывает практика,...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность.»

В статье даны рекомендации по психологической подготовке ребенка к школьному обучению, а также практические советы и игры, которые могут применять родители в повседневной жизни при общении с реб...

Семинар - практикум для родителей «Развитие и обогащение словаря ребёнка.Подготовка детей к школе.Психологическая готовность»

Семинар - практикум для родителей  «Развитие и обогащение словаря ребёнка.Подготовка детей к школе.Психологическая готовность"....

Семинар для родителей подготовительной группы «Ребенок на пороге школы»

Целевая аудитория: родители будущих первоклассниковЦель: создать условия для формирования понятия «Готовность ребенка к школе»Задачи:·...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

Портрет выпускника детского сада на пороге школы.

Портрет выпускника детского сада на пороге школы.Подготовка ребёнка к обучению в школе - одна из актуальных проблем в образовании. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она полностью м...

Статья "Выпускник детского сада на пороге школы".

Дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее развитие.Развитие ребёнка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днём...