Искусствоведческая и педагогическая литература о формировании графических навыков и умений у детей дошкольного возраста
статья на тему

Сидоркина Татьяна Сергеевна

Детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей: искусствоведов, психологов, физиологов, педагогов. Представители различных наук подходят к изучению детского рисования с разных сторон: искусствоведы – стремятся подтвердить правильность тех или иных эстетических концепций; психологи – ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка; педагоги – обсуждают проблемы руководства детским рисованием и ищут оптимальные пути обучения, способствующие художественному развитию детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Искусствоведческая и педагогическая литература о формировании графических навыков и умений у детей дошкольного возраста

Детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей: искусствоведов, психологов, физиологов, педагогов. Представители различных наук подходят к изучению детского рисования с разных сторон: искусствоведы – стремятся подтвердить правильность тех или иных эстетических концепций; психологи – ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка; педагоги – обсуждают проблемы руководства детским рисованием и ищут оптимальные пути обучения, способствующие художественному развитию детей.

Значительный интерес к особенностям рисования детей возник в конце XIX – начале XX столетия, изменились взгляды в области педагогики, что оказало влияние на мировоззренческую установку методики обучения детей рисованию. Именно этот период был выделен основной круг вопросов, которые на протяжении всего ХХ века являлись дискуссионными для педагогов. Центральным среди них был вопрос о соотношении творчества детей в ходе изобразительной деятельности и возможностей их обучения изобразительной технике.

Дошкольный возраст имеет огромное значение в жизни человека, в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности. Вопросы возникновения и развития детского рисунка издавна привлекали внимание многих специалистов.

Педагоги А.Коменский, И.Песталоцци, Ф.Фребель, придавали большое значение детскому рисованию. Они считали, что «оно доставляет детям удовольствие, и нельзя лишать их этой полезной забавы». Обучение детей рисованию рассматривалось как подготовка руки и глаза к письму, а также первая ступень общей системы обучения изобразительному искусству. Дети проходили подготовительный курс тренировки руки и глаза для передачи в дальнейшем объемной формы предметов на плоскости [7, 138].

Труд Г. Кершенштейнера «Развитие художественного творчества ребенка» имеет ярко выраженную педагогическую направленность. В своей работе исследователь делает вывод, что «замкнувшееся в заколдованном круге геометрического и античного орнамента преподавание рисования оставляет совершенно незатронутыми графические способности ребенка» [6, 12].

Американский педагог Л. Тедд считал развитие ловкости руки, ее подвижности важным условием выражения содержания изображения В его работе «Новый путь художественного воспитания юношества и детей» говорится: обучение рисованию маленьких детей целесообразно начинать, используя для этого всевозможные упражнения, заключающиеся в нанесении различных линий, изображении геометрических форм. При этом необходимо учить рисовать двумя руками одновременно с целью развития обоих полушарий головного мозга и тактильной памяти. После того как дети овладеют широкими формообразующими движениями, они начинают осваивать более мелкие движения [7, 142].

Д.Л. Иванов — писатель, художник, ученый-этнограф, в своей книге «Дошкольное рисование» (1912) предлагает методику обучения детей дошкольного возраста рисованию, аппликации в виде советов родителям, считает, что детей обязательно нужно учить рисованию с самого раннего возраста, воспитывая при этом чувство прекрасного, глубокое знание природы, сохраняя свободу творчества.  Говорит о значении рисования для эстетического воспитания маленького ребенка. Умение рисовать облегчает школьное обучение, оно полезно и в практической деятельности взрослого человека [2, 22].

Русский ученый В.М. Бехтерев в книге «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» основное внимание уделяет характеру наносимых детьми штрихов и форм, вместе с тем указывает и на раннее стремление детей к изображению. Условием правильного развития детского рисования считает обучение маленьких детей технике рисования: держанию карандаша, пользованию им. Разумно организованное подражание взрослому, по его мнению, не лишает детское рисование возрастного и индивидуального своеобразия [8, 27].

К.М. Лепилов, подчеркивая важность обучения технике рисования, отмечал, что руководитель должен оказать детям помощь в овладении различными материалами, в приобретении навыка обращения с ними. Писал: «Предоставленные же самим себе, дети-рисовальщики останутся на известной ступени, на определенных излюбленных темах и схемах и дальше не двинутся. С другой стороны, они не получат графической грамотности…» [3, 13].

В работах известного педагога Е.А.Флериной хорошо прослеживается переход от свободного воспитания детей к обучению технике рисования, но не определяется содержание обучения и не выделяются методы выработки технических навыков рисования.

М.Монтессори утверждала необходимость систематического обучения маленьких детей тем видам деятельности, которые основываются на навыках движения и на упражнении сенсорных процессов. Она разработала стройную систему сенсорно-действенной тренировки. Рисование рассматривала как упражнение руки в начертании линий и геометрических фигур [8, 17].

Известный художник-иллюстратор Е.И.Чарушин на основе анализа рисунков из детских садов пришел к выводу о недостатках в обучении детей рисованию и предложил свой метод, опубликовав в 1943 г. в журнале «Дошкольное воспитание» статью «Мой метод обучения малышей рисованию». Занимаясь рисованием с дошкольниками, проявлял заботу о том, чтобы техника работы карандашами и красками не затрудняла, а облегчала создание изображения. Он указывал на то, что если ребенок неправильно держит карандаш и кисть (в кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро утомляется, изображение затрудняется и ребенок лишается радости творчества. Художник считал необходимым показывать детям правильные способы пользования карандашом и кистью, отдельные приемы изображения [3, 16].

Крупнейший ученый в области эстетического воспитания и формирования детского художественного творчества Н.П.Сакулина заложила теоретические основы и разработала методику обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Отстаивала принцип обучения в руководстве детским изобразительным творчеством. В начале сороковых годов, когда господствовала позиция невмешательства в детское творчество, предоставления детям свободы в выборе материалов, тем, техники изображения, Нина Павловна твёрдо придерживалась мнения о важности передачи детям опыта изобразительной деятельности, накопленного в историческом развитии человечества, подчёркивала роль обучения в развитии изобразительного творчества, начиная с младшей группы детского сада. Эти взгляды нашли отражение в статье «Руководство изобразительными занятиями в младшей группе детского сада», опубликованной в сборнике «Художественное воспитание малышей» и в публикациях журнала «Дошкольное воспитание» (1941). Ею был поставлен вопрос о необходимости отбора объектов для наблюдения, доступных и понятных детям, о руководстве процессом наблюдения со стороны педагога. Под ее руководством и при ее непосредственном участии был создан первый учебник для педагогических училищ [4, 76-86].

Анализируя способности к рисованию, Н.П.Сакулина указывала на то, что должны быть развиты способности к изображению и художественному выражению, представляющие два этапа развития способности к рисованию, высшим из которых является способность к выражению. (Но было бы неправильным думать, что эта способность проявляется на определенном возрастном уровне, когда у ребенка в совершенстве сформирована способность к изображению.) Обе эти способности развиваются постепенно, взаимосвязанно. Художественное выражение возможно на разных возрастных ступенях по мере овладения средствами графического изображения и техники рисунка. Далее Н.П.Сакулина выделила следующие компоненты способностей к изображению: 1) восприятие и связанные с ним представления; 2) овладение средствами графического изображения; 3) овладение техникой рисунка. По ее мнению, эти компоненты тесно взаимосвязаны и не могут порознь обеспечить развитие способности к изображению. Основным определяющим компонентом способности к изображению следует считать овладение средствами графического изображения. Развитие этой способности обусловливается приобретением известного объема умений или навыков. Овладение комплексом умений и навыков на той или иной ступени развития личности может уже рассматриваться как достигшая известного уровня способность. Из сказанного исследователем становится ясно, что важное значение она придавала такому компоненту, как овладение средствами графического изображения. Это следует подчеркнуть, так как мы имеем дело с малышом, который впервые сталкивается с изобразительной деятельностью, только начинает овладевать ее действиями и операциями, без чего осуществление этой деятельности невозможно. Говоря о значении названного компонента, автор писала о том, что рисование невозможно без овладения средствами графического изображения, без приобретения известного объема умений, позволяющих перенести зрительно воспринимаемый облик предмета в графический образ. Способность к изображению формируется лишь при условии овладения графическими навыками [8].

Ученица Н.П.Сакулиной, Т.С.Комарова, изучая формирование техники рисования у дошкольников, раскрыла специфику развития умений и навыков, их значение для становления изобразительной деятельности детей.

Т.С.Комарова считала, что дети, не освоив способы рисования, чувствуют себя беспомощными. Они не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что, в свою очередь, вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей – все это вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное. Это, в конце концов, приводит к потере интереса к этой деятельности. Поэтому, овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развитие способности к рисованию [5, 5].

Правильные графические навыки нужно формировать с самого начала обучения детей рисованию, не ожидая закрепления неправильных. В младшем дошкольном возрасте эффективным является путь «механического руководства», к которому относится способ пассивных движений (когда взрослый движет рукой ребенка) [3, 94].

Обучаясь рисунку, ребенок преодолевает трудности, связанные с развитием зрительно-двигательной координации и приобретает навык в управлении движениями своей руки. Развитие движений руки в дошкольном возрасте надо считать очень важной задачей. Развитая рука позволяет более точно передавать контуры изображаемого предмета. Для формирования двигательных навыков руки, необходимых для рисования, могут быть полезны специальные упражнения, обучение с помощью подражания взрослому, т.е. с помощью последовательного показа способов и приемов изображения [1, 25-29].

Вместе с тем, Г.А.Урунтаева указывает на то, что всякая деятельность требует определенных технических умений и навыков, только тогда можно достичь оригинального результата, если освоил их. Дети, не владея соответствующими навыками и умениями, видят низкое качество своей продукции и теряют интерес к деятельности.

Анализ искусствоведческой и педагогической литературы позволил нам определить, что формирование графических навыков и умений у детей дошкольного возраста требует длительного времени и постоянного внимания. С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно держать инструмент, пользоваться разнообразными материалами. Мы видим, что многие исследователи придавали большое значение овладению маленькими детьми техникой рисунка, подчеркивая важность этого для создания изображения. В монографии Т.С.Комаровой, посвященной формированию у детей графических навыков, это направление в работе с детьми по изобразительной деятельности получило научное обоснование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: АПН РСФСР, 1959. – 190 с.
  2. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 255 с.
  3. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования. – 3-е изд. М.: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с.
  4. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания. – М.: Издательский дом «Зимородок», 2006. – 418 с.
  5. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности: младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 120 с.
  6. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 144 с.
  7. Лабунская, Г.В. Изобразительное творчество детей. – М.: Просвещение, 1965. – 208 с.
  8. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.В. Погодина. – 5-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.
  9. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965. – 215 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы Английского клуба «Робин Гуд» по формированию элементарных навыков иноязычного общения у детей дошкольного возраста

В рамках муниципального эксперимента по теме «Интегрированная деятельность по раннему обучению английскому языку в системе детский сад – начальная  школа – педагоги – родители – дети» в наш...

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему....

Обобщение передового педагогического опыта: Статья " Формирование фундамента физического и психического здоровья детей дошкольного возраста"

Всё начинается с детства.Самое главное , что заботит родителей, воспитателей ( а мы тоже родители)-это здоровье наших детей. Когда ребёнок , да и взрослый здоров , то у него всё получается,  у не...

«Развитие певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста»

Пение, наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольников. Дети любят петь. Поют охотно и с удовольствием. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности:...

Самообразование Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего  дошкольного возраста...

Формирование коммуникативных навыков и речевой активности детей дошкольного возраста

Общение, являясь одним из главных условий полноценного развития ребёнка, имеет сложную структурную организацию, основными компонентами являются предмет общения, коммуникативная потребность и мотивы, е...

«Формирование графических навыков и умений у детей дошкольного возраста в процессе речевого развития».

Обучение детей письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача - учиться писать. И тогда обучен...