«Развитие певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста»
консультация на тему

Алексеева Людмила Викторовна

 Пение, наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольников. Дети любят петь. Поют охотно и с удовольствием. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: слух, память, чувство ритма, речь. Кроме этого укрепляются лёгкие и весь голосовой аппарат, формируются личностные качества: чувство товарищества, организованности, выдержки, коммуникативные качества, не говоря уже о нравственной стороне.

Работая музыкальным руководителем в детском саду, особое внимание  уделяю развитию певческих навыков и умений у детей.

Для  более эффективной работы по данному направлению определила цель и задачи (слайд).

Чтобы успешно решать эти задачи применяю различные методические приёмы, доступные детям.

Каждое занятие начинаю с музыкального приветствия «Доброе утро», «Здравствуйте», используя дирижёрский жест. У детей устанавливается координация между  голосовым и зрительным аппаратами.

Первое знакомство с песней провожу в яркой, эмоциональной форме, обращаю внимание на содержание песни, на средства музыкальной выразительности. Для более яркого эмоционального восприятия песни детьми  использую различные образы, пособия, игрушки и т.д.

При дальнейшем разучивании песни применяю методические приёмы. Такие как:

·        пение на одном звуке

·        пение а capella

·        дирижёрский жест

·        пение с музыкальными инструментами

·        хор и солист

·        пение со «звучащими жестами» и другие.

В работе над певческими навыками и умениями у детей помогают различные пальчиковые игры с пением (О.И. Крупенчук, Е.А. Поддубная и т.д.). Сочетание пальчиковой гимнастики с яркими музыкальными образами создаёт благоприятный эмоциональный фон, развивает память, чувство ритма и музыкальной звуковысотности, артикуляционный аппарат, помогает фантазировать.

Чтобы подготовить голосовой аппарат к пению ввожу на занятиях дыхательные упражнения: «Хитрая змея», «Шорох листьев», «Нюхаем цветок», «Задуй свечу», «Подуем на снежинку» и т.д. А также распевки на звуки и слоги. Большое внимание уделяю напевным песням лирического характера, в народном фольклоре они называются «протяжные» песни, так как последнее время у детей, наблюдаются частые простудные заболевания.   При пении таких песен развиваются не только лёгкие, укрепляется певческий аппарат, голосовые связки, активизируются мышцы гортани и глотки, связанные с мышцами артикуляционного аппарата, что даёт возможность противостоять простудным заболеваниям.

Весёлые песенки-потешки,  прибаутки раскрепощают зажатый детский организм, вызывают положительные эмоции у ребёнка, формируют правильное дыхание, снимают раздражение, дают выход эмоциям, да и просто улучшают настроение ребёнку. А если они украшены звучанием детских ударных и шумовых инструментов, то это вызывает у детей ещё большую радость и восторг. Почти в каждую песню ввожу элементы игры, т.е. проводится инсценирование песни с детьми.

Все эти приёмы развивают детей духовно, физически и, что очень важно, творчески. Дети  сочиняют свои мелодии и маленькие песенки.  

 Очень важно, чтобы дети не потеряли интерес к песне. Дети поют не только на занятиях, развлечениях и праздниках, но и в свободной деятельности с воспитателями. Поэтому с каждым педагогом ведётся индивидуальная работа по разучиванию песенного репертуара, даются рекомендации, как использовать знакомый музыкальный репертуар на других занятиях и в самостоятельной деятельности. Провожу с педагогами консультации и беседы, где знакомлю их с методами и приёмами обучения детей пению.

Если воспитатель «поющий», т.е. чисто интонирующий, имеющий хорошие вокальные данные, знающий много детских песен, то дети в группе стараются подражать его пению и у них быстрее развиваются певческие навыки. Итогом работы с педагогами явилось их выступление  перед детьми на празднике, посвящённому Дню дошкольного работника и выступления совместно с детьми в выездных концертах: в воинских частях, в Доме престарелых и в Доме ремёсел на открытии городской выставки-конкурса семейного декоративно-прикладного творчества «Подарок маме своими руками», посвящённого Дню матери.      

Развитие  певческих навыков – процесс очень кропотливый и сложный. Поэтому  в своей работе тесно сотрудничаю с родителями. Они являются полноправными участниками образовательного процесса. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах разъясняю вопросы по охране детского голоса, рассказываю о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях. Оформила консультации для родителей: «Охрана детского голоса», «Пойте вместе с детьми», «Колыбельные песни – лирика материнства», «Советы тем, кто хочет научиться петь». Провела анкетирование родителей  по вопросу: «Какие песни вы поёте с детьми дома?» Было предложено назвать 2-3 песни по следующим жанрам:

·        колыбельные песни – всего 30% назвали песню «Спят усталые игрушки»;

·        народные песни – 40% назвали «Во поле берёза стояла», 60% - «Ой, мороз, мороз»;

·        песни из мультфильмов – «Пусть бегут неуклюже» - 50%,

·        песни современных детских авторов – называли песни, которые мы поём в детском саду – 15%;

·        эстрадные песни – «О боже, какой мужчина» - 90%

«Рома, Рома, Роман» - 57%

«Лето»                - 42%

Псай «Гангнам» - 73%

         Анкетирование показало, что родители не знают колыбельных песен, не знают и не поют народные песни! А ведь это наша культура! Обращаю внимание родителей на излишнее увлечение эстрадными песнями, непонятными детям по смыслу и сомнительными по этическому содержанию. Слушая песни непонятного содержания, ребёнок становится эмоционально неустойчивым. Я не говорю о том, что нельзя совсем не петь современные эстрадные песни. Разъясняю родителям, что из огромного потока песен надо выбирать те, которые доступны и понятны детям, чтобы мелодии песен соответствовали вокальным возможностям детей (их диапазону). Ведь голосовой аппарат ребёнка-дошкольника ещё не сформирован, а голосовые связки тонкие и хрупкие.

         Родители совместно с воспитателями и детьми принимают участие в музыкальных сказках, исполняя вокальные партии (спектакль «Главное слово» по мотивам сказки И. Токмаковой, музыка Е. Антипиной).

         Большое влияние на развитие эстетического вкуса оказывает профессиональное пение. В рамках реализации проекта «Знаем! Помним! Гордимся!» мы приглашали в детский сад солиста Ансамбля Песни и Пляски Краснознамённого Северного флота Владимира Тимошенко, который исполнил для детей песни военных лет. С какой радостью и восторгом дети пели вместе с ним песню «Катюша» композитора М. Блантера, поэта М. Исаковского. Слушая пение в качественном исполнении, у детей прививается навык чистого интонирования, формируется певческая культура и появляется желание петь не только в детском саду.

         В процессе последовательной и систематической работы по развитию певческих навыков и умений у детей выработались такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, выразительно исполнять песню, донося до слушателей характер и содержание песни.

Мы рады, что наши дети поступают в музыкальную школу, в школу искусств, поют в вокальных и хоровых студиях детских учреждений дополнительного образования.  

 

Список литературы:

 

1.     Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению». «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2005.

2.     Ветлугина Н. А. «Музыкальный букварь», М., 1961.

3.     Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей», Ярославль, «Академия развития», 1997.

4.     Метлов Н. А. «Музыка детям», М., «Просвещение», 1985.

5.     Поддубная Е. А. «Музыкальные пальчиковые игры», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011.

6.     Кацер О. В. «Значение голосовых упражнений в развитии ребёнка».

7.     Радынова О. П. «Музыкальное воспитание дошкольников», М., 1994.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусствоведческая и педагогическая литература о формировании графических навыков и умений у детей дошкольного возраста

Детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей: искусствоведов, психологов, физиологов, педагогов. Представители различных наук подходят к изучению детского рисования с разных сторон...

План самообразования 2019-2020 г.г. Тема: «Развитие конструктивных навыков и умений у детей раннего возраста».

Конструктивная деятельность является идеальной формой работы педагога с воспитанниками, которая позволяет ребёнку самостоятельно конструировать и придумывать свои игрушки в ра...

Развитие коммуникативных навыков и речи у детей дошкольного возраста.

Очень точно значение формирования коммуникативных способностей у дошкольников определяет детский психолог М.И. Лисина. «Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, ...

Статья по дошкольной педагогике на тему: "Развитие певческого и разговорного дыхания у детей дошкольного возраста".

Эта статья написана мною для педагогов и родителей, которые ищут интересный и доступный материал для своей работы по развитию певческого и речевого дыхания. Она основана на знаниях, приобретëнных мною...

Развитие коммуникативных навыков и речи у детей дошкольного возраста

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение,  чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки...

«Формирование графических навыков и умений у детей дошкольного возраста в процессе речевого развития».

Обучение детей письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача - учиться писать. И тогда обучен...