План самообразования 2019-2020 г.г. Тема: «Развитие конструктивных навыков и умений у детей раннего возраста».
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Лысенко Анна Юрьевна

Конструктивная деятельность является идеальной формой работы педагога с воспитанниками, которая позволяет ребёнку самостоятельно конструировать и придумывать свои игрушки в разных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobr_2091.docx20.54 КБ
Файл plan_samoobr_konstr_tabl.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию воспитателя гр.№ 2 Лысенко А.Ю

Тема: «Развитие конструктивных навыков и умений у детей раннего возраста».

                      2019-2020г.г.

                                                                                     

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2019 – 2020 учебный год .

Тема: «Развитие конструктивных навыков и умений у детей раннего возраста в разнообразных видах детской деятельности».

Дата начала работы над темой: сентябрь 2019 года Предполагаемая дата окончания работы: май 2020 года

Актуальность темы: Конструирование-одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для  малыша. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка.

Все дети любят играть, но не у всех, получается, делать это самостоятельно, да ещё с любой игрушкой. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребёнок дополняет представления об окружающем, нужно отметить, что готовые игрушки лишают ребёнка возможности творить самому. А конструктивная деятельность является идеальной формой работы педагога с воспитанниками, которая позволяет ребёнку самостоятельно конструировать и придумывать свои игрушки в разных видах деятельности, в режиме игры. Конструирование не только любимое и увлекательное занятие для детей, но и весьма полезное, которое тесно связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе конструирования идёт работа над развитием воображения, творчества. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Актуальность выбранной темы также обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. В процессе конструирования дети учатся работать по показу, по образцу, по предложенным инструкциям, у них формируются умение взаимодействовать со взрослым.

 развиваются коммуникативные навыки, Конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире. Конструирование направлено на развитие следующих процессов: Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.

Гипотеза.

Планирование и проведение различных мероприятий с детьми и педагогами по конструктивной деятельности, использование методической литературы, пособий, иллюстративного материала по конструированию, применение разнообразных приёмов, систематическая работа создаёт все необходимые условия для формирования интереса и развития конструктивных  способностей , познавательных действий, творчества, воображения. Все эти личностные качества  полностью соответствуют задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДОУ.

Цель: Формировать у детей интерес к конструктивной деятельности, развивать технические и конструктивные навыки и умения, используя практический материал. Задачи: - повысить своё профессиональное мастерство, проанализировать методическую и художественную литературу по данной теме; - создать благоприятную развивающую предметно – пространственную среду для формирования интереса и развития конструктивных навыков и умений у детей; - расширить представление детей о деталях конструктора (кубик, кирпичик,треугольник ); - дать представление о вариантах расположения строительных форм на плоскости; - познакомить с величиной (большой – маленький) и формой предметов; - научить детей различать основные цвета (красный, желтый, зеленый); - учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей) для обыгрывания; - способствовать приобщению детей к умению слушать, стимулировать речевую активность, действовать по образцу.

План по самообразованию поможет на практике показать влияние конструктивной деятельности на развитие творческой активности и самостоятельности детей, способности к познавательным действиям, развитию интереса к конструированию.

Планируемый результат:

  • У детей формируется сенсорный опыт в поиске конструктивных действий, экспериментирования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающим материалом.  
  • Дети начинают проявлять интерес к конструированию (выкладывают постройки по образцу воспитателя, по показу и словесной инструкции).
  • Развивается познавательная деятельность, расширяются элементарные  представления детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию.
  • Дети пытаются конструировать самостоятельно.
  • Дети интересуются разными видами конструктора;

     различают детали (кубик, кирпичик,треугольник);

     различают основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий);

     различают величину (большой – маленький, длинный-короткий)

    У детей повышается речевая активность, расширяется пассивный словарь.

 



Предварительный просмотр:

1

Чтение потешек и стишков про кубики.

Знакомство с деревянный и пластмассовым строительным  набором. Знакомство с крупным набором «Лего». Изучение методической литературы по теме самообразования.

Знакомство с программой Л. В. Куцаковой  «Конструирование и художественный труд в ДОУ» . Диагностический инструментарий составлен на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы – Подбор иллюстративного материала, пособий, художественной литературы, д/ игр по конструктивной деятельности для детей.

Создание в группе развивающей предметно – пространственной среды.

Сентябрь

2

Тема«Знакомство с конструктором»

Цель: Развивать элементарные конструктивные навыки в процессе действия со строительными деталями, разбирать постройки, а не ломать их. Учить не разбрасывать строительный материал. Развивать умение сооружать несложные постройки по показу воспитателя и обыгрывать их.

Тема: «Знакомство с кубиком из строительного материала на столе». 

Цель: Побуждать детей к рассматриванию кубика красного цвета.

Октябрь

3

.1.«Домик» Цель: Учить совершенствовать действия во время постройки, закрепление понятий величины и цвета. Настольный строительный материал

2. «Домик по образцу без показа» 

Цель: Совершенствовать основные приемы конструирования: прикладывание, накладывание. Напольный строительный материал

 


Ноябрь

4

Тема: «Башня из кирпичиков». 
Цель
: познакомить детей с кирпичиком. Учить действовать по показу, акцентировать внимание детей на зеленом цвете, способствовать речевому общению.
Тема: «Башенка».
Цель: продолжать знакомить детей с кирпичиком. Учить действовать. По показу, акцентировать внимание детей на зеленом цвете, способствовать речевому  общению. 

Цель: Продолжать развивать умение сооружать постройки по показу воспитателя и повысить интерес к игровым действиям. Учить обыгрывать постройку игрушками. Формировать элементарные навыки конструирования (моделирования) методом накладывания, прикладывания. Воспитывать умение играть с детьми и взрослым.

Декабрь

5

 Знакомство с прямоугольным кирпичиком из мелкого строительного материала на столе. 

Цель: Побуждать детей к рассматриванию деталей необходимых для постройки.

Тема: «Дорожка».
Цель: закреплять навыки, приобретенные на предыдущих занятиях, закреплять знание основных цветов, учить детей вступать в контакт со сверстниками.
Материал: кирпичики разного цвета, шарики разных цветов.
Тема: «Дорожка для матрешки».
Цель: продолжать учить детей производить элементарные действия с однородным строительным материалом, плотно прикладывая, кирпичики  друг  к другу  узкой  короткой гранью. Акцентировать внимание на зеленом цвете. Активизация пассивного и активного словаря за счет слов: кирпичик, приложи, топ-топ. Учить игровым действиям.

Тема: «Дорожка из кирпичиков двух цветов».
Цель: продолжать учить строить дорожки из кирпичиков, прикладывая, их друг к другу узкими короткими гранями; различать постройки по цвету, играть с ними. Активизация пассивного и активного словаря за счет слов: возьми, положи кирпичик, кап-кап, топ-топ.

Январь

6

Закреплять сенсорные эталоны (цвет, форма)

Тема: «Стул для матрешки».
Цель: учить детей одновременному действию с деталями двух видов кубиком и кирпичиком, различать их. Продолжать учить приемам прикладывания и объяснения, а также продолжать учить детей строить.

Тема: «Стульчик для петушка».
Цель: учить детей выполнять элементарные действия с однородными деталями. Продолжать знакомить детей с кубиком. Учить действовать по словесному указанию, совершенствовать игровые действия. Акцентировать внимание на красном цвете. Способствовать речевой активности детей.

Февраль

7

1. «Домик» Цель: Учить совершенствовать действия во время постройки, закрепление понятий величины и цвета. Настольный строительный материал

2. «Домик по образцу без показа» Цель: Совершенствовать основные приемы конструирования: прикладывание, накладывание, перекрытие. Напольный строительный материал

3. «Разноцветные постройки» Цель: Учить использовать разные строительные детали для различных построек Настольный строительный материал

Март

8

Цель: Определение уровня сформированности интереса к конструктивной деятельности. Выявление знаний и умений по конструированию.

Свободное конструирование Цель: Закреплять навыки конструирования, полученные в течение года. Побуждать к коллективному творчеству. Из разных строительных материалов.

 П/и «Большие ноги шли по дороге» Цель: Сочетание двигательной активности с освоением приемов конструирования.

апрель

 Выставка консультаций, наглядного материала, пособий для педагогов по конструированию.

Фотовыставка работ детей.

Заключительная диагностика детей.

май

Список используемой литературы:

1. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения / Отв. ред. М. Н.    Скаткин; сост. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаева. - М.: Педагогика, 1987. - 400,

2. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование» – М.: Издательский дом «Карапуз», 1993г.

3. «Развитие познавательных способностей детей в процессе дошкольного воспитания» Под редакцией Л. А. Венгера. " [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/vrp-1986/rpv-001.htm]

Предоставление опыта работы на следующих мероприятиях:

Предоставление плана работы по теме самообразования в методический кабинет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по теме:«Развитие конструктивных навыков детей раннего возраста через систему развивающих игр»

Перспективное планирование по теме: "Развитие конструктивных навыков через систему развивающих игр"...

«Развитие певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста»

Пение, наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольников. Дети любят петь. Поют охотно и с удовольствием. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности:...

Самообразование на 2018-2019 уч.год. Тема: Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора. МАДОУ ДС №15 «Югорка» Воспитатель: Кузнецова Наталья Владимировна

Самообразование на 2018-2019 уч.год.Тема: Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора.МАДОУ ДС №15 «Югорка»Воспитатель: Кузнецова Наталья Владимировна...

Тема: « РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ SOFT SKILLS У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО»

Soft skills — это универсальные навыки, которые помогут ребёнку быть успешным, независимо от того, какую профессию он выберет в будущем. Это та база, на которой стр...