Сообщение из опыта работы на тему "Формирование нравственных навыков и культуры поведения детей раннего возраста"
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Аккутуальность темы, цели, задачи, формы реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОГКУЗ «БРАТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ТЕМА:

«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НАВЫКОВ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Автор: воспитатель

Второй квалификационной категории

Абросимова Елена Юрьевна

БРАТСК 2015

Тема: «Формирование нравственных навыков и культуры поведения у детей раннего возраста»

«Добрый человек не сваливается с неба.

Его надо воспитывать.»

В.А. Сухомлинский.

     

    Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. Поэтому необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрым – значит, уметь сопереживать, то есть уметь понимать другого, сердечно ему сочувствовать и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать первые шаги.          

      Считаю выбранную тему актуальной, так как в наше время наблюдается ряд проблем развития подрастающего поколения: у детей наблюдается огромная потребность в гуманных отношениях нашего общества; дети недостаточно подготовлены к самостоятельной жизни; детство детей нередко сопровождается жестоким обращением с ними, особенно это касается детей, которые воспитываются в неблагополучных семьях и попадают в специализированные учреждения – обиженные, озлобленные, никогда не слышавшие ласковых слов. Кто из них вырастет, если это не исправить? Ранний возраст - важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития. У моих воспитанников нет любящих родителей и поэтому я, насколько это возможно, хочу показать им другой мир – мир любви, доверия и доброты. Поэтому, чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения.

    Цель моей работы – это сформировать положительные навыки, привычки и культуру поведения детей.

    Цель определила ряд задач:

1.Формировать культуру деятельности (убирать игрушки, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам; учить доводить начатое до конца).

2.Формировать культуру общения (Способствовать накоплению опыта доброжелательных и гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; учить употреблять «вежливые слова»; спокойно вести себя в общественных местах, быту).

3.Прививать детям культурно – гигиенические навыки, выработать привычку к чистоте и опрятности через режимные моменты, игру с куклами, культуру поведения.

4.Воспитывать определенные элементы нравственного сознания и нравственных чувств (доброжелательства, симпатии, дружбы, сочувствия, сопереживания, коллективизма, дисциплинированности и т. д.).

    Для успешной реализации задач, мною:

- изучена литература по данной теме;

- дополняется предметно – пространственная среда, стимулирующая к активной игровой деятельности;

- создаются благоприятные условия для реализации системы мероприятий, направленных на формирование нравственных навыков и культуру поведения.

     С помощью изученной литературы, составляю консультации для педагогов, разработала перспективный план по данной теме, конспекты занятий, картотеки игр, дидактические пособия, презентации, проводятся разнообразные мероприятия с детьми.

      На занятиях использую методы: словесный, наглядный, практический.

     Свою деятельность по формированию нравственных навыков и культуры поведения, я провожу в разных формах:

     Знакомство со сказками, такими, как: «Репка», «Теремок», «Курочка – Ряба», «Колобок». Слушая их, ребенок может остро прочувствовать героев – их характер, проблемы. Ребенок сопереживает героям, видит нехорошее отношение отрицательных персонажей, эмоционально выражает свое видение. Дети учатся взаимопомощи, самостоятельности, сочувствию. Например: После чтения сказки «Репка» можно специально остановиться на дружной работе героев. «Кто самый сильный? (Дед.) А кто самый маленький? (Мышка.) Почему удалось вытащить репку?» (Все дружно тянули репку, не ссорились.).  В заключение воспитатель делает вывод: «Хорошо, когда все живут дружно. Будем и мы жить дружно!»

     Ознакомление с произведениями К.И. Чуковского: «Доктор Айболит», «Бармалей», «Федорино горе», «Мойдодыр»; через потешки и стихи А. Барто. С помощью этих произведений, я стараюсь привить детям гуманные чувства, воспитать отрицательное отношение к грубости, жадности. Закрепляю навыки гигиены, культуры поведения, создаю возможность для воспитания самостоятельности и настойчивости. Учу видеть нравственность поступков, даю пример положительного опыта.

      Формирование у детей интереса друг к другу, потребности в общении не может не сопровождаться воспитанием доброжелательности. Ее основы закладываются в семье – там, где ребенка любят, заботятся о нем, у моих воспитанников, как известно нет любящих родителей, поэтому - доброжелательные отношения в группе, поддерживаются педагогом, способствуют эмоционально-положительным переживаниям, закреплению чувства симпатии, расположения к окружающим. Одобрение взрослым положительных поступков детей и неодобрение негативных позволяют малышам понять, как можно поступать, а как нельзя.

    В процессе повседневного общения дети проявляют по отношению друг к другу не только внимание и доброжелательность, но и грубость, что приводит к ссорам. Преодолевая негативные проявления детей, я не только оцениваю их поступки, но и показываю образцы поведения: «Посмотри, как хорошо, дружно играют Маша и Сережа. Они молодцы!»
    Доброе отношение к людям помогает воспитывать игра. Особое место среди игрушек занимает кукла, как носитель человеческих качеств. Подражая взрослым, ребенок может качать куклу, обнимать, кормить, лечить, сопровождая свои действия ласковыми словами. Через игру, общение с куклой, поощрение доброго и ласкового обращения с ней ребенок приобретает положительный опыт. После игры важно подвести итог: «Вот Маша и Костя сделали из пластилина пирожные для кукол, пригласили гостей, угощали их. Потом возили кукол на машине в парк. А Алеша и Ира построили из кубиков для кукол дом». Дети сами начинают с гордостью говорить, что они сделали для кукол и что собираются сделать. Положительная оценка педагога подкрепляется проявлением заботы, внимания, добрых чувств к детям. Образцы доброго отношения из игры переносятся в повседневную жизнь.

      Усвоение социальных ценностей происходит в процессе коллективной деятельности. Умение играть вместе приходит не сразу. Эгоцентризм малыша, как особенность данного возраста, мешает ему понять, что другой ребенок тоже имеет право на то, на что он сам претендует. В таких ситуациях, я стараюсь разрядить ситуацию, не допустив конфликта («Предложи в обмен свою игрушку», «Учитесь играть с одной игрушкой по очереди», «Я сейчас предложу тебе замечательную игрушку» и т. п.).
     Играя рядом, дети часто не обращают внимание друг на друга, поэтому так важно, чтобы педагог помогал малышам налаживать общую игру, обучал игре «вместе», руководил игрой и даже включался в нее. Коллективные игры с куклами позволяют формировать добрые отношения между детьми. Взаимодействие детей в игре – это ступень к дальнейшему развитию коллективных игр, формированию опыта игровых умений.

      В этом возрасте дети уже знают некоторые «вежливые» слова. Углубить представления о них помогут небольшие инсценировки, в которых обыгрываются ситуации из повседневной жизни. Хорошо взять за основу ситуацию, когда без вежливого слова просьба не выполняется, а с ним осуществляется как по волшебству.

    «Вежливые» слова дети воспринимают как нечто формальное, необязательное. Поэтому важно вырабатывать у них привычку постоянно говорить «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Каждодневное произнесение этих слов взрослыми, напоминание о них постепенно формируют у малышей привычку употреблять их в знакомых ситуациях.
   В своей практике я использую игры –занятия с природой. Воспитывая гуманные чувства, важно целенаправленно формировать у детей заботливое отношение к природе, интерес к ней. Общаясь с природой, малыши испытывают желание потрогать и сорвать листочек, веточку, цветочек; при виде животных тянутся к ним, стремятся погладить.

   Подобные проявления любознательности вполне понятны. Используя это качество, я постепенно приучаю детей бережно и заботливо относиться к природе. Ребята помогают мне кормить птиц, аквариумных рыб; поливать цветы.

   В своей деятельности, я использую разнообразные типы занятий:

- интегрированные                                                         - комплексные

- тематические                                                             - занятия – игры

- сказки – путешествия                                                       - посиделки

- игры – путешествия.

    В работе с детьми, я реализую индивидуальный, комплексный и дифференцированный подход к развитию личности ребенка с учетом его особенностей, потенциальных возможностей на основе личностно – ориентированного взаимодействия.

    Проделанная мною работа оказалась результативной. Дети моей подгруппы к концу года имеют показатели нравственных навыков и культуры поведения выше средних:

                                                                                                78%

                                                                                                                                                                       

                                                67%      

  59%                                                    

                                                                                                 

 2011 – 2012год                           2012 – 2013 год                        2013 – 2014 год

        Диагностическое обследование провожу по таким разделам как:

- культура деятельности (убрать игрушки на место, бережное отношение к вещам, книгам и игрушкам…)

- культура общения со взрослыми и сверстниками (выполнить поручение, выслушать, уступить в игре, уважать труд других, употреблять «вежливые слова»)

- формирование нравственных качеств (доброжелательное отношение к окружающим, предлагать помощь, сопереживать неудаче, отзывчивость, оценка поступка.)

- развитие гигиенических навыков и культуры поведения (не толкаться, не отбирать игрушки, соблюдение этикета, культурно – гигиенические навыки…).

        Проанализировав свою деятельность, я вижу, что достигла хороших результатов. У детей сформировались позитивное отношение к окружающим, к другим людям, к самому себе, дружеские отношения со взрослыми и детьми. Выработалась потребность и готовность проявлять заботу о товарище, сострадание. появилась уверенность в том, что взрослые любят его. Детям заложены навыки поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности, которые со временем перерастут в привычку.

       В своей работе я столкнулась с проблемой «вредных привычек». В силу особенностей нервной деятельности детей раннего возраста, при неправильном воспитании у детей сформировались вредные привычки – сосание пальцев, качание из стороны в сторону при засыпании, брать пищу из тарелки руками, падать на пол и кричать. Мои воспитанники извлекаются из неблагополучных семей, где им конечно не хватало любви и нужного ухода. Им никто не прививал положительные навыки. Искоренять вредные привычки трудно, но возможно. Поэтому планирую свою педагогическую деятельность строить, придерживаясь принципов единства и целостности воспитательного процесса с узкими специалистами и медицинским персоналом дома ребенка. Взаимосвязь задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности, повторности упражнений в формировании положительных навыков. Это возможно на основе положительно – эмоционального отношения ребенка как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и реализуют. А значит одной из главных целей дома ребенка остается: создание положительного микроклимата для   детей, оставшихся без родителей, где они будут находится в любящем их окружении.

        В дальнейшем планирую добиваться качественного результата в педагогической деятельности. Посещать курсы повышения квалификации, методические объединения, перенимать опыт педагогов других домов ребенка, делится своими наработками. Продолжать изучать и внедрять в свою деятельность новые инновационные технологии.

       Считаю свою работу полезной и продуктивной для формирования нравственных навыков и культуры поведения. Я уверена, что в дальнейшем эти навыки приумножатся, перерастут в привычку и у детей сформируются положительные качества характера. Из моих воспитанников вырастут всесторонне развитые люди, образованные, самостоятельные, целеустремленные, обладающие желанием сделать наш мир добрее и искреннее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение из опыта работы ДОУ по формированию навыков опытно-экспериментальной деятельности детей

опыт работы детского учрежденияв формировании у дошкольников навыков опытно -экспериментальной деятельности, упедагогов ДОУ интереса к данному видудетской деятельности...

«Нравственное воспитание, формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»

Главное в дошкольном возрасте заложить основы для формирования энергичного, достойного и полезного обществу человека. Помочь ребенку, увидеть и понять мир, в котором он живёт....

Воспитание навыков культуры поведения детей раннего возраста

Консультация для родителей. Воспитание навыков культуры малышей в семье и в детском саду....

Приложение №7. Сообщение из опыта работы. "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"

Сообщение из опыта работы "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"...

Сообщение из опыта работы «Музыкальная деятельность, как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"

Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного возраста....

Выступление на Городском фестивале инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством "Театра в чемоданчике»

Выступление на Городском фестивале  инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством &q...

Сообщение из опыта работы «Использование игр с крупами в познавательном развитии детей раннего возраста»

Сообщение из опыта работы «Использование игр с крупами в познавательном развитии детей раннего возраста»...