Сообщение из опыта работы «Использование игр с крупами в познавательном развитии детей раннего возраста»
учебно-методический материал

Якушенко Оксана Владимировна

Сообщение из опыта работы «Использование игр с крупами в познавательном развитии детей раннего возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_k_prezentatsii_igry_s_krupami.docx43.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Использование игр с крупами в познавательном развитии детей раннего возраста»

Игры с крупами – это простой и интересный для детей способ развития мелкой моторики, мышления, речи, внимания, воображения.

 Развитие мелкой моторики в раннем возрасте является одной из первостепенных задач. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга, поэтому игры с крупами положительно сказываются на развитии речи ребенка, а также его общем умственном развитии.

 Один из отличных способов развития мелкой моторики - это игры с различными видами круп ( гречка, рис, фасоль,  горох, манка, пшено, чечевица и т.д., также макароны разной формы,  ну и конечно  различные  емкости, ложечки, стаканчики, сито и т.д.  Чем разнообразнее материал, тем лучше, так как ребенок сможет получать  широкий спектр тактильных ощущений. Дети очень любят игры с крупами это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность пошалить.  Крупа очень полезный и приятный материал для занятия с детьми.

 Ребенок- исследователь

Сенсорное развитие

Важна развивающая предметная среда

ВСТУПЛЕНИЕ

Игра «Знакомство».

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития. Чем богаче ощущения и восприятие, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком  сведения об окружающем мире.  СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ - ФУНДАМЕНТ ОБЩЕГО УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. От того какой сенсорный опыт ребенок получит в раннем и дошкольном детстве, будет зависеть его дальнейшее развитие. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.  Сейчас  на прилавках магазинов мы можем увидеть большое разнообразие ярких, качественных, многофункциональных развивающих игрушек. Кроме игрушек, выпускаемых промышленно,  зачастую дорогих по цене, в современной педагогике большой популярностью пользуются  развивающие пособия, в которых используются различные подручные средства и бытовые предметы. Сегодня мы остановимся  на одном виде таких развивающих и полезных игр – это игры с крупами.

Если мы дадим ребенку крупу - мы увидим, что он займется ей надолго, эта деятельность его заинтересует и увлечет.  А та деятельность, которой ребенок занимается с удовольствием, несет максимальную пользу.

Игры с крупами полезны для:

Первое знакомство  « Где спрятались ручки»

Первое, что надо сделать познакомить детей с крупами. Например, взять большую емкость, насыпать в нее крупу- рис, гречку, чечевицу, манку, опустить в нее руки и пошевелить пальчиками. Ребенок непременно захочет присоединиться. Отличный массаж пальчиков. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!»

1). БАССЕЙН ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

Как играть ( МАЛЫШАМ):

  • Прятать в крупе кисти рук
  • Сжимать и разжимать в крупе кулачок
  • Прятать различные небольшие предметы (кубики, шарики, ракушки, шишки и т.д.), а потом находить их
  • Находить предметы с закрытыми глазами и угадывать, что это

В данной игре для развития осязания полезнее использовать несколько   видов круп.

2). ПЕРЕСЫПАНИЕ

Как играть ( МАЛЫШАМ):

  • Зажимая крупу в кулачок (кулачки), пересыпать ее из одной емкости (тазик, миска, кастрюля) в другую. Как варианты: поднимать кулачок высоко (низко); насыпать крупу в ячейки коробки от конфет.
  • Пересыпать крупу из одной емкости в другую, зачерпывая стаканчиком (можно воспользоваться набором стаканчиков-вкладышей), различными ложками, совочками.
  • Пересыпать из одного стаканчика в другой. А еще интереснее набирать крупу в ручки и наблюдать как она просыпается сквозь пальцы.
  • Пересыпать мелкую крупу в бутылочку при помощи воронки. Вставить воронку в бутылочку и насыпать в воронку ложкой крупу, наблюдая исчезновение последней.

3). РАСКЛАДЫВАНИЕ И СОРТИРОВКА

           Как играть (МАЛЫШАМ):

  • Раскладывать фасоль по ячейкам (можно использовать формочки для льда, двойные стаканчики-непроливайки) двумя пальчиками
  • Варианты: раскладывать фасоль по цвету, например, смешать белую и красную фасоль, а затем предложить малышу разложить ее по отдельным емкостям; либо фасоль/горох/макароны.

         

 

4). ПРОСОВЫВАНИЕ

  • Чтобы было интереснее ребенку, можно на контейнер, коробочку, бутылочку приклеить изображение птички, малыш  « кормит» птичку просовывая фасоль (горох/крупу) через отверстие в крышке бутылочки/коробочки.

    «Накорми цыпленка….»

5). ПРОСЕИВАНИЕ

  • Перемешать в миске манку и горох (манку +фасоль или макароны). Приготовить ситечко, ложку, две миски: большую и маленькую.
  • Просеивать смесь круп ситечком, держа его над большей миской (для манки). Оставшуюся фасоль (горох/макароны) высыпать в мисочку поменьше. Добавлять смесь круп в ситечко можно ложкой.

6). ВДАВЛИВАНИЕ

                 

  • Сделать лепешку из теста или пластилина.
    Брать по  одному зернышку (фасоль, горох, крупы, или макароны) двумя пальцами, положить на лепешку и надавить одним пальчиком
    .  Интересен детям и обратный процесс - вынимание зерен из теста.
  • «Украсим торт, пиццу»

           

7). РИСОВАНИЕ

  • Рисовать пальцем по подносу с крупой простые объекты (круг, квадрат, солнышко, цветочек)
  • Рисовать  пальчиками или грабельками дорожки (прямые, волнистые, зигзагообразные)
  • Дорисовывать рисунки совместно со взрослым (дождик для цветочка; зернышки для птички; лучики для солнышка и т.п.)
  • Рисование по крупе с помощью разных подручных средств
  • Игра «раскопки» На дно лотка можно приклеить красочные картинки, а сверху присыпать слоем любой крупы, ребенок раскапывает рисунок и называет, что на нем изображено.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ПОСОБИЕ ИЗ КРУП,  СВОИМИ РУКАМИ

Тактильные мешочки ( развитие тактильного восприятия, мелкой моторики)

  • Предложите ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Затем — угадать, что куда насыпано. В качестве наполнителя  можно использовать  различные крупы, а также вату, желуди,  скомканную бумагу.
  • -Другой вариант: с  использованием карточек

           Шумелки-погремушки  контейнеры от киндерсюрприза, наполненные различными крупами     ( развитие слухового восприятия)

           Мешочек –искалка (развитие тактильных ощущений, моторики, внимания,    

           воспитания усидчивости)

Искалка

Игра «Найди меня» ( в крупе находить игрушки) небольшая фигурка «прячется» в крупе, но не полностью. Взрослый предлагает поискать спрятавшуюся игрушку.

Игра «Вкусная каша» На изображение кастрюли прикладывать прозрачные мешочки с различным наполнением из круп. Можно спросить малыша: «Какую кашу будем готовить?»

Игры с данным материалом интересны детям, позволяют обогатить их деятельность и  способствуют развитию самостоятельности в игровой и продуктивной деятельности. Также эти игры можно предложить родителям для самостоятельной деятельности детей дома.

 

САМОАНАЛИЗ.

РЕФЛЕКСИЯ:

  1. Какие игры заинтересовали вас?
  2. Ваши предложения и пожелания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Выступление из опыта работы «Использование техники кинусайга в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста».

В своей работе, для художественно-эстетического развития детей я использую технику кинусайга – симбиоз нескольких техник: аппликация, мозаика,  лоскутное рукоделие. А в результате – неповторимое ...

Выступление из опыта работы "Роль детского фольклора в воспитании и развитии детей раннего возраста"

Выступление из опыта работы "Роль детского фольклора в воспитании и развитии детей раннего возраста"...

Сообщение из опыта работы: "Использование развивающих игр в формирование познавательно-речевых способностей".

«…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с темприносит им громадную пользу!»Е.А. Покровский.Одним из важнейших разделов дошкольной педагогики является познаватель...

Опыт работы воспитателя МБДОУ №11 "Катерок" Страховой Н.Е. на тему: "Использование кругов Луллия в познавательном развитии детей раннего возраста"

Опыт работы воспитателя МБДОУ №11 "Катерок" Страховой Н.Е. на тему: "Использование кругов Луллия в познавательном развитии детей раннего возраста" на заседании РМО №3 по развитию д...

Из опыта работы "Дидактические игры и пособия для познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Представляю вашему вниманию  самостоятельно разработанные дидактические игры и пособия для познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста....