Сообщение из опыта работы: "Использование развивающих игр в формирование познавательно-речевых способностей".
презентация на тему

Елена Николаевна Ильичева

«…Дайте же детям играть, 
пока игра их радует, 
влечет к себе и вместе с тем
приносит им громадную пользу!»
Е.А. Покровский.

Одним из важнейших разделов дошкольной педагогики является познавательно — речевое развитие и он направлен на умственное развитие ребенка. Успешность школьного обучения зависит от организованной познавательно — речевой деятельности детей.

В настоящее время познавательно — речевое развитие детей дошкольного возраста ложится на плечи дошкольных учреждений, т. к. в домашних условиях родители редко используют художественную литературу, проводят обсуждения по прочитанному материалу и не уделяют достаточно времени на формирование познавательно — речевого развития детей.

Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

- ухудшение состояния здоровья детей

- существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей

- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Развитие речи – процесс сложный, творческий.  Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

На мой взгляд, игра, являющаяся одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития. Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл – познание мира, воспитание определенных нравственных качеств. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.

Поэтому приоритетом своей работы по развитию познавательно-речевой деятельности я выбрала развивающие игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_soobshchenie_1.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

сообщение из опыта работы

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР.

Вышегородцева Елена Николаевна

                                                                                                                                                                          воспитатель  1 кв .категории

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61

Апатиты - 2017

«…Дайте же детям играть, 
пока игра их радует, 
влечет к себе и вместе с тем
приносит им громадную пользу!»
Е.А. Покровский.

Одним из важнейших разделов дошкольной педагогики является познавательно — речевое развитие и он направлен на умственное развитие ребенка. Успешность школьного обучения зависит от организованной познавательно — речевой деятельности детей.

Актуальность.

В настоящее время познавательно — речевое развитие детей дошкольного возраста ложится на плечи дошкольных учреждений, т. к. в домашних условиях родители редко используют художественную литературу, проводят обсуждения по прочитанному материалу и не уделяют достаточно времени на формирование познавательно — речевого развития детей.

Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

- ухудшение состояния здоровья детей

- существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей

- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Развитие речи – процесс сложный, творческий.  Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

На мой взгляд, игра, являющаяся одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития. Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл – познание мира, воспитание определенных нравственных качеств. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.

Поэтому приоритетом своей работы по развитию познавательно-речевой деятельности я выбрала развивающие игры.

На данном этапе была проведена диагностика познавательно-речевых особенностей  развития, она помогла выявить: какими познавательными и речевыми умениями владеет ребенок, уровень развития и совершенствование словаря. В речевых особенностях развития дошкольников стали : речетворчество и диалог, как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. По итогам мониторинга выяснилось , что у детей в основном средний уровень  развития по познавательно-речевому развитию. По результатам диагностики на начало учебного года было выявлено, воспитанники с трудом определяют место звука в слове, не могут назвать и найти слова с этим  звуком в предложении, затрудняются подобрать к существительному несколько прилагательных, заменить слово другим словом, сходным по значению.  Имеют не четкое представление о смене частей суток,  семейных праздниках и традициях, государственных праздниках.

Исходя из данных мониторинга и актуальности были определены задачи работы с воспитанниками:

- способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-речевую деятельность;

- обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;

- формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;

- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности;

 - поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности;

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности .

Для реализации поставленных задач была изучена методическая литература, разработан перспективный план, подготовлена предметная развивающая среда, оборудованная с учетом психофизических особенностей и возрастных возможностей дошкольников.

Работая в данном направлении  использую основную образовательную программу ДОУ разработанную на основе  образовательной программы  дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, -  в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

Для развития речи детей, их творческого и интеллектуального потенциала в группе была создана необходимая развивающая среда, оборудованная с учетом психофизических особенностей и возрастных возможностей дошкольников.

Направление: Познавательное развитие.

Центр «Науки и экологии» включает в себя экологический уголок и зону экспериментальной деятельности. Данный уголок содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения.  Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. Так же, присутствуют различные инструменты по уходу за данными растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены  макеты (пустыня, северный полюс, тропики). Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Работа с данным макетом способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна. Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций ( камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. В Центре  «Науки и экологии» воспитанники охотно   превращаться в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.  При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Воскобовича, Палочки Кюизенера, «Логические блоки Дьенеша» и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

В «Нравственно-патриотическом» центре помещена  государственная символика родного города, Мурманской области и России.                        В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором расположена  художественная литература по краеведению, оформлен  альбом  «Мой город», «Моя семья».

«Строительный» (конструктивный) Центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.

«Музыкально - театрализованный» Центр - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). В нем  размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.

В Центре «ИКТ» размещены -  магнитола, микрофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками. .

Направление: Речевое развитие.

Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

В Центре  «Грамотности»  находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

В образовательной деятельности “Речевое развитие” большое внимание уделяю развитию словаря. Провожу систематическую работу по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах.

В процессе деятельности я разработала словесные дидактические игры: “Что общего”, “Составь цепочку слов”, “Волшебная палочка”. Пособия и настольные игры использую как на занятиях, так и в свободной деятельности. Наиболее интересны для детей такие игры: “Что сначала, а что потом”, “Заколдованные животные”, “Садовник”, “Найди связь”,  “Расскажи по схеме”, “День рождение”, “Как злого превратить в доброго”, “На неведомых дорожках”, «Пальчиковый твистер», «Веселый рыболов» и т.д. Это настольные развивающие игры, которые очень привлекают детей. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Дети-дошкольники хорошо воспринимают ритмичные повторы и созвучия.

Эти игры дают возможность уделить внимание каждому ребенку.

В обновлении подходов к организации работы с детьми я пошла по пути организации совместной игровой деятельности, используя интеграцию  образовательных областей. Выделила два ведущих направления работы :

  • развитие познавательных способностей детей
  • развитие связной речи

Это, прежде всего формирование знаний о предметах или явлениях окружающего мира, развитие способности к поисковой деятельности, умение классифицировать, группировать предметы, обобщать явления, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями.

Работа по познавательному, речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.

Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира.

Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Воспитанникам предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Я всегда готова выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы.

Опыт показывает, что на основе единого занимательного сюжета задачи решаются целостно, в единстве. Поэтому, во время проведения ООД “Весна” и “Пожарные на учении” использовала игровые обучающие ситуации.

 Игровые обучающие ситуации – одна из современных форм деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.

Широко использую: игры – путешествия, презентации. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Очень интересно прошли мероприятия:

  •  “Весна” . Использовала следующие игры: “Что за чем”,  “Посчитай”, “Какой? Какая? Какие”, “Скажи ласково”.
  • “Пожарные на учении”.  ( Международном творческом конкурсе,  1 место).

Использовала следующие игры: “Найдите в зале необычные предметы”, эстафеты “Вызов пожарных”, “Потуши пожар”.

         Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Подготовила консультацию для педагогов ДОУ по теме: «Познавательно-речевое  развитие детей через развивающие  игры». Приглашала педагогов на просмотр открытых мероприятий, ООД “Весна” и “Пожарные на учении”( в Международном творческом конкурсе,  1 место), где использовала развивающие игры.  Разработала вместе с детьми проект «Огород на подоконнике»  занял 1 место.

В свою работу подключила родителей. Провела круглый стол “Чем играют наши дети?”, подготовила консультации: «Значение раннего начала обучения речи», «Роль семьи в развитии познавательной активности ребенка», «Развитие связной речи», «Говори правильно», «Мы найдем слова везде», «Игры на ходу», «Познаём и развиваем речь», «Поиграй со мною, мама». 

Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом».

Такая систематическая работа дала положительные результаты.

 

Результатом работы по формирование познавательно-речевых способностей в процессе     использования развивающих игр явились позитивные сдвиги в игровой, интеллектуальной и речевой активности детей, в том числе в развитии познавательных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, связной речи дошкольников. Для оценки результатов провела  мониторинг по определению эффективности проделанной работы .

начало года  22восп.

конец года   22восп.

Показатель не сформирован

В стадии

формирования

Сформирован полностью

Показатель не сформирован

В стадии формирования

Сформирован полностью

Речевое развитие

2%

98%

0%

0%

75%

25%

Познавательное развитие

1%

99%

0%

0%

91,7%

8,3%

 

Сравнительный анализ итоговой диагностики позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая работа по познавательному и речевому  развитию  с использованием  развивающих игр, дает положительные  результаты:

  • Возросла речевая активность во всех видах деятельности.
  • В речи детей все чаще стали появляться распространенные, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, более полные и точные ответы на вопросы педагога.
  • Дети охотно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.
  • У большинства детей возникло желание чаще вместе играть, самостоятельно разворачивать сюжеты игры, активно включаться в игру и уметь договариваться.
  • У малоактивных детей стал проявляться интерес к дидактическим играм.
  • Повысилась компетентность родителей при выборе развивающей игры.

   В заключении, можно сделать вывод о том, что познавательно- речевая деятельность в процессе развивающих игр, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

Все выше сказанное способствует возникновению речевой активности у детей.

  Планирую не останавливаться на достигнутых результатах, дальше буду продолжать вести плодотворную работу по познавательно-речевому развитию используя развивающие игры.

   Перспективы работы:  разработка игр, в процессе которых развиваются психические функции: анализ, синтез, классификация, умозаключения, умственные действия, публикация материалов из опыта работы в педагогическом интернет – сообществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"

Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате...

Опыт работы «Использование интегрированных занятий в познавательно – речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Методические рекомендации по использованию интегрированных в позновательно-речевом развитии....

Обобщение опыта работы "«Использование художественных техник для развития у дошкольников творческих способностей в изобразительной деятельности».

В ДАННОЙ ПУБЛИКАЦИИ СМОДЕЛИРОВАНЫ ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: Создание обогащённой предметно-развивающей среды, каждый компонент которой представляет собой оригинальную модель.Подбор методов и приёмов для ...

Из опыта работы "Использование ИКТ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Сегодня практически в каждом доме имеется компьютер, и нынешнее поколение ребятишек быстро овладевает им. Использование компьютера позволяет вывести деятельность ДОУ на новый, качественный уровень, об...

Обобщение опыта работы: «Использование детского дизайна в образовательном пространстве ДОУ, для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

ВведениеКаждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остатьсяхудожником, выйдя из детского возраста.Пабло Пикассо Вашему вниманию,  предлагается обобщенный опыт работы : «Использо...

Выступление из опыта работы использования ИКТ в познавательном-речевом развитии дошкольников.

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение Пушкинского муниципального района  детский сад №1 «Колокольчик».       Соо...