Обобщение опыта работы: «Использование детского дизайна в образовательном пространстве ДОУ, для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (старшая группа)

Пальчикова Наталья Эдуардовна

Введение

Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться

художником, выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо

 

Вашему вниманию,  предлагается обобщенный опыт работы : «Использование детского дизайна в образовательном пространстве ДОУ, для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

 Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги:  Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие. Отечественные педагоги (Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.Н. Игнатьев, И.Я. Лернер и другие) подчеркивают, что творчеству детей можно и нужно учить.

Опыт работы «Использование детского дизайна в образовательном пространстве ДОУ, для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»представляет собой систему организационно – педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации для расширения творческого опыта  у детей через  детско-оформительскую деятельность в соответствии с ФГОС ДО.

Актуальность Для художественного творчества детей характерен поиск, непосредственность и яркость передачи впечатлений. Дети любят экспериментировать  с  художественным и бросовым материалами, перестраивают свою деятельность в зависимости от получаемого результата, который могут сами оценить и при необходимости находят пути исправления недостатков. Методом проб и ошибок, зная цель своей работы, малыш приходит к решению поставленной задачи. Это все могут дать ребенку занятия дизайном. 

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который дает широкий простор детскому творчеству. Актуальность проблемы определяется и тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Таковой деятельностью и является, на наш взгляд, детская дизайн-деятельность.

Проблема Детский дизайн — интерактивная технология сравнительно нова и мало изучена, но она обладает, несомненно, большим развивающим потенциалом для всех сфер личности. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества.

Одной из проблем внедрения детского дизайна в образовательный процесс ДОУ является недостаточность научной литературы по данному вопросу.

Изучением детского дизайна в нашей стране и внедрением его в практику работы дошкольных учреждений занимаются сегодня отдельные педагоги, такие как Г. Н. Пантелеев, Г. Ярыгина, О. Кузнецова, Г. Давыдова, Широкова С., представляющие свои мысли и наработки в отдельных небольших статьях некоторых периодических изданий: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и др., а также на различных сайтах Всемирной сети Интернет.

Для того, чтобы добиться успешного и гармоничного развития творческих способностей, а также сохранения благоприятного психического и физического развития ребенка необходима система целенаправленной работы для освоения детьми дошкольного возраста эстетического вкуса в разных видах рукоделия, в частности через детский дизайн.

Технология детского дизайна – интерактивная технология, которая несколько отличается от традиционных методик обучения детей изобразительной деятельности. Дизайнерская деятельность детей представляет собой область художественного проектирования объектов и предметов, направленную на гармонизацию окружающей среды. Она включает не только рисование, но и аппликацию, лепку, конструирование и художественный труд. Новизна данной проблемы подтверждается отсутствием каких-либо научных исследований по технологии детского дизайна, а также особенностей влияния на развитие творческих процессов у детей.

Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что использование детский дизайн будет способствовать  расширению творческого опыта у дошкольников.

Цель опыта: определение возможности обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с целью расширения опыта творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В связи с поставленной целью в работе были решены следующие задачи:

1. Изучить понятие «детского дизайна», выделить его виды.

3. Раскрыть возможность обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с условием развития творческой деятельности.

3. Разработать дополнительную общеразвивающую  программу по обучению детей элементам дизайна, направленной на развитие детского творчества.

Предполагаемые результаты:

У детей появится повышенный интерес к творческой деятельности, в работах будут преобладать новизна и оригинальность. Дети свободно смогут экспериментировать с художественными материалами и инструментами, выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога. Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: творческая активность, самостоятельность.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx134.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 204 города Карталы»

Обобщение опыта работы:

«Использование детского дизайна в образовательном пространстве ДОУ, для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель :

Пальчикова Наталья Эдуардовна

Карталы

2018 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…3

  1. Теоретическое обоснование проекта.
  1. Сущность понятия детский дизайн………………..…………………….9
  2. Технология детского дизайна…………………………………………….11
  3. Условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………..... 13
  4. Роль  в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...… .17
  1. Практическое обоснование проекта……………………………………………….20
  2. Мониторинг реализации проекта………………………………………………….25
  3. Определение перспектив проекта………………………………………….............29

Заключение…………………………………………………………………………...30

Список используемой литературы………………………………………………….33

Приложение № 1……………………………………………………………………..35

Приложение № 2……………………………………………………………………..78

Приложение № 3……………………………………………………………………. 99

Приложение № 4……………………………………………………………………120

Приложение № 5……………………………………………………………………126

Приложение № 6……………………………………………………………………171

Приложение № 7……………………………………………………………………186

Приложение № 8……………………………………………………………………198

Приложение № 9……………………………………………………………………206

Введение

Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться

художником, выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо

Вашему вниманию,  предлагается обобщенный опыт работы : «Использование детского дизайна в образовательном пространстве ДОУ, для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

 Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги:  Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие. Отечественные педагоги (Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.Н. Игнатьев, И.Я. Лернер и другие) подчеркивают, что творчеству детей можно и нужно учить.

Опыт работы «Использование детского дизайна в образовательном пространстве ДОУ, для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»представляет собой систему организационно – педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации для расширения творческого опыта  у детей через  детско-оформительскую деятельность в соответствии с ФГОС ДО.

Актуальность Для художественного творчества детей характерен поиск, непосредственность и яркость передачи впечатлений. Дети любят экспериментировать  с  художественным и бросовым материалами, перестраивают свою деятельность в зависимости от получаемого результата, который могут сами оценить и при необходимости находят пути исправления недостатков. Методом проб и ошибок, зная цель своей работы, малыш приходит к решению поставленной задачи. Это все могут дать ребенку занятия дизайном.  

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который дает широкий простор детскому творчеству. Актуальность проблемы определяется и тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Таковой деятельностью и является, на наш взгляд, детская дизайн-деятельность.

Проблема Детский дизайн — интерактивная технология сравнительно нова и мало изучена, но она обладает, несомненно, большим развивающим потенциалом для всех сфер личности. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества.

Одной из проблем внедрения детского дизайна в образовательный процесс ДОУ является недостаточность научной литературы по данному вопросу.

Изучением детского дизайна в нашей стране и внедрением его в практику работы дошкольных учреждений занимаются сегодня отдельные педагоги, такие как Г. Н. Пантелеев, Г. Ярыгина, О. Кузнецова, Г. Давыдова, Широкова С., представляющие свои мысли и наработки в отдельных небольших статьях некоторых периодических изданий: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и др., а также на различных сайтах Всемирной сети Интернет.

Для того, чтобы добиться успешного и гармоничного развития творческих способностей, а также сохранения благоприятного психического и физического развития ребенка необходима система целенаправленной работы для освоения детьми дошкольного возраста эстетического вкуса в разных видах рукоделия, в частности через детский дизайн.

Технология детского дизайна – интерактивная технология, которая несколько отличается от традиционных методик обучения детей изобразительной деятельности. Дизайнерская деятельность детей представляет собой область художественного проектирования объектов и предметов, направленную на гармонизацию окружающей среды. Она включает не только рисование, но и аппликацию, лепку, конструирование и художественный труд. Новизна данной проблемы подтверждается отсутствием каких-либо научных исследований по технологии детского дизайна, а также особенностей влияния на развитие творческих процессов у детей.

Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что использование детский дизайн будет способствовать  расширению творческого опыта у дошкольников.

Цель опыта: определение возможности обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с целью расширения опыта творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В связи с поставленной целью в работе были решены следующие задачи:

1. Изучить понятие «детского дизайна», выделить его виды.

3. Раскрыть возможность обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с условием развития творческой деятельности.

3. Разработать дополнительную общеразвивающую  программу по обучению детей элементам дизайна, направленной на развитие детского творчества.

Предполагаемые результаты:

У детей появится повышенный интерес к творческой деятельности, в работах будут преобладать новизна и оригинальность. Дети свободно смогут экспериментировать с художественными материалами и инструментами, выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога. Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: творческая активность, самостоятельность.

Интеграция дизайн-деятельности по образовательным областям согласно с ФГОС ДО: 

Одним из несомненных достоинств занятий по дизайн -деятельности с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.

Для взаимодействия со специалистами были даны рекомендации  для совместной деятельности с детьми.

ОО «Физическое развитие»

Пальчиковые игры:

 «Дождик», «Кукла», «Наши алые цветы», «Снегопад», «Мы во двор пошли гулять», «Стайка птиц», «Девочки и мальчики», «Десять внучат», «Осень», «Утро».
Физкультурные минутки: 

«Руки подняли и помахали», «Матрёшкины частушки», «Снежинки», «На дворе у нас мороз…», «На дворе мороз и ветер…», «Веснянка», «Бабочка», «Раз, два, три…», «Снегирёк», «Солнечные зайчики», «Дождик», «Божьи коровки», «Жёлтый подсолнух         

Подвижные игры:

 «Солнечный дождик», «Найди свой цвет», «Каравай», «Луна и солнце», «Мы весёлые ребята», «Гуси-лебеди», «Гори, гори ясно!», «Снежная карусель», «Два Мороза», «Ловишки», «Море волнуется», «Уголки», «Пожарные на ученье».

ОО «Социально- коммуникативное развитие»

Сюжетно – ролевые игры:

 «Строим город будущего», «Модельное агенство», «Дизайнерское агентство», «Швейное ателье», «Фотоателье», «Экскурсия в оранжерею», «Строим дом»

Дидактические игры и упражнения:

«Укрась (бабочку, вазу, варежку), «Машенькины наряды», «Павлин», «Бумажные куклы», «Витражи», «Составь натюрморт (портрет, пейзаж, интерьер),  «Бусинки», «Диски», «Платочки», «Чудесные палочки», «Верёвочка»

Беседы:

«Кто такой дизайнер?», «Я в дизайнеры пойду, пусть меня научат»

Праздники:

 «Новый год», «День защитника Отечества», «Цветы для женщин всей земли».

Фольклорный праздники:

«Расписные игрушки», «Весёлая Масленица».

Подготовка рабочего места для работы, уборка.

Знакомство с правилами работы с инструментами, с различными материалами.

ОО «Познавательное развитие»

  • Знакомство с многообразием родной природы.
  • Изучение причинно-следственных связей между природными явлениями.
  • Расширение представлений о растениях ближайшего окружения.
  • Изучение особенностей среды обитания животных и птиц.
  • Развитие аналитических умений для установления связей между создаваемыми постройками и архитектурными строениями окружающей жизни.

Познавательно – исследовательская деятельность:

  • Изучение свойств материала  и возможностей его использования.

ОО «Речевое развитие»

Приметы, загадки, пословицы, поговорки.

Беседы:

«Моё имя», «Давай познакомимся!», «Волшебные слова», «Моя мечта», «Доброе утро солнцу и птицам», «Дизайнеры нашего края».

Дидактические игры и упражнения:

«Я модельер», «Путешествие по городу», «Жилое – нежилое» , «Дом и его части», «Дострой дом».

Русский фольклор: 

«Как на тоненький ледок…», «Ты мороз, мороз, мороз…», «Ранним-рано поутру…», «Ласточка-ласточка…»
Поэзия: 
И.Бунин. «Первый снег»; А.Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер»; А.К.Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад»; И.Никитин. «Встреча зимы»; Ф.Тютчев. «Зима не даром злится…»; И.Белоусов. «Весенняя гостья»; Г.Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима; М.Исаковский «Поезжай за моря-океаны»; А.Плещеев «Мой садик».
Проза:
Г.Снегирев «К морю»; С.Георгиев «Я спас Деда Мороза»; В.Драгунский «Друг детства».

Литературные сказки:

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П.Бажов «Серебряное копытце»; В.Катаев «Цветик-семицветик»; А.Волков «Волшебник изумрудного города».

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Слушание:
«Листопад», музыка Т.Потапенко, слова Е.Авдиенко; «Зима», музыка П.Чайковского, слова А.Плещеева; «Осенняя песня» (из цикла «Времена года» П.Чайковского); «Мамин праздник», музыка Е.Тиличеевой, слова Л.Румарчук.
Пение:
«Ландыш», музыка М.Красева, слова Н.Френкель; «Весенняя песенка», музыка А.Филиппенко, слова Г.Бойко.
Танцы:
«Русская пляска», русская народная мелодия («Во саду ли, в огороде»); «Матрешки», музыка Б.Мокроусова; «Танец Снегурочки и снежинок», музыка Р.Глиэра; «Встреча в лесу», музыка Е.Тиличеевой.
Хороводы: 
«Новогодняя хороводная», музыка С.Шайдар; «К нам приходит Новы год», музыка В.Герчик, слова З.Петровой; «Хоровод цветов», музыка Ю.Слонова.

1.Теоритическая обоснованность проекта

  1. Сущность понятия «детский дизайн»

Дизайн – это особый вид созидательной творческой деятельности человека, направленной на организацию предметно-пространственного мира по законам целесообразной красоты. При этом под целесообразностью подразумевается не только функциональность, точное соответствие изделия своему назначению, но и целосообразность как гармоничное единство формы, содержания, функции и места дизайн-предмета в пространстве.

Термин «дизайн» в переводе с английского (design) обозначает вид творческой проектной деятельности человека, направленной на совершенствование окружающего предметного мира (второй природы). В данной интерпретации дизайн включает создание промышленных изделий и рациональное формирование целостной предметно-пространственной среды. В переводе с итальянского (disegno) слово «дизайн» понимается многоаспектно: цель, замысел, план, намерение, модель, композиция, эскиз, набросок, рисунок, чертеж, узор, шаблон и даже схема, лежащая в основе изделия (конструкции). Другими словами, дизайн связан с разработкой идеи.

Разнообразие трактовок термина «дизайн» свидетельствует об уникальности культуры каждой страны и показывает варианты отношения к этому виду прикладного искусства. И все же в 1959 г. в качестве международного обозначения слова «дизайн» был принят термин “industrial design” – «индустриальный дизайн». Томас Мальдонадо (Tomás Maldonado) предложил следующее определение дизайна, которое было утверждено в 1969 г. на Конгрессе ИКСИД (ICSID) – Международного совета организаций промышленного дизайна (International Council of Societies of Industrial Design): «Дизайн – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрение потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством».

В начале XX в. сформировался основной принцип дизайна – функционализм, суть которого заключается в том, что это «не простое подчинение предмета своему утилитарному назначению, но и способность одной системы элементов переходить в другие, становиться частью других систем или заменять их… Понятие красоты не отброшено, оно наполнилось новым значением: чем богаче в функциональном отношении предметы, тем больше возможностей и вариантов таят системы их элементов и тем они красивее» (Анри де Моран)

В настоящее время дизайн-продукцию классифицируют на инженерно-техническую (приборы, станки, машины, бытовая техника); архитектурно-художественную (здания, сооружения, интерьер); ландшафтную (сады, парки, акватории); предметную (изделия декоративно-прикладного искусства и предметы быта); торгово-промышленную (витрины, реклама, оборудование); графическую (промграфика, упаковка, плакаты, реклама); экспозиционно-зрелищную (музеи, мемориалы, выставки, пиротехника, светодизайн); компьютерную (графическое моделирование, игры-тренажеры); информационную (СМИ, теле-, видео-,анимация) и др. При этом различают дизайн плоскостной (полиграфия, в том числе открытки, журналы, детские книги – художественные и обучающие; настольно-печатные игры), предметный (мебель, одежда, обувь, посуда, бытовая техника), пространственный (инсталляция, интерьер, экстерьер, культурно-ландшафтный комплекс) и смешанный (музейная и выставочная экспозиция, перформанс, оформление спектакля, праздника, фестиваля).

В современном образовании значение дизайн-деятельности видится в том, чтобы в каждом ребенке воспитать «грамотного пользователя» мира вещей. Для этого мало технологических знаний, надо еще уметь «читать» художественный язык вещей и зданий, ощущать соразмерность их форм, красоту конструкций. Дети должны не только понимать и сохранять красоту, созданную до них, но и учиться преобразовывать мир по законам красоты, уметь делать его экологичным, удобным и человечным. Это преобразование начинается с простого (с выбора одежды, вещей), а с течением времени складывается в создание своего мира, выражающего личность человека. Можно сказать, что формируя свой облик, прическу или костюм, создавая интерьер комнаты, мы тем самым формируем облик нашего мира.

Основными принципами детского дизайна являются:

- принцип эстетизации предметно-пространственной среды и быта;

      - принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

     - принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

     - принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

     - принцип организации тематического пространства.

        Дизайн – это искусство создания нового облика предмета, творческое проектирование его формы, а так же всей предметно – пространственной среды в единстве функциональных и эстетических задач. Смысл дизайна состоит в проектировании уникальных вещей, сохраняющих свою полезность при наличии высокохудожественного и при этом – современного облика.

  1. Технология детского дизайна

Элементарные подделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением, ткачеством и др.

Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. Также автор единственной книги на сегодняшний день о детском дизайне Г. Н. Пантелеев выделяет типы и виды детского дизайна. Типов детского дизайна он выделяет три:

  1. плоскостной (аппликативно-графический);
  2.  объемный (предметно-декоративный);
  3.  пространственный (архитекртурно-художественный).

По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна).

Первое направление – «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.

Второе направление – «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя – одежды повседневной и праздничной.

Третье направление – декоративно-пространственный дизайн – ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.

Как бы там ни было, но ребенок склонен представлять некую общую картину, он не обучен еще расчленять творческую задачу на отдельные фрагменты, структурировать их в своем сознании. Он не может создавать чертежи и схематические рисунки. Однако чертеж, рисунок, эскиз какого-либо изделия могут быть ему понятны: уже с 4-х лет дети оказываются способны представить себе то, какую форму и размер имеет знакомая комната или участок земли; они способны понять, что значит макет того или иного предмета, комнаты. Старшие дошкольники способны мысленно представить пути решения задачи, конечный результат – образ будущего изделия, поэтому и наше исследование будет направлено на детей этого возраста.

1.3.Организация обучения элементам дизайна как условие развития творчества детей старшего дошкольного возраста

Детский дизайн является одним из тех видов деятельности, который наиболее полно способствует развитию творчества у детей.

Поэтому одним из важнейших условий при организации занятий по обучению детей элементам дизайна является организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье, обеспечение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Здесь немаловажна работа с родителями их активном взаимодействии их с педагогом.

Также одно из важнейших условий развития детского творчества – единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними.

Освоение художественно-творческой деятельности, а соответственно и обучение детей элементам дизайна, немыслимо без общения с искусством, в данном случае – дизайн-искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Поскольку творчество – это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном обучению детей подобной деятельности необходим. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит данная творческая работа.

Непременным условием при организации занятий по детскому дизайну должна быть атмосфера творчества. То есть стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда они чувствуют себя свободно, раскрепощено, комфортно и могут творить.

Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приемов.

Мотивация задания – существенное условие творческой активности ребенка.

Другое условие – бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Здесь можно сказать о том порой небрежном отношении к продуктам детской деятельности, когда детские работы убираются подальше, выкидываются, а если они и выставляются, то ненадолго. Раз мы говорим детям о дизайне и его сущности, то мы должны практически использовать продукты их деятельности (оформление детского сада, групповой комнаты, игровых уголков, использование в игре, на занятиях продуктов детского творчества и т. д.)

Безусловно, что и материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольника необходимо. Конечно, разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность детей.

В обучении детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна используется следующий художественный материал:

Бумага и картон: окрашивание бумаги разными способами: штампы, разные техники аппликации (мозаичная, обрывание); плетение из бумаги, бумажная пластика, оригами, создание игрушек с подвижными деталями, конструирование отдельных поделок из бумаги и картона.

Природный материал: аппликации из растений, соломки, тополиного пуха, ваты, аппликация из семечек, косточек, аппликация природными сыпучими материалами (толченая скорлупа, опил, чай), мозаика из яичной скорлупы, создание объемных поделок из шишек, соломы, мочала и другого природного материала.

Бросовый материал: аппликации из поливиниловых пленок, тонких пластмасс, упаковочного картона. Изготовление поделок на основе коробок (мебель, транспорт, сказочные персонажи и т.д.), работа с проволокой и фольгой (каркасные куклы).

Организация педагогического процесса предполагает создание для воспитанников такой среды, в которой они могли бы полнее раскрыть свой внутренний мир и чувствовать себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.

1.3. Условия развития творческих способностей дошкольников.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий,  способствующих формированию их творческих способностей.Л.С. Выготский указывал на то, что никакое изобретение и научное открытие не появляется раньше, чем создаются материальные психологические условия, необходимые для его возникновения.    Одним из основных условий развития творчества, по мнению, Г.Г. Григорьевой, является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.    Так как основой творческого воображения ребенка является накопленный опыт об окружающем,  то другим условием развития творчества и творческого воображения является организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально – интеллектуального опыта. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдение, занятия, игры, посещение театра, общение и т.п.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисунков и т.д.   Условием развития детского творчества (творческого воображения) является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком знаний, умений, умений в целом. То есть в сферу обучения входят и формирование способностей эмоционально откликаться на окружающей мир и потребность в творчестве, и стремление выполнить работу для других людей. Обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Такая постановка вопроса изначально обусловлено спецификой деятельности, ее художественно – творческим характером.   В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, т.е. применимыми в разных условиях. В контексте развивающего обучения важна формулировка творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Уровень креативности выше, если дано задание найти творческое решение. Акцент на возможность и необходимость вариативного решения задания должен быть постоянным. Это крайне важно для формирования творческой позиции человека (ребенка) в жизни.     Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания были восприняты ребенком. Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей, если не к самостоятельной постановке, но к принятию задачи, поставленной взрослым, - следующее важное условие творческой активности ребенка. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Здесь имеется в виду стимулирование взрослыми такого состояния у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Особое внимание необходимо обращать на искренность как главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве.     Учет индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий творчества. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже с настроением ребенка в день, когда предстоит творческая работа.       Ещё одно условие развития творческих возможностей и воображения детей это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность. Игровые моменты усиливают творческое состояние детей. Безусловно, атмосфера творчества создается и разными видами искусства, что создает эмоциональный фон деятельности. Доктор педагогических наук и И.Я. Лернер предложил систему общедидактических (применимых к любому содержанию), методов обеспечивающих не только усвоение знаний, умений, но и развитие познавательных способностей детей и их творческих потенций, эмоций, интересов.

1. Выделен информационно-репродуктивный метод. Он направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания новой информации. И чем продуктивней он используется, тем более и существеннее опыт ребенка, обширнее знания его об окружающем мире, что является основой воображения.

2. Репродуктивный метод направлен на закрепление, упрочнение, углубление знаний, способов оперирования знаниями, упрочнение способов деятельности, суть и образец которых уже известны.

Репродуктивный метод позволяет формировать не только конкретные знания, способы действия, но и обобщенные (одно и тоже задания для неоднократного повторения; вариативные задания, сходство которых с ранее усвоенным образцом легко опознаваемо). Ведь сложность задач, возникающих перед воображением, зависит от характера сведений о тех предметах, явлениях, которые мы пытаемся себе представить – от того, на сколько эти сведения полны, подробны и точны, и в какой форме они выражены.

  1. Эвристический метод направлен на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности. Педагог включает ребенка в поиск решения не целостной задачи, а отдельных ее элементов (например, педагог сообщает проблему – выводы делают дети и т.д.). Для развития творческого воображения этот метод заключается в направленности на создание новых образов, замыслов на основе усвоенных.

   Таким образом, все вышеперечисленные методы и приемы, направленные на развитие творческих способностей, имеют свою специфику и применяются в самых разных сочетаниях, в зависимости от возрастных особенностей детей, задач обучения и других факторов. А широкий подход к решению проблемы развития творчества в целом является основным условием.

1.4.Роль детского дизайна в развитии творчества и эстетического мировоззрения дошкольников

Для формирования гармонически развитой личности, необходимо большое внимание уделять художественно-эстетическому воспитанию, развитию эстетического мировоззрения, художественных интересов, фантазии, творческих способностей детей,

Детский дизайн – новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста, это искусство, имеющее высокий эстетический уровень, которое является функциональным в современном мире. Современный дизайн приобрел более широкий смысл и является целым направлением, применяемым ко всем областям деятельности человека. Он способствует творческой самореализации, раскрытию уникальной индивидуальности, расширению мировоззрения. Это художественное конструирование, моделирование, художественно-декоративная деятельность ребенка: аппликация, рисование, лепка, ручной труд, Из природного, бросового материала можно сотворить настоящий шедевр.

Изучением и внедрением детского дизайна в практику занимаются педагоги: Пантелеев Г. Н., Валиулина Е. А, Кузнецова О. В. и др.

Дизайн развивает эстетическое мировоззрение, художественное восприятие и творческие способности детей, повышает стремление к самостоятельному творчеству, позволяет самостоятельно решать творческие задачи, развивает способность к анализу и обобщению. Применяя опыт дизайна, украшая мир вокруг себя, у детей развивается пространственное воображение, образное мышление, эстетический вкус. Создавая дизайнерские работы, дети учатся благоустраивать быт в детском саду и дома.

Сегодня важную роль играет телевидение и интернет. И дизайн является разносторонним способом познания мира, расширения мировоззрения детей. Занимаясь дизайном, дошкольники раскрывают и развивают в себе творческий потенциал с помощью новых техник и материалов, которые формируют у дошкольников новые знания, умения и навыки в изготовлении неповторимых детских работ. Дети смело отходят от предложенных вариантов и моделей, придумывают свои элементы украшения, конструируют изделия по своему вкусу и желанию, с удовольствием занимаются творческой деятельностью.

Работа по дизайну проходит во время непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности.

Определены следующие задачи:

- развивать интерес к дизайну, самостоятельность, познавательную активность, общение, художественный и творческий потенциал, образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность и аккуратность;

- создавать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов;

- формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, культуру поведения, способность последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами, способности к анализу, самооценке при выполнении работ;

- воспитывать внимание и уважение к людям;

- стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома.

Поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, потому что уже на начальной стадии он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами, доступными способами изготовления и украшения своих изделий, а так же с поделочными материалами - цветной бумагой, природными материалами, нитками, тканью, перьями и др. Дети делают открытки, украшения и сувениры, одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам.

Обучение детей элементам дизайна эффективно при соблюдении следующих требований:

- донесение до детей смысла и значения дизайнерской деятельности, ее практической направленности; использования продуктов этой деятельности в детском саду;

- цикл непосредственно образовательной деятельности строится последовательно и включает в себя разные виды деятельности: моделирование одежды, графический дизайн, аранжировки, декоративно-пространственный дизайн, флористика;

- организации восприятия детьми образцов искусства, организации взаимодействия ДОУ с семьей (задания на дом, консультации для родителей). Создание благоприятной атмосферы и наличия необходимых материалов для детского дизайна.

Важным мотивом в развитии творчества дошкольников являются сознательная постановка цели для достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться этой цели. Каждый ребенок, занимаясь дизайнерской деятельностью, сможет реализовать свои творческие способности, раскрыть свою уникальную индивидуальность, сформировать основные ценности и нравственные ориентиры. Он всегда сможет использовать художественный опыт в благоустройстве своей жизни.

Детский дизайн играет большую роль в развитии творчества и эстетического мировоззрения дошкольников.

  1. Практическое обоснование педагогического опыта.

В процессе нашего исследования на начальном этапе мною была поставлена следующая цель: выявить исходный уровень развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. Для проведения промежуточный и итогового мониторинга использовалась диагностическая методика Н. В. Микляевой (Приложение    ). В первую очередь были выделены следующие уровни развития творчества:

- высокий;

- средний;

- низкий.

Анализировались данные сформированности творческих умений дошкольников на начало и окончание данного опыта. Исследования, проведённые в начале формирования опыта с детьми пятого года жизни показали, что 30% детей имеют низкий уровень сформированности творческих навыков, что явилось причиной беспокойства и толчком для поиска новых путей для поддержания их творческих умений и интереса. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что лишь немногим детям удается придумать и смоделировать что-то оригинальное и красочное, в основном работы детей простые, неоригинальные, с не очень хорошо проработанными деталями. Обработка результатов второй методики  показала, желание познать, открыть что – то новое у детей развито очень слабо. Они не могут самостоятельно выполнять какие – либо манипуляции с предложенным материалом, использовать его для создания композиции. Им обязательно нужна помощь воспитателя.

        Проведенный нами анализ проблемы развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в практике (беседы с воспитателями ДОУ, родителями детей, заведующей и методистом о том, насколько значимо это направление), показавший необходимость повышения уровня и качества творческой деятельности детей в ДОУ, а также результаты мониторинга, позволили нам перейти к следующему этапу. Целью его явилось: развитие у детей старшего дошкольного возраста опыта творческой деятельности, воспитание личности дошкольника, способной к воплощению собственных оригинальных идей с помощью основ дизайна.

Для реализации выше указанной цели нами была разработана программа дополнительного образования (кружковую деятельность) «Юные дизайнеры», целью которого является развитие творческих способностей детей старшего возраста посредством детского дизайна.

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

  • Создание центра художественного творчества;
  •  Организация образовательного художественно-творческого пространства в группе - обучение воспитанников навыкам дизайна;
  • Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к творческой деятельности средствами дизайна.

Для реализации поставленных задач по развитию творческих способностей у детей использовались следующие формы работы по художественно-творческой деятельности:

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Интеграция образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности.
  • Развивающие игры. Рассматривание альбомов, фотографий.
  • Беседы, наблюдения, обследование предметов, экспериментирование.
  • Совместная деятельность детей и родителей.

Работа по формированию навыков детского дизайна проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определенные задачи:

  • Подготовительный. 

Существенным является постановка цели, предвидение результатов дизайнерской деятельности, определение замысла. Это может быть изготовление конкретного предмета для игры или театральной деятельности, украшения для группы, подарка.

Как правило, детям интересна и понятна такая постановка цели. Однако, важно, чтобы инициатива исходила от детей. Стимулом для деятельности может быть специально подготовленная предметная среда, которая постепенно наполняется видеоматериалами по теме, дидактическими играми, различными материалами для изготовления предметов (шаблонами, образцами, заготовками, полуфабрикатами и другое). Самое активное участие в создании предметной среды могут принять родители.

  • Основной.

Реализация замысла. Для реализации замысла необходимы определенные представления по теме; овладение способами изготовления предмета дизайна, технологиями работы с конкретными материалами. Важным является получение конкретных результатов. Виды работы с детьми: беседы по теме, экскурсии, индивидуальная и подгрупповая работа вне занятий, специально организованные занятия.

  • Итоговый.

 Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы,  самостоятельно выполняют задания, активно перерабатывая их, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Для успешного освоения навыков детского дизайна используются следующие приемы:

Воспроизведение движений в воздухе. 

Совместные (или «пассивные») действия. 

Работа детей на общем фоне. Для этого организуется коллективная деятельность: дети на больших листах бумаги (фон) выполняют работу с общим сюжетом. Сначала на своих рабочих местах делают «заготовки», а потом подходят к фону.

Стихи, загадки подбираются к теме и помогают изображению характерных особенностей объекта. Вопросы к детям должны иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую они выполняют.

Игровая мотивация. Ее создание – важный стимул развития познавательного процесса. Ее суть состоит в том, что педагог создает проблемную ситуацию и ставит перед детьми для ее разрешения проблемную задачу, наталкивая на поиск путей и средств решения, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Игровая задача в используемых приемах – своеобразная формулировка цели предстоящих игровых действий. В условиях игрового действия рождается воображаемая ситуация. Внешнее выражение действий может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием, изобразительным действием (ритмичным движениям пальца размазывать кусочки пластилина); звукоподражанием. Обучая детей дизайну, необходимо учитывать, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам.

В конце деятельности следует педагогическая оценка. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения.

Создание образа в воображении – наиболее трудный путь, требующий большого объема знаний и впечатлений, богатой эмоциональной гаммы душевных переживаний, умения удивляться, наблюдать. Поэтому важно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желание поделиться своим состоянием с окружающими. Тогда наступает тот неповторимый миг вдохновения, когда дети в творческом порыве создают «шедевры», единственные и неповторимые. Вот почему так важно, прежде чем создать свое, как можно больше увидеть, услышать, потрогать, подумать

Этапы реализации.

       Внедрение детского дизайна в дополнительное образование проходило в 3 этапа:

  • I  этап – подготовительный (организационный)
  • II этап – внедренческий
  • III этап – итоговый (обобщающий)

Содержание

Сроки

Ответственные

I этап. Подготовительный (Организационный)

Изучение и анализ методической литературе по детскому дизайну

Сентябрь 2017 г.

Воспитатель: Пальчикова Н.Э.

Подбор основных игр и материала для оснащения мини - центра художественного творчества

Знакомство с видами дизайна

(приложение № 4)

Определение план – программы дополнительного образования (кружковая деятельность)  «Юные дизайнеры»(приложение № 1)

Сентябрь 2017 г.

Воспитатель : Пальчикова Н.Э.

II этап. Внедренческий

Мониторинг (приложение 1)

Сентябрь 2017 -

Май 2018 г.

Воспитатель: Пальчикова Н.Э.

Реализация плана - программы  дополнительного образования (кружковая деятельность) «Юнные дизайнеры»

Оформление картотеки дидактических игр по развитию творческих способностей дошкольников. (Приложение 6)

Оформление картотеки «Калейдоскоп загадок» (Приложение 5)

Оформление картотеки игр по детскому дизайну. (Приложение 8)

Оформление картотеки «Здоровьесберегающие технологии» (Приложение 7)

Октябрь   2017г.

-

Май  2018г.

Воспитатель:  Пальчикова Н.Э.

Взаимодействие с родителями (консультации, собрания, памятки и др.) (приложение 3)

Взаимодействие с педагогами (консультации, семинар-практикум)(Приложение 2)

Организация выставок продуктов совместного  творчества (приложение 9)

 Октябрь 2017г.

-

Май  2018г.

В течении года

Воспитатель:  Пальчикова Н.Э.

Воспитатель:  Пальчикова Н.Э.

III этап. Обобщающий

Определение эффективность проведённой работы

Май  2018г.

Воспитатель: Пальчикова Н.Э.

Проведение анализа полученных результатов

Май  2018г.

Воспитатель:  Пальчикова Н.Э.

Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах.

Октябрь  2017г.

-

Май  2018г.

Воспитатель: Пальчикова Н.Э.

3 . Мониторинг реализации.

                                   Диагностика дизайнерских способностей

Диагностический модуль состоит из набора диагностических заданий, направленных на диагностику способностей детей к дизайнерской деятельности и ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. В ней нет делений на группы, так как она не является обязательной для проведения педагогического мониторинга.  Методика подобрана и апробирована Вотиновой Е.Н. под руководством Сениной Э.Э. Сокращенный вариант).

  1. Выявление элементов технической эстетики

Цель: Выявление элементов технической эстетики, на которые ребенок обращает внимание.

Детям предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Назови свои любимые игрушки.Чем они нравятся?
  2. Какие полезные вещи есть в вашей квартире? Чем они красивы?
  3. Нравится ли тебе во дворе? Что тебе нравится там больше всего и почему?
  4. Какие предметы техники на улице тебе нравятся? Почему?

Могут быть выделены 3 уровня.

3 уровень - (4-5 баллов) высокий: ребенок обращает внимание на пользу, приносимую предметами, удобство в пользовании, отмечают красоту формы.

2 уровень – (2-3 балла) средний: ребенок отмечает только красоту предметов, обосновывая тем, что они просто нравятся.

1 уровень – (0-1 балл) низкий: ребенок не обосновывает свои ответы, не понимает пользы предметов, удобства и красоты.

  1. Проектирование цвета и формы (дизайн посуды)

Цель: Выявить знание геометрических фигур, уровень знаний детей о цвете форме, умение составлять узор из геометрических и растительных элементов в круге  ( по Падалко А.Е.)

Задание: Составьте из фигур узор – орнамент для украшение тарелки (аппликации из геометрических фигур) так, чтобы фигуры располагались ровно, красиво, чтобы сочетались друг с другом цвета.

Вопросы для анализа по окончании работы:

  • Какие геометрические формы использовали? Как расположены формы относительно друг друга (симметрично, различно)?
  • Какие цвета использовали (контрастные, теплые, холодные)?Сочетаются ли цвета?

Уровни знаний детей:

Низкий (1 балл): дети знают геометрические фигуры, различают цвета, но не умеют правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при составлении узора, интуиция в этом направлении не развита.

Средний (2 балла): дети геометрические фигуры, хорошо различают цвета, хотя не знают правила сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и правильно применяют.

Высокий (3 балла) : дети вполне сознательно выделяют свойства форм и цвета, правильно сочетают их в композиции, обосновывая то или иное сочетание.

  1. «Дизайн детской мебели»

Цель: Выявление способностей детей к дизайнерской деятельности, созданию воображаемого образа предмета.

Задание: споецировать и нарисовать мебель будущего, такую, какой сейчас не существует, но она появится в будущем (ее пока не придумали). Инструкция: «Создайте такой предмет мебели( стол, кровать, шкаф и т.д.), которая была бы очень полезна, но в то же время и красива». Особенность данного задания состоит в проецирование воображения в будущее опережение событий, то есть в создании иных внутренних условий для функционирования творческого мышления у ребенка.

Задание оценивается по 3- бальной системе, по следующим показателям.

  • целесообразность (способность связать поставленную задачу с собственным замыслом, достижение поставленной цели, контроль и коррекция своих действий);
  • рациональность (выбор наиболее выгодных, экономичных, разумных средств для реализации цели, удобство изобретения, возможность практического применения продукта творческой деятельности);
  • Новизна и оригинальность (продуктивные способы деятельности, не шаблонность, использование нестандартных форм, методов способов решения задачи);
  • доработанность (законченность форм, реализация замысла, эмоциональное удовлетворение от творческой деятельности.

Уровни выполнения задания:

Низкий: 1-4 балла.

Средний: 5-8 баллов.

Высокий: 9-12 баллов.

Обобщенная характеристика уровней:

Высокий: не допускает ошибок в определении цветовых оттенков, насыщенности цвета, светлоте тона. Вполне сознательно выделяет свойства формы и цвета, правильно сочетает их в композиции, обосновывая то или иное сочетание. Понимает пользу предметов, удобство, красоту. При выполнении творческих заданий замысел полность адекватен задаче, цель реализовывает, изобретение характеризуется единством пользы и красоты, многофункциональность деталей. Использует оригинальные методы, выразительные средства. Легко определяет принадлежность объекта к ансамблю, понимает художественные особенности предметов, выражающихся в сочетании цвета, формы, орнамента. Чувствует симметричность в предмете и не нарушает ее. Эмоционально удовлетворен работой.

Средний: допускают одну – две ошибки при различении цветовых оттенков, насыщенности цвета, светлоте тона, знают геометрические фигуры, хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и правильно применяют при изготовлении изделий. При оценке предметов отмечают только красоту, обосновывая лишь тем, что просто нравится. При выполнении творческих заданий замысел сопоставляет с задачей , но не всегда способен контролировать свою деятельность по ее выполнению. Детали изобретения хотя и не удобны, некрасивы, но полезны. В изобретении использует стандарты, воссоздающие формы, но с привнесением новых элементов. Частично устанавливает связь между предметами, объединенными стилевым единством, сочетает предметы по одному признаку (цвет, форма, орнамент). Иногда допускает небольшую асимметрию в рисунке. Недостаточная эмоциональная удовлетворенность.

Низкий: допускает более двух ошибок при различении цветовых оттенков, насыщенности цвета, светлоте тона. Хотя и знают геометрические фигуры, но не умеют правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при составлении узора. Интуиция в этом направлении не развита. При оценке предметов не видит пользы, красоты, удобства. При создании творческих работ нет целостности замысла, недостаточен контроль и коррекция своих действий. Детали в изображении бесполезны, неудобны, излишни. Отсутствует красота, гармоничность в изображении. Использует стандартные формы, отсутствует стремление к поиску новых решений. Не понимает художественных особенностей общности предметов, связанных ансамблем. Выбирает предмет случайно, не сочетая ни по цвету, ни по форме, ни по орнаменту, интуиция в этом направлении не развита. Работа чаще не закончена по форме и замыслу. При дорисовывании фигур наблюдаются грубые изменения ее формы, нарушение контуров.        

 Мониторинг детей старшего дошкольного возраста показал, что 100 % детей (45% высокий уровень и 55 % средний уровень) имеют представления: об основных понятиях дизайна: композиции (замысел, гармония), элементах (пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура) и технологии выполнения из различных материалов, правилах оформления готового изделия; о различных техниках рисования кистью на различных материалах.

 У детей наблюдался высокий уровень развития изобразительного творчества, они верно передают форму и строение предметов, интересно составляют композицию, подбирают цветовую гамму и материал, обогащают свой замысел новым содержанием, владеют техникой бумагопластики, квилинг, декупаж, бисероплетение, нетрадиционными техниками рисования (примакивание, набрызг, печать, монотипия и др). Сюжетный замысел выполняют самостоятельно.

Дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность. Творческая активность проявилась также в способности планировать свою работу. Дети научились замысливать образы, искать средства их воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата.

      В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения, удовлетворенность от творческой деятельности. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из природных материалов, подбирать и создавать фасоны одежды, костюмов, обстановку для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры.

Положительные результаты данного опыта подтвердили правильность и целесообразность выбора направления в развитии творческих умений дошкольников посредством детского дизайна и определили всю дальнейшую работу.

4 . Определение перспектив в дальнейшей работе.

  • Повышение уровня развития творческих способностей средствами детского дизайна, а именно развитие самостоятельности, креативности, инициативы  у детей подготовительного к школе возраста.
  • Активизация участия воспитанников в проектной деятельности.
  • Организация родительского клуба.
  • Распространение опыта работы по развитию творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста среди коллег города.
  • Работа над использованием некоторых видов дизайна,  начиная с младшего дошкольного возраста.

                                       Заключение

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги:  Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие. Отечественные педагоги (Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.Н. Игнатьев, И.Я. Лернер и другие) подчеркивают, что творчеству детей можно и нужно учить.

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который дает широкий простор детскому творчеству. Актуальность проблемы определяется и тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Таковой деятельностью и является, на наш взгляд, детская дизайн-деятельность.

Технология детского дизайна – интерактивная технология, которая несколько отличается от традиционных методик обучения детей изобразительной деятельности. Дизайнерская деятельность детей представляет собой область художественного проектирования объектов и предметов, направленную на гармонизацию окружающей среды. Она включает не только рисование, но и аппликацию, лепку, конструирование и художественный труд.      Новизна данной проблемы подтверждается отсутствием каких-либо научных исследований по технологии детского дизайна, а также особенностей влияния на развитие творческих процессов у детей.

Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что использование детский дизайн будет способствовать  расширению творческого опыта у дошкольников. Цель опыта: определение возможности обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с целью расширения опыта творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Дизайн – это особый вид созидательной творческой деятельности человека, направленной на организацию предметно-пространственного мира по законам целесообразной красоты. При этом под целесообразностью подразумевается не только функциональность, точное соответствие изделия своему назначению, но и целосообразность как гармоничное единство формы, содержания, функции и места дизайн-предмета в пространстве.

Детский дизайн является одним из тех видов деятельности, который наиболее полно способствует развитию творчества у детей.

Поэтому одним из важнейших условий при организации занятий по обучению детей элементам дизайна является организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье, обеспечение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Здесь немаловажна работа с родителями их активном взаимодействии их с педагогом.

Также одно из важнейших условий развития детского творчества – единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними.

Освоение художественно-творческой деятельности, а соответственно и обучение детей элементам дизайна, немыслимо без общения с искусством, в данном случае – дизайн-искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Поскольку творчество – это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном обучению детей подобной деятельности необходим. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит данная творческая работа.

Условием развития детского творчества (творческого воображения) является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком знаний, умений, умений в целом. То есть в сферу обучения входят и формирование способностей эмоционально откликаться на окружающей мир и потребность в творчестве, и стремление выполнить работу для других людей. Обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Такая постановка вопроса изначально обусловлено спецификой деятельности, ее художественно – творческим характером.

Для формирования гармонически развитой личности, необходимо большое внимание уделять художественно-эстетическому воспитанию, развитию эстетического мировоззрения, художественных интересов, фантазии, творческих способностей детей,

Детский дизайн – новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста, это искусство, имеющее высокий эстетический уровень, которое является функциональным в современном мире. Современный дизайн приобрел более широкий смысл и является целым направлением, применяемым ко всем областям деятельности человека. Он способствует творческой самореализации, раскрытию уникальной индивидуальности, расширению мировоззрения. Это художественное конструирование, моделирование, художественно-декоративная деятельность ребенка: аппликация, рисование, лепка, ручной труд, Из природного, бросового материала можно сотворить настоящий шедевр.

По итогам нашего исследования нами были разработаны: комплекс мероприятий по развитию творческих способностей  детей средствами детского дизайна, рекомендации для родителей, воспитателей. Результаты проекта позволяют говорить о том, что использование разных видов дизайна будет способствовать  развитию творческих способностей детей старшего дошкольного  возраста.

Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале исследования подтвердилась, поставленные задачи работы осуществлены.

Список основной литературы

1.Безделёва М.Ю.,Иванова Г.Н., Черепанова Н.Г. «Солнечные зайчики».-Казань:РИЦ «Школа»,2009 г.

2. Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002

3. Евдокимова М. М. «Волшебные краски». М. «Школьная пресса» 2001 г.

4. Ерлыкин «Поделки своими руками». Москва «ТРИЭН». 1997 г.

5. Журавля И.Д., Панфилова Э.Н. «Как мы играем с цветом: от

живописи к компьютерной графике». Научно – методический

журнал «Цветной мир», №3, 2012г

6. Журнал «Дошкольное воспитание». 3/2008г.

7. Журнал «Дошкольное воспитание». 11/2005 г.

8. Лутцева Е. А. «Технология. Ступеньки к мастерству». Москва «Вентана-Граф». 2003 г.

9. 1.Лыкова, И. А. Дизайн-деятельность в современном мире и дошкольном образо- вании [Текст] / И. А. Лыкова // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 10

10. Лыкова И.А Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». –М.: «Карапуз-дидактика»,2007 г.

11. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006

12. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн: Художественное творчество в детском саду, начальной школе и семье. М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

13. Дизайн в детском саду. Методическое пособие для педагогов ДОО/под редакцией. Н.В. Микляевой и Г.В. Урадовских. – М.: УЦ «Перспектива», 2016.-128 с.

14. Микляева Н.В. и Урадовских Г.В. «Дизайн в детском саду» Методическое пособие для педагогов.-М.:УЦ «Перспектива», 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дизайн-деятельность "Козлятушки-ребятушки"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей через дизайн-деятельность....

Обобщение опыта: «Окружающий мир как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Выступление на педагогическая конференции: "Инновационные подходы к образованию дошкольников: педагогические достижения и проблемы".Обобщение опыта воспитателя Семеновой Н. А.: «Окружающий мир как сре...

Обобщение опыта работы воспитателя по теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение опыта работы воспитателяпо теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...

Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение  педагогического опыта работы воспитателя Веденской М.А. и описание к презентации  по теме:«Театрализованная деятельность как средство развитиятворческих способност...

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием 3D-ручки" (из опыта работы)

3D-ручка - это совершенно новый вид творческой деятельности, который позволяет по-новому взглянуть на процесс рисования.Рисование с помощью 3D-ручки стимулирует развитие креативных способнос...

Возможности использования городецкой росписи на занятиях по рисованию для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В современных условиях в педагогической науке большое место занимают исследования проблем воспитания творческой личности, способной  к принятию самостоятельных решений и ответственности за достиж...