«Использование детского дизайна в образовательном пространстве ДОУ, для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
консультация
- Технология детского дизайна
Элементарные подделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением, ткачеством и др.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятки для родителей
«Использование детского дизайна в образовательном пространстве ДОУ, для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
- Технология детского дизайна
Элементарные подделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением, ткачеством и др.
Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. Также автор единственной книги на сегодняшний день о детском дизайне Г. Н. Пантелеев выделяет типы и виды детского дизайна. Типов детского дизайна он выделяет три:
- плоскостной (аппликативно-графический);
- объемный (предметно-декоративный);
- пространственный (архитекртурно-художественный).
По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна).
Первое направление – «аранжировки» — предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.
Второе направление – «дизайн одежды» — предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя – одежды повседневной и праздничной.
Третье направление – декоративно-пространственный дизайн – ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.
При ознакомлении ребёнка с искусством декоративного дизайна в семье, необходимо соблюдать последовательность в обучении, которое предусматривает усложнение материала: от знакомства с образцами фольклора (народные игрушки) к произведениям современного декоративно-прикладного искусства, а затем и к приобщению к музейным сокровищам: проведение экскурсий на выставку, в картинные галереи, музеи изобразительных искусств.
В хорошей семье к детям проявляют внимание и ласку. Дома малышу всегда комфортно, он чувствует себя защищенным любовью родителей.
Вместе с тем, во многих семьях дети излишне опекаются взрослыми. При опросе родителей, проявляют ли их дети желание участвовать в подготовке домашних праздников, выясняется, что некоторые ведут себя потребительски, ожидая развлечений и угощения от взрослых. И виноваты в этом не дети, а взрослые. Круг общения в семье шире, чем в детском саду : дети ходят в гости, посещают музеи и выставки, кино, театры, у них есть друзья-соседи разного возраста; дети менее ограничены в выборе занятий.
Культура дизайна в семье сегодня интенсивно развивается, потребляя продукцию дизайн-индустрии. Вместе с тем, родители должны понимать, что изобилие и богатство обстановки, в которой растёт иной ребёнок, не всегда способствует его нравственному и художественно-творческому развитию. С одной стороны, многое в дорогом интерьере может воспитывать у малыша чувство прекрасного и бережное отношение к вещам, с другой — сковывать его активность и потребность в творчестве.
Сегодня индустрия детских игрушек и пособий для использования в семье разнообразна и богата (игрушки, художественно-дидактические игры и материалы, печатные и электронные пособия, книжки и др.). Родители выбирают для своих детей, в основном, готовые игрушки.
Однако важно предоставлять малышу игровой и обучающий материал в виде «полуфабриката», чтобы он сам дома мог собрать игрушку, дооформить её. А чтобы сделать это хорошо, он должен сам подумать, поискать решение, чтобы достичь результата.
Ребёнок уже с 3-4 лет охотно выполняет вместе со взрослыми несложные поделки из разных материалов для игр и украшения быта, а старшие дети готовы к самостоятельным рукоделиям.
Занимаясь дизайн-рукоделиями с детьми, взрослые вместе с ними придумывают и создают игрушки и изделия из разных материалов, пробуждая своим примером у ребёнка воображение и потребность в самостоятельном творчестве. Например, делают настенный «коврик-карман», в который можно положить небольшой альбом, игрушку и т. п. Для коврика, к примеру, «Зайчик» («Белочка», «Медвежонок» и т. п.) используется лоскут (искусственный мех, ворсистая ткань). Покажите ребёнку, как вырезается силуэт (мордочка) зверька. Подберите вместе декоративную отделку (кожа, ткань, пряжа, пуговицы, вырежьте детали, приклейте или пришейте уши, нос, глаза, усы, лапы, не забудьте пришить блестящие пуговицы - глазки. С бабушкой и мамой девочки по выкройкам шьют одежду для кукол, мягкие игрушки, изготавливают салфетки для сервировки стола и другие изделия-сувениры из текстиля, а мальчиков отцы учат работе с деревом, пониманию красоты текстуры и цвета древесины, умению пользоваться инструментами, аккуратно склеивать и зачищать бруски, забивать гвозди ровно и прочно. На заготовках (фанера, бруски) дети выполняют росписи, выжигают узоры по своим рисункам (тарелки, досочки, подставки, полочки, игрушки-сувениры и др., работая с пластическими массами, они лепят фигурки людей и животных, декоративные панно, плакетки, кулоны, бусы, посуду для кукол.
И обязательно перед началом работы показать малышу важность её выполнения для близких (подарок, украшение костюма, комнаты, праздника и т. п.). Полезно достижения ребёнка показать его друзьям и соседям по дому.
В работе по дизайну быта семьи участвуют все её члены: кто-то окантовывает и развешивает семейные фотографии, кто-то ухаживает и красиво расставляет комнатные растения, кто-то вырезает и склеивает шутливые маски, цветные шапочки, костюмы к празднику, а кто-то готовит угощения и сервирует стол, украшает комнату.
Совершая прогулки по лесу, дети рассматривают растения, сверкающие, словно бриллианты, капельки росы на траве. Малыш подбирает шишку, корень или ветку, похожие на персонажей сказок, угадывает «зверька» в гибком силуэте корня или ветки; придумывает, что нужно добавить к шишке, чтобы получился ёжик или зайчик, из каких растений составить красивый букет и т. п., он учится отбирать «дары природы» для оригинальных поделок, учится образному видению. Дети любят с близкими составлять аранжировки из цветов и растений для комнаты и праздничного стола. Детские рисунки говорят об их любви к своему дому.
Следует оборудовать постоянное место для занятий ребёнка с хорошим естественным и искусственным освещением, удобным столом с ящиками для материалов, корзиной для мусора. Родители должны интересоваться, какие художественные материалы хотел бы иметь ребёнок, познакомить его с новыми материалами для дизайн-рукоделий. Чем больший ассортимент средств для художественной деятельности у него под руками, тем активнее и разнообразнее он экспериментирует с красками, фломастерами, карандашами, пастелью, сепией, сангиной, соусом, древесным углём, всевозможными декоративными пастами и пластикатами, природными и искусственными материалами. Следует поощрять использование безопасных для малыша отходов промышленности, упаковок - так называемых «бросовых» материалов. Это относится и к старым журналам, и к другой цветной макулатуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

конспект занятия по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дизайн-деятельность "Козлятушки-ребятушки"
Занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей через дизайн-деятельность....

Консультация "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на уроках дизайна"
Современное общество глубоко заитересовано в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения. А человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и ак...

Обобщение опыта работы: «Использование детского дизайна в образовательном пространстве ДОУ, для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
ВведениеКаждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остатьсяхудожником, выйдя из детского возраста.Пабло Пикассо Вашему вниманию, предлагается обобщенный опыт работы : «Использо...

Возможности использования городецкой росписи на занятиях по рисованию для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
В современных условиях в педагогической науке большое место занимают исследования проблем воспитания творческой личности, способной к принятию самостоятельных решений и ответственности за достиж...

Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет
Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...
