Консультация "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на уроках дизайна"
консультация (подготовительная группа) на тему

Белорукова Светлана Михайловна

Современное общество глубоко заитересовано в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения. А человек будущего должен быть созидателем,  личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Любой ребёнок от природы дизайнер. А задача взрослых - поддержать его инициативу и нестандартность мышления. Детский дизайн - это форма организации ручного труда дошкольников с использованием разнообразных методик изодеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на уроках дизайна

«Как гимнастика исправляет тело, так творчество исправляет душу.
А состояние человеческой души – одна из главных целей воспитания».
Сухомлинский В.А.

         Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. ФГОС ДО ставит перед нами ряд задач, одна из которых – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самими собой, другими детьми, взрослыми и миром. 
        «Красота спасёт мир!». Это - прежде всего красота души, включающая в себе положительные человеческие качества: доброту, честность, отзывчивость, надёжность. Но есть и другая красота, которой свойственно меняться на разных этапах жизни человечества. Это красота, созданная руками человека. А если это сделано руками ребёнка, то ещё более ценно и неповторимо!
          Не случайно в последние десятилетия дизайн стал объектом пристального внимания педагогов, психологов, искусствоведов, коллекционеров. Ведь современное общество глубоко заинтересованно в художественно - эстетическом воспитании подрастающего поколения. А человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. 
      У ребенка - дошкольника есть природные задатки, которые проявляются в элементарных суждениях «красиво», «некрасиво», «нравится» и так далее. Педагогам и родителям важно заметить, создать условия для развития этих задатков.
        Дизайн развивает эстетическое мировоззрение, художественное восприятие и творческие способности детей, повышает стремление к самостоятельному творчеству, позволяет самостоятельно решать творческие задачи, развивает способность к анализу и обобщению.
       Человек, где бы не находился, всегда украшал и украшает среду, в которой, живёт, работает или отдыхает. В век конвейеров и массового производства мы всё больше ценим индивидуальность во всём: от манеры одеваться до авторских работ, хранящих тепло человеческих рук, и хотим украсить детский сад эксклюзивными стильными вещицами, которые преобразят интерьер, придадут ему неповторимое очарование. 
        Любой ребенок от природы – дизайнер. А задача взрослых – поддержать его инициативу и нестандартность мышления. Детский дизайн – это молодой вид детской деятельности, это форма организации ручного труда дошкольников с использованием разнообразных методик изобразительной деятельности. 
       Какой же дизайн может быть в группе? Ведь это должно быть не только эстетично, но еще и функционально и педагогически  целесообразно.
 На основе тематических недель и задач, предложенных  основной образовательной программой,  мостиком было то, что итоговым продуктом каждой из недель являлся дизайн – продукт, созданный руками детей. 
         В дизайн - деятельности дети дошкольного возраста имеют возможность воспользоваться навыками, умениями, приобретенными в разных видах изобразительной деятельности: использовать свой художественный опыт в благоустройстве и преобразовании своего кукольно - игрового пространства. 
        Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольных образовательных учреждений занимается  Г. Н. Пантелеев. Его методика является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создаёт красивый предмет и делает предметно-пространственную среду гармоничной. Известный исследователь дает свое определение этого понятия: дизайн - это «конструирование вещей, машин, интерьеров и др., основанное на принципах удобства, экономичности, эргономичности и красоты».
         Знакомые детям с детского сада конструирование и декоративно-оформительская деятельность является предпосылками развития детей и знакомства с основами дизайна.
Г.Н. Пантелеев выделяет три значимых направления:
1) профессиональный дизайн и его роль в эстетизации всей среды жизнеобеспечения людей; 
2) «дизайн для детей» — профессиональный дизайн, направленный на благоустройство материально-культурного пространства, окружающего ребенка; 
3) «детский дизайн» как непосредственное участие детей в эстетизации своего быта.
В этом плане можно выделить следующие группы предметов дизайнерской деятельности:
• Предметы для игры (самолеты, куклы, мебель для кукол, лото, предметы для сюжетно-ролевых игр); 
• Предметы для подвижных игр (шапочки, султанчики и так далее);
• Предметы для познавательно-экспериментальной деятельности (картонные горки и трамплины - для опытов с движением, парашюты и вертушки - для опытов с воздушными потоками и другое).
• Оформление выставок детских работ (лепка, аппликация, рисование).
• Коллекции (книжки - малышки, игрушки - миниатюры, открытки, фантики, одежда и другое);
• Макеты (по результатам чтения художественных произведений, макеты для игры, познавательно - практическая деятельность);
• Сувениры (открытки, поделки, украшения интерьера и другое);
• Украшения для помещения;
• Реквизиты и декорации, маски и другое для театра;
• Информационно - рекламные предметы (афиши, реклама, пригласительные билеты, открытки, бейджи).
         Следовательно, детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн - творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту.
          Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это и является основной задачей и содержанием дизайн - деятельности.
         Г.Н.Пантелеев: «Благоустраивая свое кукольно-игровое хозяйство, а позднее, по мере взросления, и пространство вокруг себя, дети старшего дошкольного возраста подчас неосознанно выполняют функции дизайнера…».

           Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые! Поэтому  девиз работы с детьми – поддерживать, сохранять, уважать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

Доклад из опыта работы « Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Взрослые рисуют, пишут при детях, и ребенок тянется к карандашу. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Рисование занимает особое место в...

конспект занятия по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дизайн-деятельность "Козлятушки-ребятушки"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей через дизайн-деятельность....

«Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна»

От природы каждый ребенок талантлив, одарен, но развитие одаренности в дошкольном возрасте имеет скрытый характер, который необходимо раскрыть, развернуть, развить. Художественная одаренность ярч...

Развитие общих творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дизайне посуды.

В российском дошкольном образовании развитию творческих способностей детей придается первостепенное значение. Это обстоятельство отражено в Концепции дошкольного воспитания, принятой еще в 1989 г. И д...

Обобщение опыта работы: «Использование детского дизайна в образовательном пространстве ДОУ, для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

ВведениеКаждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остатьсяхудожником, выйдя из детского возраста.Пабло Пикассо Вашему вниманию,  предлагается обобщенный опыт работы : «Использо...

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы.

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы....