Обобщение опыта: «Окружающий мир как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
статья на тему

Семёнова Наталья Анатольевна

Выступление на педагогическая конференции: "Инновационные подходы к образованию дошкольников: педагогические достижения и проблемы".

Обобщение опыта воспитателя Семеновой Н. А.: «Окружающий мир как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_semenovoy_n.a.doc30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая конференция: Инновационные подходы к образованию дошкольников: педагогические достижения и проблемы.

                 

Обобщение опыта воспитателя Семеновой Н.А.: «Окружающий мир как средство развития творческих  способностей детей старшего дошкольного возраста группы кратковременного пребывания в учреждении дополнительного образования детей».

   

  Наша жизнь становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую “изюминку” в любом деле.

Известно, что дошкольный возраст  наиболее подходит для овладения детьми различными видами деятельности, в том числе и творческими.

       Деятельность воспитателей группы кратковременного пребывания детей «Почемучки» направлена на создание необходимой среды для развития личности воспитанников, их способностей к творчеству.

Творческий процесс окрашен яркими и сильными положительными переживаниями. Это делает его привлекательным для ребенка и влияет на формирование потребности  в творчестве, создании нового, открытии неизвестного. Творческая мотивация стимулирует развитие любознательности, поддерживает у ребенка интерес к занятиям как источнику знаний, необходимых для творчества. Развиваемая у дошкольников креативность способствует творческой переработке имеющегося опыта детей, делает их открытыми для  всего непознанного.

Условия, создаваемые на занятиях в ДДТ  по развитию творческого мышления, помогают ребенку овладеть различными  способами творческого самовыражения.

        В группе кратковременного пребывания детей старшего дошкольного  возраста реализуется образовательная программа «Будущий первоклассник», которая  обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому,  социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.  

         Реализация  программы «Будущий первоклассник»  способствует решению такой актуальной на сегодняшний день проблемы в нашем районе,   как развитие, воспитание и  подготовка к школе детей предшкольного возраста, неохваченных сетью дошкольных учреждений.  В нашей группе занимаются дети, которым не были предоставлены места в детских садах города Чулыма. Программа «Будущий первоклассник» рецензирована кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры теории и методики дошкольного образования Института детства Новосибирского педагогического университета.

Одной из ведущих целей данной программы является вариативность использования образовательного процесса, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. Линия развития творческих способностей детей проведена нами сквозь призму предметов, которые ведутся в группе.

       Одним из приоритетных направлений в деятельности,  считаю тему познания окружающего мира, как средство развития творческих способностей дошкольников, так как понятие “творчество” определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

       Основной  целью в работе с детьми, является стремление воспитать  ребенка – дошкольника  инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое бы он не взялся, с активной жизненной позицией, умением мыслить творчески.

 Для достижения поставленной цели  решаются  следующие задачи:

   - развитие творческих способностей детей с учетом

             личностно-ориентированного подхода;

          - развитие творческих способностей через художественно-изобразительную,   театрализованную деятельность, экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром;

        - создание оптимальных условий для развития творческих способностей детей;

        - развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.         Группу «Почемучки» посещают  24 ребенка. Они все разные, но объединяет их одно: каждый из них уникальная личность, имеющая врожденные творческие задатки.  Задача педагогов преобразовать эти творческие задатки в творческие способности, поэтому девиз в нашей  работе такой: «Дети должны жить в мире красоты, гармонии, игры, сказки, фантазии и творчества».  

        При подготовке к  занятиям большое значение  уделяется предварительной работе с детьми, связанной с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира. При сочетании разных видов детской деятельности включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата (рисунка, поделки).

       Дети с удовольствием идут на контакт, так как принимаются воспитателями  такими, какие они есть: с их достоинствами и недостатками. Каждый ребенок индивидуален и к каждому находим свой ключик.

В группе проводятся интегрированные занятия, занятия в форме игры,  занятие- путешествие в сказку, где ребенок вовлекается в волшебный мир сказки,  образов, фантазий.

При подготовке к занятиям  педагогами  продумываются применение игровых и  доверительных  приемов, создание игровых  ситуаций, сюрпризных моментов.

В них дети принимают на себя роль тех или иных персонажей и действуют так, как действовал герой. Например, дети становятся звездочетами и считают звезды.

Для закрепления умений  используются игровые персонажи современных мультфильмов (Лунтик, Смешарики), которые допускают неточность, делают ошибки, путают. Дети с удовольствием приходят на помощь, чувствуют радость, уверенность в себе, осознают  важность и полезность знаний, умений.

       К занятиям стараемся подбирать пособия, игры, материалы, которые являются новыми, увлекательными, желанными для детей. Организуется свободная форма, то есть дети могут работать сидя, стоя, или как им удобно,  побуждаются к речевому общению, поощряется стремление действовать совместно.

Для этого стараемся создать необходимые условия, чтобы дети были постоянно активны, вместе с ними ищем ответы на вопросы, фантазируем.

   Работа с детьми строится, исходя из сезонности, различных проявлений природы, из того, что детям близко, дорого и интересно. При необходимости перестраиваем занятия буквально на ходу, в зависимости от общего состояния и настроения детей.

        Используем разные  здоровьеберегающие технологии: традиционные физминутки, подвижные игры, гимнастику для глаз, стоп, пальчиковую гимнастику. Проводим дни здоровья, беседы, тематические задания, используя программу «Разговор о правильном питании».

        Проектная деятельность, в группе, позволяет ненавязчиво познакомить детей с окружающим миром; искать различные пути решения проблемы, поставленной в проекте.

 Реализованы  экологические проекты («В гостях у Капельки», «Наши пернатые друзья»), в ходе которых  дети узнали, сколько воды требуется человеку в день; кто такие орнитологи и многое другое. В ходе реализации проектов у дошкольников значительно расширился кругозор; дети научились видеть красоту природы, заботиться о птицах в зимнее время года, знают о воздействии человека на окружающую среду.

        Большое значение уделяем изобразительной деятельности, на занятиях используем такие  техники изображения: рисование пальчиками, ладошками; печать листьев; рисование свечой; монотипия; рисование солью; раздувание краски; кляксография; граттаж. Разнообразные техники изображения развивают у детей воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев.

      Анализируя результаты стартовой и итоговой диагностики прошлого выпуска  детей 6-7 лет, отмечена положительная динамика.

        Без поддержки родителей воспитанников нашу работу и представить нельзя. Ведь сделав для себя новое открытие, ребенок спешит поделиться с близкими ему людьми, а они в свою очередь должны понять его и порадоваться вместе с ним.  Отсюда − необходимость творческого союза родителей и педагога. Вместе мы развиваем у ребенка творческие способности, от нас зависит, насколько его жизнь будет наполнена полезным трудом и добрыми поступками, ведь если ребенок получит и усвоит разнообразные знания, то сможет развиваться как творческая личность, что очень важно при подготовке в школу.

      В работе с родителями используем  разные формы:

беседы, индивидуальные  консультации, проведение совместных утренников «Поздравление к 8 марта»,  проведение конкурсов рисунков «Наши пернатые друзья», «Портрет любимой мамочки», дети совместно с родителями принимают участие в творческих конкурсах  «Новогодние чудеса», экологических акциях «Поможем зимующим птицам», родители активно участвуют в проектной деятельности совместно с детьми и педагогами.

            На родительских собраниях проводятся опросы родителей с целью выявления уровня  информированности родителей по тем или иным вопросам и для планирования дальнейшей деятельности.

В работе с семьей удачно зарекомендовали себя такие формы, как:

- консультации «Творчество в детском возрасте»;  «Развитие творческой личности  в ребенке при подготовке его к школе»;

-  собрания родителей (общие и групповые – традиционные и игровые);

- дни открытых дверей;

  - наглядная агитация (буклеты о группе; экологические буклеты).

    Кроме  традиционных форм,  используются и инновационные:

- проекты, проводимые совместно с родителями («Наши пернатые друзья»);

-  сотрудничество с «Почтой России», проведение конкурса по подписке детских изданий среди родителей (дети получили в подарок  детские подписные издания и разные энциклопедии).

     Думаю, что такая тесная связь семьи и ДДТ дает еще больше возможностей для ознакомления детей с предметами и явлениями окружающей жизни, что способствует развитию детского  творчества.              

       Информационное обеспечение  деятельности воспитателей  находится на высоком уровне. В кабинете собрано большое количество книг, журналов «Дошкольное воспитание», «Здоровье дошкольника», «Расти первоклашка», есть доступ в интернет.  

       Одним из важнейших условий эффективной деятельности воспитателя считается повышение профессионализма. Это самообразование, посещение курсов повышения квалификации, участие в районном профессиональном конкурсе «Воспитатель года», участие во всероссийских конкурсах.  

  Педагоги группы кратковременного пребывания детей приняли участие в представлении стенда  дошкольного образования Чулымского дома детского творчества на Сибирской ярмарке-2012.   Представлялись творческие работы, грамоты, дипломы детей; программы школы раннего развития «Светлячок» и группы кратковременного пребывания детей «Почемучки» и различные методические материалы.

Получили  неоценимый опыт при посещении различных выставок, мастер- классов.

      Результаты работы педагогов  по теме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, можно  считать следующие достижения детей:

-  дипломы II и III степеней за победу в районном конкурсе рисунков «Слава воину-защитнику», посвященному Дню Победы в ВОВ. 

- 2 воспитанника награждены грамотами за участие в конкурсе «Лучший ученик Школы семи гномов» Всероссийского детского развивающего портала «Школа семи гномов»; 

 - 1 воспитанник награжден дипломом за участие в творческом конкурсе поделок «Новогодние чудеса» Всероссийского детского развивающего портала «Почемучка» ; 

-  2 воспитанника награждены дипломами за участие в творческом конкурсе «Стенгазеты к 8 марта» Всероссийского детского развивающего портала «Почемучка»; 

- 4 воспитанника награждены дипломами за участие в творческом конкурсе  «Мой  друг-электромобиль» Всероссийского детского развивающего портала «Почемучка».

    В итоге хочется сказать о том, что закончив обучение в группе кратковременного пребывания, дети идут в средние образовательные  школы и  начиная с первого класса определяются вместе с родителями с выбором того творческого объединения в ДДТ, которое ребенку наиболее близко, познавательно, интересно.

            В связи с нашим праздником, хочется пожелать Вам семейного благополучия, терпения и новых достижений в работе.

       

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста"

В данной работе обобщен опыт работы по теме "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста2...

обобщение опыта работы "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников (детей старшего дошкольного возраста)"

Уважаемые коллеги! представляю вам опыт работы по теме "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников" с презентацией....

обобщение опыта работы "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников (детей старшего дошкольного возраста)"

Уважаемые коллеги! представляю вам опыт работы по теме "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников" с презентацией....

Обобщение опыта. Картотека. "Правила поведения в природе для детей старшего дошкольного возраста в стихах"

Обобщение опыта по теме: "Формирование экологический знаний детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы" Данную подборку стихов рекомендую для воспитателей ДОУ для занятий...

Обобщение опыта на тему: «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста».

Моя тема самообразования на 2014-215 учебный год "Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста"...

Презентация обобщения опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством расширения представлений о родном крае».

Цель:воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста  на основе  воспитания любви к родному краю, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой св...

Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеч...