Главные вкладки

    Обобщение опыта на тему: «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста».
    материал (старшая группа) на тему

    Кутлаева Ольга Анатольевна

    Моя тема самообразования на 2014-215 учебный год "Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obobshchenie_opyta_kutlaevoy.docx92.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщение опыта на тему:

    «Формирование культуры общения у детей

    старшего дошкольного возраста».

    Актуальность

            Актуальность выбранной мной темы обусловлена ее направленностью на разработку одного из путей обогащения духовного мира ребенка, что соответствует стратегии развития, лежащей в основе "Концепции дошкольного воспитания" и стандартов дошкольного образования, ориентированных на максимальную реализацию возможностей ребенка в освоении  основных сфер действительности, способствующих упорядочению процесса социализации. В дошкольном  детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.

            Анализ психологической и педагогической литературы позволяет утверждать, что проблема формирования культуры общения у детей дошкольного возраста с одной стороны глубоко изучена, а с другой  продолжает являться для современной системы образования актуальной.

            Присвоение ребенком культурных образцов (обобщенных форм человеческого опыта на основе их включения в доступные детям виды деятельности, развитие социальной и речевой компетентности) является одним из приоритетных направлений в системе образования дошкольников. Эти взгляды выражены в программных документах по вопросам дошкольного и школьного образования и научных трудах в области педагогики и психологии В.В. Давыдовым, В.А. Петровским, Н.Н. Поддьяковым, В.Т. Кудрявцевой, Л.В. Артемовой, А.М. Богуш.

            В психологических работах  Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, В.С. Мухиной, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой Е.О.  отражены закономерности развития ребенка как целостной личности в зависимости от усвоения им культурно-исторического опыта в процессе собственной деятельности, общения с окружающими. В этом контексте психологические основы культуры речевого развития детей, становления языковых обобщений разрабатывались Л.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.А. Леонтьевым, А.М. Шахнаровичем, Л.И. Айдаровой, Ф.А. Сохиным , Б.С. Волковым и Н.В. Волковой.

         Е.П. Савруцкая, Е.М. Пеньков, Л.И. Божович, А.В. Мудрик, В.Г. Бочарова, Т.И. Шульга в своих работах заостряли внимание не только на поведенческий аспект культуры общения, но и на внутренний – духовный. По их  мнению, культура общения характеризует уровень развития духовных и поведенческих факторов, благодаря которым осуществляется связь между людьми.

         Исходя из социальной значимости, актуальности, наличия противоречий между требованиями общества и состоянием организации воспитания  в дошкольных образовательных учреждениях, я избрала тему самообразования: «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста».

         Объект исследования – общение детей старшего дошкольного возраста как целостное явление.

         Предмет исследования – процесс формирования культуры общения детей  в дошкольном образовательном учреждении.

         Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально  проверить эффективность педагогических мероприятий по формированию культуры общения детей дошкольного возраста.  

         Задачи исследования:

    1.Проанализировать литературу по проблеме формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста;

    2.Изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста правил взаимоотношений и мотивов, аргументирующих необходимость их выполнения;

    3.Проверить эффективность комплекса педагогических мероприятий, формирования культуры общения между детьми;

    4.Составить методические рекомендации для  родителей.

     Гипотеза: я предполагаю, что развитие культуры общения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

    -  в ходе проведения ООД акцентировать внимание на  такие компоненты культуры общения как доброжелательность, уважение, вежливость;

    -  использовать в качестве основного средства формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста  сюжетно-ролевые игры;

    -  отобрать наиболее соответствующие целям работы и  возрастным особенностям детей содержание ООД.

         Методы исследования:

    Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме культуры общения детей в дошкольном возрасте и развития детской личности, вопросы руководства воспитательным процессом в детском саду.

    2.Тесты.

    3.Беседа.

    4.Создание экспериментальных ситуаций.

    5.Наблюдение.

    6.Игра.

              Теоретическая значимость исследования состоит в дальнейшей разработке проблемы, формирования культуры взаимоотношений детей дошкольного возраста. Результаты исследования уточняют закономерности развития социальных мотивов и показывают их влияние на формирование культуры общения между дошкольниками.

         Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса педагогических воздействий, составляющих методы, условия формирования культуры общения у дошкольников.

    На основе выдвинутой гипотезы мной было проведено педагогическое исследование, состоящее из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

    Констатирующий этап.

         Цель констатирующего этапа:    первичная   диагностика   сформированности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

         Задачи констатирующего этапа:

    1. Выявление     сформированности  понятия «культуры общения» у  детей старшего дошкольного возраста;

    2. Выявление  осознания детьми  проявлений   культуры  общения  в жизненных ситуациях;

    3. Выявление  оценки детьми поступков персонажей с точки зрения культуры общения.

         Для диагностики сформированности культуры общения у старших дошкольников была применена   методика «Беседа по картинкам»  автора Л.Б. Фесюковой.  Методика содержит набор картинок поведения человека в различных жизненных ситуациях (Приложение 1).  Взрослый показывает детям рисунки с изображением  ситуаций, на каждую из которых  необходимо отреагировать определенной оценкой.

    Исследование проводилось индивидуально и состояло из пяти заданий. (Приложение 1)

    Задание 1. Картинка «Нужно ли быть вежливым?»

    Вопросы: Почему расстроены бабушки?

    Какими словами можно описать поведение мальчика?

    Можно ли утверждать, что мальчик навсегда останется невежливым?

    Какие слова ему помогут измениться?  

    Задание 2. Картинка «Хочу быть щедрым»

    Задание: расскажи, что произошло с мальчиками во время встречи? Кто из них тебе нравится больше? Почему?

    Трудно ли тебе быть щедрым?

    Делишься ли ты со своими родителями, братьями или сестрами, когда тебе что-то дарят или когда тебя чем-то угощают?

    Задание 3. Картинка «Умею ли я мириться?»

    Объясни: почему поссорились друзья? В каком они настроении?

    Откуда видно, что дети расстроены?

    Какие чувства испытывают в момент ссоры мальчик и девочка: стыд, злость, вину, обиду?

    Какой может быть выход из ссоры?

    Кто должен подойти первым?

    Какие способы примирения используешь ты?

    А как помирились эти дети?

    Задание 4. Картинка «Хорошо ли обижаться»

    Проанализируй: что случилось? Почему мальчик плачет?

    На кого он обижается? Почему?

    Как ты думаешь, в каких случаях стоит обижаться, а в каких – нет?

    Хорошо ли долго обижаться?

    Как же быть? Придумай, как помочь всем ребятам начать совместную веселую игру.

    Задание 5. Вырази мнение.

    Картинка «У нас – новенькая! Испугалась Сонечка и стоит тихонечко».

    1.Посмотри внимательно на девочку.

    Какое у неё настроение? Чего она боится?

    2.Как можно помочь девочке? Какой вариант тебе нравится больше всего?

    Подойти и познакомиться; угостить конфеткой; обнять; предложить поиграть.

    3.Как может сама девочка помочь себе? Какой вариант выберет Сонечка?

    Предложит ребятам свою игрушку;

    подойдет к детям и начнет знакомиться;

    запоет свою любимую песенку;

    возьмет карандаши и начнет рисовать;

    подойдет к взрослому и что-то шепнет ему на ухо;

    угостит няню конфетой.

         Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень сформированности культурного общения у детей  группы общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет   характеризуется  невысокими показателями. В ходе констатирующего этапа было выявлено, что у  детей недостаточно сформированы понятия культуры общения, дети затрудняются оценивать поступки  персонажей и  анализировать их действия.  

    Формирующий этап.

         На данном этапе работы проводилась  организованная деятельность с детьми с использованием игровых и проблемных ситуаций.

         Цель формирующего этапа: апробировать комплекс занятий по формированию культуры общения  детей с учетом возрастных  особенностей  и выявить степень влияния комплекса мероприятий на процесс формирования культуры общения детей.

         Задачи формирующего этапа:

    1. Формировать  понятия культуры общения  у детей с помощью комплекса организованной деятельности и использования специальных методов (беседы, игры, упражнения, инсценировки и др.).

    2.  Создавать в процессе игры специальные ситуации, в которых дети могли бы выражать свои суждения по оценке культуры общения.

    3. Организовать взаимодействие между детьми в ходе  исследования таким образом, чтобы дети научились анализировать свои поступки и поступки других детей с точки зрения культуры общения.

    Комплекс организованной деятельности (приложение 1)  по формированию   культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

    1. «Урок вежливости в школе игрушек»

         Цель: формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим, развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников, развивать связную, интонационно выразительную речь.

    2. «Вежливое путешествие»

         Цель: формировать положительные моральные качества, развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам, закреплять умение соотносить игровые действия с выполняемой ролью.

    3. «Об уступчивости»

         Цель: объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.

     4. «Вежливая просьба»

         Цель: познакомить детей с формами выражения просьбы, адресованной старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.

     5. Этическая беседа "Урок вежливости"

         Цель: Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости. Учить справедливо, оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, с взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.

     6. «Обращение к взрослому человеку»

    Цель: закрепить обращение к взрослому по имени и отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости. При обращении к знакомому учитывают пол, возраст, степень родства или знакомства. 

    7. «Умение слушать»

         Цель: Обучать детей умению слушать собеседника; воспитать гуманное отношение у детей друг к другу в общении: быть внимательным к партнеру, не перебивать его.

    Методика контрольного этапа исследования

         Для проверки эффективности проделанной мной работы на формирующем этапе  я провела контрольную диагностику сформированности культуры общения у детей группы общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет.

         Цель контрольного этапа: контрольная диагностика уровня сформированности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

         Задачи контрольного  этапа:

    1. Выявление     сформированности  понятия «культуры общения» у  детей старшего дошкольного возраста;

    2. Выявление  осознания детьми  проявлений   культуры  общения  в жизненных ситуациях;

    3. Выявление  оценки детьми поступков персонажей с точки зрения культуры общения.

         Для обработки данных, полученных в ходе диагностики, я использовала те же критерии что и в констатирующем этапе.

    Контрольный этап показал, что  в ходе формирующего этапа в группе  увеличилось количество детей, имеющих высокий и средний уровень сформированности показателей культуры общения, детей имеющих  низкий уровень стал меньше. Таким образом, если в работе с детьми старшего дошкольного возраста использовать комплекс занятий по воспитанию культуры общения с применением поучительных бесед, игровых и проблемных ситуаций, анализировать такие понятия как вежливость, доброжелательность, уступчивость, уважение к окружающим, а также анализировать поступки и мысли, которые совершают сами дошкольники и их товарищи, то это будет способствовать формированию  нравственных качеств детей, развитию культурного общения между дошкольниками.

    Контрольный этап показал  изменения в уровне сформированности компонентов культуры общения дошкольников и общем уровне их  нравственной культуры.  

         В ходе контрольного этапа дети сумели объяснить свое понимание моральных качеств, присущих культурному и воспитанному человеку: вежливости, доброжелательности, умению уступать другому, уважению к окружающим. Также они смогли проанализировать совершаемые ими самими и их товарищами  поступки, сделанные высказывания в той или иной форме. Научились выражать мнение по поводу поступков других людей

    Таким образом, развитие культуры общения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если воспитатель при взаимодействии с воспитанниками будет опираться на возрастные особенности становления культуры общения дошкольников, внедрит систему педагогических мероприятий по формированию культуры общения в образовательной организованной деятельности, организует взаимодействие с родителями детей по формированию культуры общения в семейном общении.

    На основе проведенного исследования  мною были составлены  методические рекомендации для воспитателей.   В качестве таких рекомендаций я предлагаю:

    - создание условий для гуманного взаимоотношения воспитателя и воспитанника, ребенка и родителя, ребенка со сверстниками, как самостоятельных личностей, требующих уважительного отношения друг к другу;

    - углубление знаний воспитателей о психолого-педагогических процессах общения;

    - создание  условий  для  самостоятельного  применения   детьми сформированных качеств, способствующих культуре общения;

    -   широкое    использование  в организованной образовательной деятельности    художественного  слова,   сказок разных народов, исторических знаний доступных детям этого возраста о культуре своего народа, тематических  иллюстраций на этические темы, видео и кино показов о нравственном поведении и культуре общения между людьми;

    - систематическое проведение с детьми разнообразных игр группового характера (сюжетно-ролевых, игр-инсценировок, спортивных и подвижных игр);

    - организация концертов, тематических  праздников и утренников, способствующих формированию культуры общения;

    -  организация работы с родителями по данной проблеме;

    -  вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям формирования культуры общения;

    -  обеспечение    преемственности  в формировании   культуры    отношений между всеми возрастными группами детского сада и между детским садом и школой.

         Соблюдение данных рекомендаций, по моему мнению, будет способствовать повышению культуры общения, моральной культуры старших дошкольников, и поможет воспитателям в организации работы по формированию культуры общения и воспитания всесторонне развитой, нравственной личности в дальнейшем.

    Система педагогических мероприятий по развитию

    культуры общения старших дошкольников.

         Глубокий анализ результатов проделанной нами работы помогает сформировать дальнейшую работу с детьми по формированию культуры общения в ДОУ в целом и определить рекомендации для организации и проведения педагогических мероприятий  для педагогов, а также  родителей.

    Необходимо  учитывать, что «субъект—субъектные» отношения в ДОУ (в широком смысле) предполагают:

    1)  гуманные взаимоотношения воспитателя и воспитанника, родителя и ребенка как самостоятельных личностей, требующих уважительного отношения друг к другу;

    2)   гуманные взаимоотношения между воспитанниками, которые являются результатом специальной воспитывающей и обучающей деятельности наставника в группе.

    В соответствии с этим педагогам можно предложить два вида рекомендаций с целью:

    — формирования гуманных отношений в общении между воспитанником и воспитателем;

    — формирования гуманных отношений в общении между воспитанниками.

    Важно помнить, что эти рекомендации должны быть обязательно использованы в системе как две стороны одного и того же процесса.

    Для того чтобы процесс формирования культуры общения проходил более эффективно в дошкольном учреждении надо проводить целый комплекс мероприятий работы и с воспитателями ДОУ и родителями воспитанников.

    Эффективны в этой работе проводимые теоретические семинары, целью которых является:

    - углубление знаний воспитателей о психолого-педагогических основах процесса общения;

    - ознакомление с формами и условиями оптимального педагогического общения;

    - раскрытие значения  социальной среды, в процессе становления межличностного общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.

    Необходимы также консультации проводимые психологами и методистами детских садов, целью которых является:

    -  расширение знаний воспитателей в области речевого этикета;

    - раскрытие значения и содержания продуктивных и рецептивных умений межличностного общения.

    Необходимо также проведение практических семинаров, целью которых является:

    - совершенствование  средств педагогической  техники (речевых  и неречевых);

    -  проверка уровня коммуникативных умений педагогов и их тренировка.

    Кроме этого в ДОУ должна быть организована работа с родителями, направленная на более эффективное формирование культуры общения между взрослыми и детьми. Формами этой работы должны стать родительские собрания, консультации для родителей, а также проведение круглого стола  с участием воспитателей и администрации детского сада.

    Целью родительских собраний должно стать:

    -  ознакомление с формами и функциями общения;

    - углублений знаний родителей о психолого-педагогических основах межличностного общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

    Целью консультаций является:

    -  изучение разных стилей общения с детьми;

    - совершенствование примеров работы с детьми по формированию культуры межличностного общения.

    Целью организации круглых столов является:

    -  совершенствование коммуникативных умений родителей:

    - развитие навыков восприятия и понимания себя и других в процессе общения.

    Осуществляя работу с родителями, важно учитывать, что «субъект—субъектные» отношения в семье предполагают:

    1)  гуманные отношения между супругами в процессе общения, косвенно влияющие на взаимоотношения детей;

    2) гуманные отношения между детьми, являющиеся результатом воспитательной деятельности родителей.

         Формирование личностных качеств у ребенка дошкольного возраста всегда связано с эмоциональной сферой организации процесса воспитания. В этой связи необходимо проведение в детских садах тематических утренников, спортивных праздников, различного рода экскурсий, туристических походов, организации кукольных театров, спектаклей-инсценировок с участием самих старших дошкольников и привлечением родителей.

     

    Заключение

         Анализ психолого-педагогической литературы показал  важную связь формирования культуры общения с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми  нравственными критериями  в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Основные этапы развития форм общения приходятся на период дошкольного детства.  Старший дошкольник характеризуется произвольностью поведения и психических процессов. Именно в этом возрасте детей начинают интересовать человеческие отношения и нормы поведения. Для них становиться важным общение как со взрослыми, так и со сверстниками. Формирование культуры общения ребенка в этом  возрасте во многом зависит от культуры поведения находящихся рядом взрослых – родителей, воспитателей. В лице взрослого ребенок находит не образ другого человека, а, как отмечал Д.Б. Эльконин, «,,,образ себя через другого».

         Анализ  работы по результатам  проведенного мной педагогического исследования позволил мне определиться в собственной точке зрения на проблему культуры общения и подтвердил актуальность выбранного мной направления исследования. Являясь неотъемлемой частью человеческого бытия, общение выступает важнейшим средством и источником развития личности. Потребность в общении - одна из первых социальных потребностей возникающих в онтогенезе. Благодаря ей ребенок вступает в разнообразные контакты с окружающим его природным, предметным и социальным миром, познает и приобщается к культурным и нравственным ценностям общества в котором он живет, познает самого себя, устанавливает взаимосвязи с этим миром.

         Опираясь на проведенные мной  исследования можно говорить, что  фактор формирования культуры  общения обеспечивает формирование личности в целом посредством осознания ребенком своего места в коллективе, собственной самооценкой и отношением взрослых и сверстников к нему.  Что культуру общения в дошкольном возрасте можно формировать при помощи определенных занятий, бесед, групповых игр и в целом проводимой воспитательной работой  в детском саду.  Следовательно, формирование личности ребенка происходит непосредственно через культуру  общение его с окружающими людьми, поэтому необходима продуманная система организации работы воспитателя над этой проблемой и всей системы ДОУ в целом.

    Список использованной литературы

    1.Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов [Текст] / Г.М.

    Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 378 с.

    2.Библер, В.С. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах) [Текст] / В.С. Библер. – М.: Знание, 1990. – 64 с.

    3.Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.

    4.Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко. – М. : Филинъ, 1996. – 472 с.

    5.Большой иллюстрированный словарь иностранных слов [Текст]. – М.: Рус. Словари, Астрель, АСТ, 2003. – 958 с.

    6.Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.

    7.Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. М.: Психологическое общество России, 2003. – 240 с.

    8.Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. Минск: Харвест, 2003. – 976 с.

    9.Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. – М. : Рус. яз., 1978. – Т. 2. – 234 с.

    10.Даниленко, О.И. Культура общения и ее воспитание: учеб. пособие [Текст]  / О.И. Даниленко. – Л.: ЛГИК, 1989. – 98 с.

    11.Диалог и коммуникация – философские проблемы [Текст] // Вопросы философии. – 1989. – № 7. – С.3-27.

    12.Дмитриев Е. Е. Проблемные дети. Развитие через общение. М.: АРКТИ, 2005. – 68 с.

    13.Дубровина И. В. Практическая психология образования. М. ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.

    14.Коган, Л.Н. Социологический аспект изучения культуры [Текст] / Л.Н. Коган // Социологические исследования. – 1976. – № 1 – С. 55-68.

    15.Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2004. – 416 с.

    16.Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск: «Университетское», 1999. – 316 с.

    17.Комогоров, П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: Автореф. дис…  канд. пед. наук: 13. 00.01 [Текст] / П.Ф. Комогоров. – Курган, 2000. – 21 с.

    18..Крижанская, Ю.С. Грамматика общения [Текст] / Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков. – Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1990. – 208 с.

    19.Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.

    20.Мухина В. С. Возрастная психология. М.: «Академия», 2000. – 456 с.

    21.Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.

    22.Общая психология [Текст] / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко [и др.]; ред. А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с.

    23.Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории [Текст] / Б.Д. Парыгин. – СПб.: 1999. – 592 с.

    24.Пеньков, Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение [Текст] / Е.М. Пеньков. – М.: Высш. шк., 1990. – 176 с.

    25.Петрова, И.Ф. Культура общения личности (социально-философские аспекты): Автореф. дис… канд. филос. наук  [Текст] / И.Ф. Петрова. – Уфа, 2003. – 19 с.

    26.Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М. Педагогика, 1993. – 288 с.

    27.Резаев, А.В. Парадигмы общения. Взгляд с позиций социальной философии [Текст] / А.В. Резаев. – СПб. : Изд -во С.-Петерб. ун-та, 1993. – 212 с.

    28.Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1973. – 424 с.

    29.Савруцкая, Е.П. Социалистический образ жизни и культура общения [Текст] / Е.П. Савруцкая. – Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1986. – 128 с.

    30.Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. М.: «Академия», 2000. – 160 с.

    31.Соковнин, В.М. О природе человеческого общения (опыт философского анализа) [Текст] / В.М. Соковнин. – Фрунзе: МЕКТЕП, 1973. – 234 с.

    32.Спиваковская А. С. Популярная психология для родителей. СПб.: СОЮЗ, 1997. – 304 с.

    33.Стернин, И.А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования [Текст] / И.А. Стернин // Русское и финское коммуникативное поведение. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – С. 4-20.

    34.Чернышева, М.А. Культура общения / М.А. Чернышева – Л.: Знание,

    1983. – 32 с.

    Приложение 1

    1 Урок вежливости в «Школе игрушек»

    Цель: Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.

    Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.

     Развивать связную, интонационно выразительную речь.

    Материал.

    Игрушки (на каждого ребенка) посажены или положены на стулья, стоящие вдоль стен зала; большой игрушечный медведь и книга, спрятанные в коробке за ширмой); шапочки петушка и птички для инсценировки).

    Ход занятия

    Воспитатель (подводит детей к закрытым дверям группы). Мы уже не раз говорили о вежливости, учились внимательно относиться друг к другу, к взрослым. И у игрушек тоже бывают уроки вежливости. Приглашаю вас сегодня на такой урок в Школу игрушек.

    (Проводит детей в группу; подходя к  каждой игрушке, берет ее в руки и от ее имени приветствует детей: "Здравствуйте!", "Доброе утро1.", "Проходите, пожалуйста!", "Располагайтесь поудобнее!", "Чувствуйте себя как дома!")

    Утро в Школе начинается с необычной зарядки: ученики вспоминают вежливые слова. (Предлагает детям выбрать понравившуюся игрушку, встать около нее и, представив себя в роли этого персонажа, отвечать на вопросы.) Зайчик, что нужно сказать, если обращаешься к кому-нибудь с просьбой? Белочка, какие слова благодарности ты знаешь?.. (Педагог обращается к каждому ребенку, хвалит за правильный ответ, затем предлагает детям присесть на стульчики.)

    Сейчас я познакомлю вас с медведем, которому учение в Школе игрушек дается нелегко.

    (Приносит из-за ширмы коробку и достает из нее игрушечного медведя, говорит за него.) Медведь.

    Я все могу - могу плясать,

    И рисовать, и петь,

    Могу стоять на голове,

    До Марса долететь.

    Могу допрыгнуть до Луны,

    Могу найти алмаз,

    Могу я даже видеть сны,

    Не закрывая глаз...

    Могу я целый день не врать.

    Могу, но не хочу!

    Воспитатель. Вам понравился рассказ медведя? Хотите с ним дружить? Почему? (Ответы детей.) Правильно, слушать хвастунов неприятно. Скромные люди не будут хвалиться: "Я сделал лучше всех!" Но мишка не только хвастун. Послушайте стихотворение:

    Мишка злым сегодня был.

    Оттолкнул братишку

    И сестренке нагрубил,

    И уткнулся в книжку. (Мишка "отворачивается", "закрывает" морду книгой.)

    Как можно назвать такого мишку? Правильно, грубиян.

    Мишка. Ребята! Я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно делать!

    Воспитатель. Давайте поможем медведю, расскажем, что должен делать каждый ребенок и каждый медвежонок, чтобы быть вежливым. (Рассуждения детей.) Совершенно верно, вежливые дети первыми приветствуют взрослых, не забывают прощаться, извиняются за беспокойство, благодарят за помощь. Вежливые дети не разговаривают громко, не дразнят товарищей, умеют договариваться, уступать друг другу. Вежливый ребенок, если обидел ненароком, просит прощения.

    Медведь. Я понял, это очень плохо - быть хвастливым, грубым, а еще каким? Воспитатель. Сейчас я расскажу, что произошло в одном детском саду, а ты, мишка, подумаешь и ответишь, как называют людей, которые поступают, как девочка Маша, и как бы ты поступил на ее месте.

    Принесла сегодня Маша

    Длинношеего жирафа.

    Целый день с жирафом этим

    Поиграть хотели дети:

    Он бы был подъемным краном,

    Угостился бы бананом.

    Чтоб жирафчик мог поспать.

    Приготовили кровать.

    Но взяла в охапку Маша

    Длинношеего жирафа,

    Утащила в уголок,

    Чтоб никто отнять не мог. Медведь. Вот так Маша! Вот так жадина! Никогда я так делать не буду. Я бы на ее месте предложил детям  поиграть

    всем вместе, даже поделился бы своиг/-игрушками. А как бы вы поступили, ребята? (Ответы детей.)

    Воспитатель. Теперь проверим, нет  в нашей группе жадных детей. (Читает стихотворение Э. Мошковской "Жадных  нет".)

    Жадные!

    Поднимите руки,

    Жадные,

    Жадины

    И жадюги.

    Нету рук...

    Вдруг жадных не стало.

    Как не бывало.

    Ну, хоть бы мало!

    Две-три штуки!..

    Поднимите руки,

    Жадные девочки,

    Жадные мальчики...

    Поднимите хотя бы пальчики!

    Сколько жадных?

    Надо же знать!

    Пять?

    Двадцать пять?

    Или сто двадцать пять?

    Сколько жадных?

    Смотрим тщательно.

    Жадных нет?!

    Замечательно!

    Медведь благодарит детей за интересный и полезный урок в Школе игрушек. Дети  желают ему быть вежливым, добрым, скромным.

    Инсценировка сказки

    «Петушок и птичка»

    Воспитатель. Жили-были Петушок и Птичка, жили они дружно. Но однажды Петушок и Птичка не стали, как обычно, играть вместе, надулись и отвернулись друг от друга. (Обращается к детям, исполняющим роли Петушка и Птички). Что случилось? От чего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо мириться!

    Птичка. Я с Петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему: »Здравствуй», а он не ответил.

    Петушок. А зачем отвечать, я тебя вчера видел.

    Птичка. Но я же сегодня сказала «здравствуй».

    Петушок. Ну и что, у меня еще вчерашнее не кончилось.

    Воспитатель. Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?

    Петушок. Нет, я не хочу, чтобы она заболела!

    Воспитатель. А что же ты для нее «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» – это значит будь здоров, не болей!

    Петушок. Птичка тоже не очень-то вежлива. Когда она ко не обращается, то кричит «Эй ты!».

    Воспитатель. Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга уважать!

    Петушок. Прости меня, птичка! Я всегда буду здороваться!

    Птичка. И ты прости меня, Петушок! Я всегда буду вежливой!

    Воспитатель. Вы поняли, как надо себя вести? Будьте всегда вежливы и никогда не ссорьтесь.

    2. «Вежливое путешествие»

    Цель: продолжать формировать положительные моральные качества.

    Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам. Закреплять умение соотносить игровые действия с выполняемой ролью.

    Оформление групповой комнаты.

    Комната поделена на игровые зоны: "Автовокзал", "Магазин игрушек" "Парикмахерская" "Больница" "Лес".

    Материал. Атрибуты для роли водителя, продавца, парикмахера, врача; Петрушка - кукла из кукольного театра или игрушка.

    Ход занятия

    Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? На каком транспорте? (Ответы детей.) Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе. Как называется место, откуда автобусы отправляются в путь? Правильно, это место называется автовокзал. Давайте построим автобус. (Дети под руководством воспитателя "строят" автобус из стульев и элементов большого конструктора. Затем выбирают "водителя", который садится в "кабину автобуса".)

    Водитель должен внимательно следить за дорогой, движением других машин и сигналами светофора, громко объявлять остановки, продавать талоны.

    (Воспитатель достает Петрушку и говорит за него.)

    Петрушка. Эй, ребята! Мне стало скучно, и я решил съездить к своему другу гномику Лелику. Когда я вошел в автобус, то пролез в серединку, расталкивая пассажиров. Увидел свободное место и сел. Какая-то бабушка стояла рядом и всю дорогу вздыхала. Через две остановки я пробрался к выходу и выскочил из автобуса. Вдруг я увидел Лелика на другой стороне дороги и закричал: "Эй ты, Лелька-Пилелька!."

    Воспитатель. Подожди, Петрушка! Мне кажется, что ребятам в твоем рассказе что-то не нравится. (Дети называют ошибочные действия Петрушки.) Давайте вспомним правила поведения при посадке в автобус и в его салоне. (Ответы детей.)

    Проблемная ситуация.

    Саша и его родители зашли в автобус. Все места были заняты. Только на переднем сидении одно место оказалось свободным. Как вы думаете, кому следует сесть на свободное место? (Ответы детей.)

    Водитель. Остановка "Магазин игрушек". Следующая остановка "Парикмахерская"

    (Дети и воспитатель выбирают "продавца", который приглашает всех в "магазин игрушек" и встает за "прилавок".)

    Воспитатель. Вспомним правила поведения в магазине. (Ответы детей.) Надо спокойно ждать своей очереди, не толкаться, здороваться с продавцом, вежливо попросить показать понравившуюся вещь, поблагодарить продавца.

    Игра "Покупаю игрушку"

    Чтобы купить игрушку, надо вспомнить пословицу или поговорку о добрых отношениях между людьми.

    Пословицы и поговорки

    Человек без друзей, что дерево без корней.

    Ссора до добра не доводит.

    Поделитесь, да не подеритесь.

    Друзья познаются в беде.

    Новых друзей наживай, а старых не забывай.

    Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

    В ком правды нет, в том и добра мало.

    Не говори, что делал, а говори, что сделал.

    Делу время - потехе час.

    Легко сломать, да трудно сделать.

    Не будет скуки, если заняты руки.

    К большому терпению идет умение.

    Мала пчела, да и та работает.

    (Дети "покупают" игрушки и направляются к "автобусу. Педагог продолжает путешествие по другим игровым зонам, используя приведенные выше методические приемы.)

    Воспитатель. Давайте отдохнем и послушаем сказку "Вежливый кролик".

    Мексиканская сказка "Вежливый кролик"

    Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг увидел Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была голодна и сердита. Кролик очень испугался. Бежать, но куда? Он опрометью бросился к пещере. Кролик не знал, что там его поджидала другая грозная опасность - в пещере жила Змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. "Нужно поздороваться, - подумал он, но с кем? С Пещерой, конечно!" И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

    - Здравствуйте, добрая Пещера! Пожалуйста, разрешите мне войти!

    До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо. - Входите, входите, - ласково ответила она, желая обмануть Кролика. Но Кролик понял, с кем имеет дело,  он узнал голос Змеи.

    - Простите, что побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания! - и бросился бежать со всех ног. Прискакал Кролик к своему дому и подумал о том, что вежливость еще никому не повредила.

    Змея же свернулась в клубок и проворчала: - Лучше бы я ему не отвечала! Ох, уж эти мне вежливые кролики! 

     3. Об уступчивости

    Цель: объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу

    Текст  для чтения:

    Елена Петровна говорит ребятам

    — Подойдите к окну и посмотрите, какой сюрприз приготовили нам ваши папы. Дети подбегают к окну. Во дворе стоит большая ледяная горка.

    —  Ура! Сегодня мы будем кататься с горки! Спасибо! Вот так сюрприз!

    Елена Петровна радуется вместе со всеми

    —  Каждый берет свои санки, садится на них — и, как ветер летит с горы. Не боитесь?

    —  Нет! Это очень весело!

    —  Мы все умеем кататься!

    —  Мы каждую зиму катаемся!

    —  Скорее на прогулку!

    Петя скачет на одной ножке. У него уже готовы смешные стишки:

    На дворе стоит гора,

    Не гора, а горочка.

    На санях сидят рядком Вова,

    Кот и Лорочка.

    Дощечка надломилась —

    Лора в снег свалилась.

    Вова прыгнул на кота,

    Кот помчался в ворота...

    Ребята покатываются; со смеху: Елена Петровна строго смотрит на ребят:

    —  Все готовы? Хорошо. Будьте внимательны. Уступайте друг другу.

    А вот и горка. Петя всех расталкивает и взбирается наверх. Он чувствует себя альпинистом, покорителем ледяных гор. Саша тихонько подбирается к Пете и дергает его за валенок. Петя летит вниз, за ним Саша. Вот они уже столкнулись.

    —  Куча мала! — кричит Петя... Елена Петровна очень недовольна:

    — Встаньте, отряхните друг друга и подумайте, хорошо ли вы себя вели. Сегодня ты, Петя, и ты, Саша, не будете больше кататься. Ведь все могло кончиться очень печально...

    Вопросы для обсуждения:

    —  Как вы думаете, почему Елена Петровна не позволила мальчикам кататься с горки?

    —  Могут ли все быть первыми? Что могло случиться с мальчиками?

    —  Расскажите, как нужно себя вести, когда все хотят кататься, а горка — одна. Попробуйте объяснить Пете и Саше правила игры. Как вы понимаете слова Елены Петровны («уступайте друг другу»)?

    — Подумайте и скажите, в каких еще случаях мы должны уступать друг другу.

    — Расскажите какой-нибудь случай, когда дети не хотели уступать друг другу и поссорились.

    —  Уступаете ли вы дома своим младшим братьям и сестрам.

    Игровые ситуации:

    Пусть Игорь будет дядей Колей, а Юля и Лена — его племянницами. Дядя Катя приехал из Мурманска. Он привез одну большую морскую звезду. Юля и Лена должны принять этот подарок, но не поссориться. Давайте послушаем разговор и посмотрим, как дети будут себя вести.

    - Федя и Коля вышли во двор. У них один велосипед на двоих. Коля, уступи Феде велосипед.

    - Дима и Вера, вы хотите поиграть в шашки. Попробуйте решить, чей ход будет первым.

    - Мы все хотим посмотреть на маленького смешного щенка. Давайте сделаем это без давки, уступая друг другу.

    - Наша группа пришла в зоопарк. А вот и клетка кенгуру. Как выбудете вести себя? Постарайтесь сделать так, чтобы каждый посмотрел на удивительное животное.

    - Екатерина Михайловна принесла книжку с картинками Максим, уступи Наде. Пусть она первая посмотрит книжку Надя, поблагодари Максима. А может быть, стоит посмотреть книжку вместе?

    4. «Вежливая просьба»

    Цель: познакомить детей с формами выражения просьбы, адресованной старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.

    Текст для чтения:

    Сегодня папа вернулся из горнолыжного похода. Петя вошел в комнату и увидел: сидит папа, а рядом с ним — Ксюша. Папа показывает фотографии, Ксюша аккуратно их рассматривает. На фотографиях — высокие вершины гор, покрытые пушистым снегом.

    Петя подбегает к сестре, отталкивает ее от папы и выхватывает фото.

    —  А ну дай мне! Мои фотки!

    Папа очень рассердился. Он строго сказал сыну:

    — Сначала научись вежливо просить, а потом приходи! Петя пошел к дедушке.

    — Дедушка, научи меня просить. Я так обрадовался папе, мне было так весело, так интересно! А Ксюшка разревелась. Вот папа меня и прогнал. Велел научиться вежливо просить.

    —  Нет ничего проще,— ответил дедушка.— Ты должен выучить несколько слов. Повторяй за мной: пожалуйста; будь добра; разреши мне; позволь мне; очень прошу; если можно, дай мне, пожалуйста, посмотреть фотографии.

    Петя:

    — Вот еще нежности! Никогда! Пусть раньше вырастет борода, чем буду я кланяться этой девчонке! Уж лучше я постою в сторонке...

    Вопросы для обсуждения:

    —  Как вы думаете, разрешили Пете посмотреть фотографии?

    — Что значит «вежливо просить»! Попробуйте повторить за дедушкой несколько вежливых слов.

    Текст для чтения:

    В воскресенье бабушка пошла с внуками в парк. Она села на скамейку, а Ксюша и Петя играли с ребятами.

    —  Посмотрите, какой огромный жук! — закричал Юра.— Я никогда таких не видел. Ну, просто как бульдозер!

    Ребята сбились в кучку. Каждый хотел увидеть чудо-жука.

    —  Разреши и мне посмотреть,— сказала Ксюша.

    — Эй, Юрка, твой отец — стекольщик? — закричал Петя.— Отвали! Дай другим посмотреть!

    Вопросы для обсуждения:

    Как вы думаете, увидела ли жука Ксюша? Удалось ли Пете увидеть жука? Какую ошибку он допустил?

    — Если бы вы были на месте Пети и захотели увидеть жука, что бы вы сказали Юре?

    Текст для чтения:

    Мама купила большие красные яблоки. Ксюша подошла к маме и попросила:

    —  Мамочка, пожалуйста, дай мне яблоко.

    —  Съешь после обеда, — ответила мама.

    — Я очень прошу. Даю слово, что съем весь - весь обед. Так хочется попробовать красивое яблочко. Пожалуйста, разреши мне съесть его до обеда.

    Вбежал Петя. Он увидел яблоки и без спросу схватил самое большое.

    Вопросы для обсуждения:

    —  Как вы думаете, получила ли Ксюша яблоко до обеда и почему?

    —  Как, по-вашему, мама отнеслась к Петиному поступку?

    —  Как бы вы поступили на месте Ксюши и Пети?

    —  Когда вам хочется что-то попросить у мамы, как вы это делаете?

    —  Повторим еще раз вежливые слова, с помощью которых мы просим о чем-либо. Нужно ли говорить эти слова только взрослым или детям тоже? (Вежливым нужно быть не только со взрослыми, но и с ровесниками — на это следует обратить особое внимание детей.)

    Текст для чтения:

    Дедушка взял Ксюшу за руку и пошел с ней в магазин.

    — Дедушка, — попросила Ксюша, — я хочу сама купить печенье. Дай мне, пожалуйста, чек, а я попробую обратиться к продавцу.

    — Что ж, внучка, попробуй.

    —  Будьте добры, взвесьте, пожалуйста, один килограмм печенья...

    Вопросы для обсуждения:

    —  В прошлый раз мы говорили о том, что такое вежливая просьба. Вежливо ли обратилась Ксюша к продавцу?

    —  Если вам нужно купить три карандаша, как вы скажете об этом продавцу?

    Текст для чтения и обсуждения:

    Папа пришел с детьми в магазин «Спорттовары», Он обещал купить Ксюше скакалку, а Пете — мяч. Петя обратился к продавцу:

    —  Покажите это. Мне папа купит...

            —   Как вы думаете, получит Петя мяч?

            — Научите Петю беседовать с продавцом. Пусть Настя будет продавцом, а Ян покупателем. Разыграйте сценку.

    • У прилавка мама с сыном. Мальчик громко плачет:

    —  Ой, хочу клюшку! Купи-и-и!

    — Но у тебя уже есть клюшка,— уговаривает его мама,— успокойся, пожалуйста, не кричи...

    — А я эту хочу! Купи-и-и!

            — Как вы думаете, хорошо ли ведет себя мальчик? Научите этого плаксу вести себя по правилам. Пусть Инна будет мамой, а Вова сыном. Вова, попроси «маму» купить клюшку. Побеседуйте   вежливо,   тихо,   не  обращая  на  себя  внимание окружающих.

    • Лиля и Петя, попросите маму купить теннисный мячик. Какие вежливые слова вы ей скажете?

    Игровые ситуации:

    Давайте поиграем в детский магазин. Валя — продавец, а другие дети — покупатели. Разложим на «прилавке» игрушки.

    Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает.

    Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них — «пожалуйста».

            Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Петя, Галя, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?

            Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?

            Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда о них не забывали — ни дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине.

     5. Этическая беседа «Урок вежливости»

    Цель: формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности честности, правдивости; учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников; воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.

    Предварительная работа:

    1. Чтение детям произведений В. Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», «Что легче?», «До первого дождя» «Почему», «Плохо»; С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы».

    2. Слушание записи «Что такое хорошо и что такое плохо» В, Маяковского.

    3.  Заучивание пословиц о дружбе, честности

    Действующие лица: ведущий, Карлсон, куклы (3—4 человека).

    Стук в дверь, входит Карлсон.

    Карлсон. Ой, сколько детей? А что это вы здесь делаете?

    Ведущий: Идет занятие, урок вежливости. Ребята, а можно ли о Карлосоне сказать, что он воспитанный? А что ему надо было сказать? Выйди и зайди снова. Карлсон снова входит, здоровается, просит разрешения войти. Воспитатель предлагает Карлсону сесть и послушать ребят, поучиться вежливости. В комнате разбросаны игрушки. Кукол зовут на завтрак. Куклы заспешили, толкают друг друга, уселись за стол и ждут.

    Ведущий: Правильно ли куклы вели себя? Можно ли о них сказать, что они воспитанные, вежливые? Что означают слова «вести себя вежливо, культурно»? Ребята, а как вы ведете себя со взрослыми? Какие волшебные слова знаете? Почему слова вежливости называются волшебными? Дети, а кого в нашей группе можно назвать вежливыми и почему? В каком произведении говорится о вежливых людях? («Волшебное слово»). Почему Павлику ничего не давали? Почему стали к Павлику все доброжелательно относиться? А теперь назовите правила вежливости:

    •  Будь вежлив и приветлив со всеми взрослыми.

    •  Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.

    •  На улице, в детском саду, в транспорте говори спокойно, негромко.

    •  Подай стул или уступи место вошедшему человеку.

    — Давайте послушаем песню « Настоящий друг» и отдохнем.

    — Дети, а какой рассказ В. Осеевой учит нас быть честными и правдивыми? (рассказ «Почему?»)

    — Какой поступок совершил мальчик? Почему мама по доброму отнеслась к сыну? А кто такой честный человек? На что похожи слова «честный», «честь»? А легко ли быть честным?

    — Честный человек тот, кто правдив и смел. Вспомните пословицы о честности:

    •  Правда в воде не горит и в огне не тонет.

    •  В ком правды нет, в том и добра мало.

    •  Вчера солгал, завтра лгуном обзывают.

    —  А теперь я вам почитаю, а вы вместе с Карлсоном и куклами тихонечко посидите и послушаете.

    Зачем быть честным?

            Слова «честность», «честь» похожи на слово «чистота» Честным человеком мы называем такого, который «не запачкал» себя притворством, трусостью и ложью. Честный человек — тот, кто правдив и смел. Тот, кто дорожит дружбой. Кто уважает и любит своих близких, знакомых и даже незнакомых людей.

            Вежливый и честный человек старается не делать таких поступков, которых бы ему пришлось стыдиться. Поступков, которые ему пришлось бы скрывать от своих родителей или друзей. Ведь это было бы уже притворством. А всякое притворство приучает человека лгать и трусить. Поэтому вежливый и честный человек старается совершать такие поступки, о которых можно всегда рассказать своим друзьям, чтобы порадовать или развеселить их. Такой человек и сам умеет радоваться удаче своих друзей. И никогда никому не завидует. Если у кого-то появился новый велосипед или футбольный мяч — это очень хорошо! Значит, во дворе у вас станет еще веселее... А если этот мяч или какая-нибудь другая игрушка появились у тебя, тоже замечательно! Теперь ты сможешь играть в новую игру вместе со всеми твоими друзьями.

            Вежливый и честный человек уважает и ценит труд своей мамы, папы, бабушки или дедушки. Он и сам умеет и любит трудиться.

            Ведь несправедливо, когда лишь взрослые наводят порядок в доме, готовят обед и ходят в магазин за продуктами, ремонтируют квартиру или наряжают к празднику елку.

            Ведь, если взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, мальчишкам и девчонкам будет не очень-то весело жить-поживать на белом свете. У ребят тоже есть руки. И эти руки должны стать ловкими и умелыми. Они тоже должны работать.

            Поэтому каждый вежливый мальчик и каждая вежливая девочка стараются иметь свои дела в доме. И если твои мама, папа, бабушка, дедушка и остальные взрослые еще не дали тебе никакого важного домашнего дела, пожалуйста, напомни им об этом.

            А если у тебя уже есть обязательные домашние дела, старайся выполнять их хорошенько и вовремя. По-честному...

            И если вдруг во время каких-нибудь домашних дел ты разобьешь нечаянно чашку или опрокинешь и прольешь варенье — будь честным. Не сваливай свою вину на другого. Сам во всем признайся. И извинись за свой нечаянный поступок.

            На честного человека всегда можно положиться. Вот почему все его уважают и верят ему.

            Вежливый и честный человек, если возьмет у товарища какую-либо книгу (на время, почитать), вернет ее, когда положено. И эта книга не будет порванной или испачканной.

            Если вежливый и честный ребенок пообещает своим товарищам прийти к ним в гости, он явится точно в назначенное время. Опаздывать некрасиво. А если вдруг ты не сможешь почему-либо прийти, то постарайся предупредить об этом. И, в крайнем случае, извинись перед друзьями при первой же встрече.

            У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твердый характер. Про такого говорят: «Этот человек умеет сам себя воспитывать».

            Воспитывать всегда очень даже непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины. И очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они это дело с детства, Когда какой-нибудь мальчик или какая-нибудь девочка стараются изо всех сил во всем, всегда быть честными, вежливыми и добрыми людьми, — значит, они уже начали воспитывать самих себя. Со временем у них обязательно будет сильная воля и твердый характер.

            Если вы, ребята, тоже желаете воспитать в себе волю и характер, то вот несколько советов:

    • Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту на капризы и другие глупые дела свое время.

    • По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким. (Вдруг тебе когда-нибудь понадобится защищать девочку или слабого малыша от задиры-хулигана? Для этого ты должен быть сильным.).

    • Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.

    • Всегда уступай свое место в автобусе, трамвае и другом транспорте   людям, которые старше тебя. Или которые — ты видишь — очень устали, больны.

    •  Никогда не обманывай своих товарищей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые и плохо воспитанные люди. Не будь на них похожим!

    Ведущий показывает книгу В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

    —  О ком эта книга? (О детях плохих и хороших).

    —  Как Маяковский пишет о плохих?

    Если сын чернее ночи

    Грязь лежит на рожице,—

    Ясно, это очень плохо  

    Для ребячьей кожицы.

    — А какими словами поэт говорит об аккуратном мальчике?

    Если мальчик любит мыло.

    И зубной порошок,—

    Этот мальчик очень милый,

    Поступает хорошо.

    — Ребята, а как вы себя ведёте дома? Как вы относитесь к бабушкам, братикам, родителям? (Ответы детей.)

    —  А теперь мы все вместе поиграем в прятки, но сначала я вам расскажу одну историю.

            Ребята играли в прятки. Марина водила: закрыла глаза руками, будто не видит, а сама сквозь пальцы смотрит — кто куда прячется? «Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать?» — громко произнесла девочка, отняла от лица руки и огляделась. Сделала вид, что ищет. А потом стала называть: «Юра за деревом! Тома за беседкой! Галя за кустом! Выходите, я вас всех нашла! Теперь я больше не вожу!» Но ребята догадались, какой водящей была Марина: ведь их не было видно, как же она могла их найти, если с места не отошла ни на шаг! И решили они исключить Марину из игры.

    —  За что ребята исключили Марину из игры? В чем дети уличили ее? Какое чувство должна испытывать Марина? (Ответы детей.)

    Идет игра.

    Ведущий:  Карлсон, понравился тебе урок вежливости, все правила усвоил?

    Карлсон: Да, очень. Я к вам обязательно приду еще.

    Игра «Кто больше знает вежливых слов?»

    Ребята становятся в круг. Водящий-взрослый, находясь в центре этого круга, обращается к любому из участников игры и задает ему вопросы.

    —  Какие слова нужно говорить, когда здороваешься? (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром и т. д.)

    — Какие слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой? (прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите)

    Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь? (простите, извините, прошу прощения)

    —  Какие-слова мы произносим, прощаясь? (прощайте, всего хорошего, всего доброго, спокойной ночи, до свидания и т. д.)

    Игрок, который не нашел или не знает нужного слова, выбывает из игры. Победителем оказывается тот, кто ответил на все вопросы водящего без запинки.

    Игра «Волшебный цветик-семицветик»

    - Ведущий берет самодельный цветок — ромашку (таких цветков можно заготовить заранее несколько) и объясняет детям условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, сделав вид, что бросает его, отдает любому, кому пожелает, со словами из знакомой каждому ребенку сказки: «Лети, лети, лепесток, через запад — на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав крут. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели...».

    А дальше он говорит: «Вели, чтобы Юля сказала Грише доброе слово!»

    Пока ребята не освоили игру, ведущий подсказывает на ушко маленькому «волшебнику», какие слова ему следует произнести.

    Например: «Петя, я тебя толкнула сегодня нечаянно, прости, пожалуйста». «Катя, я была не права, что не дала тебе карандаш. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».

    Заканчивая игру, Ведущий обращает внимание ребят еще на один нюанс:

    — А вы заметили, как произносятся «волшебные слова?  Верно, вежливо, с улыбкой.

    —  А почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?

    —  Конечно, ведь даже в песенке поется: «От улыбки станет всем теплей».

    6. Обращение к взрослому человеку

    Цель: закрепить обращение к взрослому по имени и отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости. При обращении к знакомому учитывают пол, возраст, степень родства или знакомства. 

    Текст для чтения:

    Ксюша с бабушкой пошли в зоопарк. По дороге они встретили бабушкину приятельницу. Бабушка очень обрадовалась.

    — Аннушка! Как я рада! Сколько лет, сколько зим!

    — И я рада тебя видеть. А это кто? Внучка? Здравствуй-здравствуй! Меня зовут Анна Ивановна. А тебя как зовут?

    —  Здравствуйте, Анна Ивановна. Бабушка мне рассказывала, что вы вместе учились, а потом вместе работали. Я Ксюша. А еще у меня есть брат. Его зовут Петя.

    — Очень хорошо, что мы встретились,— сказала бабушка.— Погода хорошая. Давайте вместе пойдем в зоопарк.

    Вопросы для обсуждения:

    Как вы думаете, почему бабушка обратилась к взрослой женщине по имени — Аннушка? (Ведь они вместе учились, значит, знакомы с детства или с юности. К близким друзьям взрослые нередко обращаются по имени.)

    — А как обратилась к бабушкиной приятельнице Ксюша? Как вы думаете, вежлива ли была Ксюша? (Да, она обратилась к взрослой женщине по имени и отчеству, поздоровалась, назвала свое имя, то есть выполнила правила знакомства.)

    — А к кому из взрослых вы обратитесь по имени и отчеству? (К соседям; друзьям родителей; воспитателям: учителям.) Помните, к знакомым взрослым надо обращаться по имени и отчеству.

    — Из чего видно, что бабушка и ее приятельница были рады встрече? (Повторите слова радости, которые они использовали.) Что принято говорить при встрече с человеком, которого давно не видели?

    Игровые ситуации:

            Юра, как твое отчество? Значит, ты будешь Юрий Сергеевич — Колин сосед. Коля, представь, что ты встречаешь своего взрослого соседа в подъезде и хочешь показать ему свою новую машинку. Как вы будете разговаривать? Быть вежливыми вы должны оба.

            Пусть Таня будет детским врачом — Татьяной Алексеевной, а Галя придет к ней на прием. Поговорите между собой.

            Пусть Коля будет Николаем Петровичем, отцом Сережи. А ты, Витя, пришел к Сереже в гости. Ты должен обратиться к Николаю Петровичу и попросить его помочь тебе и Сереже разобраться в инструкции к конструктору.

     7. «Умение слушать»

    Цель: обучать детей умению слушать собеседника; воспитать гуманное отношение у детей друг к другу в общении: быть внимательным к партнеру, не перебивать его.

    Предварительная работа: чтение рассказа В. Катаева «Цветик-семицветик».

    Методы и приемы: игра, направленная на развитие речевых умений; проигрывание ситуации; игра, направленная на двигательное раскрепощение.

    Ход занятия:

    воспитатель предлагает детям игру «Интонации».

    Цель: совершенствовать речевое умение — интонирование.

    Воспитатель:

    — Дети, вспомните, как каждый раз по-разному произносила волшебное заклинание девочка в сказке «Цветик-семицветик». Попробуйте произнести слова:  Лети, лети, лепесток,

               Через запад на восток,

                 Через север, через юг,

                  Возвращайся, сделав круг:

                  Лишь коснешься ты земли —

                  Быть по моему вели!

    —  Произнесите с интересом:  «Вели, чтобы дома я была с баранками»; шепотом: «Чтобы мамина любимая вазочка сделалась целой»; гордо: «Чтобы я сейчас же была на Северном полюсе»; дрожащим от холода голосом:  «Чтобы я сейчас же очутилась опять во дворе»; сердито «Чтобы игрушки, какие есть на свете, были мои»; быстро:  «Чтобы игрушки поскорей убрались опять в магазин»; радостным голосом: «Вели, чтобы Витя был здоров».

    Появляется Фея.  Она приветствует детей:

    —  Здравствуйте, дети. Я хочу узнать, чем вы любите заниматься дома, в какие игры вы любите играть.  (Дети отвечают т одному.)

    —  А теперь назовите, чем любит заниматься (называет имя ребенка), в какие игры любит играть? (Называет нескольких детей.)

    —  Мы не всегда можем назвать то, что слушали. Часто это бывает и у взрослых людей, потому что мы невнимательны к другим. Нам хочется, чтобы мы говорили, а нас выслушивали.

    —  Как вы думаете, что может произойти, если мы невнимательно будем слушать другого? (Собеседник может обидеться, в следующий раз он уже не будет, разговаривать с нами.)

    —  Оказывается, чтобы умели всегда слушать других, не перебивать их, необходимо этому учиться. Хотите этому научиться?

    —  Сначала мы с вами послушаем тишину. Закройте, пожалуйста, глаза. Дети, что вы услышали?

    —  Давайте поиграем с вами в игру «Испорченный телефон». (Дети садятся в круг.) Вам необходимо по очереди передавать

    . друг другу слово так, чтобы никто не слышал. Последний должен это слово произнести вслух. (Выясняют, какое слово передавали и где телефон испортился.)

    —  Дети, игра показала, что необходимо не только внимательно слушать друг друга, но и четко произносить слова.

    —  А теперь я попрошу вас, моих помощников, рассказать сказку «Теремок». Один из вас начнет ее, затем все остальные по очереди будут рассказывать сказку.  Вы должны быть очень, внимательными друг к другу, старайтесь не повторяться.

    —  Дети, как вы думаете, получилась у вас сказка? Почему?

    — Часто бывает, что, разговаривая друг с другом, мы перебиваем собеседника. А с вами случалось такое?

    —  Сейчас мы проиграем с вами такую ситуацию. Сначала вы разобьетесь на пары. Каждая пара будет выходить в центр группы. Вы должны спросить друг друга о том, чем вы занимались вчера вечером. А остальные дети должны внимательно слушать.

    —  Ребята, какая пара вам больше всего понравилась? Почему?

    —  Итак, дети, вы сегодня узнали, что важно в беседе не только самому четко и ясно говорить, но и внимательно слушать того, с кем вы разговариваете. И этому вы сегодня старательно учились.

    —  В конце нашей встречи давайте поиграем в игру «Шалтай

    —  Болтай». На слова:

    Шалтай — Болтай

    Сидел на стене.

    Шалтай — Болтай

    Свалился во сне,

    —  вы должны сначала поворачивать туловище вправо-влево, при этом руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоните свое тело вниз.

    Фея прощается с детьми до следующей встречи.

    Приложение 2

    Методические рекомендации для  родителей и воспитателей.

         Методические рекомендации, направленные на формирование гуманных отношений, способствующих формированию культуры общения между родителями и детьми:        

    1.   Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:

    —  обращайтесь по имени;

    —  занимайте позицию на уровне глаз ребенка (он на стуле, вы на стуле...);

    — используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).

    2.  Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.

    — Всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?

    — Не возникает ли желание его перебить?

    — Не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?

    —  Проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.

    3.  Следите за собственной речью. Помните, что она — отражает вашу личность.

    Проанализируйте собственную речь:

    —  исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;

    —  обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;

    — постарайтесь избавляться от слов-«паразитов».

         Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как «демонстрация расположенности»: спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.

    5.   Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение.

     Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок в ДОУ; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?

    6.  Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату.

    Понаблюдайте за собой:

    — как часто вы улыбаетесь детям;

    — способны ли вы смеяться вместе с детьми;

    — как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.

    7.   Учитесь видеть себя со стороны:

    — чаще анализируйте собственную деятельность;

    —  стремитесь ставить себя на место ребенка;

    — развивайте способность признавать свои ошибки  в общении с детьми.

    8.  Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение.

    Для убеждения вам необходимо:

    — быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;

    — ясно и понятно излагать доводы детям;

    —  проявлять выдержку и терпение.

    Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.

    9. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.

    10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей.

    11. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:

    — требований («Не мешайте», «Перестаньте ссориться»);

    — наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);

    — нотаций («Сколько раз тебе можно повторять?»);

    — оценки, которые несут в себе характер иронии («Ну я так и знала, что это сделал опять Петров»);

    — возмущения («Вы только посмотрите, что вы наделали!»);

    —предвосхищающей отрицательной оценки («0т тебя никогда ничего хорошего не дождешься!»).

    Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, но повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменится ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы:

    предвосхищающую оценку («Я уверена, что ты так больше не поступишь»);

    ориентацию на самих детей («Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват»); выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику («Почему ты так поступил?», «Расскажи, как это произошло»);

    разъяснение («Я вам сейчас расскажу, что произошло»).

    12. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Эго могут быть: непонимание психологической ситуации, настроения детей, недостаточная  саморегуляция,

    несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальности атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе; механическое копирование стиля общения коллег.

         Методические рекомендации для воспитателей, направленные на организацию культуры взаимоотношений между детьми:

    1.Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности), то ему можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого... (спасибо)», «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и Дании на прощание говорят... (до свидания)», «Но давно уже от... (имя-ребенка)  не слышу слова... (здравствуйте), а слово-то какое, очень дорогое» и т.п.

    2.Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения.

    •   «Как можно нас называть по-разному?» Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они  — его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

    •    «Улыбка» — дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую» дорогую улыбку, какая есть.

    •    «Комплимент» — дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье...»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово.

    Для  поддержания желания и совершенствования умения выражать свое настроение:

    •    предложите детям завести «Дневник настроения». В нем ребенок сможет изобразить предметы, которые будут характеризовать его настроение. В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них предложить детям сложить плохое настроение, в другой — хорошее, до этого необходимо посмотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребенок был в хорошем (радостном, веселом) и плохом (грустном, печальном) настроении;

    •     предложить детям игры и упражнения из цикла «Я и мои эмоции»:

    •    «Лица» — дети рисуют на листе бумаги лица с различными выражениями настроения: веселое, хмурое...;

    •  «Мимическая гимнастика» — дети хмурятся, как осенняя туча, как рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое;

    •     «Маски» — один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;

    •    «Глаза в глаза» — дети, разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!»,  «Мне весело, давай вместе играть», «Я не хочу с тобой дружить»;

    4. Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предложите игры:

    •   «Угадай» — один ребенок  воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;

    •  «Походки» — один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного, птицы и т.д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;

    •    «Иностранец» — один ребенок, изображая иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;

    •   «Расскажи стихи без слов». «Изобрази пословицу».

    5. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова предложите детям:

    •  изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;

    •  произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

    6.  Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:

    - участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

    -  сюжетные творческие игры, с повторением сцен — ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);

    -  разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;

    -  следующие упражнения, игры:

    «0пиши друга» — двое детей становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто оказался точнее;

    •  «Подари подарок другу» — при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу;

    •  «Царевна-Несмеяна» — дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру...;

    •  «Сравнения» — дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослым обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;

    • «Волшебный магазин» — взрослый предлагает детям купить что-нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.

    7. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации проанализируйте с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением Карабаса-Барабаса, Бармалея и т.д.

    8. Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме «Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня»

    Если у ребенка есть отклонения в развитии фонематического восприятия, то у него будут затруднения в овладении чтением и письмом. Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. Иногда он...

    Статья на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

    Вашему вниманию представлена статья  опыту работы по  формированию диалогического общения у детей дошкольного возраста....

    Обобщение опыта на тему: "Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте"

    Мелкая моторика – это скоординированная работа нервной и мышечной систем. Двигательные импульсы пальцев рук, напрямую имеют благоприятное влияние на развитие и формирование «речевых» зон, а также...

    ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Аннотация: в статье раскрыты понятия культуры общения, как важнейшая составная часть общей поведенческой культуры. Рассмотрены идеи педагогической поддержки, её влияние на формирование культуры общени...

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА на тему "Общая физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста в ДОУ"

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА Общая физическая подготовка детейстаршего дошкольного возраста в ДОУ...

    Особенности формирования культуры общения у детей дошкольного возраста.

    Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности.Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают,что именно в эти годы при условии целеноправленного воспи...

    ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В данной статье рассматривается значимость формирования культуры общения в старшем дошкольном возрасте.  Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно ок...