ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа) на тему

Христофорова Ирина Львовна

Аннотация: в статье раскрыты понятия культуры общения, как важнейшая составная часть общей поведенческой культуры. Рассмотрены идеи педагогической поддержки, её влияние на формирование культуры общения детей. Представлен опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста, где выявлены эффективные формы работы, основанные на технологию педагогической поддержке, через совместную деятельность.

Ключевые слова: культура общения, педагогическая поддержка, совместная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Формирование культуры общения 30.28 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Христофорова Ирина Львовна

г. Нижний Новгород

irina-nn79mail.ru

        Аннотация: в статье раскрыты понятия культуры общения, как важнейшая составная часть общей поведенческой культуры. Рассмотрены идеи педагогической поддержки, её влияние на формирование культуры общения детей. Представлен опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста, где выявлены эффективные формы работы, основанные на технологию педагогической поддержке, через совместную деятельность.

Ключевые слова: культура общения, педагогическая поддержка, совместная деятельность.

        Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми. Общение – это актуальная проблема, которая волнует умы человечества. Именно с младшего возраста усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни.

        Культура общения рассматривается как важнейшая составная часть общей поведенческой культуры и необходимое условие нравственного развития личности. Выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками основано на уважении, доброжелательности, соблюдении требований вежливого, тактичного поведения в общественных местах, в быту.         Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнера. Основа культуры общения – гуманное отношение человека к человеку. Поэтому воспитание культуры общения у детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса.

        Исследования Л.И.Божович, А.Д.Люблинской, Д.Б.Эльконина и других убедительно показали, что потребность в общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость формирования культуры общения с самого раннего возраста. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных педагогов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В.

         В фундаментальных исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, А.В. Петровского и др. выявлена закономерность в развитии потребности ребенка в общении и его коммуникаций с другими. Работы позволили установить неразрывные связи социального и индивидуального, коммуникаций и саморегуляции, поведения и внутреннего мира личности, обусловленные развитием общения и коммуникации.

        Формирование культуры общения детей не возможно, осуществить без педагогической поддержки.  Педагогическая поддержка – особая практика педагога, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется в процессе его диалога и взаимодействия с ребёнком. Она всегда предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.

        История педагогики позволила выявить истоки рождения идеи педагогической поддержки детей, которые отражены в работах Ш.А. Амонашвили, М. Монтессори, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, С.Т. Шацкого и др. Общим в идеях различных авторов выступает мысль о поддержке как доверительной форме взаимодействия педагога с ребенком, как поиск новых средств и методов общения с ребенком.. В гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили  содержательный контекст его педагогики заключен в понятиях "забота", "сострадание", "сорадость", "сопереживание", "помощь" и др., которые раскрывают не только ее сущность, но и технологию педагогической деятельности, основанной на любви, вере, откровении и сотрудничестве.

       В концепции О.С. Газмана высказана мысль о педагогической поддержке как пути преодоления проблем ребенка. По утверждению Н.Б. Крыловой, инновационность идеи педагогической поддержки заключена в возможности проектировать альтернативное пространство обучения и воспитания, где система методов обеспечивает ориентацию на развитие и саморазвитие индивидуальности ребенка, на предупреждение возможных проблем в его становлении.        

       Технология педагогической поддержки изменяет не только формы организации жизнедеятельности детей, но и, самое главное, позволяет детям освободиться от многих проблем - агрессивности, заторможенности, коммуникативных проблем и др.

        На наш взгляд, оказание детям педагогической поддержки в процессе совместной деятельности по развитию их коммуникативной культуры является гуманной миссией педагога.

        Опираясь на идеи педагогической поддержки, были определены необходимые условия: благоприятный психологический климат в группе, создание ситуации успеха для каждого ребёнка с учётом индивидуальных особенностей, позиция сотрудничества педагога с ребёнком как с равным партнёром.

         Важнейшим условием в формировании культуры речевого  общения детей является речь воспитателя. Овладение культурой общения, неустанное её усовершенствование, является профессиональной обязанностью. Кроме того, речь воспитателя должна быть обусловлена демократическим стилем общения, при котором собеседники взаимодействуют как равные партнёры.

       Для реализации совместной деятельности с детьми по формированию культуры общения  были поставлены следующие задачи:

- Развивать умения детей употреблять слова приветствий, благодарности.

- Содействовать умению вести разговор с партнёрами, не обижая и не унижая собеседника, умение пойти на компромисс в нужной ситуации.

-  Способствовать умению контролировать правила хорошего тона.

- Побуждать детей анализировать собственное поведение, поведение окружающих людей.

- Развивать воображение, творческие проявления, интерес к играм -  ситуациям, играм-драматизациям, сказкам и т. д.

        Большую роль в выполнении поставленных задач играет предметно- развивающая среда. Наглядно-образное восприятие малышей предполагает яркость, красочность в её оформлении. Вместе с родителями мы оформили игровые уголки, дидактическое панно, шапочки-маски сказочных персонажей к подвижным играм, сказкам; сделали плоскостной и пальчиковый театр, пополнили костюмами уголок ряженья; оформили иллюстративный материал, Приобрели куклы би-ба-бо к сказкам. Изготовили коврик «Дружба».

          Игровое пространство создаёт особую субкультуру детства и позволяет ребёнку самовыражаться и проявлять свою индивидуальную позицию. Социальные отношения, созданные в субкультуре детства в игровом пространстве, по нашему убеждению, могут обеспечить детям освоение способов коммуникаций, поддерживающих друг с другом социально комфортные и эмоционально положительные отношения. Культурно-игровое пространство представляет среду диалога культуры и личности, позволяющую каждому ребенку ощутить свободу в выборе действий и линии поведения, приобрести опыт вести диалог, вступать в коммуникации, приводящий к согласию и принятию ценностей других, проявить индивидуальность.

       Для воспитания культуры общения детей в совместной деятельности применялись различные формы работы, которые на наш взгляд оказались самыми эффективными:

       Как основа успешной коммуникации, в нашей группе стало традицией, каждое утро собираться в общий круг «Утро радостных встреч», где есть возможность всех увидеть, поприветствовать, поделиться радостью или разделить с друзьями огорчения. Приветствия, пожелания, подарки, комплименты, внимание друг к другу являются основой для того, чтобы наладить коммуникацию на весь день. Темы бывают разные, например вся группа встречает сверстника после болезни. Групповой сбор проходит быстро и легко, в нём используются утренние и вечерние ритуалы.

        Немало важно для развития общения играют игры-развлечения (инсценировки). Содержание игр-развлечений (показов) должно быть более «затейливым», чем действия детей в самостоятельной игре, но взятым из реальной близкой ребёнку действительности. Чтоб интерес к игре был устойчивым, используются разнообразные игрушки, которые привлекают внимание детей. Они появляются через сюрпризный момент, отгадывание загадок, художественное слово.

        Очень любят ребята, когда их привлекают индивидуально к общению посредством стихов-диалогов. Такие стихи-диалоги помогают детям почувствовать общение с конкретным лицом в привычной для детей разговорной речи, как они разговаривают в жизни.

        Обращаясь к внутреннему миру малыша, работая над обогащением эмоционального опыта - сопереживания, были придуманы игры-ситуации, сюжет которых подсказали сами дети, а вернее те конфликтные ситуации, которые наиболее типичны на первых порах общения малышей.  Например: «Приходи ко мне в гости», «Кто угостит зайчика» (которому не досталась морковка), «Кто отведет котёнка к маме» (он потерялся, сказать утешающие слова, поиграть с ним, угостить). Дети с удовольствием вступают в игру, в ролевой диалог, при помощи наводящих вопросов педагога. Для активизации детей нужно заранее обдумать различные ситуации, которые помогут заинтересовать детей, проявлять инициативу в развитии сюжета. Так же проблемные ситуации используются для организации сюжетно – ролевых игр, где можно познакомить детей с вежливыми словами «Если ты пришёл в магазин или в больницу, в гости. То первым делом, что должен сделать?».

        Для развития общения  важную роль играют дидактические игры, которые имеют определённое значение в нравственном воспитании детей. Сначала малыш приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушки не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной деятельности: Вместе рассматривать игрушки, картинки, плясать, ходить, петь и т.д. Зарождается интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

        Очень любят и увлекаются малыши играми перед зеркалом. Это игра называется «Сам себе режиссёр», когда дети, проговаривая или распевая стихотворный текст (например, колыбельную) или разыгрывая игры - ситуации, подсказанные мной, любуются красивым нарядом куклы, в котором она поедет с хозяйкой в гости, или сопереживают котёнку, поранившему лапку. Дети сами придумывают слова соответственно сюжету, проигрывают с соответствующей интонацией и мимикой, наблюдая свою игру перед зеркалом. Такие игры вызывают интерес друг к другу, что важно для малышей для утверждения своего «я», уверенности в себе, самостоятельности.

        Одним из эффективных форм в воспитании уважения к взрослым и сверстникам, понятия правил поведения использовались ситуативные общения, которые помогают ребёнку разобрать понятия добра и зла, справедливости. С этой целью в группе проводились игры с использованием речевых житейских ситуаций: «За что меня можно похвалить?», «Как вы можете порадовать маму?». Дети с радостью вступают в речевое общение, которое после  проявлялось в самостоятельной деятельности.

        Формирование культуры общения не возможно без художественного слова, литературных произведений. Так возникла форма совместной деятельности взрослых и детей, которую так и нахвали «В гостях у сказки». В книжном уголке группы два раза в неделю появляется сказочный персонаж Домовёнок Кузя с волшебным сундучком, в котором, находиться новая книга или иллюстрация к сказкам, потешкам, рассказам. Такой сюрпризный момент доставляет детям радость и вызывает интерес от ожидания чего - то нового, волшебного. Если эта книга, с детьми её рассматриваем, читаем, беседуем. Если иллюстрации придумываем сказки, загадки, потом совместно изготовляем книжки – малышки.

        Итогом проведённой работы были совместные мероприятия: вечер - досуга «Мама, папа, я самая вежливая семья», где родители вместе с детьми решали проблемные ситуации, применяя творческий подход; совместное оформление стенда «Я и мои друзья»;  посещали концерты филармонии, которая выезжала к нам в детский сад.   

        Работа показала  хорошие результаты. Дети стали относиться  друг к другу на много внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Речь детей стала более содержательной. В общении дети пользуются вежливыми словами выражениями, активно проявляют себя, фантазируют.

        Таким образом, в ситуации педагогической поддержки взрослых и детей, ребёнок  наиболее эффективно осваивают культурные нормы, и наиболее ярко проявляет их в общении с окружающими людьми.

Библиографический список

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. — М., 1986.
  2. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М. : Искусство, 1979.
  3. Выготский Л. С, Развитие устной речи Собр. соч, в 6-ти томах. Т. 3. М.,
  4. Курочкина  И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М.,ГИЦ Владос 2001
  5. Лисина В. Р., «Общение педагога с ребёнком как средство создания положительного микроклимата в группе детского сада». //Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. –М. 2004
  6. Мухина В. Я. Спиваковская А. С. Игра и нравственное развитие дошкольников. Кн. Для воспитателя детсада. – М. : Изд-во Московского университета, 1986. – С. 17-20
  7. Шипицина Л. М. Азбука общения раздел № 8 СПб. 2002 г. с.191
  8. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки — этикет для малышей. М., Прометей. 2003 г. С.98
  9. Шорыгина Т.А. Этикет для малышей М. Прометей. 2003 г. С.147
  10. Эльконин Д. Б., Детская психология. – М. – 2006

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Консультация для воспитателей на тему: «Этикет культуры речевого общения детей младшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения....

Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)

Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)...

Проект "Формирование гигиенической культуры и культуры здоровья детей младшего дошкольного возраста"

Проект "Формирование гигиенической культуры и культуры здоровья детей младшего дошкольного возраста"...

План работы по самообразованию на тему "Формирование культуры поведения и общения детей младшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – время активного приобщения детей к культурным ценностям и нормам. Воспитание культуры общения и поведения определяется социальной востребованностью личности, способной к сам...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматривается значимость формирования культуры общения в старшем дошкольном возрасте.  Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно ок...

Педагогический проект «Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста».

Общение -  сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку едино...