Главные вкладки

    Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)
    методическая разработка на тему

    Назарычева Татьяна Петровна

    Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)».

    Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия: как вести себя правильно, т. е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести себя хорошо, т. е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т. е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.

    Ещё В. А. Сухомлинский говорил, что " речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры". В слове - суть мысли. Вот почему важно с самого раннего возраста учить мыслить и обозначать мысль словом, уметь общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. Ребёнок - великий наблюдатель и подражатель - замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения, поэтому важной задачей является установление взаимосвязи между уровнем представления о речевом этикете у детей и родителей.

    Ребенок усваивает родную речь так называемым “материнским способом”, подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Необходимо избавить ребенка от грубостей,  исключить из семейного обихода бранные, нецензурные слова.

            А часто ли вы обращаетесь к своему ребенку не в форме приказания, а в форме просьбы и употребляете слово “пожалуйста”, благодарите его, высказываете свое родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Признаемся себе, что мы торопимся отметить дурное в его поведении, а ведь малыш, еще только постигающий, “что такое хорошо и что такое плохо”, так нуждается в одобрении, в образцах правильной вежливой речи.

              Выражения “доброе утро”, “добрый вечер”, “спокойной ночи” являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребенка, как и слова “здравствуйте”, “до свидания”.

            “Волшебное слово” – меткое выражение хорошо известно нашим малышам. Но все ли им пользуются? Напоминайте вашему ребенку, чтобы он не забывал о “волшебной силе” слова “пожалуйста”, обращаясь с той или иной просьбой к взрослым или к сверстникам.

            Освоение ребенком речевого этикета повышает культуру его речи, а также языковое чутье.

     Целью нашей работы явилось формирование культуры личности ребенка через обучение основным правилам общения людей, нормам речевого этикета и поведения.

    Определили задачи:

    • обучение детей уместному использованию слов речевого этикета;
    • знакомство детей с правилами поведения в общении с окружающими (четко произносить слова, говорить не спеша, выбирать удобное расположение по отношению к партнеру);
    • закрепление в речи детей употребление речевых этикетных формул (приветствия, прощания, благодарности и т. д.);
    • совершенствование умения использовать неречевые средства общения  (мимику, жесты, пантомимику);
    • показать, как соединены добрые чувства и слова, которые необходимо произносить в различных ситуациях;
    • умение детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств в общении;
    • воспитание дружеских отношений в группе детей;
    • закрепление доброжелательных отношений к близким, сочувствие и сопереживание к маленьким детям.

    Пополнение предметно-пространственной развивающей образовательной среды нашей подготовительной к школе группы.

    В предметно-пространственную развивающую образовательную среду были внесены:

    • Настольные игры: «Лёля, Сережка и заколдованные буквы», развивающая игра «Театр настроения», «Мое настроение».

    Дидактические игры «Дерево вежливых слов», «Пословицы», «Антонимы», «Волшебные слова», «Доскажи словечко», «Солнышко».

    • Демонстрационный материал. Беседы по картинкам «Уроки вежливости». Альбом Р.С. Буре «Как поступают друзья?».
    • Мнемотаблицы, схемы к занятиям.
    • Художественная литература: «Тук-тук-тук». Рассказы Н. Носова, «Никиткины друзья». Е. Чарушин, «Такие разные слова» Раскраска с наклейками. «Новые Правила поведения для воспитанных детей» Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева, «Волшебное слово» и «Синие листья» В. Осеева, «Волшебные слова» Марина Дружинина, «Самый большой друг. Сказки. Серия «Читаем вместе». С. Л. Прокофьева, Е. Г. Карганова и др.
    • Настольный театр по русской народной сказке «Рукавичка», маски Феи Добра, Феи Зла.
    • Набор кукол «Моя семья».
    • Фонарик, сердечки.

    Работа с детьми.

    С детьми были организованы:

    • Сюжетные творческие игры «Моя семья», «Путешествия», «Магазин», «Детский сад», «Школа» и др.
    • Рассматривание иллюстраций, беседы, рассуждения. Например, «Уроки вежливости», «Как поступают друзья».
    • Чтение и обсуждение художественных произведений (сказок, рассказов, стихов).
    • Дидактические и словесные игры «Вежливое слово», «Дерево вежливых слов», «Антонимы», «Доскажи словечко».
    • Игры и упражнения «Я и мои эмоции», «Мое настроение», «Солнышко», тренинг эмоций, например, с помощью мимики и жестов детям предлагается изобразить жильцов Волшебного домика, пребывающих в разном настроении: спокойном; печальном и грустном; тревожном и беспокойном; веселом и игривом; превосходном. И задаем детям вопросы: Что вы чувствовали, когда изображали настроения жильцов дома? С какими жильцами вам бы хотелось поселиться в одном доме?
    • Игры «Угадай жест», «Изобрази пословицу». Совершенствование умения общаться без слов.
    • Тренинг «Комплименты».
    • Участие в кукольном спектакле, драматизация сказок, разыгрывание сценок. Например, по стихотворению Е. Благининой «Котенок» распределяются роли: девочки и бездомного котенка.
    • Создание ситуаций, где дети тренируют себя в образцах правильной вежливой речи. Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
    • Разговор по телефону между собой, со сказочными персонажами.
    • Упражнение «Добрый - злой».
    • Сочинение детьми историй, продолжений рассказов.
    • Игра «Закончи предложения». Например, Я радуюсь, когда… Я сержусь, когда… Я грущу, когда…
    • Раскрашивание рисунков по заданиям.
    • Диагностика настроения детей по рисункам, по выбору цвета. Цветовая опись настроения:

    - красный цвет – восторг;

    - оранжевый – радость, веселье;

    - желтый – мне приятно;

    - зеленый – спокойное настроение;

    - синий – грустное настроение, неуверенность;

    - фиолетовый – тревожное настроение;

    - черный – унылое настроение;

    - белый – состояние страха.

    Взаимодействие с семьями воспитанников.

    Была проведена такая работа:

    • Консультация для родителей «Секреты мира вежливости».
    • Опыт семейного воспитания по вопросам формирования культуры личности ребенка. Индивидуальный опыт семьи Любы В. «Учимся здороваться», «Учимся говорить: «Доброй ночи!», опыт семей Илюши П., Никиты К., Кати С. «Учимся говорить волшебное слово «Пожалуйста!» в разных ситуациях, опыт семьи Артема Ц. «Учимся говорить: «Добрый вечер!», «Доброго пути!», опыт семьи Алины К. «Учимся говорить: «Добрый день!».
    • Наглядная информация для родителей. Стенд «Секреты мира вежливости».
    • Анкетирование родителей на тему: «Особенности общения вашего ребенка».
    • Домашнее задание для родителей и детей: «Найдите пословицы о вежливом слове», «Найдите рассказы о вежливости».

    Заключение.

    Наш девиз группы: «Возьми меня, добавь себя,

                                        И вместе мы – друзья!»

    Друзей у нас много! Мы приобрели ещё одних: « ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА – НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ!».

    Спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

    Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

    Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

    Предлагаем вашему вниманию презентацию "Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста". В презентации раскрыты понятия: "здоровье", "культура здоровья"; обозначены задачи , пробле...

    Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

    Предлагаем вашему вниманию презентацию "Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста". В презентации раскрыты понятия: "здоровье", "культура здоровья"; обозначены задачи , пробле...

    консультация для воспитателей "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

    Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социаль...

    Проект на тему:"Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

    Содержательные линии культуры здоровья выражаются, прежде всего, в осознании личной значимости здорового образа жизни - как быть здоровым, жить в гармонии с собой, природой, социумом; в элемента...

    «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

    В представленном материале разработана система по  формированию культуры поведения старших дошкольников через различные виды деятельностивиды. Одной из основных задач являлось повысить урове...

    «Формирование общей культуры личности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыке»

    Открытое мероприятие музыкального руководителя Лебедевой С.Н.«Формирование общей культуры личности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыке»...